КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-экономические и естественнонаучные предпосылки, основные черты и направления философии Нового времени (XYII в.)
Лекция 6. Философия Нового Времени и эпохи Просвещения 1.Социально-экономические и естественнонаучные предпосылки, основные черты и направления философии Нового времени. 2. Философия эпохи Просвещения.
XYII век явился переломным в развитии европейской истории и культуры.Его по праву называют эпохой социальной и научной революций. Происходят кардинальные изменения во всех сферах социального бытия: а) социально-политические и экономические трансформации (буржуазные революции в Нидерландах и Англии, бурное развитие машинного производства, формирование буржуазных производственных отношений); б) достижения в естественнонаучной сфере (И.Ньютон открыл законы механики, в т.ч. закон всемирного тяготения; Р.Бойль применяет механику в химии, определяет понятие химического элемента; У.Гарвей открывает кровообращение и эмпирически исследует его роль; англ.физик Гильберт выдвигает идею о роли эксперимента и количественного измерения в науках о природе; выдающийся вклад в развитие математики, Физики, механики, физиологии вносят Р.Декарт и Г.Лейбниц). Все это вызывает настоятельную потребность философского осмысления новых научных фактов, разработки общей методологии исследования. В процессе решения этих проблем оформились 2 основных течения западноевропейской мысли XYII века – эмпиризм и рационализм. Эмпирическая философия лорда-канцлера Великобритании Френсиса Бэкона (1561-1626). Главный труд: «Новый органон». · Науку, знание рассматривал как высшую ценность. Свое отношение выразил в афоризме: «Знание – сила», или более точный перевод - «Знание – власть». · Разработал классификацию наук: история (основывается на памяти и представляет собой описание фактов); поэзия, литература и искусство (на воображении); теоретические науки (на разуме); «первая философия» или философская наука включает «естественную теологию», «антропологию» и «философию природы». · Суть основной философской идеи Ф. Бэкона – эмпиризма – заключается в том, что в основе познания, постижения истины лежит исключительно опыт (теоретический и практический). · Главный метод познания – индукция, дополнительные – дедукция и анализ. Конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность: «путь паука» (получение знаний из чистого разума, «ткут паутину мыслей из своего ума»), «путь муравья» (абсолютизация эмпиризма, практического опыта) и «путь пчелы» (сочетание эмпирических и рационалистических методов – идеальный путь). · Препятствия («призраки», «идолы ») на пути получения истинного знания: - врожденные заблуждения людей (Призрак рода и призрак пещеры); - приобретенные заблуждения (призрак рынка или площади, а также призрак театра). Рационалистическая философия Нового времени представлена: · дуалистической философией Рене Декарта; · монистической философией Бенедикта Спинозы; · учением о монадах Готфрида Вильгельма Лейбница. Дуалистическая философия Рене Декарта ( 1596-1650, девиз: «Мыслю, следовательно, существую»): - придерживался принципа скептицизма, или сомнения во всем; - разработал учение о субстанции субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция, и ею может быть только Бог. Сотворенные Богом субстанции: материальные субстанции (вещи); духовные субстанции (идеи); человек как сотворенная субстанция, которая состоит из материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей) субстанций. - обосновал учение о врожденных идеях (идея Бога, «число», «душа», «воля», «структура» и др.), которые не нуждаются ни в каких доказательствах и передаются от поколения к поколению. - сформулировал основные правила и приемы дедуктивно-рационалистического метода познания: (1) принимать за истинное то, что представляется уму вполне ясным и не вызывающим сомнения; (2) каждую сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи. Через последовательное решение частных задач можно решить всю проблему – правило анализа; (3) начинать движение к истине от простого к сложному, от самых простых, элементарных вещей, известных вопросов к более сложным, неизвестным и недоказанным – правило синтеза; (4) во всех областях знания составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из открытого не упущено, строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена – систематизация как познанного, так и не познанного; (5) следование этим правилам может привести к заблуждению, ибо сколько людей, столько и мнений. Отсюда - подвергай сомнению все знания прошлого… Сомнение – путь отыскания достоверного знания. Монистическая философия Бенедикта Спинозы ( 1632-1677, девиз: «Свобода есть познанная необходимость… Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать»): 1) учение о субстанции-природе: - не существует различия между высшей субстанцией – богом – и сотворенными им другими субстанциями; - природа и Бог едины, Бог внутри природы; - единичные вещи являются проявлениями – «модусами» единой субстанции – Природы-Бога; 2) теория познания: - человек познает субстанцию через два ее атрибута – протяженность и мышление; - три ступени познания: (1) «познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, - высший вид познания; (2) познание, полученное в результате деятельности разума (размышления, логических операций),- второй уровень, менее истинный; (3) чувственное отражение окружающего мира, полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно, оно не играет большой роли при получении истинного знания. Готфрид Вильгельм Лейбниц: учение о монадах и два рода истин (1646-1716): - плюралистическая концепция бытия как совокупности множества субстанций – монад; - по степени развития различал три вида монад: (1) монады низшей степени развития – предметы неживой природы; (2) монады-души, составляют предметы растительного и животного мира; (3) монады-духи, наделенные сознанием. Они определяют природу человека; - выделял два рода истин: «истины разума» (врожденные идеи) и «истины факта» (выведены индуктивным методом). Сенсуалистическое направление в философии Нового времени (Дж.Локк, Дж. Беркли и Д.Юм) Сенсуалистическая теория познания Джона Локка (1632-1704): - мир материалистичен; - в основе познания лежит только опыт; - сознание – «чистая доска»,знания, идеи, принципы «не вложены» Богом в человеческие души, они формируются благодаря собственным усилиям каждого человека; - два источника идей: ощущения и рефлексия разума; - три вида знания по степени его точности и бесспорности: интуитивное, демонстративное (доказательное) и сенситивное (чувственное); - идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный гражданин, который повышает свой уровень образования и профессионализма; - учениие е об естественных правах (на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом) и общественном договоре; - идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную(в т.ч. судебную) и федеративную (внешнеполитическую) власть; Субъективно-идеалистическая концепция Джорджа Беркли (1685-1753): - Солипсизм: ощущений вне разума нет. Поэтому вне сознания ничего нет; отсюда центральный принцип его философии: «существовать – значит быть воспринимаемым». Агностицизм Дэвида Юма (1711-1776) - скептицизм: убеждение в человеческой слабости и слепоте; - причинная связь явлений, если она и существует, то не познаваема.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |