КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подходы к пониманию социальной политики
Теоретические и методические проблемы измерения социальных установок.
Вопрос о сущности социальной политики является одним из наиболее дискуссионных в общественной науке и социально-управленческой практике. Это связано с тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Дискуссии о том, что представляет собой социальная политика, продолжаются на протяжении более ста лет. Они связаны с ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы, происходившем на протяжении XIX-XX веков, и с выделением социальной политики в самостоятельное направление общественного регулирования, охватывающее своим влиянием специфическую сферу человеческой жизнедеятельности. Появление самого понятия «социальная политика» связано с формированием в Европе во второй половине XIX века теории и практики социального государства. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией и получившие системный и качественно определенный характер, были объединены под термином «социальная политика». С этого времени вопросы определения сущности социальной политики находятся в центре обсуждения ученых, политиков и общественных деятелей разных стран. Как сфера деятельности государственных и общественных институтов, социальная политика появляется во второй половине XIX века в связи с институциализации экономической и социологической теорий как самостоятельных областей научного знания. Вслед за признанием объективной природы общественных явлений и возможностей их научного изучения встал вопрос о правомерности использования полученного научного знания на практике для управления общественными процессами, то есть вопрос о прикладной направленности данных наук. К примеру, П. Сорокин полагал, что социальная политика должна быть четвертым разделом социологии наряду с учением об обществе, социальной механикой и социальной генетикой. Этот раздел по своему характеру и целям должен являться чисто практическим и прикладным. Его задачей должна служить формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни и человека. Поэтому иначе он называл социальную политику социальной медициной, или учением о счастье, которая может и должна использовать данные теоретической социологии для практического применения в сфере общественной жизни в целях ее улучшения, увеличения культурных ценностей и ускорения общечеловеческого прогресса[1]. В 1912 году С. Булгаков в работе “Философия хозяйства” указывал на необходимость официального возведения социальной политики в ранг науки. По его мнению, социальная политика представляет собой социальную науку в момент ее практического действия или социальную технику[2]. Как и любая научная сфера, социальная политика имеет свою особую область и свой собственный объект: «совокупное социальное тело», который постоянно расширяется, так как «в государственной, социально-экономической, общекультурной области растущее обобществление жизни и осознание этой обобществленности непрерывно расширяют и упрочивают компетенцию социальной политики»[3]. В начале XX века В. Зомбарт в работе «Идеалы социальной политики» ставит вопрос о сущности социальной политики в рамках государственной деятельности. В широком смысле он отождествляет социальную политику и внутреннюю политику государства. В узком смысле он противопоставляет социальную политику индивидуальной политике и предлагает понимать под ней «те мероприятия экономической политики, которые имеют целью сохранение, содействие развитию или уничтожению определенной экономической системы или ее составных частей»[4], то есть мероприятия, влияющие на характер «социального строя»»[5]. Существенный вклад в разработку концептуальных основ социальной политики на стадии ее первоначального формирования внесла группа немецких исследователей - экономистов, государствоведов и социологов, объединившихся в последней четверти XIX века в «Кружок по изучению социальной политики» (Vereinfur Sozialpolitik). Несмотря на то, что в рамках данного Кружка, универсальной трактовки социальной политики выработано не было, труды участников Кружка способствовали привлечению внимания общественности разных стран к проблематике государственного участия в регулировании социальных процессов и решении наиболее острых социальных проблем реформаторскими средствами. В то же время в ходе полемики были выработаны основные подходы к пониманию социальной политики, которые не теряют своей актуальности, сторонников и аргументации и в современных условиях. Как это ни парадоксально, сегодня в нашем обществе в ходе идущих дискуссий воспроизводятся аналогичные точки зрения и подходы к пониманию сущности социальной политики. Эти подходы тесно переплетаются с теорией и практикой нынешнего этапа осуществляемых социально-экономических реформ. Среди них можно выделить следующие интерпретации социальной политики: · Социальная политика как общественная политика и совокупность взаимоотношений между социальными группами общества. · Социальная политика как деятельность по улучшению положения трудящихся и как область регулирования социально-трудовой сферы. · Социальная политика как система государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения. · Социальная политика как сфера регулирования доходов и преодоления бедности. · Социальная политика как средство регулирования благосостояния населения. · Социальная политика как детерминанта определенной экономической системы и «социального строя» Поливариативность содержательной интерпретации социальной политики, существовавшая в истории науки и воспроизводящаяся сегодня, свидетельствует о сложности и многоаспектности данного феномена. В силу междисциплинарного характера реальной социальной политики попытки ее теоретического обоснования осуществляются в методологиях различных общественных наук, что также осложняет процесс ее концептуальной унификации и формирует разновекторное пространство экспликаций. К примеру, в парадигме экономических наук социальная политика определяется как перераспределение финансовых ресурсов общества между различными группами населения и отраслями народного хозяйства посредством использования механизмов налоговой и бюджетной систем. При этом в аспекте финансирования социальная политика в первую очередь анализируется с точки зрения возможностей консолидированного бюджета по обеспечению социальных мероприятий и экономической эффективности социальных затрат. Экономика труда в качестве ядра социальной политики рассматривает социально-трудовую сферу, где в процессе взаимодействия между работниками и работодателями достаточно тесно переплетаются трудовые и социальные отношения. С точки зрения политических наук социальная политика выступает как один из видов политической деятельности государства и других элементов политической системы общества (партий, движений, объединений и иных ассоциированных групп), которая связана либо с отстаиванием и реализацией интересов определенных социальных групп, либо с обеспечением компромисса между различными группами интересов. Методология правовых наук в контексте выявления сущности социальной политики акцентирует внимание на вопросах обеспечения всеобщих равных прав человека, реальных гражданских прав и свобод, политического равенства, социальной справедливости. В связи с этим, социальная политика рассматривается как реализация совокупности правовых норм и институтов, посредством которых государство способно обеспечить всем своим членам некий стандарт благосостояния, стабильность и безопасность существования, а также свободу выбора и поведения. В парадигме управленческих наук, в частности в теории административного управления, социальная политика предстает как функциональная составляющая системы государственного управления и местного самоуправления, имеющая определенное идеологическое, организационное, кадровое, технологическое оформление, распределяемая в плане полномочий между различными уровнями системы управления и предполагающая использование различных способов управленческого воздействия на социальную реальность. В рамках современной теории социальной работы социальная политика трактуется как общий контекст и система координат, которые определяют направленность профессиональной деятельности социальных работников и содержательное наполнение используемых в ней социальных технологий. В рамках социологической науки интерпретация социальной политики, осуществляется с точки зрения взаимоотношения социальных групп, регуляторов социального поведения и социальных процессов. К примеру, Ф. Бородкин определяет социальную политику как деятельность определенных общественных групп по установлению, воспроизводству и изменению системы социальных неравенств в обществе для максимально возможного удовлетворения потребностей и в интересах этих групп[6]. По мнению П. Кулакова «Посредством социальной политики регулируется социальная структура общества и социальные отношения.»[7]. О. Шкаратан полагает, что «социальная политика в любом обществе – это деятельность по установлению и поддержанию неравного положения социальных групп»[8]. С точки зрения В. Ярской «реально социальная политика – это наука не только о макро- и микроэкономических процессах, но и об отношениях человека с социальным окружением, о стратегиях ресурсного восполнения ограниченных возможностей»[9]. По мнению И. Григорьевой «социальная политика – это деятельность государства и/или общества (общественных институтов) по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющая согласовать интересы этих групп с интересами человека и долговременными целями общества»[10]. Таким образом, дискурсивное пространство социальной политики является насыщенным и разнородным. Современные отечественные подходы к пониманию социальной политики отражают ее наиболее проблемные зоны, свидетельствуют о ее междисциплинарном характере и во многом воспроизводят точки зрения, существовавшие в дискуссионном режиме более века назад за рубежом, что свидетельствует об определенном параллелизме эпох, этапов общественного развития и развития социальной мысли. 1.2. Солильная политика в системе общественных отношений Поскольку социальная политика, как объект исследования, находится в поле зрения различных научных дисциплин, то ее смысловое наполнение каждый раз оказывается в зависимости от конкретной предметной области и исследовательской позиции, а в реальной практике - еще и от конкретных экономических и политических интересов. Однако в настоящий момент и в теоретической, и в практической сфере очень остро ощущается потребность в выявлении существенных и универсальных параметров социальной политики, ее функционального предназначения и места в системе общественных отношений. И в этой связи социологическая интерпретация социальной политики оказывается способной претендовать на комплексный и системный анализ ее природы. Это связано с тем, что непосредственной сферой реализации социальной политики является сфера социального. Доминантные цели и результаты социальной политики фокусируются именно в этой сфере, преобразуя и видоизменяя существенные параметры ее функционирования. При этом экономические, правовые, политические, управленческие составляющие социальной политики выступают в качестве средств и механизмов преобразования социального, и не покрывают социальную политику в целом. Особенность социологического подхода к рассмотрению социальной политики заключается в том, что ее анализ осуществляется сквозь призму социальных отношений. Это позволяет рассматривать социальную политику и как особый элемент общественной системы, и как самостоятельную специфическую систему взаимодействия государственных и общественных структур, и как динамически воспроизводящееся системное образование, качественные характеристики и трансформационные траектории которого определяются целенаправленной деятельностью множества взаимосвязанных субъектов и независимых акторов. Сущность социальной политики заключается в том, что она непосредственно связана с воздействием на социальные отношения, которые в каждом конкретном обществе имеют особый характер. Традиционно специфику социальных отношений выявляют через их сопоставление с другими видами общественных отношений, складывающимися в социуме. Принято считать, что общественные отношения в целом делятся на экономические, социальные, политические и духовные. Все они, являясь универсальными, в то же время охватывают свою специфическую часть общественного пространства и характеризуются специфическими проявлениями и функциями. Экономические отношения складываются между людьми и группами людей по поводу производства, распределения и потребления материальных благ, политические - по поводу власти, по поводу степени участия в управлении государством, духовные - по поводу удовлетворения духовных потребностей и доступности духовных ценностей. Социальные отношения занимают в этой цепи особое место, так как они складываются на базе и экономических, и политических, и духовных отношений и, пронизывая их, охватывают все сферы общественного бытия социальных групп. Социальные отношения развиваются на основе взаимодействия личностных, межличностных и групповых отношений с учетом социального статуса каждого человека, степени общности и отличия граждан по роду занятий, политическим симпатиям, этнической принадлежности, имущественному положению и иным сущностным факторам. Основным звеном социальных отношений является мера социальной справедливости, представляющая собой производную от равенства возможностей для реализации своего потенциала всеми членами общества[11]. Под социальными отношениями понимаются отношения, складывающиеся между индивидами и социальными группами, занимающими различные статусные позиции в системе социальной иерархии и имеющими различный доступ к общественным благам и ресурсам. Специфика социальных отношений заключается в том, что они складываются по поводу распределения и перераспределения общественных ресурсов и, следовательно, по поводу сохранения либо изменения социальных позиций субъектов социальных отношений. В связи с тем, что механизмы, ведущие к социальной дифференциации и к социальному неравенству, воспроизводятся в социуме естественным образом и могут способствовать не только стабилизации социальной структуры, но и социальной дезынтеграции, дестабилизации, социальному противостоянию и антагонизации, необходимы специальные механизмы и институциализированные формы, способствующие противодействию этим процессам. Определенный тип взаимодействий общественных субъектов институциализированного и неиституциализированного характера, сформировавшийся на протяжении XIX-XX столетий, обозначил основные траектории регулирования социальных отношений в обществе, направленные на их стабилизацию. Этот тип взаимодействий, реализующихся через регулирующее воздействие на социальные отношения, и составляет сущность социальной политики. Средством и результатом такого регулирующего воздействия может стать перемещение индивидов и социальных групп по социальной лестнице, изменение их статусных позиций, то есть социальная мобильность. В социологических теориях описываются различные виды социальной мобильности – горизонтальная и вертикальная, восходящая и нисходящая, индивидуальная и коллективная. Однако в данном случае речь идет о еще двух ее видах - центростремительной и центробежной социальной мобильности. Под центростремительной социальной мобильностью понимается такой вид вертикальной социальной мобильности, который предполагает доминирование одновременных перемещений верхних и нижних социальных слоев по социальной лестнице навстречу друг другу, в сторону центральных, серединных позиций социальной иерархии. В результате этого осуществляется выравнивание социальной структуры, уменьшение социального неравенства, формирование массового среднего слоя с примерно однородным уровнем социальных возможностей. Соответственно, под центробежной социальной мобильностью следует понимать противоположный процесс, предполагающий доминирование одновременных перемещений средних социальных слоев из центра социальной иерархии в противоположные друг от друга стороны, в результате чего одна часть среднего слоя оказывается на вершине социальной лестницы, а другая - на ее дне. Следствием преобладания массовой центробежной социальной мобильности может стать минимизация или полное размывание среднего слоя и существенный рост социальной дифференциации и неравенства вплоть до поляризации и антагонизации социальной структуры. В этом контексте регулирование социальных отношений может быть направлено на воспроизведение либо центробежной, либо центростремительной социальной мобильности, в зависимости от состояния общества, от поставленных целей и используемого арсенала средств. Социальная политика по своей природе в большей степени связана с мобилизацией потенциала центростремительной социальной мобильности, ибо именно этот ресурс способен вывести социальную систему на оптимальное состояние социальных отношений и, следовательно, на ее стабильное существование. Одной из базовых целей современной социальной политики, вошедшей в ее арсенал в последней четверти XX века, наряду с классическими целями, связанными с регулированием социальных отношений, стало развитие человеческого потенциала. Эта цель тесно связана с классической, так как регулирование социальных отношений в сторону их стабилизации в конечном итоге связано с формированием в рамках социальной структуры общества массового среднего слоя, обладающего высоким социальным потенциалом, и в силу этого - базовыми качествами, определяющими тенденции воспроизводства общественных отношений в целом. Вследствие того, что в современных условиях человеческие ресурсы, по сравнению с природными, материальными, финансовыми, стали ведущими факторами роста, социальная сфера, где именно социальная политика является основным регулятором, оказалась ответственной за воспроизводство базового ресурса общества. Это существенное объективное обстоятельство в нынешних условиях придает социальной политике статус системообразующего начала во всем комплексе действий государственного и общественного регулиирования. Воспроизводство человеческого потенциала осуществляется через развитие инфраструктуры социальной сферы - образования, здравоохранения, культуры, досуга, спорта, регулирования занятости, социальной защиты населения, что связано с развитием совокупных способностей, знаний и умений членов общества, дающих им возможность активно функционировать во всех сферах общественной жизни и тем самым инициировать их развитие. В связи с этим инвестиции в человеческий ресурс, а значит, и инвестирование социальной политики, оказываются сегодня наиболее значимыми и эффективными. На основе всего изложенного, можно дать следующее развернутое определение социальной политики: Социальная политика представляет собой особую функционально значимую сферу социальной деятельности, имеющую своим содержанием целенаправленное, организованное регулирование социальных отношений, осуществляемое заинтересованными общественными субъектами в направлении формирования устойчивой, сбалансированной социальной структуры общества, посредством создания условий для индивидуальной и коллективной центростремительной социальной мобильности. В результате этого достигается оптимальный уровень социального неравенства, обеспечивается благоприятный социальный климат, и формируются необходимые условия для воспроизводства и развития человеческого потенциала. В данном смысле социальная политика предстает не только как область деятельности, локализованная в пределах одного из участков социума, но и как система макрорегуляторов, оказывающих существенное влияние на состояние, функционирование и развитие общества в целом. В этом контексте экономические, правовые, политические, организационно-управленческие константы социальной политики могут рассматриваться в качестве механизмов, с помощью которых осуществляется регулирование социальных отношений. Определяющими в данной системе действия являются конечные цели и смысл социальной политики, носящие чисто социальный характер, – достижение оптимальных форм социальных отношений как условия стабильного существования общества. В рамках данного подхода основными механизмами социальной политики могут быть названы: - экономические механизмы – система регулирования и пераспределения доходов и финансовых ресурсов, реализуемая посредством налогово-бюджетного регулирования; система гарантий от элементарных жизненных рисков, включая социальное страхование, социальную помощь и попечительство; обеспечение доступности широкого спектра социальных услуг, финансируемых из бюджетных и внебюджетных источников; - политические механизмы – режим реальной демократии, всеобщее избирательное право, рассредоточение центров политической власти по уровням и сферам; - правовые механизмы – законодательно закрепленные гражданские и социальные права и гарантии, реальная практика равноправия; - организационные механизмы – функционирование разветвленной системы отраслей социальной сферы, оказывающих социальные услуги населению, в условиях реализации принципа их доступности; - управленческие механизмы – функционирование многоуровневой, скоординированной системы управления социальной сферой и требующими общественного контроля сферами социальной жизни; - культурные механизмы – реализация принципов поликультурного развития и взаимодействия, насыщенность официальной и оппозиционных идеологий социальными и гуманитарными ценностями. В общей системе действия этих механизмов социальная политика выступает в виде системного качества. Являясь полифункциональной сферой, она имеет четкую определенность в области социального, где концентрируются ее базовые цели и результаты. 1.3. Социальная политика и социальная безопасность.Социальная безопасность – достаточно емкое понятие, характеризующее состояние общества как социальной системы с точки зрения его стабильного существования и наличия устойчивых возможностей развития. На личностном уровне социальная безопасность характеризует наличие условий, обеспечивающих возможности для каждого члена общества реализовывать свои материальные, социальные и духовные потребности на удовлетворяющем их уровне, в комфортном, благоприятном социальном климате, в сочетании индивидуальных и общественных интересов. Социальная сфера как сфера воспроизводства социальных условий, процессов и ресурсов насыщена множеством социальных рисков и угроз, формирующих опасности, как для самой социальной сферы, так и для общества в целом. Среди основных социальных угроз и опасностей могут быть названы нищета, голод, болезни, наркомания, преступность. Поэтому не будет преувеличением сказать, что в социальной сфере фокусируются многие проблемы национальной безопасности. Например, упадок экономики может быть связан с деградацией трудовых ресурсов и снижением качества человеческого капитала, экологические катастрофы могут происходить из-за пренебрежения социума к среде обитания. Социальная сфера связана многообразными прямыми и обратными связями со всеми остальными сферами функционирования общества. Поэтому социальная безопасность сегодня становится приоритетной среди других видов безопасности. Исследование социальных угроз и их причин необходимы в целях выработки правильной стратегии и тактики их предупреждения и устранения. Перед каждой страной стоит задача создания надежной иммунной системы, защищающей общественный организм от опасных социальных болезней, гарантирующей его целостность, нерушимость и развитие. Социальная политика как система регулирования социальных отношений является ключевым фактором и основным механизмом обеспечения социальной безопасности. Совокупность институциальных и неинституциальных форм социальной политики, осуществляющих социально интеграционные и социально защитные функции в обществе, нацелена на предотвращение основных социальных опасностей и угроз. Обеспечение социальной безопасности, безопасности населения относится к важнейшим направлениям современной социальной политики, связанным с созданием условий для ненарушаемости повседневной жизни человека, уверенности в будущем, отсутствии угроз безработицы, болезней, недопотребления, преступности, репрессий и социальных конфликтов. Поэтому в современном обществе социальная политика является существенным фактором, определяющим его (общества) функционирование и развитие, так как она несет на себе необходимую, общественно значимую функциональную нагрузку. Искусственное изъятие этого фактора из системы общественных взаимодействий и регуляторов или его естественное угасание является социально опасным, так как может приводить к необратимым социальным последствиям деструктивного характера.Основные социальные риски в обществе, способные порождать целый пласт неблагоприятных социальных последствий, связаны с расбалансировкой социальной структуры и ростом степени социального неравенства. Социальное неравенство характеризуется не только наличием многообразия, неоднородности и функциональной специализации различных элементов общества, но и их неодинаковым, неравным доступом к ресурсам общества, необходимым для удовлетворения наиболее существенных потребностей. Основными факторами, обусловливающими социальное неравенство, являются естественная социальная дифференциация и ограниченность общественных благ и ресурсов (природных, материальных, финансовых, политических, организационных, статусных, интеллектуальных, культурных и пр.). В силу неравного доступа к общественным благам и ресурсам индивиды, социальные группы, иные элементы общественной системы выстраиваются в обществе в виде определенной иерархии, постоянно воспроизводящейся и модифицирующейся в континууме «социальный порядок – социальный дисбаланс». В социально-экономическом плане условно выделяется четыре основные модели дифференциации: сверхполярная, умеренно-полярная, умеренная и эгалитарная [12]: Сверхполярные модели характеризуются высокой степенью неравенства, неустойчивости и социального недовольства большинства, что является следствием его социальной необеспеченности, часто в форме откровенной бедности и нищеты. Такие модели являются моделями социальной эксплуатации, они взрывоопасны по своей социальной архитектуре, так как уровень дифференциации доходов между крайними децильными группами здесь составляет 20-30:1, а их устойчивость поддерживается прямыми репрессивными мерами. Такие модели характерны для обществ доиндустриального и первой фазы индустриального развития, а сегодня – для слаборазвитых стран. Умеренно-полярные модели возникают в первой половине XX века, когда общество осознает необходимость определенных изменений и вводит частичные элементы социального регулирования, которое приводит к определенным изменениям в макросоциальном распределении доходов, которое в то же время не является кардинальным и существенно не меняет сложившиеся принципы социальной иерархии. Для таких моделей характерна средняя децильная дифференциация порядка 10-15:1. Умеренная модель – тип господствующей сейчас модели в промышленно развитых странах. Для нее в целом характерна более консолидирующая социальная дифференциация и более мягкая шкала социальной иерархии при децильном коэффициенте в пределах от 3:1 до 6:1, в зависимости от степени государственного патернализма и масштабов социальной политики. И наконец, нерыночная, эгалитарная модель, возникшая в какой-то мере как реакция на сверхполярную дифференциацию. Это модель социалистических стран, характеризуемая так называемой планируемой дифференциацией, демонстрировавшая позитивные изменения в сфере социального выравнивания до уровня дифференциации доходов 4:1 на фоне экономического застоя и стагнации, вследствие искусственного сдерживания стимулирующего потенциала социального неравенства. Данные модели описывают возможный континуум социального неравенства с учетом зон его опасностей и свидетельствуют о том, что социальное неравенство имеет внутренне противоречивый характер и разнофункциональную направленности в обществе, являясь «изобильным источником столь многих зол, но и всего хорошего» (И. Кант). Позитивный потенциал социального неравенства связан с его возможностью упорядочения социальной структуры и общественных отношений, а также со стимулирующим началом, подвигающим членов общества к развитию и повышению своего социального статуса. Деструктивный характер неравенства усиливается по мере его увеличения и вызывается постоянно поддерживаемым в сознании людей чувством несправедливости в распределения общественных ресурсов. Высокая степень социального неравенства может приводить к антагонизации социальной структуры, к открытым столкновениям между агентами общественной системы, занимающими крайние ступени на социальной лестнице, и тем самым способствовать разрастанию внутренне деструктивных, социально опасных процессов в обществе. Являясь антагонистичной, вследствие высокой степени социального неравенства, социальная структура общества может оказаться нежизнеспособной и привести к деконструкции социальной системы в целом в ее самых трагичных формах. В то же время разрывы в социальной структуре могут приводить не только к извержениям деструктивной социальной энергии общественных «низов». Высокая степень социального неравенства может стать причиной ситуации, когда индивиды и группы, занимающие нижние ступени социальной иерархии в силу исчерпания их социальной энергии и отсутствия источников для ее восстановления, начинают переживать процессы десоциализации и социального (а возможно, и физического) вымирания, оказываясь тем самым за пределами легитимной социальной структуры. Данные процессы являются социально опасными и характеризуются такими понятиями, как деградация, деклассированность, люмпенизация, маргинализация, деквалификация, криминализация, социальная дезадаптация и т.п. Нарастающая динамика этих процессов, увеличение масштабов «социального дна» относительно социализированных элементов социальной структуры является не менее опасной тенденцией для общества, чем высокий протестный потенциал «низов», так как она может приводить к отмиранию нижней части стратифицированной структуры общества и тем самым к ее разрушению. Вопрос стабильного существования определенного общества, его жизнеспособности и социальной безопасности есть во многом вопрос степени социального неравенства. Чем сильнее социальное неравенство, чем больше разрыв в доступе к общественным ресурсам между членами общества, тем больший потенциал взрывоопасности и саморазрушения содержит в себе данная социальная система, тем менее устойчива ее социальная структура и менее жизнеспособно общество как целостность. Поэтому общество оказывается перед необходимостью регулирования социального неравенства с целью недопущения нарастания его деконструктивного потенциала, на чем и сосредотачивается основной арсенал средств социальной политики. В этой связи целью регулирования социального неравенства, а следовательно, и макроцелью социальной политики, становится обеспечение оптимума в соотношении двух внутренне противоположных сторон неравенства, при котором, с одной стороны, обеспечивалась бы активизация развивающего потенциала, содержащегося в социальном неравенстве, а с другой - происходила бы нейтрализация его деструктивного потенциала. Социальная безопасность общества и эффективность социальной политики определяются способностями данного общества обеспечить оптимальное регулирование процессов социального иерархизирования, социальной стабилизации и социального развития. Не может быть выработана социальная стратегия, в одинаковой мере решающая проблемы и отвечающая интересам всех групп населения. Социальная политика выполняет функцию создания баланса интересов между отдельными группами населения, что способно сделать общество устойчивой, равновесной и вместе с тем развивающейся системой. В обеспечении безопасности человека социальная политика должна базироваться на следующих принципах: Универсальность: Понятие социальной безопасности затрагивает всех людей. Множество угроз: безработица, наркотики, болезни, преступность, нарушение прав человека, загрязнение окружающей среды - касаются всех социальных, территориальных, возрастных групп общества. Взаимосвязанность компонентов безопасности: Заболевания, экологические катастрофы, бедность, этнические конфликты и другие виды социальных опасностей взаимозависимы и в разной степени влияют друг на друга. Превенция социальной безопасности: Профилактика и предотвращение потенциальных угроз безопасности более эффективно, чем преодоление возникших конфликтов. Стратегии социальной безопасности, реализуемые в рамках социальной политики, предполагают создание условий, максимально защищающих любого человека от таких угроз, как бедность, болезни, репрессии, внезапное и радикальное изменение повседневной жизни в семье, на рабочем месте, в обществе. Степень безопасности человека неодинакова во времени и по территории страны. Но в процессе реализации социальной политики все территориальные, демографические, профессиональные, социальные слои населения должны быть равно защищены от основных угроз.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |