КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 2. Ядов В.А. об особенностях структуры
Ядов В.А. об особенностях структуры социологического знания Владимир Александрович Ядов - доктор философских наук, профессор, руководитель Центра исследований социальных трансформаций, бывший (с 1989 г. по июнь 2000 г.) директор Института социологии Российской Академии Наук (РАН). В фундаментальном труде «Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности»3 он выделяет две основы социологического знания – теоретическая база и эмпирическая база социологического знания. Причем, по мнению Ядова В.А., содержание теоретического социологического знания не определяется непосредственно эмпирическими знаниями о социальных процессах и явлениях, полученными посредством обобщения фактов и с помощью индуктивного метода. Оно скорее определяется методологическими установками социально-философского анализа, теоретическими концепциями и гипотезами. В самом деле, из истории социологии мы знаем, что теоретические содержание социологии Макса Вебера было обусловлено разработанной им методологической установкой, известной под названием «социологический номинализм», полученной путем социально-философского осмысления проблем научного познания общественных процессов. Тогда как теоретическое содержание социологии Э. Дюркгейма обусловлено другой философско-методологической установкой, названной «социологическим реализмом». В итоге, первый создал теорию «социального действия», призванную дать понимание социально-психологических механизмов, детерминирующих поведение индивидов. Тогда как второй – основатель теории социальных институтов, которая дает объяснение механизма воздействия надличностных социальных образований на выбор целей, задач и приоритетов, как отдельного человека, так и больших групп людей. От первого классика социологии идет традиция микросоциологического исследования в научном познании общества, со своим специфическим набором познавательных средств, методов и результатов. От второго – традиция макросоциологического анализа, которому свойственны свои понятия, особые фундаментальные положения и выводы, полученные иными (по сравнению с микросоциологическим исследованием) познавательными средствами и методами. Для микросоциологического изучения важным и ценным является познание субъективных факторов, уникальных, личностных особенностей, выяснение деталей, нюансов в поведении людей и в массовых социальных процессах. Для макросоциологического познания более ценным оказывается совсем другое – то, что не зависит от конкретного субъекта, его личностных особенностей и состояния души, т.е. объективные закономерности, тенденции. В макросоциологическом познании важно знание общего, а не частного, выяснение массового, типичного, а не индивидуально неповторимого. В связке «эмпирическое знание – теоретическое знание», по Ядову В.А., ведущей, приоритетной стороной выступает теоретическое знание. «Эмпирическая база, - отмечает он, - представляет собой сгруппированные и обобщенные социальные факты, рассматриваемые под углом зрения различных теоретических подходов» (указ соч., с. 38-39). «Самое же интенсивное проникновение теории в эмпирическое исследование состоит в том, что именно теория задает то, - размышляет Ядов В.А., - что можно назвать моделью для объяснения эмпирических данных, различных взаимосвязей, устанавливаемых исследователем» (там же, с. 39). При философско-онтологическом аспекте рассмотрения этих двух частей социологического знания можно констатировать, что теоретическое знание отличается от эмпирического глубиной проникновения в сущность исследуемых социальных явлений. Эмпирическое знание – это знание о том, что лежит на поверхности общественной жизни, что можно увидеть, измерить, зафиксировать в чувственном образе, описать языком протокола наблюдений или опыта. Короче говоря, это знание явлений. Продуктом эмпирического познания становятся представления о жизни общества. Эмпирические знания – это фиксация определенных событий и фактов, как неких следствий опытно-экспериментального познания. Теоретическое же знание – это знание о том, что скрыто от глаз и других органов чувств. Это понимание сущности фиксируемых опытным путем явлений жизни общества. Продуктом теоретического познания являются понятия о жизни общества. Теоретическое знание – это понимание причин тех или иных социальных следствий или фактов. Другое деление социологического знания на составные части, по мысли Ядова В.А., возникает в зависимости от различия целевых установок в исследовании – теоретико-познавательной или практически-прикладной. Если в ходе социологического исследования целью является приращение социологического знания, его углубление и расширение, то такое познание называют фундаментальным. А соответствующие ему знания, полученные в результате такого познания, – фундаментальными. Если же целью социологического исследования выступает решение определенной практической задачи, то такое исследование обычно обозначается как прикладное. Социологическое же знание, полученное в результате такого исследования, называют прикладным. Сказанное помогает понять, почему нельзя путать деление социологических знаний на знания теоретические и эмпирические с их делением на знания фундаментальные и прикладные. Основанием деления в первом случае является содержание того, что познается – сущность или явления. В теоретическом знании отражается сущность, причина или основание явления, т.е. то, что не доступно органам чувств человека. А в эмпирическом знании фиксируется явления, т.е. характеристики объекта, доступные органам чувств познающего субъекта. Эмпирические знания легко проверяются (верифицируются) на предмет их достоверности, тогда как теоретические знания проверить на их достоверность опытным путем не всегда возможно. Основанием же деления социологического знания на фундаментальные и прикладные выступает цель познания социальной реальности. Если познаются социальные структуры для того, чтобы лучше их знать, обогатить наши знания о социальных процессах и явлениях, то тогда это фундаментальное познание и аналогично называются полученные в результате знания. Вот почему фундаментальные исследования могут быть и теоретическими и эмпирическими, а фундаментальные социологические знания могут включать в себя и теоретические знания, и эмпирические. Когда же ставится целью научного социологического познания успешное решение какой-либо практической задачи, то тогда исследование носит прикладной характер. Полученные в результате этого исследования знания также могут быть и теоретическими и эмпирическими. По уровню обобщения научно установленных фактов Ядов В.А. выделяет три вида теоретического социологического знания: 1) общая социологическая теория; 2) отраслевая социологическая теория; 3) специальная социологическая теория. Отраслевая социологическая теория отличается от специальной социологической теории более частным характером. Так, например, в рамках отраслевой социологии, скажем, политической социологии, могут существовать специальные социологические теории (социология политических отношений, социология политических институтов, социология политических трансформаций и т.п.). Подводя итог рассмотрения данной концепции, можно заключить, что, согласно пониманию Ядова А.В., структура социологического знания может быть многовариантной. Скажем, теоретический уровень можно представить в виде трех подуровней. Определенное количество подуровни можно выделить и на уровне эмпирических знаний. Тогда социологическое познание можно представить не только в виде явления с двумя уровнями, но и как многоуровневый процесс.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |