КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегия устойчивого человеческого развития - модель цивилизации XXI века
В современных условиях критерием цивилизованности общества становится уровень экологической безопасности его существования. Осознав это, человечество ищет пути перехода к цивилизации нового типа — цивилизации равновесного природопользования, где антропогенное воздействие на природу будет приведено в соответствие со способностью природных систем нести эту нагрузку. Речь идет о социально-экономическом развитии, которое может обеспечить рост благосостояния людей на планете, сохраняя при этом динамичное равновесие между всеми компонентами биосферы. Такое развитие получило название устойчивого. Понятие «устойчивое развитие» (УР) вошло в лексикон мирового сообщества со времени опубликования в 1987г. доклада Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», в котором ярко показана невозможность решать крупные экологические проблемы вне их связи с социальными, экономическими и политическими проблемами. МКОСР поставила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, выработки новых ориентиров, основанных на концепции перехода к УР. Под УР понимается такая модель социально-экономического развития, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без лишения такой возможности будущих поколений. Несмотря на неоднозначность толкования англоязычного понятия «sustainable development» (более точный перевод которого - «постоянно поддерживаемое развитие») и наличие более 60 его определений, данных разными исследователями па русском языке, важно не лингвистическое значение термина, а его содержание. Суть же УР заключается в достижении сбалансированного сосуществования и развития общества, экономики и природных систем. УР может быть определено также как стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее непрерывный прогресс общества. Само понятие «УР» стало успешным компромиссом между «технологами» и «экологами», способствовало продуктивному обмену мнениями и информацией между сторонниками экономического роста и защитниками природы. Дальнейшее развитие идеи УР получили на Конференции ООН по окружающей среде и развитию на уровне глав государств и правительств (Саммит Земли, 1992 г.), которая призвала к скорейшему принятию всеми странами национальных стратегий, базирующихся на концепции УР. Десятилетие после конференции в Рио-де-Жанейро проходило под знаком конкретизации государствами глобального плана действий поУР, изложенного в его итоговых документах - «Декларации Рио» и «Повестке дня на XXI век». Во многих странах мира были созданы национальные комиссии или советы по УР, разработаны концепции или стратегии УР, предпринимались конкретные шаги по их реализации, включая проведение институциональных реформ, совершенствование нормативно-правовой базы, ратификацию основных международных конвенций, расширение доступа к информации по охране окружающей среды и устойчивому развитию, усиление организационно-экономического механизма природопользования и т.п. Однако, несмотря на это, по оценкам Комиссии ООН по устойчивому развитию, правительства и народы мира не сделали всего возможного для выхода из планетарного кризиса. С одной стороны, предпринятые усилия позволили увеличить площади охраняемых природных территорий планеты, сократить производство и использование хлорфто-руглеродов, разрушающих озоновый слой атмосферы, стабилизировать мировые уровни углекислого газа па уровне 1998 г., по с другой - усилилась деградация плодородных земель, неуклонно истребляются реликтовые леса, сокращается биоразнообразие планеты, продолжается загрязнение воздуха и воды, появилась и новая угроза - разрушительное воздействие генной инженерии. Далеки от решения проблемы растущей бедности и неравенства, ущемления прав человека, роста заболеваемости населения Земли, социальных и военных конфликтов, насилия, терроризма. В связи с этим состоявшаяся в августе-сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге Всемирная встреча па высшем уровне по УР вновь привлекла внимание мировой общественности к этой проблеме. Как же соотносятся УР и дальнейший экономический рост, необходимый для преодоления бедности в странах третьего мира и подъема экономики в странах, восстанавливающих рыночные отношения? Понятия «экономический рост» и «экономическое развитие» нетождественны, а связь и взаимозависимость между ними неоднозначны. Если экономический рост характеризуется количественными показателями (увеличение объемов производства, рост ВВП и т.н.), то для анализа экономического развития используются скорее качественные характеристики. Справедливым представляется и утверждение, что УР отличается от экономического развития более жесткими ограничениями экологического характера. Согласно концепции УР ООН главными его условиями являются: - скорейшая стабилизация численности населения планеты; - отказ от излишеств в потреблении (каждый житель высокоразвитой страны потребляет за свою жизнь в 20- 30 раз ресурсов больше, чем в развивающихся странах); - минимизация удельных расходов сырья и энергии при всех видах - экологизация промышленного производства, энергетики, сельского - замена невозобновимого сырья возобновимым; - непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды; - международное и государственное регулирование и стимулирование выполнения всеми странами требований новой модели развития; - широкое вовлечение науки в решение стоящих перед человечеством Критериями УР признаны экономическая эффективность, социальная справедливость и экологическая безопасность. Существуют четыре проблемы, которые надо решить для того, чтобы перейти к УР. Первая - это столкновение пашей цивилизации с природой (экологическая). Современная цивилизация - это результат К) тыс. лет стихи иного развития человечества, когда оно не ощущало никаких ограничений со стороны биосферы. 11о в XX в. в результате непрерывной экспансии человечество вышло за пределы возможностей биосферы, па что указывают начавшиеся глобальные изменения в окружающей среде. В результате XX в. стал веком развития жестокого экологического кризиса, который является сигналом о том, что человечество далее не может развиваться стихийно, а должно согласовывать развитие с законами биосферы, от которой человек неотделим. Человечество пришло к столкновению с природой, а это значит, оно нарушило законы, которые ограничивают дальнейшее развитие. Вторая проблема - экономическая. Именно экономическое развитие привело к разрушению естественного механизма стабилизации окружающей среды и развитию экологического кризиса. Экологические издержки цивилизации уже сегодня начали прямо конвертироваться в экономические, социальные и демографические издержки. Они породили тенденции к снижению рентабельности мировой экономики, уменьшению инвестиционной активности, замедлению темпов роста, увеличению бедности, подрыву здоровья людей и т.д. (исчерпание доступных источников сырья и энергии, экологическое неблагополучие). Экология становится ограничителем дальнейшего экономического прогресса. Пока же мы наблюдаем подспудно развиваемый экономический кризис, который проявляется в виде региональных и локальных финансовых кризисов, торговых войн, депрессий и застоев в экономике, роста экономической эмиграции и безработицы. Третья проблема устойчивого развития - социальная. Существующая социально-экономическая система не только привела цивилизации XX в. к столкновению с природой, но и не решила социальных проблем. За последнее десятилетие XX в. число бедных выросло более чем на 500 млн. чел., что составляет более половины от прироста населения за тот же период. Чем дальше, тем больше растет разрыв между бедными и богатыми людьми в каждой стране, а в мире в целом растет разница в уровне жизни между богатыми и бедными странами. Таким образом, нарастает социальный кризис со всеми его атрибутами - ростом числа бедных и голодных, увеличением разрыва между богатыми и бедными, расширением безработицы, которая стала постоянным явлением в развитых странах, и т.п. Четвертая проблема - демографическая. На планете рождаются поколения, которые в XXI в. обречены быть нищими и голодными, поскольку основной прирост численности населения планеты происходит за счет бедных стран третьего мира. Развивающийся демографический кризис поддерживает социальный кризис, поскольку ведет к снижению площади пахотных земель и объема производства продовольствия на душу населения, нехватке материальных благ на все население в развивающихся странах, что порождает конфликты, миграцию населения, экстремизм и терроризм и может, в конце1 концов, вызвать глобальный конфликт. Таким образом, современная цивилизация находится в состоянии системного кризиса, выход из которого видится в переходе к УР, что в свою очередь требует реального изменения вектора развития цивилизации. Следует знать, что идея УР родилась в экономически развитых странах и была воспринята всем мировым сообществом, однако дифференциация стран по уровню развития очень велика: одни живут в XXI в., а другие пребывают еще в средневековье. И если государства «золотого миллиарда» находятся в поиске конкретных механизмов реализации идеи У Р, то все остальные должны еще достичь стартовых условий для перехода к УР. Это касается и стран СНГ, перед которыми стоит задача, прежде всего, выхода из экономического и структурного постсоветского кризиса. В Беларуси идея устойчивого развития получила широкое признание как в правительственных кругах, так и в научной среде, поскольку сложная социально-экономическая ситуация, в которой оказалась страна вследствие распада СССР, требовала создания новой стратегической модели развития общества. Сырьевая и энергетическая зависимость от бывшего народнохозяйственного комплекса СССР, ориентация экономики на союзный рынок, устаревшие многоотходные технологии, загрязняющие окружающую среду, последствия чернобыльской катастрофы - все это предопределило глубину экономического и экологического кризисов начала 90-х гг. прошедшего столетия. В то же время эти причины послужили импульсом к ускоренному принятию решения по разработке Республикой Беларусь одной из первых в мире Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР-1997) в целях обеспечения эффективного участия страны is решении вопросов устойчивого социально-экономического развития в рамках мирового хозяйства. Структура НСУР-1997 была разработана в соответствии с приоритетами, обозначенными в «Повестке дня на XXI век», и методическими рекомендациями Конференции в Рио. В пей также нашли отражение и особенности исторического момента в социально-экономическом развитии нашего государства: необходимость выхода из системного кризиса в экономике, обусловлен йогов значительной мере распадом СССР, и создания предпосылок устойчивого развития; укрепления государственного суверенитета и, в то же время, интеграции в глобальную экономическую систему; обеспечения условий для структурной перестройки экономики и преодоления последствий чернобыльской катастрофы. Разработка НСУР-1997 осуществлялась под эгидой Министерства экономики и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь специалистами, представляющими широкие научные круги страны, включая академическую, вузовскую и отраслевую пауки, работников заинтересованных министерств и ведомств. В марте 1997 г. I [СУР была одобрена Президиумом Совета Министров Республики Беларусь как главный государственный прогнозный документ на 15-летний период, а в апреле 1997 г. была рассмотрена и получила положительную оценку на состоявшейся в Минске Международной конференции но У Р стран с переходной экономикой, в которой участвовали представители Секретариата ООН, ЮНЕП, ОБСЕ, ВОЗ, МАГАТЭ и других международных организации. В НСУР-1997 были определены проблемные поля, стратегические цели и приоритеты УР, потенциал и средства их реализации, даны рекомендации Правительству, неправительственным структурам, общественным организациям по разработке прогнозов и программ развития. В НСУР обоснованы основные показатели УР социальной, экономической, экологической сфер Республики Беларусь до 2010 г. и соотношения предельно-критических и реальных индикаторов развития белорусского общества. В интересах обеспечения экологической безопасности было предусмотрено проведение активной природоохранной политики, встраивание экологических императивов в процесс принятия государственных решений, экологическая направленность социально-экономических программ и т.д. Конечно, чрезвычайная нестабильность социально-экономической ситуации и слабая ее предсказуемость в момент создания НСУР, пионерный характер самого документа предопределили его несовершенство. Учитывая сложности переходного периода, закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (1998) предусматривает разработку НСУР на 15-летний период каждые 5 лет. В соответствии с этим в стране разработана вторая Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 года, в которой были учтены недостатки и итоги реализации НСУР-1997, 3. Некоторые итоги реализации первой Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь (НСУР-1997) В соответствии с Koнцепцией ООН устойчивое развитие страны предполагает в первую очередь устойчивость трех основных компонентов: экономики, социальной сферы и природной среды. Преодоление Республикой Беларусь системного кризиса и создание стартовых условий перехода к УР невозможны без экономического роста, поэтому в качестве ключевого звена социально-экономической политики па период 1996-2000 гг. в НСУР-1997 была определена необходимость макроэкономической стабилизации и выхода на устойчивый рост экономики. Условиями, обеспечивающими достижение этой цели, были названы: техническое перевооружение и модернизация производственного потенциала, структурная перестройка экономики и переход па ресурсосберегающие, наукоемкие технологии, проведение рыночных преобразований, развитие процессов разгосударствления и приватизации, последовательная, поэтапная либерализация экономики, государственная поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса, развитие внешнеэкономи-ческих связей, учет процессов глобализации, у креплен не интеграционных связей со странами СНГ и, прежде всего, с Россией и т.д. Анализируя итоги реализации макроэкономической политики, намеченной в НСУР-1997, нельзя не отметить положительных результатов выполнения прогнозных показателей. Прежде всего, это закрепление начавшегося в 1996 г. ежегодного прироста ВВП, объемов производства промышленной продукции и потребительских товаров, что позволяет говорить о преодолении критического уровня развития системного кризиса экономики. Был обеспечен рост реальных доходов населения, низкий уровень безработицы, coxpaнена социальная стабильность, восстановленa система управления экономикой. Подъем белорусской экономики в последнее пятилетие XX в. обусловлен в значительной степени усилением руководящих функций государства, ослабленных в начале 90-х гг. Государство не допустило обвальной неконтролируемой приватизации, характерной для других стран постсоветского пространства и послужившей причиной усугубления экономической ситуации и резкого расслоения общества по уровню доходов. Под контролем государства более упорядоченно и рационально использовались материальные и финансовые ресурсы, благодаря чему основные макроэкономические пропорции удалось сохранить на приемлемом уровне, не превышая предельно-критических значений, установленных в мировой практике. Так, дефицит государственного бюджета снизился с 2,7% от ВВП в 1995г. до 0,6% в 2000 г.; соотношение золотовалютных резервов и денежной массы за тот же период возросло с 18,6% до 55,9%; отношение внешнего долга к ВВП сократилось с 14,7% в 1995 г. до 7,3% в 2000 г., постоянно находясь на безопасном уровне, и т.д. (табл. 11.1).
Таблица 6.1
Большинство макроэкономических параметров, предусмотренных НСУР-1997 и Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь па 1996-2000 гг., были выполнены, вследствие чего в 2000 г. оказались превышены показатели докризисного 1990 г. по объему производства продукции промышленности на 0,7% (в 2003 г. -на 19%), потребительских товаров на 10,1% (в 2003 г. - на 33%), реальных денежных доходов населения на 7% (в 2003 г. - па 59%). Однако ВВП составил всего 89% от уровня 1990 г. (но в 2003 г. - уже 104%), продукция сельского хозяйства - 71,4% (2003 г. - 78%), инвестиции в основной капитал - 52% (2003 г. - 66%). По основным показателям экономического развития Республика Беларусь значительно обошла другие страны СНГ. Так, производство ВВП и промышленной продукции в 2000 г., по сравнению с 1990 г., составило: в России - соответственно 65,6 и 54,5%, Украине - 43,2 и 57,3%, Казахстане - 69,5 и 57,3%. Беларуси единственной из стран СНГ к 2004 г. удалось превзойти уровень 1990 г. по показателю ВВП. В табл. 8.2 приведено сопоставление реальных темпов роста основных макроэкономических показателей за пятилетний период (1996-2000 гг.) с прогнозными, из которого следует, что из представленных показателей не выполнены только два, а большинство - превышено. Таблица 6.2
Концепция устойчивого развития, ставшая новой идеологией XXI в., предполагает сбалансированное социально-экономическое и экологическое развитие, поскольку без экологической устойчивости не может быть п речи об устойчивом развитии цивилизации в целом. Анализируя экологические аспекты УР в Беларуси, следует отметить, что экологический кризис конца XX в. явился закономерным результатом многолетнего приоритетного развития материального производства, осуществляемого без принятия адекватных природоохранных и ресурсосберегающих мер. Самыми серьезными проявлениями его в начале 1990-х были: • загрязнение более 1/5 территории республики радионуклидам и, что не только резко ограничило ее природно-ресурсный потенциал (загрязнено более 22% сельскохозяйственных и 21% лесных угодий), но и потребовало огромных затрат на снижение радиационной опасности; • превышение нормативного уровня загрязнения воздушного бассейна • интенсивная трансформация водосборных бассейнов и водного режима речной сети в результате крупномасштабного осушения заболоченных земель и как следствие - исчезновение множества малых рек и ручьев; • стойкое увеличение индекса загрязнения вод по всем рекам республики на фоне сокращения общего объема сбрасываемых в них стоков, что свидетельствовало о нарушении процессов самоочищения водоемов; • опасное загрязнение промышленными, коммунальными и поверхностными сточным и водами акваторий уникальных водных объектов (Нарочь, Свитязь, Голубых и Браславских озер); • техногенная деградация ландшафтов; • экологическое неблагополучие в сельской местности, связанное с Наиболее серьезной экологической i проблемой нашей стран ы остается радиоактивное загрязнение в результате чернобыльской катастрофы около 23% территории, па которой проживает 2,2 млн. чел., расположено свыше 3600 населенных пунктов, в том числе 27 городов. Острее всего эта проблема стоит в Гомельской и Могилевской областях, где радионуклидами загрязнено соответственно 65 и 31% территории. Усилиями ученых и специалистов Беларуси досконально изучена радиационная обстановка, выяснены особенности поведения радионуклидов в почве, воде, воздухе, растительном и животном мире, исследуется воздействие радиации па здоровье люден, установлен социалыю-экопомический ущерб от аварии, величина которого за 30 лет (1986-2015 гг.) составит, по некоторым оценкам экспертов, 235 млрд. долл. США. Сложившаяся в Беларуси экологическая ситуация безусловно повлияла па снижение качественного уровня жизни населения. Прежде всего это касается здоровья населения, проживающего на радиационно загрязненных территориях, где наблюдаются опережающие, по сравнению со среднереспубликанскими, темпы прироста заболеваний эндокринной системы, новообразований, системы кровообращения. Регистрируемая заболеваемость населения, пострадавшего в результате катастрофы на ЧАЭС, почти по всем классам болезней выше, чем в целом по республике. Особенно наглядна в этом отношении статистика онкологических заболеваний у детей и подростков. В результате облучения радиоактивным йодом заболеваемость раком щитовидной железы за время после катастрофы возросла у них в 131,5 раза по сравнению с 14-летним до аварийным периодом, и в последние пять лет колеблется в пределах 2,1-3,2 человека на 100 тыс. детей, тогда как в странах Европы этот показатель не превышает 0,5 человека. Показателем, определяющим здоровье нации в социально-демографическом контексте, может служить средняя ожидаемая продолжительность жизни (СОПЖ). Последние десятилетия в Беларуси она неуклонно сокращалась: если в 1970-1971гг. СОПЖ составляла 72,5 г., в 1990 г. - 71,1, то в 1999 г. - 67,9, в 2000 г. - 69 лет. Исходя из этого и с учетом сложности экологической ситуации, в НСУР-1997 значительное место было отведено разработке мер по преодолению экологических угроз, созданию экологического базиса устойчивого развития страны. Помимо специального «природного» раздела «Сохранение и рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды», практически все разделы НСУР в той или иной степени затрагивают экологические аспекты. Определение конкретных механизмов реализации заданий экологической части НСУР сопровождалось разработкой государственных программ, к важнейшим из которых следует отнести Национальную программу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на 1996-2000 гг., Государственную программу по минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др. Был принят •также целый ряд законодательных актов, нацеленных па обеспечение экологической безопасности страны. В соответствии с НСУР и разработанным в целях конкретизации ее экологической части Национальным планом действий по рациональному использованию природных ресурсов и охраны окружающей среды на 2001 - 2005 гг. были определены приоритетные направления реализации экологической политики Республики Беларусь. Вот лишь некоторые из них: - функционирование всех видов мониторинга, развитие нормативно-правовой базы Национальном системы мониторинга окружающей среды; - зонирование пострадавших от последствия чернобыльской катастрофы территорий па основе каталога текущих и накопленных эффективных доз облучения; - реализация защитных мероприятий па наиболее загрязненных радионуклидами территориях Гомельской, Могилевской и Брестской областей; повышение степени благоустройства загрязненных населенных пунктов, создание требуемых санитарно-бытовых условий проживания; - разработка и внедрение экологически безопасных эперго- и ресурсосберегающих технологий, позволяющих обеспечить оздоровление экологической обстановки и выпуск конкурентоспособной продукции; - развитие геоинформационных систем ведения кадастров природных ресурсов и распределенных баз данных по отдельным направлениям природоохранной деятельности; - организация выполнения обязательств, вытекающих из заключенных Республикой Беларусь международных конвенций и соглашений по вопросам сохранения биологического и ландшафтного разнообразия; - совершенствование действующих и внедрение прогрессивных технологий, направленных па снижение отрицательного воздействия на атмосферу; - совершенствование системы учета и контроля потребления озоноразрушающих веществ; - разработка правовых механизмов и методического обеспечения функционирования подсистемы экологической сертификации; - совершенствование правовых и методических основ внедрения экологического аудита в Беларуси и др. Многое из запланированного принято к реализации, что, естественно, дало определенные позитивные результаты. Следует также отметить, что последнее десятилетие прошедшего века знаменовалось формированием в Беларуси нового экономического механизма природопользования, направленного, прежде всего, на обес-печение материальной заинтересованности субъектов хозяйствования в экологобезопасности производственной деятельности и ресурсосбережении. Это связано с формированием рыночной модели экономики и распространением товарно-денежных отношений в сфере природопользования, в частности, с введением платности использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, закрепленным законодательно. Оценивая сегодняшнюю экологическую ситуацию в стране, нельзя не отметить очевидного улучшения показателен! качества окружающей среды, произошедшего за период 1996-2000 гг. Так, при росте ВВП в 1,36 и промышленной продукции в 1,6 раза объем выбросов вредных веществ в атмосферу сократился на 40%, сброс загрязненных сточных вод - на 60%, площадь нарушенных земель - на 37%. Состояние природной среды практически по всем параметрам сейчас значительно более благополучное, чем в начале 1990-х г., за исключением радиационной обстановки, существенное улучшение которой в обозримой перспективе нереально. К такому же выводу пришли и эксперты Всемирного Банка в своем докладе «Создание основ для устойчивого развития. Выборочный анализ системы управления природопользованием и охраной окружающей среды в Республике Беларусь» (2002). Трудно, однако, согласиться с выводом доклада о том, что оздоровление нашей среды обитания является результатом, главным образом, сокращения хозяйственной деятельности, и в меньшей степени - следствием целенаправленных природоохранных действий. Это опровергается данными статистики, в соответствии с которыми в 2000 г. республике удалось превысить объем промышленного производства 1990 года на 0,7%, производства потребительских товаров на 10,1 %, в то же время забор воды из природных источников (как из поверхностных, так и подземных) снизился более чем на 1 млн м куб., а потребление ее на производственные нужды сократилось более чем в 2 раза (1698 млн. м куб. в 1990 г., 758 млн. м3 - в 2000 г.). Соответственно уменьшились и объемы отведения сточных вод в поверхностные водоемы, а поступление в водоемы загрязненных стоков а снизилось за десять лет в 4 раза. Таким образом, на фоне постепенного роста объемов производства наблюдается уменьшение антропогенной нагрузки на водные ресурсы, что, безусловно, является следствием природоохранной деятельности как государства в целом, так и отдельных субъектов хозяйствования. Так, были разработаны и приняты: «Водный кодекс Республики Беларусь» (1998), закон Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении» (1999), регулирующие процессы создания условий рационального водопользования, восстановления водных объектов, сохранения и улучшения состояния водных экосистем; обеспечивающие государственные гарантии снабжения потребителей питьевой водой надлежащего качества. Были предприняты меры по совершенствованию системы мониторинга поверх-постных вод, созданы новые посты гидрологических наблюдений на реках Стырь, Цна, Словечна, Горынь. Сеть наблюдений оборудована сейчас па 83 водных объектах (реках, озерах, водохранилищах) и охватывает 105 населенных пунктов. Увеличилась мощность сооружений по очистке сточных вод, сданы в эксплуатацию дополнительные мощности очистных сооружений в 18 городах республики. Сокращению водопотребления в сфере производства способствовали меры организационно-экономического характера: платность водопотребления и водоотведения и организация инструментального учета расходования воды. С этой целью на ряде производств (з-де «Электроника», ПО «Интеграл», ПО «Вычислительная техника», «Кобальт», «Электроизмеритель») был налажен выпуск водоизмерительных приборов. Также стали устанавливаться в обязательном порядке счетчики холодной и горячей воды в новых жилых зданиях городов. В Минске и Орше водоизмерительными приборами обеспечены все предприятия и водозаборы. Однако в целом по республике средняя степень оснащенности приборами при заборе воды составляет всего 57,9%, при сбросе сточных вод - 55,4%. Сокращение объема стоков, конечно, способствовало улучшению качества воды в поверхностных водотоках и водоемах. Интегральная оценка качества воды по гидрохимическим показателям устанавливается по индексу загрязненности вод (ИЗВ), в зависимости от знамений которого устанавливается 7 классов загрязненности природных вод: от очень чистой (I класс - ИЗВ < 0,3) до чрезвычайно грязной (VII класс - ИЗВ > 10). По этому показателю вода большинства рек в пунктах контроля в 2000 г. классифицировалась как умеренно загрязненная (III класс). Исключение составила р. Свислочь, вода которой классифицируется как загрязненная (IV класс). В целом по стране к категории загрязненной может быть отнесена вода не более 10% водных объектов. Результатом, в основном, целенаправленной экологической деятельности государства и хозяйствующих субъектов является и положительная динамика качества атмосферного воздуха за период 1996-2000 гг. На фоне значительного увеличения парка автотранспорта, роста объемов производства промышленности и энергетики - главных источников загрязнения атмосферы - валовые объемы выбросов вредных веществ сократились за этот срок с 2201 тыс. т до 1312 тыс. т. Такое оздоровление воздушной среды явилось, в значительной степени, следствием политики энергосбережения, реализуемой в соответствии с законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» (1998), поскольку объекты теплоэнергетики являются одним из основных источников загрязнения атмосферы. Выбросы предприятий «Белэнерго» в 2000 г. составили 17% валового выброса стационарных источников, тогда как' в 1996 г. их доля была почти iв 2 раза выше. В 1996 - 2000 гг. в соответствии с республиканской программой начаты реформы в части энергосбережения на бытовом уровне, промышленности и других отраслях, что позволило обеспечить прирост ВВП практически без прироста валового потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и снижение энергоемкости ВВП на 28,8%. Вместе с тем показатель энергоемкости ВВП Беларуси почти па6()% превышает уровень стран Центральной Европы, хотя и ниже, чем в Латвии, Литве, России, Украине. Более 3/4 всех выбросов в воздушную среду приходится па автомобильный транспорт, но и в этой отрасли за анализируемый период произошли положительные изменения. Несмотря па увеличение в 1,8 раза числа только индивидуальных легковых автомобилей, выбросы в атмосферу от передвижных источников в 2000 г. составили 43,7% (952,8 тыс, г) от выбросов автотранспорта на начало 1996 г. Основные причины такого снижения - это: - уменьшение содержания серы с 0,2% до 0,05% в дизельном топливе, - прекращение производства в республике этилированного бензина, - расширение и совершенствование сети электрифицированных видов транспорта (расширение метрополитена в г. Минске, ввод в эксплуатацию новых современных троллейбусов и трамвайных ваго- - улучшение общей структуры парка подвижного состава за счет уве- - усиление государственного контроля за выбросами передвижных Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников за анализируемое пятилетие также сократились практически па 30% за счет изменения топливного баланса в сторону увеличения доли природного газа, ввода в эксплуатацию нового пылегазоочистного оборудования, совершенствования технологических процессов. Проанализировав состояние всех компонентов природной среды и динамику параметров антропогенного воздействия на экосистемы страны, можно сделать определенный вывод о том, что последнее пятилетие прошедшего века ознаменовалось очевидным сокращением негативном антропогенного воздействия на окружающую среду Беларуси. Улучшение показателей традиционного загрязнения окружающей среды - это безусловный прогресс в эколого-экономическом развитии страны, по результаты этого улучшения еще не отразились позитивно па здоровье населения, которое может служить интегральным показателем уровня экологической безопасности (в первую очередь это касается, конечно, самого неблагополучного во всех отношениях региона Беларуси, объединившего загрязненные радионуклидами территории). Безусловно, чернобыльская проблема - это проблема для республики долговечная, но, невзирая на это, - императивная, то есть требующая разрешения, а потому при принятии любых политических решений ей всегда должно быть отведено соответствующее ее важности место. В этом контексте первостепенное значение приобретают экологические аспекты в ряду других задач реализации Национальной стратегии устойчивого развития нашей страны.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |