Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первым этапом технологии диагнос­тики социальной среды является предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением




Социально-педагогическая диагностика

Технология оказания социально-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии

Социально-педагогическая деятельность по оказанию помощи лицам с отклонениями в развитии рассматривается как комплекс разнообразных образовательных технологий, применяемых в конкретной микросреде для восстановления социальных отношений личности в условиях ограничения возможностей.

Социально-педагогическая технология - это инструментарий взаимодействия субъектов социально-педагогической деятельности в процессе передачи социального опыта в системе педагогических знаний ( Аксенова Лидия Ивановна ).

Основными принципами построения образовательных технологий социально-педагогической деятельности являются следующие:

1. Человек с ограниченными возможностями не является источником проблем и трудностей: их создает инвалидность,

2. Инвалидность - это не столько медицинская проблема, сколько проблема социальная, проблема неравных возможностей,

3. Не существует панацеи - чудодейственного средства - для преодоления всех проблем, связанных с инвалидностью, поэтому необходимо использовать все доступные резервы общества,

4. Объем личностно ориентированной помощи определяется на основе признания достоинства и ценности каждой личности и зависит от степени ограничения возможностей, а также от конкретной ситуации.

Технологии диагностики социальной среды являются важней­шей составляющей процесса организации социально-педагогиче­ской деятельности.

Социально-педагогическая диагностика - это комплексный про­цесс изучения причинно-следственных связей и взаимо­отношений в социуме на всех уровнях (макро, мезо, микро). Диа­гностика осуществляется с помощью специфических методических средств.

Сбор первичной информации - метод эмпатического слушания.

( хороший собеседник не даст вам закрыть рта).

Теория эмпатического слушания разработана американским психологом К. Роджерсом. Эффективность первоначального контакта с клиентом напрямую зависит от умения выслушать его проблему. Цель - создание атмосферы доверительного диалога, совместного поиска выхода из трудной ситуации.

В исследованиях К. Роджерса и Т. Гордон разработана техноло­гия эмпатического слушания, представленная в виде коммуникативного невербального процесса:

Начальная точка этого процесса обозначена авторами как контакт глазами, одобрительные кивки головой и т. д., т. е. проявление невербального понимания.

Следующая точка процесса получила название «попугайство». Это повторение за говорящим некоторых слов, выражений, по­нятий, что подтверждает: говорящего понимают и ис­кренне сочувствуют ему.

На третьем этапе воспроизводятся некоторые сюжетные фраг­менты из рассказа говорящего с целью показать, что его сообще­ние понято.

Важна интонация слушателя, выражаемая в вопросительных фра­зах и высказываемая в форме догадок.

Как отмечает Е. Р. Смирнова, следует представить свои чувства в сходной ситуации, как бы «при­мерить обувь другого человека».

Слушатель должен выполнять ряд рекомендаций:

1) улыбаясь, представиться клиенту, поздороваться с ним за руку;

2) расспросить о том, как он доехал к месту встречи, перейти на разговор о погоде, о последних политических событиях;

3) высказать комплимент по поводу внешнего вида и т.п.;

4) перейти к расспросам об общих знакомых, обсудить общие вопросы, не имеющие отношения к обозначенной проблеме;

5) издалека обозначив начало проблемного разговора, перей­ти к поэтапному процессу эмпатического слушания.

Анализ:

1) Необходимо соотнести представленную клиентом ситуацию с собственным опытом. Социальный педагог может откладывать принятие решения, пока все обстоятельства дела будут ясны.

2) Нужно резюмировать и систематизи­ровать услышанное. Сначала выделить главную тему, причинно-следственные связи, затем второстепенные линии повествования.

3) Нельзя ни безоглядно верить, ни постоянно оказывать недоверие клиенту и сомневаться в его искренности.

Полезным вспомогательным средством является конспектирование, что способствует концентрации внимания на важнейших деталях, дает возможность вернуться к услышанному. Но, если социальный педагог недостаточно вла­деет умением конспектирования, то запись может нега­тивно повлиять на взаимоотношения с клиентом, снизить уровень его доверия и открытости. Использование звукозаписывающей аппаратуры в процессе эмпатийного слушания недопу­стимо, так как это препятствует налаживанию личностного контакта с клиентом, нарушает доверительную, интимную атмосфе­ру общения.

Важно при конспектировании: пользоваться упрощенной системой записи, записывая только отдельные слова и фразы. Записи должны быть понятны только самому социальному педагогу. Но необходи­мо быть уверенным, что их можно впоследствии расшифровать.

Второй этап технологии диагностики социальной среды - общая диагностика. Задача - определение наибо­лее значимых проблем исследуемого социального явления. Этот этап включает использование комплекса методов по изу­чению социума

1) Методы изучения форм общественного мнения:

Наблюдение. Это метод, применяемый при изучении внешних проявлений поведения людей, без активного вмешательства в деятельность.

Беседа. Метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Анкетирование. Метод множественного сбора информации путем опроса респондентов (испытуемых).

Интервью. Индивидуальный опрос респондентов по заранее определенной теме.

Личностный опросник. Использование стандартизированной ан­кеты, содержащей вопросы, на которые респондент дает либо положительный, либо отрицательный ответ.

Мониторинг. Организация отслеживания со­стояния исследуемой проблемы.

2) Апробированные тесты для изучения микросоциума лично­сти (проективные, креативности, интеллекта, способностей и т. д.).

3) Социологические и статистические методы (социометрия, структурно-факторный анализ, компьютерные технологии сбора и обработки экспериментальных данных и др.).

4) Анализ документации (медицинской, педагогической и др.) и продуктов деятельности индивидуума (группы): речевой, изоб­разительной, графической и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.