КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первым этапом технологии диагностики социальной среды является предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением
Социально-педагогическая диагностика Технология оказания социально-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии Социально-педагогическая деятельность по оказанию помощи лицам с отклонениями в развитии рассматривается как комплекс разнообразных образовательных технологий, применяемых в конкретной микросреде для восстановления социальных отношений личности в условиях ограничения возможностей. Социально-педагогическая технология - это инструментарий взаимодействия субъектов социально-педагогической деятельности в процессе передачи социального опыта в системе педагогических знаний ( Аксенова Лидия Ивановна ). Основными принципами построения образовательных технологий социально-педагогической деятельности являются следующие: 1. Человек с ограниченными возможностями не является источником проблем и трудностей: их создает инвалидность, 2. Инвалидность - это не столько медицинская проблема, сколько проблема социальная, проблема неравных возможностей, 3. Не существует панацеи - чудодейственного средства - для преодоления всех проблем, связанных с инвалидностью, поэтому необходимо использовать все доступные резервы общества, 4. Объем личностно ориентированной помощи определяется на основе признания достоинства и ценности каждой личности и зависит от степени ограничения возможностей, а также от конкретной ситуации. Технологии диагностики социальной среды являются важнейшей составляющей процесса организации социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая диагностика - это комплексный процесс изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в социуме на всех уровнях (макро, мезо, микро). Диагностика осуществляется с помощью специфических методических средств.
Сбор первичной информации - метод эмпатического слушания. ( хороший собеседник не даст вам закрыть рта). Теория эмпатического слушания разработана американским психологом К. Роджерсом. Эффективность первоначального контакта с клиентом напрямую зависит от умения выслушать его проблему. Цель - создание атмосферы доверительного диалога, совместного поиска выхода из трудной ситуации. В исследованиях К. Роджерса и Т. Гордон разработана технология эмпатического слушания, представленная в виде коммуникативного невербального процесса: Начальная точка этого процесса обозначена авторами как контакт глазами, одобрительные кивки головой и т. д., т. е. проявление невербального понимания. Следующая точка процесса получила название «попугайство». Это повторение за говорящим некоторых слов, выражений, понятий, что подтверждает: говорящего понимают и искренне сочувствуют ему. На третьем этапе воспроизводятся некоторые сюжетные фрагменты из рассказа говорящего с целью показать, что его сообщение понято. Важна интонация слушателя, выражаемая в вопросительных фразах и высказываемая в форме догадок. Как отмечает Е. Р. Смирнова, следует представить свои чувства в сходной ситуации, как бы «примерить обувь другого человека». Слушатель должен выполнять ряд рекомендаций: 1) улыбаясь, представиться клиенту, поздороваться с ним за руку; 2) расспросить о том, как он доехал к месту встречи, перейти на разговор о погоде, о последних политических событиях; 3) высказать комплимент по поводу внешнего вида и т.п.; 4) перейти к расспросам об общих знакомых, обсудить общие вопросы, не имеющие отношения к обозначенной проблеме; 5) издалека обозначив начало проблемного разговора, перейти к поэтапному процессу эмпатического слушания.
Анализ: 1) Необходимо соотнести представленную клиентом ситуацию с собственным опытом. Социальный педагог может откладывать принятие решения, пока все обстоятельства дела будут ясны. 2) Нужно резюмировать и систематизировать услышанное. Сначала выделить главную тему, причинно-следственные связи, затем второстепенные линии повествования. 3) Нельзя ни безоглядно верить, ни постоянно оказывать недоверие клиенту и сомневаться в его искренности. Полезным вспомогательным средством является конспектирование, что способствует концентрации внимания на важнейших деталях, дает возможность вернуться к услышанному. Но, если социальный педагог недостаточно владеет умением конспектирования, то запись может негативно повлиять на взаимоотношения с клиентом, снизить уровень его доверия и открытости. Использование звукозаписывающей аппаратуры в процессе эмпатийного слушания недопустимо, так как это препятствует налаживанию личностного контакта с клиентом, нарушает доверительную, интимную атмосферу общения. Важно при конспектировании: пользоваться упрощенной системой записи, записывая только отдельные слова и фразы. Записи должны быть понятны только самому социальному педагогу. Но необходимо быть уверенным, что их можно впоследствии расшифровать. Второй этап технологии диагностики социальной среды - общая диагностика. Задача - определение наиболее значимых проблем исследуемого социального явления. Этот этап включает использование комплекса методов по изучению социума 1) Методы изучения форм общественного мнения: Наблюдение. Это метод, применяемый при изучении внешних проявлений поведения людей, без активного вмешательства в деятельность. Беседа. Метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Анкетирование. Метод множественного сбора информации путем опроса респондентов (испытуемых). Интервью. Индивидуальный опрос респондентов по заранее определенной теме. Личностный опросник. Использование стандартизированной анкеты, содержащей вопросы, на которые респондент дает либо положительный, либо отрицательный ответ. Мониторинг. Организация отслеживания состояния исследуемой проблемы.
2) Апробированные тесты для изучения микросоциума личности (проективные, креативности, интеллекта, способностей и т. д.). 3) Социологические и статистические методы (социометрия, структурно-факторный анализ, компьютерные технологии сбора и обработки экспериментальных данных и др.). 4) Анализ документации (медицинской, педагогической и др.) и продуктов деятельности индивидуума (группы): речевой, изобразительной, графической и т. д.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |