Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторических знаний




Структура и функции

Принято выделять следующие виды исторических знаний:

  1. Исторические факты, локализованные в пространстве и во времени.
  2. Исторические представления.
  3. Исторические понятия.
  4. Закономерности исторического процесса.
  5. Способы действия с историческим материалом.

Исторические факты. Специфика исторических фактов заключается в их неповторимости и невозможности непосредственного их наблюдения. Отсюда основной путь формирования представлений об исторических фактах: установление ассоциативных связей с имеющимися у учеников. Исторические факты принято делить на две группы: факты, отражающие единичные события, произошедшие в истории однажды, в определённом времени, пространстве, с участием определённого круга лиц («Куликовская битва») и исторические явления, отражающие черты, характерные для определённого исторического периода, эпохи («оброк»). Исторические факты различаются по объёму, сложности и значимости. Основными критериями отбора исторических фактов для обучения истории учеников в специальной (коррекционной) школе (по Л.В.Петровой) являются:

· научная достоверность, важность для понимания развития истории (факты должны включаться в общую систему формируемых исторических знаний, отражающую процесс исторического развития России);

· конкретность и образность, высокая степень эмоционального воздействия;

· возможность воздействовать на развитие самостоятельной мыслительной деятельности и разнообразных умений учащихся;

· возрастные особенности учащихся.

Исторические представления это образ, созданный продуктивным воображением на основе знания об исторических фактах, высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.

Исторические понятия. Любое понятие, в том числе и историческое – это форма мышления, отражающая существенные свойства и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от несущественных особенностей отдельных предметов, событий, явлений. Понятие – это мысль, в которой обобщаются и выделяются особенности явления в совокупности существенных для него признаков.

Овладение основами любой науки – усвоение системы её понятий. По мнению С.А.Ежова овладение историческим понятием означает усвоение существенных признаков исторического явления. Овладение системой исторических понятие в процессе их усвоения, сопоставления, противопоставления и обобщения – основа системы обучения истории в специальной (коррекционной) школе.

Исторические понятия формируются на основе исторических представлений. Школьный курс истории содержит множество самых разнообразных понятий, и не только исторических. Понятия географические (река, озеро, остров и т.д.), литературные, естественнонаучные, искусствоведческие, политико-экономические, военно-технические, политические формируются в школьном курсе истории и раскрываются не в логике и системе соответствующих наук, а в логике и системе истории как предмета обучения. Они выступают как понятия историко-географические, историко-искусствоведческие и т.д. Такого рода понятия используются:

· для характеристики качественного своеобразия изучаемых явлений данной эпохи;

· для элементарного понимания учащимися современных явлений, относящихся к данной области;

· для познания новых исторических явлений этого порядка.

Существует несколько классификаций исторических понятия.

Классификация исторических понятий

на основе степени и широте обобщения

(по Н.А. Андреевской)

Таблица 2.

Частноисторические понятия Исторические понятия общественно-экономических формаций Социологические понятия
Отражают и обобщают конкретные исторические явления, характерные для определённого периода в истории страны: «опричнина», «боярская дума» Исторические понятия отражающие и обобщающие явления, свойственные определённой общественно-экономической формации. Социологические понятия, отражающие общие связи и закономерности исторического процесса: «государство», «общество» и др.

 

Однако, данная классификация понятий условна и относительна. В ней не раскрыта историческая природа понятий, связь между тремя группами понятий, возможность перехода из одной группы в другую. Так, понятие «буржуазии» как класса капиталистов является историческим, так как оно обобщает явления и связи, присущие капиталистической формации. Но конкретизация этого понятия условиями места и времени – «русская буржуазия 1905 г.»- превращает его в частноисторическое понятие.

Более точно систему исторических понятий отражает их классификация предложенная Л.В.Петровой.

 

Классификация исторических понятий

на основе содержания исторического материала

(по Л.В.Петровой).

Таблица 3

Экономические понятия Социально-исторические понятия Историко-культурные понятия
Понятия связанные с орудиями труда, видами хозяйственной деятельности в различные исторические периоды, экономическими процессами («земледелие», «капиталистическая фабрика» и др.). Раскрывающие социальные отношения, политическое устройство государства, развитие классовой борьбы («помещики» и «крестьяне» и др.). Отражающие достижения материальной и духовной культуры («архитектура», «живопись» и др.).

 

Формирование исторических и обществоведческих понятий у учащихся и нарушениями интеллекта весьма специфично. Существует классификация исторических понятий с учётом сложности усвоения, разработанная Б.П. Пузановым.

Классификация исторических понятий

с учётом сложности их усвоения учениками

с проблемами в интеллектуальном развитии

 

Таблица 4

Понятия, отражающие конкретные события истории и имеющие опору на наглядно-чувственный опыт ребёнка Понятия, отражающие имущественное и социальной положение людей и различные формы эксплуатации. Понятия, характеризующие власть, политическое положение людей, общественные отношения. Понятия обществоведческого характера.
«Исторические памятники», «макеты», «картины» и др. «Боярин», «оброк», «дань», «ремесленник» и др. «Царизм», «капитализм», «самодержавие» и др. «Класс», «государство», «общество» и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.