КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторических знаний
Структура и функции Принято выделять следующие виды исторических знаний:
Исторические факты. Специфика исторических фактов заключается в их неповторимости и невозможности непосредственного их наблюдения. Отсюда основной путь формирования представлений об исторических фактах: установление ассоциативных связей с имеющимися у учеников. Исторические факты принято делить на две группы: факты, отражающие единичные события, произошедшие в истории однажды, в определённом времени, пространстве, с участием определённого круга лиц («Куликовская битва») и исторические явления, отражающие черты, характерные для определённого исторического периода, эпохи («оброк»). Исторические факты различаются по объёму, сложности и значимости. Основными критериями отбора исторических фактов для обучения истории учеников в специальной (коррекционной) школе (по Л.В.Петровой) являются: · научная достоверность, важность для понимания развития истории (факты должны включаться в общую систему формируемых исторических знаний, отражающую процесс исторического развития России); · конкретность и образность, высокая степень эмоционального воздействия; · возможность воздействовать на развитие самостоятельной мыслительной деятельности и разнообразных умений учащихся; · возрастные особенности учащихся. Исторические представления это образ, созданный продуктивным воображением на основе знания об исторических фактах, высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. Исторические понятия. Любое понятие, в том числе и историческое – это форма мышления, отражающая существенные свойства и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от несущественных особенностей отдельных предметов, событий, явлений. Понятие – это мысль, в которой обобщаются и выделяются особенности явления в совокупности существенных для него признаков. Овладение основами любой науки – усвоение системы её понятий. По мнению С.А.Ежова овладение историческим понятием означает усвоение существенных признаков исторического явления. Овладение системой исторических понятие в процессе их усвоения, сопоставления, противопоставления и обобщения – основа системы обучения истории в специальной (коррекционной) школе. Исторические понятия формируются на основе исторических представлений. Школьный курс истории содержит множество самых разнообразных понятий, и не только исторических. Понятия географические (река, озеро, остров и т.д.), литературные, естественнонаучные, искусствоведческие, политико-экономические, военно-технические, политические формируются в школьном курсе истории и раскрываются не в логике и системе соответствующих наук, а в логике и системе истории как предмета обучения. Они выступают как понятия историко-географические, историко-искусствоведческие и т.д. Такого рода понятия используются: · для характеристики качественного своеобразия изучаемых явлений данной эпохи; · для элементарного понимания учащимися современных явлений, относящихся к данной области; · для познания новых исторических явлений этого порядка. Существует несколько классификаций исторических понятия. Классификация исторических понятий на основе степени и широте обобщения (по Н.А. Андреевской) Таблица 2.
Однако, данная классификация понятий условна и относительна. В ней не раскрыта историческая природа понятий, связь между тремя группами понятий, возможность перехода из одной группы в другую. Так, понятие «буржуазии» как класса капиталистов является историческим, так как оно обобщает явления и связи, присущие капиталистической формации. Но конкретизация этого понятия условиями места и времени – «русская буржуазия 1905 г.»- превращает его в частноисторическое понятие. Более точно систему исторических понятий отражает их классификация предложенная Л.В.Петровой.
Классификация исторических понятий на основе содержания исторического материала (по Л.В.Петровой). Таблица 3
Формирование исторических и обществоведческих понятий у учащихся и нарушениями интеллекта весьма специфично. Существует классификация исторических понятий с учётом сложности усвоения, разработанная Б.П. Пузановым. Классификация исторических понятий с учётом сложности их усвоения учениками с проблемами в интеллектуальном развитии
Таблица 4
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |