Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия устойчивого человеческого развития - модель цивилизации XXI века




В современных условиях критерием цивилизованности общества ста­новится уровень экологической безопасности его существования. Осоз­нав это, человечество ищет пути перехода к цивилизации нового типа — цивилизации равновесного природопользования, где антропогенное воз­действие на природу будет приведено в соответствие со способностью при­родных систем нести эту нагрузку. Речь идет о социально-экономическом развитии, которое может обеспечить рост благосостояния людей на плане­те, сохраняя при этом динамичное равновесие между всеми компонента­ми биосферы. Такое развитие получило название устойчивого.

Понятие «устойчивое развитие» (УР) вошло в лексикон мирового со­общества со времени опубликования в 1987г. доклада Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее буду­щее», в котором ярко показана невозможность решать крупные экологи­ческие проблемы вне их связи с социальными, экономическими и полити­ческими проблемами. МКОСР поставила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, выработки новых ориентиров, основанных на концепции перехода к УР. Под УР понимается такая модель социально-экономического развития, при которой удовлетворение жиз­ненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без лише­ния такой возможности будущих поколений.

Несмотря на неоднозначность толкования англоязычного понятия «sustainable development» (более точный перевод которого - «постоянно поддерживаемое развитие») и наличие более 60 его определений, данных разными исследователями па русском языке, важно не лингвистическое значение термина, а его содержание. Суть же УР заключается в достиже­нии сбалансированного сосуществования и развития общества, экономи­ки и природных систем. УР может быть определено также как стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее окружающую природ­ную среду и обеспечивающее непрерывный прогресс общества.

Само понятие «УР» стало успешным компромиссом между «техноло­гами» и «экологами», способствовало продуктивному обмену мнениями и информацией между сторонниками экономического роста и защитника­ми природы.

Дальнейшее развитие идеи УР получили на Конференции ООН по окружающей среде и развитию на уровне глав государств и правительств (Саммит Земли, 1992 г.), которая призвала к скорейшему принятию всеми странами национальных стратегий, базирующихся на концепции УР.

Десятилетие после конференции в Рио-де-Жанейро проходило под знаком конкретизации государствами глобального плана действий поУР, изложенного в его итоговых документах - «Декларации Рио» и «Повестке дня на XXI век». Во многих странах мира были созданы национальные комиссии или советы по УР, разработаны концепции или стратегии УР, предпринимались конкретные шаги по их реализации, включая проведе­ние институциональных реформ, совершенствование нормативно-право­вой базы, ратификацию основных международных конвенций, расшире­ние доступа к информации по охране окружающей среды и устойчивому развитию, усиление организационно-экономического механизма приро­допользования и т.п. Однако, несмотря на это, по оценкам Комиссии ООН по устойчивому развитию, правительства и народы мира не сделали всего возможного для выхода из планетарного кризиса. С одной стороны, пред­принятые усилия позволили увеличить площади охраняемых природных территорий планеты, сократить производство и использование хлорфто-руглеродов, разрушающих озоновый слой атмосферы, стабилизировать мировые уровни углекислого газа па уровне 1998 г., по с другой - усили­лась деградация плодородных земель, неуклонно истребляются реликто­вые леса, сокращается биоразнообразие планеты, продолжается загрязне­ние воздуха и воды, появилась и новая угроза - разрушительное воздей­ствие генной инженерии. Далеки от решения проблемы растущей бедности и неравенства, ущемления прав человека, роста заболеваемости населе­ния Земли, социальных и военных конфликтов, насилия, терроризма. В связи с этим состоявшаяся в августе-сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге Всемирная встреча па высшем уровне по УР вновь привлекла внимание мировой общественности к этой проблеме.

Как же соотносятся УР и дальнейший экономический рост, необходи­мый для преодоления бедности в странах третьего мира и подъема эконо­мики в странах, восстанавливающих рыночные отношения?

Понятия «экономический рост» и «экономическое развитие» нетож­дественны, а связь и взаимозависимость между ними неоднозначны. Если экономический рост характеризуется количественными показателями (увеличение объемов производства, рост ВВП и т.н.), то для анализа эко­номического развития используются скорее качественные характеристи­ки. Справедливым представляется и утверждение, что УР отличается от экономического развития более жесткими ограничениями экологическо­го характера. Согласно концепции УР ООН главными его условиями яв­ляются:

- скорейшая стабилизация численности населения планеты;

- отказ от излишеств в потреблении (каждый житель высокоразви­той страны потребляет за свою жизнь в 20- 30 раз ресурсов больше, чем в развивающихся странах);

- минимизация удельных расходов сырья и энергии при всех видах
производства;

- экологизация промышленного производства, энергетики, сельского
хозяйства, транспорта, быта;

- замена невозобновимого сырья возобновимым;

- непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды;

- международное и государственное регулирование и стимулирова­ние выполнения всеми странами требований новой модели разви­тия;

- широкое вовлечение науки в решение стоящих перед человечеством
проблем.

Критериями УР признаны экономическая эффективность, социальная справедливость и экологическая безопасность.

Существуют четыре проблемы, которые надо решить для того, чтобы перейти к УР.

Первая - это столкновение пашей цивилизации с природой (экологи­ческая). Современная цивилизация - это результат К) тыс. лет стихи иного развития человечества, когда оно не ощущало никаких ограничений со стороны биосферы. 11о в XX в. в результате непрерывной экспансии чело­вечество вышло за пределы возможностей биосферы, па что указывают начавшиеся глобальные изменения в окружающей среде. В результате XX в. стал веком развития жестокого экологического кризиса, который является сигналом о том, что человечество далее не может развиваться стихийно, а должно согласовывать развитие с законами биосферы, от которой чело­век неотделим. Человечество пришло к столкновению с природой, а это значит, оно нарушило законы, которые ограничивают дальнейшее разви­тие.

Вторая проблема - экономическая. Именно экономическое развитие привело к разрушению естественного механизма стабилизации окружаю­щей среды и развитию экологического кризиса. Экологические издержки цивилизации уже сегодня начали прямо конвертироваться в экономичес­кие, социальные и демографические издержки. Они породили тенденции к снижению рентабельности мировой экономики, уменьшению инвести­ционной активности, замедлению темпов роста, увеличению бедности, подрыву здоровья людей и т.д. (исчерпание доступных источников сырья и энергии, экологическое неблагополучие). Экология становится ограни­чителем дальнейшего экономического прогресса. Пока же мы наблюдаем подспудно развиваемый экономический кризис, который проявляется в виде региональных и локальных финансовых кризисов, торговых войн, депрессий и застоев в экономике, роста экономической эмиграции и без­работицы.

Третья проблема устойчивого развития - социальная. Существующая социально-экономическая система не только привела цивилизации XX в. к столкновению с природой, но и не решила социальных проблем. За пос­леднее десятилетие XX в. число бедных выросло более чем на 500 млн. чел., что составляет более половины от прироста населения за тот же период. Чем дальше, тем больше растет разрыв между бедными и богатыми людьми в каждой стране, а в мире в целом растет разница в уровне жизни между богатыми и бедными странами. Таким образом, нарастает социальный кризис со всеми его атрибутами - ростом числа бедных и голод­ных, увеличением разрыва между богатыми и бедными, расширением без­работицы, которая стала постоянным явлением в развитых странах, и т.п.

Четвертая проблема - демографическая. На планете рождаются по­коления, которые в XXI в. обречены быть нищими и голодными, посколь­ку основной прирост численности населения планеты происходит за счет бедных стран третьего мира.

Развивающийся демографический кризис поддерживает социальный кризис, поскольку ведет к снижению площади пахотных земель и объема производства продовольствия на душу населения, нехватке материальных благ на все население в развивающихся странах, что порождает конфлик­ты, миграцию населения, экстремизм и терроризм и может, в конце1 кон­цов, вызвать глобальный конфликт.

Таким образом, современная цивилизация находится в состоянии си­стемного кризиса, выход из которого видится в переходе к УР, что в свою очередь требует реального изменения вектора развития цивилизации. Следует знать, что идея УР родилась в экономически развитых стра­нах и была воспринята всем мировым сообществом, однако дифференци­ация стран по уровню развития очень велика: одни живут в XXI в., а дру­гие пребывают еще в средневековье. И если государства «золотого милли­арда» находятся в поиске конкретных механизмов реализации идеи У Р, то все остальные должны еще достичь стартовых условий для перехода к УР. Это касается и стран СНГ, перед которыми стоит задача, прежде всего, выхода из экономического и структурного постсоветского кризиса.

В Беларуси идея устойчивого развития получила широкое признание как в правительственных кругах, так и в научной среде, поскольку сложная социально-экономическая ситуация, в которой оказалась страна вследствие распада СССР, требовала создания новой стратегической модели разви­тия общества. Сырьевая и энергетическая зависимость от бывшего народ­нохозяйственного комплекса СССР, ориентация экономики на союзный рынок, устаревшие многоотходные технологии, загрязняющие окружаю­щую среду, последствия чернобыльской катастрофы - все это предопреде­лило глубину экономического и экологического кризисов начала 90-х гг. прошедшего столетия. В то же время эти причины послужили импульсом к ускоренному принятию решения по разработке Республикой Беларусь одной из первых в мире Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР-1997) в целях обеспечения эффективного участия страны is реше­нии вопросов устойчивого социально-экономического развития в рамках мирового хозяйства.

Структура НСУР-1997 была разработана в соответствии с приорите­тами, обозначенными в «Повестке дня на XXI век», и методическими ре­комендациями Конференции в Рио. В пей также нашли отражение и осо­бенности исторического момента в социально-экономическом развитии нашего государства: необходимость выхода из системного кризиса в эко­номике, обусловлен йогов значительной мере распадом СССР, и создания предпосылок устойчивого развития; укрепления государственного суве­ренитета и, в то же время, интеграции в глобальную экономическую систе­му; обеспечения условий для структурной перестройки экономики и пре­одоления последствий чернобыльской катастрофы.

Разработка НСУР-1997 осуществлялась под эгидой Министерства экономики и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь специалистами, представляющими широкие научные круги страны, включая академическую, вузовскую и отраслевую пауки, работников заинтересованных министерств и ведомств. В марте 1997 г. I [СУР была одобрена Президиумом Совета Министров Республи­ки Беларусь как главный государственный прогнозный документ на 15-летний период, а в апреле 1997 г. была рассмотрена и получила положи­тельную оценку на состоявшейся в Минске Международной конференции но У Р стран с переходной экономикой, в которой участвовали представители Секретариата ООН, ЮНЕП, ОБСЕ, ВОЗ, МАГАТЭ и других между­народных организации.

В НСУР-1997 были определены проблемные поля, стратегические цели и приоритеты УР, потенциал и средства их реализации, даны рекоменда­ции Правительству, неправительственным структурам, общественным орга­низациям по разработке прогнозов и программ развития. В НСУР обосно­ваны основные показатели УР социальной, экономической, экологичес­кой сфер Республики Беларусь до 2010 г. и соотношения предельно-кри­тических и реальных индикаторов развития белорусского общества.

В интересах обеспечения экологической безопасности было предусмот­рено проведение активной природоохранной политики, встраивание эколо­гических императивов в процесс принятия государственных решений, эко­логическая направленность социально-экономических программ и т.д.

Конечно, чрезвычайная нестабильность социально-экономической си­туации и слабая ее предсказуемость в момент создания НСУР, пионерный характер самого документа предопределили его несовершенство. Учиты­вая сложности переходного периода, закон «О государственном прогнози­ровании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (1998) предусматривает разработку НСУР на 15-летний пери­од каждые 5 лет. В соответствии с этим в стране разработана вторая Наци­ональная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 года, в которой были учтены недостатки и итоги реализа­ции НСУР-1997,

3. Некоторые итоги реализации первой Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь (НСУР-1997)

В соответствии с Koнцепцией ООН устойчивое развитие страны пред­полагает в первую очередь устойчивость трех основных компонентов: эко­номики, социальной сферы и природной среды.

Преодоление Республикой Беларусь системного кризиса и создание стартовых условий перехода к УР невозможны без экономического роста, поэтому в качестве ключевого звена социально-экономической политики па период 1996-2000 гг. в НСУР-1997 была определена необходимость макроэкономической стабилизации и выхода на устойчивый рост эконо­мики. Условиями, обеспечивающими достижение этой цели, были назва­ны: техническое перевооружение и модернизация производственного по­тенциала, структурная перестройка экономики и переход па ресурсосбере­гающие, наукоемкие технологии, проведение рыночных преобразований, развитие процессов разгосударствления и приватизации, последователь­ная, поэтапная либерализация экономики, государственная поддержка пред­принимательства, малого и среднего бизнеса, развитие внешнеэкономи-ческих связей, учет процессов глобализации, у креплен не интеграционных связей со странами СНГ и, прежде всего, с Россией и т.д.

Анализируя итоги реализации макроэкономической политики, наме­ченной в НСУР-1997, нельзя не отметить положительных результатов выполнения прогнозных показателей. Прежде всего, это закрепление на­чавшегося в 1996 г. ежегодного прироста ВВП, объемов производства про­мышленной продукции и потребительских товаров, что позволяет гово­рить о преодолении критического уровня развития системного кризиса экономики. Был обеспечен рост реальных доходов населения, низкий уро­вень безработицы, coxpaнена социальная стабильность, восстановленa сис­тема управления экономикой.

Подъем белорусской экономики в последнее пятилетие XX в. обус­ловлен в значительной степени усилением руководящих функций госу­дарства, ослабленных в начале 90-х гг. Государство не допустило обваль­ной неконтролируемой приватизации, характерной для других стран по­стсоветского пространства и послужившей причиной усугубления эконо­мической ситуации и резкого расслоения общества по уровню доходов. Под контролем государства более упорядоченно и рационально использо­вались материальные и финансовые ресурсы, благодаря чему основные макроэкономические пропорции удалось сохранить на приемлемом уров­не, не превышая предельно-критических значений, установленных в миро­вой практике. Так, дефицит государственного бюджета снизился с 2,7% от ВВП в 1995г. до 0,6% в 2000 г.; соотношение золотовалютных резервов и денежной массы за тот же период возросло с 18,6% до 55,9%; отношение внешнего долга к ВВП сократилось с 14,7% в 1995 г. до 7,3% в 2000 г., посто­янно находясь на безопасном уровне, и т.д. (табл. 11.1).

 

Таблица 6.1

Наименование показателей Предельно-критическое значение в мировой практике, % Величина показателя В РБ, %
1995г 2000г
Доля государственных расходов на науку от ВПП   0.5 0.4
Отношение внешнего долга к ВПП   14.7 7.3
Отношение внешнего долга к экспорту   36.2 11.1
Дефицит государственного бюджета   2.7 0.6
Соотношение золото-валютных резервов и денежной массы   18.6 55.9

Большинство макроэкономических параметров, предусмотренных НСУР-1997 и Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь па 1996-2000 гг., были выполнены, вслед­ствие чего в 2000 г. оказались превышены показатели докризисного 1990 г. по объему производства продукции промышленности на 0,7% (в 2003 г. -на 19%), потребительских товаров на 10,1% (в 2003 г. - на 33%), реальных денежных доходов населения на 7% (в 2003 г. - па 59%). Однако ВВП со­ставил всего 89% от уровня 1990 г. (но в 2003 г. - уже 104%), продукция сельского хозяйства - 71,4% (2003 г. - 78%), инвестиции в основной капи­тал - 52% (2003 г. - 66%). По основным показателям экономического раз­вития Республика Беларусь значительно обошла другие страны СНГ. Так, производство ВВП и промышленной продукции в 2000 г., по сравнению с 1990 г., составило: в России - соответственно 65,6 и 54,5%, Украине - 43,2 и 57,3%, Казахстане - 69,5 и 57,3%. Беларуси единственной из стран СНГ к 2004 г. удалось превзойти уровень 1990 г. по показателю ВВП.

В табл. 8.2 приведено сопоставление реальных темпов роста основных макроэкономических показателей за пятилетний период (1996-2000 гг.) с прогнозными, из которого следует, что из представленных показателей не выполнены только два, а большинство - превышено.

Таблица 6.2

Показатели развития экономики Темпы роста, %
Прогноз Факт
НСУР-1997 Основные направления на 1996-2000 Выполнение
Валовый внутренний продукт 125.4 118.1-126.2 135.8
Продукция промышленности 129.5 122.6-129.9 164.3
Продукция с/х 116.0 110.3-119.3 96.9
Инвестиции в основной капитал 131.1 134.6-145.7 133.1
Внешний оборот, включая услуги, в том числе: Экспорт импорт 115.11   114.9 115.3   - - - 164.3   158.1
Ввод в эксплуатацию жилых домов   175.9-201  
Реальные денежные доходы населения 133.5 112.2-118.7 171.6

 

Концепция устойчивого развития, ставшая новой идеологией XXI в., предполагает сбалансированное социально-экономическое и экологичес­кое развитие, поскольку без экологической устойчивости не может быть п речи об устойчивом развитии цивилизации в целом. Анализируя эколо­гические аспекты УР в Беларуси, следует отметить, что экологический кризис конца XX в. явился закономерным результатом многолетнего при­оритетного развития материального производства, осуществляемого без принятия адекватных природоохранных и ресурсосберегающих мер. Са­мыми серьезными проявлениями его в начале 1990-х были:

• загрязнение более 1/5 территории республики радионуклидам и, что не только резко ограничило ее природно-ресурсный потенциал (загрязнено более 22% сельскохозяйственных и 21% лесных угодий), но и по­требовало огромных затрат на снижение радиационной опасности;

• превышение нормативного уровня загрязнения воздушного бассейна
в городах с высоким уровнем концентрации экологоопасных производств
и большим парком автотранспорта;

• интенсивная трансформация водосборных бассейнов и водного ре­жима речной сети в результате крупномасштабного осушения заболочен­ных земель и как следствие - исчезновение множества малых рек и ручьев;

• стойкое увеличение индекса загрязнения вод по всем рекам рес­публики на фоне сокращения общего объема сбрасываемых в них стоков, что свидетельствовало о нарушении процессов самоочищения водоемов;

• опасное загрязнение промышленными, коммунальными и поверх­ностными сточным и водами акваторий уникальных водных объектов (Нарочь,

Свитязь, Голубых и Браславских озер);

• техногенная деградация ландшафтов;

• экологическое неблагополучие в сельской местности, связанное с
многолетним воздействием па среду обитания отходов крупных животно­-
водческих комплексов, химизацией сельскою хозяйства, использовани­ем тяжеловесной сельскохозяйственной техники, изъятием плодородных
земель для несельскохозяйственных целей, эрозией почв антропогенного
происхождения, усыханием лесов и трансформацией почв в результате
непродуманной крупномасштабной мелиорации и т.д.

Наиболее серьезной экологической i проблемой нашей стран ы остается радиоактивное загрязнение в результате чернобыльской катастрофы око­ло 23% территории, па которой проживает 2,2 млн. чел., расположено свы­ше 3600 населенных пунктов, в том числе 27 городов. Острее всего эта проблема стоит в Гомельской и Могилевской областях, где радионуклида­ми загрязнено соответственно 65 и 31% территории.

Усилиями ученых и специалистов Беларуси досконально изучена радиационная обстановка, выяснены особенности поведения радионуклидов в почве, воде, воздухе, растительном и животном мире, исследуется воз­действие радиации па здоровье люден, установлен социалыю-экопомический ущерб от аварии, величина которого за 30 лет (1986-2015 гг.) со­ставит, по некоторым оценкам экспертов, 235 млрд. долл. США.

Сложившаяся в Беларуси экологическая ситуация безусловно повли­яла па снижение качественного уровня жизни населения. Прежде всего это касается здоровья населения, проживающего на радиационно загрязнен­ных территориях, где наблюдаются опережающие, по сравнению со сред­нереспубликанскими, темпы прироста заболеваний эндокринной систе­мы, новообразований, системы кровообращения. Регистрируемая заболе­ваемость населения, пострадавшего в результате катастрофы на ЧАЭС, почти по всем классам болезней выше, чем в целом по республике. Особен­но наглядна в этом отношении статистика онкологических заболеваний у детей и подростков. В результате облучения радиоактивным йодом забо­леваемость раком щитовидной железы за время после катастрофы возрос­ла у них в 131,5 раза по сравнению с 14-летним до аварийным периодом, и в последние пять лет колеблется в пределах 2,1-3,2 человека на 100 тыс. детей, тогда как в странах Европы этот показатель не превышает 0,5 чело­века.

Показателем, определяющим здоровье нации в социально-демографи­ческом контексте, может служить средняя ожидаемая продолжительность жизни (СОПЖ). Последние десятилетия в Беларуси она неуклонно со­кращалась: если в 1970-1971гг. СОПЖ составляла 72,5 г., в 1990 г. - 71,1, то в 1999 г. - 67,9, в 2000 г. - 69 лет.

Исходя из этого и с учетом сложности экологической ситуации, в НСУР-1997 значительное место было отведено разработке мер по пре­одолению экологических угроз, созданию экологического базиса устой­чивого развития страны. Помимо специального «природного» раздела «Сохранение и рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды», практически все разделы НСУР в той или иной сте­пени затрагивают экологические аспекты.

Определение конкретных механизмов реализации заданий экологи­ческой части НСУР сопровождалось разработкой государственных про­грамм, к важнейшим из которых следует отнести Национальную програм­му рационального использования природных ресурсов и охраны окружа­ющей среды на 1996-2000 гг., Государственную программу по минимиза­ции последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др. Был принят •также целый ряд законодательных актов, нацеленных па обеспечение эко­логической безопасности страны.

В соответствии с НСУР и разработанным в целях конкретизации ее экологической части Национальным планом действий по рационально­му использованию природных ресурсов и охраны окружающей среды на 2001 - 2005 гг. были определены приоритетные направления реализа­ции экологической политики Республики Беларусь. Вот лишь некото­рые из них:

- функционирование всех видов мониторинга, развитие норматив­но-правовой базы Национальном системы мониторинга окружающей среды;

- зонирование пострадавших от последствия чернобыльской катаст­рофы территорий па основе каталога текущих и накопленных эф­фективных доз облучения;

- реализация защитных мероприятий па наиболее загрязненных ра­дионуклидами территориях Гомельской, Могилевской и Брестской областей; повышение степени благоустройства загрязненных насе­ленных пунктов, создание требуемых санитарно-бытовых условий проживания;

- разработка и внедрение экологически безопасных эперго- и ресурсосберегающих технологий, позволяющих обеспечить оздоровле­ние экологической обстановки и выпуск конкурентоспособной про­дукции;

- развитие геоинформационных систем ведения кадастров природных ресурсов и распределенных баз данных по отдельным направле­ниям природоохранной деятельности;

- организация выполнения обязательств, вытекающих из заключенных Республикой Беларусь международных конвенций и соглаше­ний по вопросам сохранения биологического и ландшафтного раз­нообразия;

- совершенствование действующих и внедрение прогрессивных тех­нологий, направленных па снижение отрицательного воздействия на атмосферу;

- совершенствование системы учета и контроля потребления озоноразрушающих веществ;

- разработка правовых механизмов и методического обеспечения функционирования подсистемы экологической сертификации;

- совершенствование правовых и методических основ внедрения экологического аудита в Беларуси и др.

Многое из запланированного принято к реализации, что, естественно, дало определенные позитивные результаты.

Следует также отметить, что последнее десятилетие прошедшего века знаменовалось формированием в Беларуси нового экономическо­го механизма природопользования, направленного, прежде всего, на обес-печение материальной заинтересованности субъектов хозяйствования в экологобезопасности производственной деятельности и ресурсосбере­жении. Это связано с формированием рыночной модели экономики и распространением товарно-денежных отношений в сфере природополь­зования, в частности, с введением платности использования природ­ных ресурсов и загрязнения окружающей среды, закрепленным законо­дательно.

Оценивая сегодняшнюю экологическую ситуацию в стране, нельзя не отметить очевидного улучшения показателен! качества окружающей среды, произошедшего за период 1996-2000 гг. Так, при росте ВВП в 1,36 и промышленной продукции в 1,6 раза объем выбросов вредных веществ в атмосферу сократился на 40%, сброс загрязненных сточных вод - на 60%, площадь нарушенных земель - на 37%. Состояние природ­ной среды практически по всем параметрам сейчас значительно более благополучное, чем в начале 1990-х г., за исключением радиационной обстановки, существенное улучшение которой в обозримой перспекти­ве нереально.

К такому же выводу пришли и эксперты Всемирного Банка в своем докладе «Создание основ для устойчивого развития. Выборочный анализ системы управления природопользованием и охраной окружающей среды в Республике Беларусь» (2002). Трудно, однако, согласиться с выводом доклада о том, что оздоровление нашей среды обитания является резуль­татом, главным образом, сокращения хозяйственной деятельности, и в меньшей степени - следствием целенаправленных природоохранных дей­ствий. Это опровергается данными статистики, в соответствии с которы­ми в 2000 г. республике удалось превысить объем промышленного произ­водства 1990 года на 0,7%, производства потребительских товаров на 10,1 %, в то же время забор воды из природных источников (как из поверхност­ных, так и подземных) снизился более чем на 1 млн м куб., а потребление ее на производственные нужды сократилось более чем в 2 раза (1698 млн. м куб. в 1990 г., 758 млн. м3 - в 2000 г.). Соответственно уменьшились и объемы отведения сточных вод в поверхностные водоемы, а поступление в водо­емы загрязненных стоков а снизилось за десять лет в 4 раза. Таким образом, на фоне постепенного роста объемов производства наблюдается уменьше­ние антропогенной нагрузки на водные ресурсы, что, безусловно, является следствием природоохранной деятельности как государства в целом, так и отдельных субъектов хозяйствования.

Так, были разработаны и приняты: «Водный кодекс Республики Бела­русь» (1998), закон Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении» (1999), регулирующие процессы создания условий рационального водо­пользования, восстановления водных объектов, сохранения и улучшения состояния водных экосистем; обеспечивающие государственные гарантии снабжения потребителей питьевой водой надлежащего качества. Были предприняты меры по совершенствованию системы мониторинга поверх-постных вод, созданы новые посты гидрологических наблюдений на реках Стырь, Цна, Словечна, Горынь. Сеть наблюдений оборудована сейчас па 83 водных объектах (реках, озерах, водохранилищах) и охватывает 105 населенных пунктов. Увеличилась мощность сооружений по очистке сточных вод, сданы в эксплуатацию дополнительные мощности очистных сооружений в 18 городах республики.

Сокращению водопотребления в сфере производства способствовали меры организационно-экономического характера: платность водопотреб­ления и водоотведения и организация инструментального учета расходо­вания воды. С этой целью на ряде производств (з-де «Электроника», ПО «Интеграл», ПО «Вычислительная техника», «Кобальт», «Электро­измеритель») был налажен выпуск водоизмерительных приборов. Также стали устанавливаться в обязательном порядке счетчики холодной и горя­чей воды в новых жилых зданиях городов. В Минске и Орше водоизмери­тельными приборами обеспечены все предприятия и водозаборы. Однако в целом по республике средняя степень оснащенности приборами при за­боре воды составляет всего 57,9%, при сбросе сточных вод - 55,4%.

Сокращение объема стоков, конечно, способствовало улучшению ка­чества воды в поверхностных водотоках и водоемах. Интегральная оценка качества воды по гидрохимическим показателям устанавливается по ин­дексу загрязненности вод (ИЗВ), в зависимости от знамений которого ус­танавливается 7 классов загрязненности природных вод: от очень чистой (I класс - ИЗВ < 0,3) до чрезвычайно грязной (VII класс - ИЗВ > 10). По этому показателю вода большинства рек в пунктах контроля в 2000 г. клас­сифицировалась как умеренно загрязненная (III класс). Исключение со­ставила р. Свислочь, вода которой классифицируется как загрязненная (IV класс). В целом по стране к категории загрязненной может быть отнесе­на вода не более 10% водных объектов.

Результатом, в основном, целенаправленной экологической деятель­ности государства и хозяйствующих субъектов является и положительная динамика качества атмосферного воздуха за период 1996-2000 гг. На фоне значительного увеличения парка автотранспорта, роста объемов производства промышленности и энергетики - главных источников за­грязнения атмосферы - валовые объемы выбросов вредных веществ со­кратились за этот срок с 2201 тыс. т до 1312 тыс. т. Такое оздоровление воздушной среды явилось, в значительной степени, следствием полити­ки энергосбережения, реализуемой в соответствии с законом Республи­ки Беларусь «Об энергосбережении» (1998), поскольку объекты тепло­энергетики являются одним из основных источников загрязнения атмос­феры. Выбросы предприятий «Белэнерго» в 2000 г. составили 17% вало­вого выброса стационарных источников, тогда как' в 1996 г. их доля была почти iв 2 раза выше. В 1996 - 2000 гг. в соответствии с республиканской программой начаты реформы в части энергосбережения на бытовом уров­не, промышленности и других отраслях, что позволило обеспечить при­рост ВВП практически без прироста валового потребления топливно-энер­гетических ресурсов (ТЭР) и снижение энергоемкости ВВП на 28,8%. Вместе с тем показатель энергоемкости ВВП Беларуси почти па6()% пре­вышает уровень стран Центральной Европы, хотя и ниже, чем в Латвии, Литве, России, Украине.

Более 3/4 всех выбросов в воздушную среду приходится па автомо­бильный транспорт, но и в этой отрасли за анализируемый период про­изошли положительные изменения. Несмотря па увеличение в 1,8 раза числа только индивидуальных легковых автомобилей, выбросы в атмос­феру от передвижных источников в 2000 г. составили 43,7% (952,8 тыс, г) от выбросов автотранспорта на начало 1996 г. Основные причины такого снижения - это:

- уменьшение содержания серы с 0,2% до 0,05% в дизельном топливе,
выпускаемом Мозырским НПЗ, что привело к сокращению выбро­сов сернистого ангидрида от передвижных источников на 3,5 тыс. т;

- прекращение производства в республике этилированного бензина,
благодаря чему практически сошли на нет выбросы автотранспор­том свинца в атмосферу;

- расширение и совершенствование сети электрифицированных ви­дов транспорта (расширение метрополитена в г. Минске, ввод в экс­плуатацию новых современных троллейбусов и трамвайных ваго-
нов);

- улучшение общей структуры парка подвижного состава за счет уве­-
личения доли иномарок с более благоприятными экологическими
показателями по выбросам в атмосферу и значительно меньшими
удельными расходами топлива на километр пробега по сравнению с
российскими и украинскими автомобилями;

- усиление государственного контроля за выбросами передвижных
источников, а также контроль за транспортными средствами в авто­-
хозяйствах.

Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников за ана­лизируемое пятилетие также сократились практически па 30% за счет из­менения топливного баланса в сторону увеличения доли природного газа, ввода в эксплуатацию нового пылегазоочистного оборудования, совершен­ствования технологических процессов.

Проанализировав состояние всех компонентов природной среды и динамику параметров антропогенного воздействия на экосистемы стра­ны, можно сделать определенный вывод о том, что последнее пятилетие прошедшего века ознаменовалось очевидным сокращением негативном антропогенного воздействия на окружающую среду Беларуси. Улучше­ние показателей традиционного загрязнения окружающей среды - это безусловный прогресс в эколого-экономическом развитии страны, по результаты этого улучшения еще не отразились позитивно па здоровье населения, которое может служить интегральным показателем уровня экологической безопасности (в первую очередь это касается, конечно, самого неблагополучного во всех отношениях региона Беларуси, объеди­нившего загрязненные радионуклидами территории). Безусловно, чер­нобыльская проблема - это проблема для республики долговечная, но, невзирая на это, - императивная, то есть требующая разрешения, а пото­му при принятии любых политических решений ей всегда должно быть отведено соответствующее ее важности место. В этом контексте перво­степенное значение приобретают экологические аспекты в ряду других задач реализации Национальной стратегии устойчивого развития нашей страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.