Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия марксизма




Особое место в немецкой классической философии последних полутора столетий занимает философия марксизма.

К. Маркс менее чем на 20 лет пережил Л. Фейербаха. Однако никто не предлагает «выбросить» философию Фейербаха из курсов истории философии, не ищет в ней причины нынешних социальных неурядиц. Почему же отношение к философии Маркса подобно отношению к идеям нашего современника, которые требуют либо немедленной защиты, либо немедленно отпора? Очевидно, потому, что в ХХ веке его идеи оказали более важное влияние на формирование политической и культурной картины мира, чем идеи любого другого мыслителя.

Долгое время в отечественной философии существовала традиция выделять марксизм как особое и единственно верное направление в философии. В последние годы формируется мнение о том, что Карл Маркс (1818 – 1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895гг.) завершили этап немецкой классической философии.

В числе важнейших работ, раскрывающих философскую концепцию марксизма, следует отметить, прежде всего, работы К.Маркса «Капитал» и «Нищета философии», Ф. Энгельса «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», а также их совместные работы: «Немецкая идеология», «Святое семейство», и др.

Чем отмечена специфика философии марксизма? К. Маркс и Ф. Энгельс продолжили рационалистическую тенденцию в развитии философской мысли. Для философии марксизма характерна переработка материализма на диалектической основе. Критикуя Гегеля, они стремились противопоставить его идеалистической системе последовательную концепцию материализма.

Вместе с тем они не остановились на тех аргументах, которые в критике Гегеля использовал Фейербах. Самого Фейербаха они критиковали за то, что тот не увидел плодотворности философского метода Гегеля – диалектического метода. Результатом такого критического анализа явился диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Распространение материализма на историю позволило сформировать теорию исторического материализма, то есть материалистическую точку зрения на исторические процессы.

Они показали, что основой общественных отношений являются экономические отношения, что именно способ производства материальных благ является той основой, которая отличает один тип человеческого общества от другого. Этим типам общества они дали название «общественно-экономические формации».

Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру каждой конкретной общественно-экономической формации, тот «реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»[9].

Структура общества как определенной системы, приведенная здесь, фактически используется в настоящее время всеми политологами, социологами, историками, независимо от идейных, философских и теоретических предпочтений. Общим местом в современном обществоведении стало деление на экономическую, социальную, политическую и духовную сферы общественной жизни.

Но у Маркса это деление рассматривается в контексте понимания движущих сил развития общества. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями, между базисом и надстройкой рассматриваются как важнейшие источники общественного развития.

Западные исследователи уже давно пишут о двух Марксах: один был философом-гуманистом, тонким аналитиком сознания, другой - революционером-практиком, разработавшим учение о насильственном свержении существующего капиталистического строя. Но оба они совмещались в одном человеке. В ранних работах («Экономически-философские рукописи» 1844 г и др.) Маркс развивает гегелевское учение об отчуждении.

Совершенно справедливо Маркс писал, что рабочий отчужден от средств и продуктов собственного труда, от самого себя как человека, отчужден от природы и культуры. Чем больше и продуктивнее он работает, тем более могуществен отчужденный от него и подавляющий его порядок. Вывод: преодолеть отчуждение можно лишь уничтожением частной собственности. Будучи современником социальных потрясений и революций Маркс приходит к выводу, что революция и есть единственный путь преодоления отчуждения. В качестве основного источника общественного развития Маркс и Энгельс стали рассматривать классовую борьбу. Классовая борьба, по их мнению, неизбежно должна была привести к социалистической революции, результатом которой неизбежно становится диктатура пролетариата.

В конечном итоге ими был сделан вывод о неизбежности наступления бесклассового общества, основанного на общественной собственности на средства производства, отличающегося очень развитой системой производительных сил, что позволяет обеспечить все основные потребности людей, коммунизма.

Маркс и Энгельс остро поставили вопрос о партийности философии не только в том смысле, что философ может принадлежать к партии идеалистов или материалистов, но в том смысле, что философия должна служить передовому классу эпохи.

Философия марксизма, по мысли ее основоположников, становилась не просто абстрактной созерцательной теорией, но и инструментом преобразования мира, орудием классовой борьбы.

На основе такого подхода Маркс и Энгельс по-новому определили задачи философии. Философия, с точки зрения марксизма, составляет основу теоретического цельного мировоззрения, она не стоит над науками, а обобщает их достижения. Ее задача - выявить всеобщие законы бытия, которые не являются предметом изучения ни одной частной науки.

Философские знания представляют собой относительную истину, процесс познания которой бесконечен. Поэтому философ никогда не может остановиться в своем исследовании и сказать, что достиг завершения познавательного процесса. Считалось (по крайней мере, в теории) что всякая найденная истина полезна пролетариату.

Исторические судьбы философии марксизма. История развития марксистской философии после смерти Маркса и Энгельса сложна и многообразна. Называющие себя марксистами стали по-разному трактовать принципы этой философии, особенно учения об обществе, по-разному преломлять их в политической деятельности. Постепенно сформировался спектр направлений, считающих себя продолжателями марксистской теории. Чем обусловлено их различие?

Во-первых, известной противоречивостью марксизма.

Марксизм - это совокупность взглядов Маркса и Энгельса, формировавшихся на протяжении всей их творческой жизни. А эти взгляды развивались, менялись вместе с углублением их теоретических исследований. Поэтому взгляды молодого Маркса и зрелого основоположника марксизма имеют немалые различия.

Во-вторых, разной глубиной и степенью обоснования конкретных проблем в марксизме.

1. К примеру, выступая против «казарменного коммунизма», Маркс и Энгельс предлагали осуществление таких мероприятий, которые как раз и приводят именно к казарменному социализму: всеобщее огосударствление, централизованное управление экономикой и т.д.

2. Не была в должной мере развита присущая раннему Марксу концепция гуманизма, что в конечном итоге привело к недооценке человека как индивида, а не как представителя класса либо партии.

В конечном итоге марксизм переоценил роль классового фактора и социального насилия при анализе движущих сил общественного развития, и роль экономического фактора при анализе взаимосвязи сфер общественной жизни.

3. В оценке характера общественного развития марксизм вместе с абсолютизацией революционных изменений недооценивал роль эволюционного развития, социальных реформ. Философия Маркса не смогла выявить способность капитализма к саморазвитию.

4. На практике марксизм характеризовался отступлением от провозглашенного им принципа гуманизма и принципа единства партийности и объективности.

Провозглашая открытость философской теории, марксизм фактически исходил из универсального значения именно марксистской философии. На деле марксисты (особенно в большевистской трактовке) прямо соотносили партии в философии с партиями в политике и фактически делали философию служанкой одного-единственного класса - пролетариата.

В-третьих, начало ХХ века было связанно с глубокими изменениями в жизни человечества. В капиталистическом мире достаточно четко проявились две тенденции.

Первая - к стабилизации и мирному прогрессу на основе улучшения положения рабочего класса и появления новых путей обогащения средних слоев (к примеру, через акционерную форму капитала).

Вторая - усиление революционных настроений при усилении разрыва в положении трудящихся масс и богатеющей верхушки общества, как это случилось в России.

Сложились и другие социальные явления, которых не было при жизни Маркса и Энгельса.

Таким образом, и внутренняя противоречивость марксистского анализа, и изменившиеся социальные условия оставляли возможности разного толкования философии марксизма, что и было по-разному осуществлено Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, официальным советским марксизмом-ленинизмом, западной социал-демократией, современным постмарксизмом.

Между тем, завершая разговор о марксизме, следует упомянуть, что его развитие как теории на рубеже XIX - XX вв. связано, с такими выдающимися деятелями как Франц Меринг (1846-1919), Поль Лафарг (1848-1911), Дмитрий Благоев (1856-1924), и др.

Споры о будущем марксизма не утихают. Видимо, правы те, кто считает, что в марксизме наряду с устаревшими положениями сохраняют свою актуальность многие идеи, обращенные к будущему: о социальной справедливости; о необходимости преодоления отчуждения человека; коллективной солидарности; ведущей роли отношений собственности, экономической сферы для всей жизни общества.

Выводы:

1. Выдающиеся представители немецкой классической философии, прежде всего И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах создали свои философские системы, которые обладают некоторыми общими признаками. К их числу относятся:

• развитие диалектики не только как способа критики «чистого разума» (Кант), но и как универсального метода познания и целостной системы логических категорий;

• применение диалектического метода к историческому процессу, попытки сформулировать законы общественного развития, правда, на базе объективного идеализма;

• вера в исторический прогресс, в плодотворность научного, в том числе философского познания;

• гуманизм, глубокое уважение к человеку, который выступает как цель, а не средство (Кант) и как универсальный предмет философии (антропологический материализм Фейербаха).

2. Классическая немецкая философия наложила заметный отпечаток на последующий ход развития мировой философской мысли. Она послужила теоретическим источником формирования философских взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса, А.Герцена и Н.Чернышевского. На ее базе возникли влиятельные философские школы неокантианства и неогегельянства, расцвет деятельности которых падает на последнюю треть XIX и первую треть XX столетий.

Вопросы для самоконтроля уровня знаний студентов:

1. Каково место немецкой классической философии в истории философии и культуры?

2. Какие основополагающие гносеологические проблемы были поставлены в философии Канта?

3. В чем Вы видите достоинства и недостатки философской системы Гегеля?

4. Почему материализм в философии Фейербаха называется «антропологическим»?

5. В чем суть социальных концепций марксизма?

6. В чем актуальность марксизма сегодня?


«Россия, если она уразумеет свое призвание,

должна принять на себя инициативу проведения

всех великодушных мыслей, ибо она не имеет

привязанностей, страстей, идей и интересов Европы».

Петр Чаадаев - русск. философ, представитель

западничества




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.