Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовительный этап. Профилактика и реабилитация подростков с девиантным и делинквентным поведением




План

Профилактика и реабилитация подростков с девиантным и делинквентным поведением

1. Эффективность профилактических мер девиаций

2. Социально-педагогическая реабилитация

3. Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях

 

Профилактика – это совокупность государственных, общественных, медицинских и воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении подростков.

 

Идея сотрудничества прослеживается в работах (И.П. Волкова, В. Ф. Шаталова, Т.И. Гончарова, Ш.А. Амонашвили). Ученые сформулировали главные принципы общения учителя и учеников:

1. Открытость учителя

2. Свободный выбор содержания, форм, методов деятельности, предоставление свободы выбора ученику.

3. Умение увлечь учеников творчеством

4. Умение преодолеть у ученика тревогу, страх, чувства неполноценности

5. Умение разрешить конфликт между учителем и учеником.

6. Умение учителя опираться на личность ученика.

 

Эффективность может быть обеспечена:

1. Искоренением источников дискомфорта в самом ребенке, социальной среде

2. Обучением ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье

3. Решением ещё не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

4. Опора на положительные качества несовершеннолетнего. недопустимы мрачные прогнозы. Создание "ситуаций успеха".

5. Формирование будущих жизненных перспектив.

6. Включение несовершеннолетних в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение моралей.

7. Доверие, уважение к подростку.

 

8. Высокая мотивация всех участников программы: ребенка, родителей, социального педагога, специалистов

9. Психолого-педагогическая компетентность специалистов и руководителей учреждения

10. Координация деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.

 

В профилактических технологиях выделяют:

Информационный подход (информирование несовершеннолетних о правах и обязанностях, о требованиях общества и государства; формирование правосознания подростка)

Социально-профилактический подход (выявление, устранение и нейтрализация причин и условий, вызывающих негативные явления)

Медико-биологический подход (предупреждение возможных отклонений от социальных норм путём лечебно-профилактических мер)

Социально-педагогический (коррекция качеств личности, формирование волевых черт характера) Быть свободным – значит обладать развитой волей. не случайно у подростков и юношей, допускающих аморальные поступки, отсутствуют сформированные волевые качества.

Отрицательные волевые черты характера подростков:

нерешительность

отсутствие настойчивости при достижении цели

несформированность самостоятельности

безинициативность,

упрямство,

невыдержанность

 

Этапы воспитания положительных волевых качеств:

1. раскрытие сущности отдельных волевых качеств через иллюстрацию примеров.

2. выработка представлений о волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью; настойчивостью и упрямством; самостоятельностью и неуважением чужого мнения.

3. самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления.

 

Мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же - выявление и устранение причин социальных от­клонений.

 

Содержание работы с детьми, склонными к употреблению алкоголя:

1. повышение уровня социальной адаптации посредством их личностного развития

2. противоалкогольное обучение и воспитание с целью формирования отрицательного отношения к алкоголю

3. просвещение родителей с целью оздоровления семьи, её быта, культуры взаимоотношений между её членами.

4. социальная реабилитация ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость

5. посредническая деятельность между ребенком и социумом по преодолению дезадаптации

Функции социального педагога:

1. диагностическая – сбор информации о ребенке, о семье, источников негативного влияния, устойчивости ребенка к этому давлению

2. прогностическая - разрабатывается коррекционная программа,

3. образовательно-воспитательная - отбор содержания и методов социально-педагогической деятельности

4. правозащитная – защита прав ребенка

 

Профилактика причин и последствий алкоголизма подростков начинается с работы с семьёй (организация досуга, выработка отрицательного отношения к пьющим людям), затем организуется групповая работа: деловая игра, экскурсия, беседа (методы запугивания применять нецелесообразно). Учитывать, что подростки проявляют интерес не к интеллектуальной деятельности, а к спорту. Подключение к профилактической работе сотрудников милиции, врачей, работников предприятий, общественности.

В юношеском возрасте (15 – 17 лет) внимание сосредотачивается на индивидуальной работе: самостоятельная работа с книгой, наблюдение, постановка опытов, викторины, олимпиады.

 

 

Реабилитация понимается как восстановление, активизация.

Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Следует различать виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.

Медицинская реабилитация направлена на полное или ча­стичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедле­ние прогрессирующего заболевания.

Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка, преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления его ненужности и никчемности как личности

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение

или переобучение подростка доступным для него формам тру­да, поиск для него рабочего места с облегченными условиями трудами сокращенным рабочим днем.

Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормаль­ных условий жизни подростка.

Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его за­конных интересов и прав.

Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребен­ка, активной жизненной позиции ребенка.

(см. ПРОГРАММУ ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ)

 

Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях

Пенитенциарный от латинского – юридический означает отношение к наказанию, преимущественно уголовному.

Воспитание личности в коллективе пропагандировали С.Т. Шацкий, П.Н. Лепешинский, В.Н. Сорока – Росинский, А.С. Макаренко.

Станислав Теофилович Шацкий основал колонию "Бодрая жизнь", где центральным был труд, дети работали в слесарных, столярных, ткацкой, гончарной комнатах. Был создан детский клуб – центр, где организована жизнь детей в соответствии с их интересами (часто общество и государство не считается с требованиями ребенка). С.Т. Шацкий определил 5 положений относительно воспитания:

1. у детей сильно развит инстинкт общности, они легко знакомятся друг с другом – игры, рассказы, общение – признаки этого инстинкта.

2. дети – исследователи по природе, их возбуждает любопытство, стремление всё трогать, пробовать

3. дети любят созидать, дополнять недостающее воображением

4. детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях.

5. громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

 

Пантелеймон Николаевич Лепешинский в 1918 г. создал опытные станции Наркомпроса, где организовал детское самоуправление. В коммуне было 60-70 детей от 9 до 15 лет и 9-10 школьных работников.

В 20-е гг. многие педагоги увлекались воспитанием коллектива, не замечая индивидуальность личности. В. Н. Сорока-Росинский пишет об отрицательном влиянии на ребенка его постоянное пребывание в группе детей, это утомляет его, понижает творческую активность. Автор предлагает создать в детском доме творческие комнаты, где ребенок мог бы уединиться, поразмышлять.

Антон Семенович Макаренко в 1920 г. возглавил колонию для несовершеннолетних преступников и разработал правила отношений воспитанников и педагогов:

· равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников;

· четкая организация труда;

· роль общественного мнения в лице совета командиров и общего собрания;

· перечень серьёзных проступков: лень, уклонение от тяжелой работы, оскорбление товарища, нарушение интересов коллектива.

В отрядах были и малыши и взрослые юноши 17-18 лет, которые заботились о младших, а у малышей воспитывалось уважение к старшим. Все вопросы решались быстро, был закон: говорить можно одну минуту. Говоривший больше 1 мин. считался трепачом.

А.С. Макаренко никогда не делал выговоров. Он писал записку провинившемуся с просьбой прийти вечером "на ковер". Воспитанник многое обдумывал, пока ждал назначенного времени, ему высказывали товарищи и когда приходил к наставнику, тот ему только говорил: "Хорошо, иди".

А.С. Макаренко: "Если бы люди были искренни, то многие сказали бы, что у них в детстве был хоть один случай воровства, а они не были ворами. Очевидно, нам нужно подумать, что такое детское воровство и как на него реагировать".

"Нет плохих учеников, есть негодные методы воспитания"

В "Педагогической поэме" А.С. Макаренко формулирует основной принцип коллективистической педагогики: " Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему "

В "Книге для родителей" отмечает, что в семье дети должны постоянно отвечать за определенную работу, а не выполнять разовые поручения.

 

Содержание работы с несовершеннолетними правонарушителями

Изучается прошлый опыт ребенка, криминогенные факторы среды, возможности семьи в перевоспитании.

Негативное влияние взрослых на подростков может быть в виде личного примера, уговора, совета, угрозы, принуждения, шантажа, подкупа, унижения, обмана.

Для нейтрализации отрицательного влияния используют:

v беседы с несовершеннолетними, вовлечение их в секции, клубы, детские и молодежные объединения;

v встречи с учителями, кураторами, мастерами групп производственного обучения;

v посещение несовершеннолетних по месту жительства;

v обсуждение поведения подростка на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

v наложение штрафа на родителей, уклоняющихся от воспитания;

v сбор материала на лиц, вовлекающих подростков в антиобщественную деятельность для привлечения их к уголовной ответственности по ст. 150 (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), ст. 151 (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий) УК РФ.

Условия пенитенциарного учреждения:

§ частичная или полная изоляция осужденных

§ отдельное содержание в течении длительно времени мужчин и женщин

§ процесс перевоспитания в условиях исполнения уголовного наказания

§ жесткие правовые рамки жизни, учебы, труда, взаимоотношений с воспитателями и администрацией

§ особый статус осужденных, регламентированный специальными правами и обязанностями

 

Содержание процесса исправления

Педагогическая диагностика. Планирование воспитательной деятельности с прибывшим осужденным




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.