Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Западноевропейская философия ХIХ – ХХ вв




Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин) ратовали за самобытный путь развития России на основе православия, и без оглядки на Запад, который заражен индивидуализмом, рационализмом и раздвоенностью сознания.

Важнейшие течения в русской философии XIX-XX вв.

В русской философии в этот период оформились ряд течений:

· Славянофильство (Хомяков, И.В. Киреевский, Аксаков, Самарин) и западничество (Чаадаев, Грановский, Кавелин);

· Материализм (Чернышевский, Добролюбов, Писарев и др.) и марксизм (Плеханов, Богданов и Ленин);

· Религиозная философия (В.А. Соловьев, С.Булгаков, Н.А. Бердяев, П.Флоренский);

· Русский космизм (Николай Федоров, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович Вернадский);

· Е вразийство (Николай Сергеевич Трубецкой, П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин);

· Эсхатологическая философия (Николай Федоров, Даниил Леонидович Андреев, Лев Николаевич Гумилев, В.С. Соловьев, К.Н.Леонтьев).

Более подробно: Славянофилы представители одного из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. 19 в. - славянофильства, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России С. видели в отсутствии, как им казалось, в её истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии, которое представляли себе как единственное истинное христианство. Для мировоззрения С. характерны: отрицательное отношение к революции.

Большинство С. по происхождению и социальному положению были средними помещиками из старых служилых родов, частично выходцами из купеческой и разночинной среды.

Главную роль в выработке взглядов С. сыграли литераторы, поэты и учёные А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Видными С. являлись П.В. Киреевский, А.И. Кошелев, И.С. Аксаков, Д.А. Валуев, Ф.В. Чижов, И.Д. Беляев, А.Ф. Гильфердинг, позднее - В.И. Ламанский, В.А. Черкасский. Близкими к С. по общественно-идейным позициям были писатели В.И. Даль, С.Т. Аксаков, А.Н. Островский, А.А. Григорьев, Ф.И. Тютчев, Н.М. Языков.

С. выступали, в противовес западникам, против усвоения Россией форм и приёмов западноевропейской политической жизни и порядков. В борьбе С. против европеизации проявлялся их консерватизм. В то же время, представляя интересы значительной части дворян-землевладельцев, испытывавшей растущее воздействие развивавшихся капиталистических отношений, С. считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного и банковского дела, строительства железных дорог и применения машин в сельском хозяйстве. С. выступали за отмену крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп.

С. придавали большое значение общественному мнению, под которым понимали мнение просвещённых либерально-буржуазных, имущих слоев, отстаивали идею созыва Земского собора (Думы) из выборных представителей всех общественных слоев, но возражали против конституции и какого-либо формального ограничения самодержавия.

С. добивались устранения цензурного гнёта, установления гласного суда с участием в нём выборных представителей населения; отмены телесных наказаний и смертной казни.

Философские воззрения С. разрабатывались главным образом Хомяковым, И.В. Киреевским, а позже Самариным и представляли собой своеобразное религиозно-философское учение.

Генетически философская концепция С. восходит к восточной патристике, в то же время во многом связана с «философией откровения» Ф.Шеллинга, западноевропейским иррационализмом и романтизмом 1-й пол. XIX в., отчасти воззрениями Г.Гегеля. Односторонней аналитической рассудочности, рационализму как и сенсуализму, которые, по мнению С., привели на Западе к утрате человеком душевной целостности, они противопоставили понятия «водящего разума» и «живознания» (Хомяков).

С. утверждали, что полная и высшая истина даётся не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу в его живой цельности. Целостный дух, обеспечивающий истинное и полное познание, неотделим, по мнению С., от веры, от религии. Истинная вера, пришедшая на Русь из его чистейшего источника — восточной церкви (Хомяков), обусловливает, по их мнению, особую историческую миссию русского народа. Начало «соборности» (свободной общности), характеризующее, согласно С., жизнь восточной церкви, усматривалось ими и в русской общине. Русское общинное крестьянское землевладение, считали С., внесёт в науку политической экономии «новое оригинальное экономическое воззрение» (И. С. Аксаков). Православие и община в концепции С. — глубинные основы русской души. В целом философская концепция С. противостояла идеям материализма.

Историческим воззрениям С. была присуща в духе романтической историографии идеализация старой, допетровской Руси, которую С. представляли себе гармоническим обществом, лишённым противоречий, не знавшим внутренних потрясений, являвшим единство народа и царя, «земщины» и «власти». По мнению С., со времён Петра I, произвольно нарушившего органичное развитие России, государство встало над народом, дворянство и интеллигенция, односторонне и внешне усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни. Идеализируя патриархальность и принципы традиционализма, С. приписывали по сути дела внеисторический характер русскому «народному духу».

С. призывали интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его жизни и быта, культуры и языка.

На правом фланге русской философской мысли второй половины XIX в. находилось неославянофильство и почвенничество. Используя основные положения старого славянофильства, почвенничество, представленное Н.Страховым (1828-1896), А.Григорьевым и Ф.Достоевским (1821-1881), сделало упор на мирное объединение высших слоев общества с «почвой» - русским народом. Благодаря сохранившемуся в нем христианскому идеалу «всепримиримости» и «всечеловечности» русский народ, с их точки зрения, способен усваивать результаты европейской цивилизации, избегая вражды сословий, свойственной западным обществам.

Неославянофильство, в противоположность почвенникам, самобытность русского национального характера усматривало не в смирении, долготерпении, любви, всечеловечности (всемирной соборности), а в преклонении перед страхом Божьим, в аскетизме и национальной замкнутости, Среди неославянофилов особенно выделяются социальные философские разработки Н. Данилевского и К. Леонтьева.

Н.Данилевский (1822-1885) является автором концепции «культурно-исторических типов», согласно которой история - это смена вытесняющих друг друга замкнутых цивилизаций.

К. Леонтьев (1831-1891) разработал учение о всемирном служении цивилизации через доведение своих национальных способностей до высших пределов развития.

Западники представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России по западноевропейскому пути.

Большинство З. по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами.

Идеи З. выражали и пропагандировали публицисты и литераторы - П.Я. Чаадаев, И.С. Тургенев, Н.А. Мельгунов, В.П. Боткин, П.В. Анненков, М.Н. Катков, Е.Ф. Корш, А.В. Никитенко и др.; профессора истории, права и политической экономии - Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.Г. Редкин, И.К. Бабст, И.В. Вернадский и др. Примыкали к З. писатели и публицисты - Д.В. Григорович, И.А. Гончаров, А.В. Дружинин, А.П. Заблоцкий-Десятовский, В.Н. Майков, В.А. Милютин, Н.А. Некрасов, И.И. Панаев, А.Ф. Писемский, М.Е. Салтыков-Щедрин. В идейных спорах со славянофилами вместе с З. выступали в 40-х гг. А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский.

Общественно-политические, философские и исторические воззрения З. характеризовались определёнными общими чертами.

Отрицательное отношение к самодержавно-крепостнической действительности.

Выступали за развитие капиталистического строя в России, с критикой крепостного права и составляли проекты его отмены (за выкуп), показывали преимущества наёмного труда. Причем развитие России З. связывали с усвоением исторических достижений Западной Европы, западной цивилизации.

Критиковали феодально-абсолютистский строй царской России, противопоставляя ему буржуазно-парламентарный, конституционный порядок западно-европейских монархий, прежде всего Англии и Франции.

 

Напр., Чаадаев считал, что католическая вера способна оживить православие и русскую историю.

Идеализация буржуазного правопорядка и быта, определённая апологетика буржуазной демократии, общественно-политический строй которой тогда выгодно отличался от феодально-бюрократического устройства крепостной России.

Призывали к сближению России с буржуазными странами Западной Европы, к быстрому развитию промышленности, торговли и новых средств транспорта, прежде всего железных дорог, без вмешательства государства.

Установления буржуазно-парламентарного строя в России они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды в обществе через просвещение и науку.

Путь революции и идеи социализма (утопического) были неприемлемы для З. Убеждённые сторонники буржуазного прогресса и защитники просвещения и реформ, З. высоко ценили Петра I и его усилия по европеизации России.

Философские воззрения З. находились в русле развития идеализма, при заметном воздействии философии Г.Гегеля и Ф.Шеллинга; в 50-х гг. — О.Конта и Г.Бокля. Историографические концепции З. во многом были родственны идеям западноевропейских историков: Ф.Гизо, О.Тьерри, Л.Ранке, Б.Нибура.

В пореформенное время, в условиях капиталистического развития западничество как особое направление в общественной мысли перестало существовать.

Философские взгляды народников ярче всего выразили революционеры-демократы Н. Чернышевский (1828-1889) и Н.Добролюбов (1836-1861). Они создали материалистическую и диалектическую концепцию исторического развития, однако при объяснении человека и его сознания исходили больше не из условий общественной среды, а из природы самого человека.

К народникам примыкали русские анархисты - Михаил Бакунин (1814-1876) и Петр Кропоткин (1842-1921) - последовательные антигосударственники и революционные социалисты. Их философию отличало использование в единой системе различных философских позиций и методологических оснований. Так, взгляды М.Бакунина представляли собой смесь диалектико-материалистических и идеалистических положений, заимствованных из произведений К.Маркса, Ч.Дарвина и О.Конта. М.Бакунин отрицал всеобщую применимость материалистического понимания истории, обвиняя марксизм в фатализме в преклонении перед объективным ходом исторического процесса и в подавлении свободы личности. Ему казалось, что марксизм исключает влияние на экономику других факторов общественной жизни. Он постоянно ссылался на «народные инстинкты», на расовые особенности, будто бы независимые от социально-экономических условий.

В отличие от М.Бакунина, П.Кропоткин отвергал диалектику и делал основной упор на естественнонаучное объяснение и крайний антропологизм. Например, П.Кропоткин пришел к выводу, что взаимная помощь есть универсальный биосоциальный закон и построил на нем свою социологию, этику и теорию анархии.

С 60-х г. XIX в. в России получила большое распространение позитивистская философия. Она имела немало последователей среди писателей, историков, ученых и философов. Ортодоксальными последствиями и проводниками идей О. Конта являлись К. Кавелин (1818-1885) и В. Лесевич (1837-1905).

Развиваясь в условиях начавшейся буржуазии модернизации, русская философия к концу XIX в. приобрела ряд характерных особенностей:

1. Историософичность, т.е. пристальное внимание к проблемам развития истории.

2. Утопично-проективное устремление в будущее.

3. Антропоцентричность, повышенное внимание к проблемам человека.

4. Панморализм, то есть вычленение во всех философских проблемах морального аспекта.

5. «Народопоклонство», то есть попытка любую идею, систему оценить с точки зрения содействия делу освобождения народа.

6. Антибуржуазность. Против капитализма выступали почти все философы, кроме либералов.

7. Пристальное внимание к религиозной тематике или с теологических, или с атеистических позиций.

8. Тесная связь с отечественной литературой и искусством.

Суть евразийской концепции (Николай Сергеевич Трубецкой, 1890-1938):

· Европеизация России – зло, она ведет к утрате культурного наследия, патриотизма, национального достоинства и национальных традиций. При этом короткие периоды взлета сменяются длительными периодами застоя;

· Спасение России видел на путях евразийского национализма, православия и сильного государства.

· Конец XIX - начало XX вв. - это время расцвета трех философских направлений: русской религиозной философии, русского космизма и русской философии социально-политической направленности.

Русская религиозная философия получила свое развитие в произведениях таких авторов, как В. Соловьев, П. Флоренский, Н. Бердяев, Е. Трубецкой, Л. Толстой, Н. Булгаков, В. Розанов, Г. Шпет и многие другие. Пожалуй, наибольшее значение в этом направлении имеют взгляды В. Соловьева (1853-1900гг.).

Центральная идея его философии - это идея всеединства, космической соборности: «все едино в Боге» и, прежде всего, Творец и его творения. Творец, Бог - это космический разум, сверхличное существо. Бог сообщает всему миру идею всеединства, но не прямо, а через посредство Софии - души мира. Созданный Богом мир, полагал философ, это бесконечный мировой процесс непрерывного развития, совершенствования. И человек в этом процессе - не безличный элемент, а тоже творец, а точнее, сотворец, он участвует в просветлении хаоса, в достижении гармонии.

Чтобы творить добро, человек должен быть свободным. Без этой свободы он не может успешно осуществлять свою главную цель - «соединить небо и землю», Бога с мертвой материальностью. Именно поэтому человек рассматривается как существо духовно-активное в любом случае.

Общество, по В. Соловьеву, - это внутреннее, свободное согласие всех. Отсюда следовал ряд важнейших выводов:

1. Без нравственности, без отношения к добру и злу общество существовать не может.

2. Не должно существовать плутократии, власти денег и имущественных благ и богатств.

3. Существенное различие между людьми состоит в том, что одни из них хороши, а другие плохи, а никак не в том, что одни из них немцы, другие французы или русские.

Ядром человеческой истории В. Соловьев считал не экономику и не политику, а самого человека - существо, духовно связанное с Богом, как необходимый элемент нераздельного существования Бога и мира.

В основе религиозной философии были положены идеи Всеединства, соборности и абсолютной ценности человека:

· В онтологическом отношении Всеединство предстает как единство Бога, истины и красоты;

· В гносеологическом плане Всеединство означает единство науки, философии и религиозной веры. Отсюда, философское знание должно быть направлено не на познание абсолюта (Бога), а на его постижение сердцем;

· Под соборностью понималось единство людей на основе любви к Богу и друг к другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не признает над собой никакого внешнего авторитета;

· В аксиологическом плане Всеединство предстает как синтез добра, истины и красоты, при условии примата первого;

· Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Н.А. Бердяев).

Взгляды В. Соловьева дали толчок развитию самого оригинального направления отечественной философии - русского космизма, главной особенностью которого стало философское и научное обоснование эволюции человека к новому богочеловеческому состоянию. Свои варианты такой трансформации человека и общества предложили Н. Федоров, А. Сухово-Кобылин, В. Муравьев, Н. Умов, К. Циолковский, В. Вернадский, Н. Чижевский и др.

Суть философии русского космизма заключается в идеях:

· Единства человека и космоса;

· Активной эволюции, в котрой орудием сознательного совершенствования природы становится разум человека;

· Идея ноосферы (В.И. Вернадский);

· Идея освобождения космического пространства (К.Э. Циолковский).

Эсхатологическая концепция Николая Федорова – нельзя понимать конец мира как фатум. Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединиться для победы над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избежать Апокалипсиса (конца света, страшного суда и ада) и перейти в вечную жизнь.

Ведущим направлением социально-философской мысли России начала XX в., несомненно, являлся русский марксизм, представленный такими именами, как П. Струве, М. Туган-Барановский, Г. Плеханов, В. Ленин, А. Богданов. В стане русских марксистов отсутствовало идейное единство, как по основной философской линии, так и по другим вопросам гносеологического и социально-философского плана.

Огромный вклад в развитие отечественной философии советского периода внес В. И. Ульянов (Ленин) (1870-1924). Будучи, прежде всего политиком, экономистом и социологом, В. И. Ленин не считал себя философом, к философии он обращался главным образом тогда, когда этого требовали интересы идейно-политической борьбы. Наиболее крупными философскими работами В. Ленина были «Материализм и эмпириокритицизм» (1909), «Философские тетради» (1895-1920), «Государство и революция» (1917).

В книге «Материализм и эмпириокритицизм» В. Ленин, полемизируя с махистами - сторонниками Э. Маха и Р. Авенариуса, подверг критике их гносеологию, которая абсолютизировала роль ощущений в познании и приходила к агностизму. В ходе этой критики В. Ленин всесторонне проанализировал основной вопрос и важнейшие категории философии (материя, опыт, время, пространство, причина, свобода и т.д.), а также развил марксистскую теорию познания, а именно, создал теорию отражения; проанализировал роль практики и ощущений в познании; исследовал проблему истины.

В работе «Философские тетради» В. Ленин подверг критике и переосмыслил гегелевскую диалектику. В книге «Государство и революция» В. Ленин развивал марксистское учение о государстве, защищал его от ревизии К. Каутским, выступал против анархизма. В работах Ленина получили дальнейшее развитие марксистские взгляды на войну, мир, армию. Он анализировал причины и сущность войны, социальный характер и последствия, пути выхода из войн и их искоренение вообще.

Центральный пункт в его размышлениях занимает идея о взаимосвязи между войной и революцией. Ленин отмечал большое влияние войны на вызревание ускорение революции, подчеркивал обратное воздействие революции на войну: она есть не только путь выхода из империалистической войны, но и условие искоренения войн вообще. Составным элементом ленинской концепции войны стала теория революционной войны.

При рассмотрении сущности войны Ленин опирался на учение К. Маркса и военного теоретика К. Клаузевица о том, что война есть просто продолжение политики другими (именно насильственными) средствами. Кроме того, Ленин выдвинул идею о справедливых и несправедливых войнах. Ему принадлежит приоритет в разработке основ политики мирного сосуществования государств с различными общественными системами.

Философскую атмосферу 1920-х г. создавали многочисленные дискуссии. Так, со стороны отдельных деятелей (М. Лядов, С. Минин и др.), прошедших через классовые баталии, предпринимались попытки отрицания философии вообще как непролетарской науки. Главным теоретическим источником этого философского нигилизма был позитивизм. Отрицание философии проводилось под флагом защиты научного и технического прогресса и прикрывалось левыми фразами. Против философского нигилизма выступили видные большевики: С. Гусев, М. Фрунзе, известные марксистские теоретики: Н. Карасев, В. Невский, А. Троицкий.

Наиболее яркой в 1920-е г. была дискуссия между «механистами» и «диалектиками». Первых представляли: И. Скворцов-Степанов, А. Тимирязев, В. Сарабьянов, вторых - А. Деборин, Н. Карев и др. Спор шел о соотношении философии и естествознания: «механисты» преувеличивали значение естествознания, вторые - материалистической диалектики. Их дискуссия имела положительное значение. Она способствовала установлению правильных взаимоотношений между марксистской философией и естествознанием.

С установлением режима личной власти И. Сталина ситуация в духовной сфере значительно изменилась. Резко уменьшились возможности для творческого поиска, усилился идеологический контроль. Подавление свободомыслия в философской деятельности началось в 1931 г. с разгрома «группы Деборина, Карева, Стэна», заклейменных как «меньшевики-идеалисты».

Развитие философии в годы сталинизма находилось под определяющим влиянием «Краткого курса истории ВКП (б)» 1938 г. и особенно - второго параграфа четвертой главы «О диалектическом и историческом материализме», написанного самим И. Сталиным. Популярность стиля изложения сталинской работы досталась ценой схематизации, упрощения и вульгаризации. И. Сталин выделял в ней четыре черты диалектического метода, три черты марксистского материализма, три особенности производства и пять типов производственных отношений. Характеризуя переход количественных изменений в качественные, И. Сталин считал обязательным признаком качественных изменений только их быстроту, а скачкообразность фактически приравнивалась им к внезапности. Закон отрицания был вообще исключен из законов диалектики.

Особенно большие утраты понесла социальная философия. Долгое время в ней господствовали умозрительные утопические представления, к числу которых можно отнести: идеи о полном соответствии при социализме между производительными силами и производственными отношениями, о существовании в стране двух классов (рабочих и колхозников) и прослойки интеллигенции и др.

Однако сталинский диктат не означал полного уничтожения философской мысли в стране. В философских публикациях 30-х, 40-х г. рассматривались различные вопросы логики, теории познания, диалектики и др. Но более успешно, чем другие разделы, развивалась в этот период историко-философская наука.

Развитие марксистской философии в СССР в послевоенный период происходило противоречиво: с одной стороны, высказывалось немало плодотворных, глубоких идей в различных областях философского знания, с другой стороны, эти идеи, если они открыто не подавлялись, утопали в царстве догматизма и схоластики.

Осуждение культа личности И. Сталина способствовало созданию более свободной духовной атмосферы. Началось издание тысяч книг и брошюр по философии. Углублялось познание целого ряда важных философских проблем. Заметно усилился исследовательский интерес к осмыслению таких понятий, как материя, движение, время, пространство. Появились значительные работы, раскрывающие историческую эволюцию сознания. Большой интерес вызвали такие вопросы, как теория познания, природа идеального, проблема деятельности и управления.

В 1960-70-х г. в трудах советских философов - В. Штоффа, В. Швырева, Е. Мамчура, В. Степуна - весьма интенсивно разрабатывались проблемы методологии и логики научного познания. Известные философы - Б. Кедров, М. Розенталь, Э. Ильенков, Н. Лалин - продолжали работу над проблемами материалистической диалектики. Был восстановлен в правах закон отрицания. Но особенно много внимания вопросам диалектики было уделено в конце 1970-80-х г., когда вышло несколько серий многотомных трудов, в которых комплексно исследовались законы, категории и принципы материалистической диалектики, процесс познания, диалектическая логика, диалектика живой и неживой природы.

Плодотворно разрабатывались проблемы человека и личности. В работах известных советских ученых В. Тугаринова, И. Кона, А. Леонтьева, Л. Буевой, И. Фролова были проведены глубокие исследования структуры личности, соотношения в ней социального и биологического, о путях и формах совершенствования личности.

С 1985 г. философия в СССР развивалась под знаком перестройки и ее поражения.

Для теоретической сферы перестройка и ее провал означали падение авторитета и влияние марксизма в советской философии. Марксизм утратил монопольное положение, уступив место другим философским течениям и школам. Существенно изменилась тематика философских исследований. Важное место среди них заняло осмысление явлений современной жизни. Появилось много публикаций о культе личности и тоталитарном обществе. Острые дискуссии разгораются о судьбах России и путях дальнейшего ее развития. Происходят существенные изменения в сфере военной теории: марксистско-ленинское учение о войне и армии уходит со сцены и его место занимает теория национальной безопасности.

Таким образом, отечественная философия возникла и развивалась как отражение исторических судеб и духовного опыта народа, специфически преломляя особенности его национального характера. Самобытными оригинальными идеями она внесла значительный вклад в развитие мировой философии и общечеловеческой культуры.

 

Выводы:

1. Русская философия - органическая часть мировой философии и культуры, которая обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, однако подход к ним, способы их осмысления носят глубоко национальный характер.

2. Основными особенностями русской философии является то, что она не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало), не космоцентрична (хотя в ней имеются и натурфилософские искания), но антропоцснтрична, историософична и привержена социальной проблематике.

4. Русская философия: традиции и особенности

3. Несмотря на то, что в русской философии можно выделить самые различные направления, ориентации и школы, в ней при решении философских проблем доминировали творчески деятельный характер, ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России.

Вопросы для самоконтроля уровня знаний студентов:

1. Почему мы начинаем изучать историю русской философской мысли с периода Киевской Руси?

2. Какое влияние оказала христианская идеология на развитие философской мысли Киевской Руси?

3. Назовите характерные особенности философского мышления периода Киевской Руси.

4. В чем сущность противоборства нестяжателей и иосифлян?

5. Что характерно для философии русского Просветительства?

6. В чем сущность концепции «двух натур» и «трех миров» в философии Г.С. Сковороды?

7. В чем заключаются предпосылки появления славянофильства и западничества как течений общественной жизни в России?

8. Дайте характеристику основных идей русского космизма.

9. Назовите основные направления русской религиозной философии начала XX в., дайте их характеристику.

10. В чем заключается сущность философии Всеединства?


«Знание законов жизни несравненно важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности».

Герберт Спенсер

1. Отличительные черты современной западной философии.

2. Основные направления современной западной философии.

 

Под современной философией понимают совокупность философских учений, которые возникли в конце XIX века и основные идеи которых разрабатываются поныне. Это время отмечается бурными социально-политическими, научно-техническими и экономическими процессами. Развитие разных социально-политических режимов, противоречия между ними привели к двум мировым войнам и поставили мир перед угрозой ядерной катастрофы. Мировое сообщество породило глобальные проблемы. Все это не могло не сказаться на характере тех вопросов, которые формулируют философы современности. В духовной жизни западного общества философия вместе с наукой, религией, искусством искала пути преодоления кризисных ситуаций, стремилась быть духовной опорой для человека. Изучение современной западной философии позволяет ознакомиться с интеллектуальной культурой Запада, ассимилировать ее достижения и использовать их для развития духовной культуры России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.