КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории социализации. Социализация: как групповые нормы становятся нормами человека
Социализация: как групповые нормы становятся нормами человека Социализация — процесс усвоения индивидом правил, норм и ценностей, и ролей, существующих в социальной группе, членом которой он и является. Выделяют первичную и вторичную социализацию. Друг от друга они отличаются по формальным признакам. Первичная социализация происходит в раннем возрасте (4-5 лет), а вторичная будет на протяжении всей последующей жизни. Социализация длится всю жизнь. Первичная социализация выделяется потому, что в ней закладываются основные черты личности. Это понятие ввел Чарльз Кули. Главной особенностью первичной социализации является то, что в нее вступает несоциализированный субъект, а это значит, что первичная социализация требует для себя специфических средств социализации. Эти средства социализации Кули и объединил в понятие первичной группы (в первичной группе всегда происходит первичная социализация, а обратное неверно!) (признаки первичной группы — межличностный тип общения, эмоциональность, глубинность). Вторичная социализация может быть безличной (через книги, интернет, телефон).
1) Большинство социальных норм (особенно этических) имеет для нас очевидный характер. 2) Парадокс Платона. Платон провел жесткую грань между знанием и ощущением. Новое знание возникает только на основаниях знаний уже существующих. Познание — узнавание в новом уже знаемого 3) Кто формирует социальную среду?
Теория врожденных знаний. С точки зрения Декарта у нас есть 3 вида врожденных знаний: геометрические аксиомы, базовые этические принципы, идея Бога. Эта [тройственная] концепция имеет и свои минусы, а именно: Джон Локк возражал больше всего, он считал, что врожденных идей нет (17 век, ВГО, а у африканцев врожденных идей нет). И эта концепция отводит человеку пассивную роль. Также эта концепция предусматривает обязательное наличие Бога. Воспитательная теория французского материализма 18 века. Представителем этого направления был Гельвеций. Он принял концепцию Локка (Нет в разуме ничего, чего не было в ощущениях — Локк) об отсутствии врожденных идей. Значит, свои знания мы получаем только извне. Гельвеций впервые в понятие окружающей среды ввел не только среду природную, но и социальную. «Человека воспитывает среда». С его точки зрения человек не добрый и не злой. Он такой, каким его сделала среда. Идея, возникшая в этой концепции — создать «идеальную» среду. Так и появляется утопический социализм 19 века. Главные представители УС — Роберт Оуэн, Сен-Симон и Фурье. Нью-Ленарк — социальный эксперимент у Оуэна. Нью-Ленарк была ткацкой фабрикой (градообразующей). Оуэн решил в одноименном городе построить УС. Главные идеи проекта: рабочие ткацкой фабрики тогда-социальные низы, которые после работы устраивали дебош и т. д. Оуэн делает следующее: убирает детский труд и сокращает рабочий день, свободные часы компенсируются возможностью духовного досуга. И люди меняются. «Я всю жизнь старался создать общество, которое формирует высоконравственного человека, но я не учел того, что для создания этого общества человек должен быть уже высоконравственным» - Оуэн. Минус этой концепции — это то, что она рассматривает социальную среду и человека причинно-следственными отношениями (одностороннее взаимодействие — причина и следствие), а не органическими (взаимное взаимодействие). Теория Зеркального «Я» Чарльза Кули. Он ввел понятие первичной группы, первичной социализации. В этой концепции человек впервые выступает в роли активного участника социализации. Кули считает, что нет такой социализации, когда она идет путем прямого «так нельзя, а так можно. Так нельзя..». И человек социализируется путем девиантных поступков — методом проб и ошибок. То есть он не тупо копирует своего социализатора, а с небольшими (или большими) отклонениями. Согласно Кули каждый человек по-своему интерпретирует процесс социализации, поэтому, если 2 человека пройдут одинаковую социализацию, то получатся 2 разных человека (из-за того, что каждый воспринимал все процессы социализации по-своему (санкции за девиантное поведение, поощрение за подражание итд)). У Кули впервые девиация начинает рассматриваться как неотъемлемый элемент процесса социализации. Без девиации социализация невозможна. Кули называет такую девиацию первичной. Первичная девиация вообще — это незначительное нарушение правил и норм в обществе, которые представляют собой неотъемлемый элемент процесса социализации. Вторичная девиация офк — существенное нарушение. Первичная девиация (ПД): с одной стороны — отклонение, с другое стороны оно неизбежно. Баловство маленького ребенка в семье — первичная девиация. Теория обобщенного другого (Автор - Мид). Теория Кули была достаточно абстрактной и требовалось много чего пояснить. Представим себе взаимодействие двух индивидов (общение, например). По Миду прежде чем что-то сказать другому (передать информацию), я ставлю себя на место собеседника и пытаюсь воспринять свою инфу в его глазах. Появляются I (мое представление о себе) и ME (мое представление о себе, но глазами другого человека). Для успешной жизни I=/=ME. Если я считаю себя гением, и считаю, что все считают меня гением, то это плохо. Если я считаю себя гением, а остальные — даунитом, то это плохо. Идет формирование адекватного образа ME. Данный подход Мида интересен тем, что успешность социального взаимодействия зависит от того, как адекватно я могу посмотреть на себя глазами человека (а чтобы уметь это, я должен уметь адекватно смотреть его глазами на весь окружающий мир). Согласно Миду одному из фундаментальных навыков, которым человек должен научиться в процессе социализации, называется эмпатией — умение поставить себя на место другого человека. С точки зрения Мида огромную пользу для развития эмпатии приносят детские ролевые игры — он считает, что в ролевой игре ребенок отказывается от «себя» и начинает свою эмпатию. Типы ролевых игр: 1) Имитация роли (пришел врач ребенку делать укол — теперь он колет свою куклу); 2) Целостная роль (игра в казаки-разбойники, в дочки-матери, когда нужно полностью имитировать человека, чью роль выполняешь); 3) Коллективные игры (футбол, когда я выполняю роль защитника, а вратарь из Бауманки — нападающего).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |