КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
См.: Вечканов В.Э. Философия. Курс лекций. - М,: Экзамен, 2006. - С.109)
Пьер Абеляр (1079-1142) писал, что тот, кто не понимает Священного Писания, подобен ослу, стремящемуся извлечь из лиры стройные звуки, ничего не понимая в музыке. Философские взгляды Фомы Аквинского (1225 – 1274) - Аквината (томизм): · Пять доказательств Бога (движение, причина, случайность и необходимость, степени качества, цель). Бог – причина всему, высшее совершенство, определяет смысл бытия; · Идея о соотношении материи и формы. Вечным бытием является Всевышний. Он имел возможность создать любой мир, но сотворил «из ничего» тот, в котором мы живем. Мир этот единственный и конечный в пространстве, обладает преходящим бытием и характеризуется материей и формой. В зависимости от того, как форма реализуется в вещах, Фома выделяет четыре уровня их бытия: 1-й - неорганическая, косная природа; 2-й - мир растений; 3-й – животный мир; 4-й - дух или человеческая разумная душа; · вера и разум одновременно участвуют в познании, только они дают истинное знание; не поддаются рациональному пониманию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичности Бога, это можно познать только через божественное откровение; · верить надо только в божественную истину (содержится в Библии), а научные исследования, рациональные доказательства излишни, ибо разум может привести только к сомнениям, заблуждениям и ереси, к смертному греху. Отличительной чертой средневековой схоластики стала острая борьба между реализмом и номинализмом, которая выражалась в споре о том, обладают ли общие понятия (универсалии, или категории) реальным существованием. Представители реализма считали, что подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира (Ансельм Кентеберийский, Фома Аквинский). Приверженцы номинализма полагали, что объективно, реально существуют только «единичные вещи», а общие понятия (универсалии) – есть не что иное, как наименования, имена, «звуки голоса». «сотрясения воздуха» (Иоганн Росцелин, Уильям Оккам). Уильям Оккам (1285 – 1349): «Защищай меня мечом, а я буду защищать тебя пером» (авт. САН - императору Людвигу Баварскому). Принцип познания, названный «бритвой Оккама», сформулирован следующим образом: «Сущности не следует умножать без необходимости или, др. словами, «то, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» (т.е. в процессе установления истины следует отсекать всю паутину изощренных рассуждений и словесную «мудрость» о вещах запредельных). Из желания примирить противоположные стороны в споре об универсалиях родилось третье направление – концептуализм (Иоанн Дунс Скот – «остроумный доктор»). Согласно его концепции каждая вещь представляет собой единство общего и частного, сущности и явления. Общее отражает сущность вещей, частное – есть проявление этой сущности. Арабская средневековая философия представлена такими именами, как: · Ибн-Сина (латинизированное – Авиценна, 980-1037), полагавший, что (1) мир сотворен из материи, а не из ничего. Материя вечна. Бог -перводвигатель, форма всех форм; (2) об универсалиях можно говорить в трояком смысле (идея «кошки» возникает в божественном уме, она присутствует в конкретной кошке, а также в головах людей). · Ибн-Рушд (латинизированное – Аверроэс, 1126-1198). Суть его концепции «двойственной истины»: истина может быть обоснована: а) с помощью ярких образов, воздействующих особенно сильно на чувства необразованных людей и б) с помощью разума, доводы которого доступны лишь людям образованным. Прологом к философии Возрождения явилась философия Роджера Бэкона (1210-1294), полагавшего, что на пути к истине у людей возникают 4 препятствия: 1- доверие к сомнительному авторитету; 2- привычка; 3- вульгарные глупости; 4- невежество, скрывающееся под маской бравирующего всезнайства.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |