КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Тема: «Структура и уровни социологического знания» Введение 1. Трактовка структуры
Лекция № 1 Социология Тема: «Структура и уровни социологического знания»
Важнейшим компонентом предметной области социологических исследований являются над-личностные и вне-личностные социальные образования, именуемые обычно социальными структурами и социальными институтами. Структурированность того, что познается социологами, создает объективные предпосылки и основания для структурирования продукта социологического исследования – той суммы знаний, которые получается в результате разнообразных видов такого исследования. Общественная жизнь имеет различные сферы, области человеческой деятельности, соответствующие им социальные институты, учреждения, отношения и т.п. Их отражение в получаемой в ходе исследования научной информации, оформляемой и закрепляемой в виде того или иного вида знаний, обеспечивается разнообразными (тоже структурно дифференцированными) методами и средствами научного познания. Таким образом, получается, что, будучи отражением структуры общественной жизни, научные социологические знания не могут ни быть разделенными на отдельные формы, виды, уровни, не иметь определенных объективных связей и отношений между собой, т.е. не могут не иметь свой структуры. Следовательно, можно заключить, что научные знания о жизни общества, полученные посредством социологических средств и методов, обладают достаточно сложной структурой. Трудность уяснения структуры социологического знания вызывается также тем, что в основание деления имеющегося социологического знания на разные части можно положить различные смысловые контексты, т.е. эта структура зависит не только от особенностей объекта познания, но и от определенных установок, интересов и потребностей субъекта социологического исследования (как отдельного исследователя, так и научного сообщества ученых в целом), а также от сложившихся в конкретной культуре и цивилизации традиций и парадигм научного мышления. В 30-40-е годы XIX века, когда появились первые социологические доктрины О. Конта, А. Кетле, Г. Спенсера и других ученых, претендующие на позитивное (научное) - а не метафизическое (нормативно-ценностное) - описание и объяснение общественных процессов и явлений, структура социологического знания представлялась весьма простой. Она была аналогичной структуре физики Ньютона – образца научной теории в классическом понимании науки, как системы знаний. А именно, и у О.Конта, и у А. Кетле и у многих других первых социологов система социологического знания делилась, как и теория И. Ньютона, на две части: социальная статика и социальная динамика. Да и сама социология первоначально называлась «Социальная физика». Термин «социология» стал употребляться О. Контом и другими учеными позже для обозначения системы научных знаний о закономерностях общественной жизни. Итак, первоначально сумма научных знаний о закономерностях общественной жизни представлялась в виде двучленной структуры: знания о закономерностях, обеспечивающих устойчивость, постоянство (гомеостазис), неизменность в жизни общества, т.е. «социальная статика»; знания о закономерностях изменения и развития общества в целом и его отдельных сфер, т.е. «социальная динамика». Благодаря социально-философской теории К. Маркса, которая была особой формой научного познания закономерностей общественной жизни, но только в рамках философской теории, называемой автором не социологией, а «историческим материализмом», стали выделять еще третью часть научных знаний о жизни общества – знания о закономерностях структуры общества и общественных явлений. Эти знания наряду со знанием закономерностей функционирования общественных явлений описывали и объясняли определенный порядок жизни общества, ее качественное своеобразие, т.е. то, что можно подвести под смысловое значение слов «статика» и «исторический тип общества». Законы капиталистической общественно-экономической формации или, другими словами, буржуазного общества означали, по К.Марксу, в первую очередь, законы его структуры, т.е. те общие, необходимые и существенные связи, которые соединяют в определенную целостность базис и надстройку общества. Согласно теории К. Маркса, конкретный исторический тип общества – это определенная система экономических отношений (базис), характеру которой соответствует характер господствующих в конкретном обществе политических, юридических и духовно-идеологических отношений (надстройки). Таким образом, в рамках классической социологии структуру социологических знаний рассматривали, исходя из признания различий трех видов социальных законов, как состоящую из научных знаний о законах функционирования, структуры и развития общественных процессов и явлений. Как же в современной социологии понимается структура социологического знания ведущими отечественными социологами?
1. Трактовка структуры социологического знания в концепции Тощенко Ж.Т. Член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор Тощенко Жан Терентьевич свою концепцию структуры социологического знания излагает в учебном пособии по общему курсу социологии (см.: Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей; Юрайт, 2000. – С. 49-68)1. Тощенко Ж.Т. выделяет несколько подходов в осмыслении вопроса о структуре социологического знания. Первый подход – представить структуру социологического знания в виде множества существующих социологических теорий. Однако такое понимание структуры социологического знания мозаично и, главное, неустойчиво. Так как число теорий непрерывно изменяется в сторону увеличения, то зафиксировать структуру, т.е. некоторую устойчивую составляющую содержания социологического знания, весьма сложно. Прирост числа теорий может быть бесконечным, а выразить бесконечное число теорий в конечном числе школ проблематично и чревато, по словам Тощенко Ж.Т., «дурной бесконечностью». Хотя, на наш взгляд, можно конечно говорить об определенных социологических направлениях и школах, к которым относились и относятся те или иные теории. Можно также говорить о теориях, которые стали достоянием истории социологии, и не являются актуальными в исследованиях современных социологов. Есть теории переднего края современных социологических исследований, которые содержат в себе как достоверные знания, так и знания, которые еще не до конца обоснованы, являются проблематическими. Наконец, есть социологические теории и концепции, составляющие твердое ядро социологии как науки, т.е. достоверность которых подтверждена историей развития социологического познания, и не вызывает в настоящее время сомнения у научной общественности. При втором подходе, который выделяет Тощенко Ж.Т., структуру социологического знания пытаются представить в виде набора определенных проблем, решаемых социологами в рамках тех или иных направлений исследований. Однако и здесь есть опасность какие-то проблемы не учесть и, соответственно, не сгруппировать их в конкретном направлении. Третий подход, широко распространенный среди социологов, - это деление социологического знания по уровням познания социальной действительности и их диалектической взаимосвязи. Обычно выделяют двух-, трех - и даже четырехуровневую структуру социологического знания. Двухуровневая структура: теоретическое социологическое знание – эмпирическое социологическое знание (общетеоретическая социология – эмпирическая социология). Добавление частных социологических теорий в качестве промежуточного уровня между общетеоретической и эмпирической социологией дает трехуровневую структуру социологических знаний. Если к трехуровневой структуре добавить еще методологическое социологическое знание как особое знание, отдельное от предметного знания, то возможет один из вариантов четырехуровневой структуры. Другой вариант четырехуровневой структуры предлагает сам Тощенко Ж.Т., выделяя в качестве особого уровня социологического знания – «уровень социальных показателей» (см.: указ. соч., с. 51). На наш взгляд, можно объединить оба этих варианта и получить в итоге уже пятиуровневую структуру социологического знания. Тощенко Ж.Т., опираясь на позицию известного современного французского социолога П. Бурдье2, выражает сомнение в целесообразности применения в настоящее время трехуровневой модели структуры социологического знания. «Очевидно, - пишет он, - что трехуровневая модель социологии, сыграв определенную роль в ее развитии, в значительной степени исчерпала свои возможности. В настоящее время предприняты попытки не только усовершенствовать эту точку зрения, но и отказаться от нее» (указ. соч., с. 52). Сам он более склонен выделять два уровня: теоретическая и эмпирическая социология. Получается, что все социологическое знание располагается в двух слоях: нижний – теоретическое знание, верхний – эмпирическое знание. Тощенко Ж.Т. признает, что существуют и другие двухуровневые модели уровней социологических знаний: 1) предметное социологическое знание – методологическое социологическое знание; 2) микросоциология – макросоциология; 3) фундаментальная социология – прикладная социология. Здесь можно добавить еще один вариант дихотомического (т.е. деления надвое) деления социологического познания на уровни. На наш взгляд, вполне оправданным является деление всего процесса социологического познания на уровень, когда получаются научные знания в результате качественного анализа социальных объектов, и уровень, когда получаются знания в результате количественного их анализа. Здесь основанием деления выступает способ получения знаний об объекте (качественный анализ или количественный анализ). Особенностью концепции Тощенко Ж.Т. является то, что он предлагает рассматривать еще и так называемую «функциональную структуру социологического знания» (см. указ. соч., с. 55). В основание этой структуры он предлагает положить деление жизни общества на 4 сферы: экономическую, политическую, духовную и управленческую. Наконец, еще одна новаторская идея Тощенко Ж.Т. заключается в том, что он предлагает выделять шесть групп социологических категорий. Если признать, что социологические категории являются формами социологического знания, то получается еще одна модель структуры социологического знания, включающая в себя следующие шесть групп категорий. 1. Категории, связанные с анализом объекта социологии; 2. Категории, трактующие предмет социологии; 3. Категории, объясняющие субъект социологии; 4. Категории, выполняющие функцию инструментов социологического познания; 5. Категории, углубляющие представления о функциях социологии; 6. Категории, занимающие пограничное положение, т.е. используемые не только в социологии, но и других общественных науках (демографии, социально психологии и т.д.).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |