КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коррекционной) школе VIII вида
Изучения курса истории в специальной Сущность и особенности пропедевтики Формирование исторических представлений начинается в младшей школе и прежде всего на уроках чтения и развития речи. На этих уроках формируются общеучебные умения связанные с анализом и восприятием текстов. Своеобразны и методы обучения истории по текстуальным источникам. Работа по историческому документу как один из методов познания исторического прошлого практически не имеет места в преподавании других дисциплин. Методы использования художественной литературы в обучении истории служат либо средствами конкретизации, либо документальным источником для познания исторического прошлого, в отличии от преподавания литературы, где художественные произведения и литературные образы являются основным объектом изучения. В процессе анализа художественных текстов у учеников начинают формироваться и исторические представления: царь, государство, крестьянин и т.п. В отличие от художественной литературы, воздействующей на читателя путём восприятия и оценки художественного образа, научно-познавательная литература имеет чётко определённую предметность нового для детей значения и целенаправленно излагает тему, опираясь на активность интеллекта читателя. Научно-познавательная литература не только описывает признаки явления, излагает суть исторического события или процесса, но и указывает его связь с другими фактами и явлениями, даёт им научное обоснование. Научно-познавательная литература подразделяется на научно-популярную и научно-художественную, При общей цели - каждая разновидность научно-познавательной литературы имеет свои задачи. Научно-популярная статья прямо сообщает детям определённые знания. Научно-художественное произведение более для решения той же задачи использует средства художественной выразительности. Они имеют сюжетную линию, систему художественных образов. Трудно провести чёткую грань между научно-популярной и научно-художественной статьёй. Но очевидно, что в научно-популярных произведениях сильнее логический элемент и изложение темы часто ведётся с использованием логических приёмов рассуждения, а в научно-художественных – образный. Научно-познавательным статьям свойственен особый язык повествования: простота и строгость синтаксических конструкций; точность и однозначность словоупотребления; использование специальных терминов. Эти основные свойства научного изложения не исключают возможности использования в статьях для детей образных свойств языка. К.Д.Ушинский называл чтение научно-популярных статей логическим чтением. Это верно определяет характер их восприятия. Научно-познавательное чтение требует произвольного внимания, сопровождается активной аналитико-синтетической деятельностью (деление на части, выделение основной мысли каждой части, абстрагирование, установление вывода). Организация познавательной деятельности учащихся при чтении статей определяется спецификой интеллектуального и речевого развития учеников. Коррекционная методика преподавания истории определяет шесть этапов работы с научно-познавательной статьёй на уроке. I этап – предварительная работа. В статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением обязательна подготовка учащихся к его восприятию. Подготовительная работа направлена на то, чтобы пробудить интерес к предмету чтения, облегчить восприятие статьи, помочь её логическому усвоению. На этом этапе работы целесообразно сообщить ученикам название статьи и фамилию автора. В процессе работы необходимо актуализировать опорные для её восприятия представления учеников. Незнакомые слова записываются на доске и объясняются. II этап – чтение вслух текста по логически законченным абзацам.Чтение сопровождается лексической работой и беседой по содержанию. III этап – повторное чтение текста детьми.На этом этапе происходит работа по уточнению и углублению понимания прочитанного. Целесообразно производить композиционный анализ текста на уровне программных требований курса «Чтение и развитие речи». IV этап – обобщение материала прочитанного произведения. Данный этап посвящён объяснению заголовка и формулировке выводов. V этап – беседа краеведческого характера или работа над дополнительным иллюстративным материалом. VI этап – пересказ текста с целью более полного запоминания учениками полученной информации. Особый интерес представляет пропедевтический этап изучения истории по программе под редакцией И. М.Бгажноковой «Мир истории» (пропедевтика), 2 часа в неделю. Современные исследования (Смирнова Л.В. Инновационные подходы к обучению истории умственно отсталых школьников. Автореферат диссертации канд.пед.н. С Петербург, 2000) доказывают необходимость введения пропедевтического этапа целью которого должно стать обобщение имеющихся в элементарном опыте детей исторических фактов и сведений. См. приложение № 2
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |