Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни социологического знания




 

Уровни социологического познания Продукция социологического познания
1. Метасоциология. Методологические установки, парадигмы, принципы социологического исследования, исследовательские программы и т.п.
2. Теоретическая социология. Теории и концепции разного уровня обобщения, объясняющие механизмы действия социальных закономерностей, описывающие существенные связи и зависимости, недоступные непосредственному наблюдению и измерению.
3. Эмпирическая социология.   Данные и факты, зафиксированные в наблюдениях, опытах, измерениях и экспериментах, а также полученные из них первичные обобщения, которые могут только описать объект исследования, констатировать его существование, но не могут объяснить закономерностей его изменения.

 

В качестве двухуровневых структур Г.Е. Зборовский выделяет, кроме деления на макро- и микросоциологические уровни, деление на теоретический и эмпирический уровни, а также на уровень фундаментальных и прикладных социологических исследований. Думается, что ни фундаментальные, ни прикладные социологические знания, ни макросоциологические знания, ни микросоциологические знания не являются уровнями социологического познания. На наш взгляд – это разные программы социологического исследования, дающие в результате разные виды социологического знания, но никак не уровни.

Микросоциологическое знание отличается от макросоциологического знания не уровнем проникновения в объект исследования. Различие между ними обусловлено разными установками, подходами и, наконец, программами социологического исследования. Это просто две разные по содержанию научной информации продукции социологического исследованиях, имеющих вид социологического знания. Макросоциологические знания – это знания, в которых сознательно не учитываются субъективные, личностные характеристики и параметры. Это знания, содержащие информацию о надличностых, безсубъектных социальных структурах, институтах и связях. В то время как микросоциологическое знание является знанием, содержащим информацию о социальных процессах и явлениях, в которой зафиксированы личностные, субъективные стороны, свойства и факторы, присущие социальным явлениям.

Не являются уровнями также фундаментальные и прикладные социологические знания. Основание их деления опять-таки является не глубина проникновения в содержание объекта исследования, а связь познания, полученных в результате знаний с практическими задачами. Социологические знания, которые помогают решению практических задач – это прикладные социологические знания. Знания, которые служат развитию самого социологического знания, его углублению, конкретизации, но не решают непосредственно практических задач – это фундаментальные социологические знания.

На наш взгляд, более логично, рассуждая об уровнях социологических знаний, вести речь теоретическом знании, эмпирическом знании и, наконец, о методологическом знании.

Предметное (онтологическое) социологическое знание содержит два уровня отражения социальной реальности: 1) теоретический уровень (знания, отражающие существенные характеристики объекта исследования), и 2) эмпирический уровень (знания, отражающие различные проявления социального объекта, которые получены с помощью наблюдений, опытов и экспериментов).

Именно эти два уровня вместе с метасоциологией, занимающей по степени обобщений самый высокий уровень абстракции, а значит и представляющее собой самое глубокое проникновение в наиболее общие и существенные связи и зависимости, образуют следующую трехуровневую структуру социологического знания.

Новое, оригинальное, что содержит в себе концепция структуры социологического знания у Г.Е. Зборовского, составляет выделение им в структуре социологического знания таких знаний, которые соответствуют определенным ступеням социологического познания.

Давая общую картину социологического познания, Г.Е. Зборовский берет за исходный пункт - познание общества как целостной системы. Поэтому первый (исходный) этап познания дает общее знание об обществе вообще. Затем на этой основе познаются отдельные сферы жизни общества. В результате полученное на первом этапе знание об обществе вообще дополняется менее абстрактными знаниями об отдельных сферах жизни общества. На третьей ступени (этапе) социологического познания можно получить другую группу знаний – знания о социальных общностях и группах (объединениях людей). На четвертой ступени социологического познания можно получить четвертую группу знаний – знания об устойчивых формах жизни и деятельности людей (социальных институтах и организациях). И только на основе имеющихся четырех групп социологических знаний становится возможным познание личности человека как продукта жизни общества во всех ее проявлениях, а, стало быть, получение социологического знания о личности человека.

Этот (восходящий) путь социологического познания обозначен на рисунке восходящей стрелкой. Это путь познания, основанный преимущественно на аналитическом методе. В результате получается сумма из пяти групп социологических знаний.

Но на этом социологическое познание общества и человека не заканчивается. Далее происходит движение сверху вниз. Познание идет от знания личности, как социального продукта, вновь к исследованию социальных институтов, но уже не как таковых, отдельно взятых, а как аспекта жизни человеческой личности, т.е. в связи с личностью. Это уже шестая по счету группа знаний, полученных на шестом этапе социологического познания. Причем это знания уже не аналитические, а синтетические. Дальнейшее накопление синтетических знаний происходит на седьмом этапе социологического познания, когда исследуются социальные общности и группы в их связи с социальными институтами и жизнедеятельностью человеческой личности. На базе седьмой группы знаний происходит познание основных сфер жизни общества в их связях с жизнью социальных общностей и групп, функционированием социальных институтов и деятельностью личностей. Полученные в результате знания тоже носят синтетический характер и являются более конкретными, чем вторая группа знаний о тех же сферах жизни общества.

Наконец, на основе восьмой группы социологических знаний познается общество в целом. Жизнь общества воспроизводится в системе конкретного социологического знания, отображающего реальную жизнь общества во всех ее аспектах и гранях.

Таким образом, можно заключить, что структуру социологических знаний (по Г.Е. Зборовскому) можно представить как девять групп социологических знаний, каждая из которых получена путем либо аналитического, либо синтетического исследования. Это, во-первых. А, во-вторых, каждая из этих групп социологических знаний имеет свою меру конкретности. Социологическое познание в целом имеет ряд направленностей в развитии знаний о социальных закономерностях, которые могут быть выражены следующими формулами:

1) «от объекта – к субъекту и обратно»;

2) «от знания внешних человеку условий и обстоятельств – к знанию внутренних ему состояний и обратно»;

3) «от знания сложившегося и устоявшегося в отношениях людей – к знанию нарождающихся и формирующихся в жизни человека и общества связей и отношений».

4) «от знания абстрактного – к знанию конкретному».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.