Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер государственного воздействия на структуру промышленности. Основы структурной политики




Важнейшими задачами государственного регулирования сегодня являются: определение перспективности и приоритетности отраслей ПК. Иначе говоря, нужно четко знать, на развитие каких отраслей ПК следует опираться сегодня и завтра.

Важнейшие условия и параметры перспективности:

1. Научно-технический, экономический и экспортный потенциал отраслей. Продукция этих отраслей должна иметь возможность быстрого наращивания качества и конкурентоспособности, рентабельности и эффективности, импортозамещения и развития экспорта. С этой целью оцениваются перспективы повышения конкурентоспособности отраслей на внешнем рынке с учетом прогноза индикаторов рыночной конъюнктуры промышленной продукции на мировом рынке.

2. Возможность достижения перспективных индикаторов спроса на продукцию отраслей ПК на внутреннем рынке. Для этого определяется возможность в «смягчении» (уменьшении) зависимости экономики народного хозяйства республики от экспорта посредством растущего внутреннего спроса.

3. Уровень технологического развития ПК и народного хозяйства республики в целом. Приоритетная в технологическом плане отрасль должна содействовать достижению республикой более индустриальной стадии, обеспечивать рост научного и интеллектуального потенциала.

4. Возможность уменьшения зависимости от импорта сырья и энергии. Способность снижения ресурсоемкости промышленного производства в целом. В качестве приоритетных рассматриваются высокоэффективные отрасли, обеспечивающие повышение объема и удельного веса высоколиквидной продукции в общем объеме промышленного производства. Развитие таких отраслей, во-первых, создает дополнительные возможности увеличения валютной выручки и финансовых инвестиций. Во-вторых, эти отрасли имеют более благоприятные шансы для нахождения такой ниши мирового рынка, где в течение длительного времени могут сосуществовать многие производители. В-третьих, они лучше способствуют решению проблемы занятости.

5. Возможности минимизации дефицита в торговом балансе республики на базе освоения и реализации на экспорт конкурентоспособной продукции.

6. Достижение условий обеспечения благоприятного синергического или побочного эффекта. Если ускоренное развитие данной отрасли способствует повышению эффективности производства в других секторах или отраслях экономики, то она может быть признана приоритетной и перспективной.

7. Возможность инвестиционной активности отраслей, производящих и реализующих реальные инвестиции.

Активная работа по структурной модернизации и определение приоритетных отраслей для эффективного применения государственных мер по их развитию оказали бы значительное положительное влияние на стабилизацию экономики народного хозяйства республики.

Однако в сложный переходный период первостепенной задачей является преодоление производственного спада и кризиса в экономике для поддержания и сохранения имеющегося экономического и научно-технического потенциала. Поэтому еще сегодня необходимо исходить из существующей сложнейшей структуры ПК, где приоритетными для республики являются отрасли наиболее рентабельные и прибыльные: нефтепереработка, нефтехимия, химия и машиностроение, обеспечивающие значительную часть поступлений республиканского бюджета. Вместе с тем за этот период должны быть подготовлены научно-методические, правовые и материальные основы для последовательной структурной модернизации ПК РБ.

Важнейшим рычагом воздействия на структурную модернизацию промышленности является активная промышленная и структурная политика государства. Основные положения государственной промышленной и структурной политики РБ выражаются в следующем.

Главной целью промышленной структурной политики на современном этапе является обеспечение стабилизации и эффективности промышленного производства на основе рационализации отраслевых пропорций и тенденций их развития. Постепенная реализация этой цели должна стабилизировать экономику, ослабить остроту неплатежей и проблему безработицы, рационализировать ресурсопотребление и активизировать экономические регуляторы.

По опыту многих стран известно, что государственная фискальная политика, направленная на стимулирование структурных сдвигов, основанная на предоставлении государственному и негосударственному секторам многочисленных налоговых, кредитных и других льгот, не предотвращает, а в известной мере ускоряет развитие негативных тенденций в промышленной и финансовой сферах. А это, в свою очередь, создает почву для формирования кризисной ситуации в промышленном производстве с охватом всех его отраслей. Поэтому требуется сформировать такую промышленную и структурную политику, которая по своему содержанию и инструментарию могла бы выполнять роль важнейших государственных средств регулирования и стимулирования процессов стабилизации производства и структурных сдвигов в экономике народного хозяйства республики. Прежде всего, промышленная и структурная политика должна быть направлена на выход из кризиса и стабилизацию экономики. А что касается принципов, то они не должны ограничиваться вопросами приватизации, акционирования, поддержки предпринимательства и различными инвестиционными, финансово-кредитными и другими инструментами. Они должны охватывать широкий круг производственных, структурных, воспроизводственных, инновационных, протекционистских проблем и задач.

Можно выделить несколько направлений формирования промышленной структурной политики в рамках региона. Первая касается главным образом необходимости учета приоритетов и индикаторов спроса и предложений, которых надо придерживаться при формировании структурных мероприятий, связанных с промышленным производством. На базе установленных индикаторов и приоритетов вырабатываются элементы макро- и микроэкономической структурной политики, призванной объединить усилия государства, различных ведомств и предприятий, а также различные ресурсы. Выработанная таким образом политика должна стать основой решения давно назревших структурных проблем в промышленном комплексе (ПК).

Структурная политика не должна противостоять принципам фискальной, кредитно-денежной, инновационной, инвестиционной и в целом экономической политике суверенного государства.

Структурная политика и механизмы ее реализации прежде всего направлены на устранение «структурных перекосов» в отраслевых и региональных пропорциях производительных сил и промышленного производства.

В настоящее время эффективная структурная политика, в частности в ПК республики, необходима для укрепления своих позиций в разделении труда и сектора рынка на основе стратегических планов и прогнозов. Они обрисовывают общие контуры стратегии, которой следуют органы государственного, муниципального и отраслевого уровней. А для того, чтобы структурную политику сделать адаптивной (приспособленной) к рыночным отношениям и эластичной по отношению к экономической политике, требуются, во-первых, чтобы планы и прогнозы строились на базе различных балансов, в частности, спроса и предложений; во-вторых, на основе достоверной оценки приоритетности базовых и жизненно важных отраслей; в-третьих, на основе учета перспектив технического и организационного строения экономики. Таким образом, важным моментом концепции структурной политики является необходимость ее увязки с прогнозом и социальной, экономической и промышленной стратегией. Такая увязка рассмотренных аспектов структурной политики должна, во-первых, повысить научный уровень структурной политики; во-вторых, позволит обеспечить реальность и управляемость этой политики.

Другое направление формирования региональной промышленной структурной политики - это учет опыта ближнего и дальнего зарубежья. Этот опыт в основном касается проблем организации управления структурными преобразованиями. В структуре управления промышленностью этих стран имеются органы, обеспечивающие контроль, регулирование и стимулирование структурных процессов. Так, в США и Японии эти процессы регулируются и координируются органами управления промышленностью; во Франции - специальным комиссариатом планирования; в Германии - акционерным обществом промышленного кредита; в Англии и Италии - государственными финансово-промышленными объединениями в виде ЭФИМ (департамент экономики, финансов, инвестиций и маркетинга) и ЭНИ (экономики, науки и инвестиций). Благодаря эффективной политике и активным действиям (субсидирование, кредитование, протекционистская защита и др.) этих организаций за короткий срок проведена структурная модернизация большинства отраслей промышленности в Англии и Италии, Франции и Германии. Причем в этих странах главные усилия сосредотачиваются на отборе мероприятий по приоритетам, благодаря чему достигается всемерная поддержка структурной модернизации, вплоть до защиты от потери созданного потенциала внутреннего и внешнего рынка и инфраструктуры. Для этого широко применяются оздоровление (санирование) и активизация политики инвестирования процессов реконструкции производительных сил.

Отдельные мероприятия по структурной модернизации ПК постоянно проводятся и в нашей стране. Однако, как показывает анализ процессов структурной рационализации в РФ и РБ, указанные направления (приватизация, протекционизм, субсидирование, санирование) не всегда дают ощутимые результаты. Поэтому требуется выработать активную структурную политику, приемлемую в наших условиях, в частности, в условиях суверенизации экономики. А для этого, прежде всего, должен быть разработан теоретический фундамент возможных направлений структурной политики.

В научном плане структурная политика - это системный содержательный базис, а практические ее формы и методы могут быть различными. Они должны отражать стадию развития экономики, ее материальные, внутренние и внешние условия функционирования, политическую и общехозяйственную ситуации.

Естественно, формирование единой эффективной структурной политики даже в рамках республики затруднительно по следующим причинам.

Во-первых, развитие различных форм собственности проявляет различие в интересах, часто противоположных даже в рамках отдельных целей и хозяйственных задач.

Во-вторых, формы и методы осуществления и достижения результатов структурной модернизации в разных отраслях и предприятиях различные. Поэтому формирование промышленной региональной структурной политики должно быть в содержательном плане единым, а цели и направления ее реализации могут быть дифференцированными.

Общая цель промышленной структурной политики сегодня - это обеспечение выбора и реализации приоритетов санирования и инвестирования. Однако сегодня все отрасли и их предприятия находятся в состоянии кризиса и спада. Даже в такой ситуации встает вопрос: какие отрасли (предприятия) должны сегодня свертываться, а какие - получить развитие в будущем?

При разработке программы структурной перестройки народного хозяйства в период 1990-2000 гг. Кабинет Министров РБ предложил несколько вариантов развития ПК с учетом следующих приоритетов.

Первый концептуально-стабилизационный сценарий предполагает нормализацию внешних условий функционирования экономики республики, т.е. стабилизацию общеэкономической ситуации в России. При выполнении этого условия, даже при слабом вмешательстве в управление экономикой республики и, «естественно», саморегулировании и обеспечении сбалансированности народного хозяйства ожидалось достижение уровня производства 1991 г. еще в 1995 г. Предполагалось, что развитие по такому пути будет идти медленными темпами и в прогнозируемый период достигнет темпов базового периода. Однако сочетание невысоких темпов роста базового периода с негативными процессами, происходившими в 1992-1997 гг., особенно в инвестиционной сфере, к концу прогнозного периода может привести к стагнации. Поэтому требовалось применять меры корректирующего плана. Что и было сделано правительством в 1999г. В методическом плане могут быть приняты ряд корректирующих мер относительно изменения сценариев развития экономики. Эти меры зависят от многих социально-экономических факторов, связанных с внутренними и внешними условиями.

Второй прогнозный сценарий исходил из ориентации экономики на сохранение уровня потребления 1991 г. При этом было отмечено, что при продолжающемся снижении производства остановка на таком сценарии развития в ближайшие годы приведет к серьезным нарушениям воспроизводственных процессов в сфере основных фондов. Рост потребления различных ресурсов в ближайшие годы потребует резкого увеличения норм накопления ресурсов и обновления основных фондов.

Однако из-за снижения национального дохода рост потребления уже в 1996-1999 гг. сменился последующим снижением. Инвестиционные возможности в народном хозяйстве в 2000 г. ожидались на уровне 1985 г. Еще в 1996 г. предполагалось, что и эта задача не будет решена в ближайшие годы. Но прогнозы не оправдались и определенные сдвиги к улучшению экономической ситуации наметились в 2000-2001 гг.

Третий сценарий исходил из приоритета накопления экономического потенциала и предполагал экономический маневр между вывозом и ввозом в республику, влияющим на уровень использованного национального дохода. Ожидалось, что достижение равенства вывоза ввозу хотя бы в 1996-99 гг. приведет к росту накопления основных фондов в 2 раза по сравнению с 1995 г. при относительно стабильном уровне потребления. Однако этого также не случилось, и к 2000 г. пришлось корректировать стратегию.

Структурная перестройка экономики в республике по этим вариантам предполагала изменение внешнеэкономических отношений, воспроизводственных, отраслевых, территориальных и других пропорций экономики. Главным ее принципом реализации планировалось проведение активной инвестиционной политики, способствующей развитию отраслей с наибольшим вкладом в конечные экономические показатели промышленности республики, такие, как национальный доход, валовый внутренний продукт (ВВП). С учетом вышеназванных требований были выделены:

1. Отрасли «необходимого» развития, т.е. требующие капитальных вложений независимо от их экономической эффективности и вклада в ВВП. К ним были отнесены отрасли инфраструктуры. Эти отрасли не участвовали в ранжировке отраслей по приоритетам. А в сумме капитальных вложений их удельный вес был зафиксирован на уровне 30%.

2. Отрасли, характеризующиеся наибольшим вкладом в валовый внутренний продукт и высокой эффективностью капитальных вложений.

3. Отрасли, развивающиеся в той мере, в которой их продукция необходима для производственного потребления второй группы отраслей, но при сохранении существующих рынков сбыта.

В соответствии с приведенными положениями группировка отраслей по приоритетам развития имеет следующую иерархию:

1-я группа - отрасли ограниченного развития:

• транспорт;

• материальные услуги;

• электроэнергетика.

2-я группа - отрасли преимущественного развития (в порядке убывания приоритетов):

• легкая промышленность;

• строительство;

• пищевая промышленность;

• промышленность строительных материалов;

• лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность;

• машиностроение.

3-я группа - отрасли, обслуживающие приоритетную группу:

• нефтяная и газовая;

• угольная;

• черная металлургия;

• цветная металлургия;

• химическая, нефтехимическая;

• сельское хозяйство.

Однако намеченные прогнозы и корректирующие меры полностью не были реализованы, и решением Госсобрания РБ от 01.05.95 г. была установлена целесообразность санирования всех перечисленных отраслей. Для реализации этих решений нужно было сформировать программу и выработать соответствующие механизмы структурной модернизации ПК РБ. А до выработки программы, следуя преимущественно специальным приоритетам и опираясь на рыночные механизмы и индикаторы, координировать процесс структурной модернизации со стороны Кабинета Министров РБ. В 2000 г. было решено, что такая политика еще не сможет существенно изменить ситуацию, но может остановить многие кризисные явления.

В перспективе опорными пунктами государства в осуществлении промышленной структурной политики должны стать крупные корпорации, финансово-промышленные группы и другие структуры.

Из анализа проблем структурной политики видно, что эта проблема настолько широкая, что позволяет подводить под нее многие экономические мероприятия, связанные с модернизацией промышленного производства. Кроме рассмотренных мероприятий, связанных со структурной модернизацией, требуют развития ряд экономических механизмов, предусматривающих налоговые льготы, таможенные тарифы, экспортные квоты и т.д. Используя эти механизмы, в условиях рынка государство прямо или косвенно воздействует на процессы структурной модернизации.

В итоге выполненного экономического анализа следует отметить, что региональная структурная политика как производная экономической политики имеет собственную парадигму, которую можно выразить как саморазвитие территорий и районов РБ на основе реализации потенциала развития за счет повышения конкурентоспособности и эффективности отраслей, предприятий и их продукции, пользующейся спросом.

Совокупность принципов и методов реализации названной политики охватывает следующие основные элементы регионального экономического механизма: инструменты экономического регулирования региональных процессов воспроизводства ресурсов, их накопления и возмещения; принципы экономического регулирования, адекватные методам формирования и распределения бюджета для целей воспроизводства; положения по дотированию отраслей с учетом приоритетов; принципы формирования индикативных планов и программ, обеспечивающих социально-экономическое развитие всех районов РБ; специфические формы и методы согласования общегосударственных, территориальных, отраслевых, коллективных и личных интересов трудящихся; рациональная структура организации управления ПК и экономикой народного хозяйства в целом.

Становление новой структурной политики и механизмов ее реализации является средством активизации процессов структурной модернизации в ПК. Под воздействием структурной модернизации меняются формы и методы конкуренции, модифицируются связи и отношения между финансовой и промышленной сферами.

Как известно на опыте, структурная модернизация в ПК осуществляется преимущественно в процессе перехода от одной формации (общегосударственной собственности) к другой (многоукладной) и связанными с этим кризисными явлениями. В этой связи возрастает роль систематического анализа факторов и условий структурных сдвигов в ПК РБ.

На базе анализа достигается и частичное разрешение противоречий, в частности, между диспропорциональным размещением и развитием производительных сил и производственных отношений. Кроме того, удается исследовать взаимосвязи структурных сдвигов, смены форм собственности. В дальнейшем для преодоления кризиса экономической структуры с учетом сложившейся ситуации в ПК необходимо определить меры относительно безболезненной ее (структуры) модернизации.

Отличительная особенность структурной модернизации экономики ПК РБ связана еще с тем, что она должна реализоваться за относительно короткий период в довольно крупном экономическом регионе.

В ПК РБ накоплен огромный экономический потенциал, сложная система межотраслевых и межгосударственных связей, тяжкий груз нарушения этих связей, глубокие противоречия по целям и решаемым задачам между государственными и иными формами собственности. Это лишь некоторые компоненты, связанные с факторами структурной модернизации экономики РБ. Но они уже оставили глубокий след в сформировавшейся за более чем 50 лет структуре экономики ПК РБ. Поэтому требуется сформировать стратегию активной структурной политики и эффективный механизм ее реализации в условиях экономической реформы.

Обобщенно стратегическую концепцию структурной политики в ПК можно сформулировать следующим образом.

В целях преодоления экономического кризиса, модернизации деформированной структуры экономики, ускорения темпов обновления производственных фондов и производимой продукции, повышения их качества и конкурентоспособности необходимо:

• пересмотреть и научно обосновать современную программу и прогнозы структурной модернизации экономики народного хозяйства республики;

• пересмотреть и обновить важнейшие промышленные программы: «Топливо и энергия», «Конверсия», «Коммуникации», «Сохранение потенциала» и др.;

• разработать государственную стратегическую инвестиционную программу;

• разработать механизмы стимулирования программы структурной модернизации, санирования и диверсификации отраслей и предприятий ПК;

• разработать и реализовать политику перепрофилирования и модернизации промышленности РБ в целом, особенно в аспекте развития наукоемких производств.

Все эти меры позволят застраховаться от стихийных процессов структурных изменений в промышленности в период экономической реформы. Рассматриваемая концепция промышленной и структурной политики - это аналогичные по своей сущности процессы стабилизации промышленного производства, повышения его конкурентоспособности и эффективности преимущественно на базе предметной, элементной и организационно-структурной модернизации отраслей ПК.

Структурная политика в целом для экономики народного хозяйства и промышленного комплекса является однотипной. Однотипность структурной политики обусловливает и однотипность ее механизма. В общем виде под механизмом структурной модернизации понимается специфическая совокупность форм, средств и методов обеспечения перехода экономики ПК в новое качественное состояние. И от того, как быстро они будут реализованы, зависит судьба структурной модернизации экономики ПК.

Другими словами, механизм структурной модернизации следует рассматривать как совокупность нормативных актов, позволяющих решать экономические проблемы государства по регулированию деятельности различных органов и структур с различными формами собственности, стимулирующих ускорение данного процесса в условиях перехода на рыночные отношения. Все мероприятия, направленные на осуществление структурной модернизации в ПК, можно свести в несколько групп.

В первую группу, естественно, должны быть отнесены мероприятия, связанные с совершенствованием инструментов регулирования процессов структурной модернизации на уровне государства, в частности, нормативно-правовое, финансовое и ресурсное обеспечение мероприятий.

Вторую группу составляют мероприятия, подлежащие реализации на муниципальном, ведомственном, заводском и конкретно в низовых звеньях - рабочих местах и личных хозяйствах.

Третью группу составляют мероприятия, связанные с развитием рыночных отношений, в частности, создание рынков труда, продавца, покупателя, фондов их рынков и других рыночных структур.

Центральными элементами структурной политики и механизма реализации процессов структурной модернизации являются теория и практика организации общественного производства и воспроизводства, а также формы и методы их регулирования.

Сложившаяся в условиях реформы структура экономики ПК прежде всего характеризуется чрезмерной интеграцией, концентрацией и специализацией в одних, раздробленностью и дифференцированностью - других отраслей. Между тем известно, что изменение форм концентрации и специализации оказывает прямое влияние на характер структурных изменений в экономике.

Из международного опыта также известно, что в условиях рынка одинаково нерациональна чрезмерная концентрация, вызывающая монополизацию отраслей. Также не рационально излишнее дробление, особенно частного предпринимательства и банковской системы, приводящие к снижению или ухудшению многих количественных и качественных параметров экономики. Ретроспективный анализ выявил, что качественные показатели уровня концентрации объектов производства и отраслей ПК РБ в значительной степени не рациональные. Более того, общая тенденция к росту концентрации производства и связанные с этим структурные сдвиги в ряде отраслей ПК РБ за последние 5-7 лет характеризуются как прогрессирующие. Более тщательный анализ показал, что данный процесс в 90-е гг. был связан со следующими причинами.

Во-первых, отдельные хозяйственные объекты стремились извлечь максимальные выгоды из эффекта экономии на масштабах производства, ведущего к повышению производительности труда и снижению издержек производства. Во-вторых, принимались попытки интеграции капитала путем межотраслевых и корпоративных объединений. Однако анализ также показывает, что эффект концентрации получался разный для разных отраслей, в частности, выше такой эффект в нефтехимии, ниже - в машиностроении, строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях. Это убеждает в том, что эффект концентрации значительно зависит от специфики отраслей, уровня технологии и «размерной» структуры (типа) производства.

Опыт развитых стран (Англия, США, Япония) показывает, что различные подходы к качественной концентрации, основанные на объединении специализированных наукоемких производств и банковского капитала, дают ощутимые положительные результаты. При такой форме концентрации деятельность мелких и раздробленных хозяйств регулируется на базе единого финансового менеджмента и достигается структурное обновление целых отраслей за счет концентрации и интегрирования капитала. Кроме того, при помощи интеграции капитала и новых форм концентрации производства в ряде отраслей удается существенно увеличить наличные активы, особенно вследствие скупки акций и обновления капитала.

Естественно, недостаточный уровень концентрации и интеграции многих объектов производства и тяжелое финансовое состояние препятствуют им в осуществлении структурной модернизации. Для того, чтобы выйти из подобной ситуации, прежде всего требуется рациональная финансовая политика. Политика финансирования промышленности должна стать неотъемлемой частью механизма структурной модернизации экономики ПК. Она логически дополняет организационные меры, связанные с курсом реформ, направленных на развитие рыночных отношений. В этой связи одной из наиболее важных особенностей механизма структурной модернизации ПК является интенсификация процессов межотраслевой интеграции финансов и организация «логистики» инвестиционных потоков. Этот процесс призван обеспечить значительные изменения в характере оборота всего общественного капитала в ПК республики.

Промышленно-производственный кризис 90-х гг., усиливший структурный кризис, стал сегодня важным фактором структурной модернизации. Первостепенное значение для стабилизации экономики сегодня имеет логистика инвестиционных потоков и промышленных ресурсов. Логистика промышленных ресурсов является эффективным механизмом развертывания инвестиционного процесса.

Применение этого механизма требует радикальной модернизации структуры традиционных инвестиции образующих отраслей ПК. Как показывает опыт азиатских стран, подобный механизм мобилизации (логистика) промышленных ресурсов дает мощный толчок технологической перестройке многих базовых отраслей ПК. Благодаря этому использование дорогого сырья и энергии в ряде отраслей резко ограничивается. За счет новых технологий, оснащения и применения современной теории организации и менеджмента активизируется воспроизводство инвестиций. При этом важную роль играет структурная модернизация на микроуровне. К основным факторам этого процесса относятся: обновление производственного аппарата с учетом изменения форм собственности; интеграция и рациональная концентрация производства с учетом внутренней и внешней хозяйственной конъюнктуры; повышение конкурентоспособности производства и продукции за счет освоения наукоемких технологий; проведение внутренней организационной перестройки и переподготовки кадров с ориентацией на групповой энтузиазм. В последующем, как показывает опыт, в ходе структурной модернизации будет происходить процесс слияния и «поглощения» убыточных предприятий более состоятельными объединениями и отраслями.

Механизм слияния и поглощения капитала, определенный соответствующим законодательством, для своей реализации потребует решения ряда новых задач, в частности, определения форм и методов слияния (интеграции) капитала, оценки недвижимости и активной части основных фондов; осуществления механизма конфискации имущества органами налоговой инспекции и передачи их для реализации. Механизм поглощения капитала также реализуется посредством скупки активов смежников для конкурентов. При этом, как правило, должно происходить слияние однопрофильных предприятий. Слияние однопрофильных компаний должно производиться путем объединения на базе закона «О финансово-промышленных группах (ФПГ)», принятого Государственной думой РФ в октябре 1995 г. Для того, чтобы ослабить зависимость промышленных предприятий от финансового рынка, должны быть задействованы внутренние механизмы диверсификации финансового менеджмента ФПГ. В частности, финансовый департамент или собственный банк ФПГ может так организовать свою деятельность с капиталом (финансовым и недвижимостью), что к объединению будут притягиваться не только смежники, но и потребители и конкуренты, непрофильные предприятия и организации. Для этого в ФПГ должны получить развитие новые функции и структуры, оперирующие в сфере страхования, торговле недвижимостью, лизинга и логистики. При этом появляется возможность интегрирования капитала для структурной модернизации у всех участников ФПГ.

Анализ экономических процессов в ПК РБ показывает, что многие, даже высоколиквидные отрасли промышленности, в частности, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие, металлургические и гидроэнергетические из-за взаимных и иных неплатежей оказались в тяжелом финансовом положении, что не позволяет им производить структурную модернизацию. Для разрешения этих проблем необходимо задействовать механизмы взаимослияния и взаимопоглощения.

В отличие от просто слияния и поглощения указанные механизмы являются более гибкими и приемлемыми для условий российской экономики.

Механизм взаимослияния предполагает возможность формирования смешанных (по функциям управления) финансово-промышленных объединений, концернов и компаний. В частности, в рамках отрасли или республики могут формироваться такие объединения, где в одних случаях головными являются одни, например, технологически развитые, а в других - предприятия или даже отрасли, чьи активы или продукция являются более ликвидными. Такой механизм позволит активизировать процесс «перетасовки» ликвидных и неликвидных активов, особенно неэффективных промышленных объектов. При соответствующей организации процессов приватизации процессы взаимослияния и взаимопоглощения как важнейшие элементы структурной политики в ближайшем будущем могут дать ощутимый эффект.

Ретроспективный анализ эффективности хозяйственной деятельности, а также эффекта структурной модернизации по так называемому «индексу структурных изменений» в ряде промышленных групп РБ показали следующие результаты (табл.6.2).

Таблица 6.2

Эффект структурных изменений и динамика объемов производства ПК РБ (по отраслям к 1995 г.)

Отраслевые объединения ИСИ Среднегодовые изменения объемов
       
Всего по ПК 0,8 1,0 1,0 1,3
Топливно-энергетический комплекс, в том числе: 0,9 1,4 1,2 1,6
энергетика 1,1 1,3 1,4 1,6
нефтедобыча 1,2 1,4 1,1 1,2
нефтепереработка 1,1 1,3 1,2 1,4
нефтехимические объединения 0,7 0,9 0,6 0,9
металлургия 0,9 0,8 1,1 1,2
машиностроение 1,2 0,9 1,3 1,1
Лесная и деревообрабатывающая промышленность 0,6 1,3 1,5 1,2
Промстройматериалы 0,9 1,2 0,7 0,9
Стекольная промышленность 1,1 0,7 1,2 0,6
Легкая промышленность 0,8 0,4 0,6 0,5
Пищевая промышленность 0,6 0,6 0,5 0,7
Медицинская промышленность 1,1 1,4 1,7 1,2

В табл. 6.2 индекс интенсивности структурных изменений (ИСИ) рассчитан как отношение удельного веса стоимости активов, слившихся и поглощенных объединений к доле стоимости продукции этих объединений в совокупном объеме произведенных товаров в соответствующей отрасли. За номинал принят уровень ИСИ =1.

Если ИСИ > 1, то это характеризует недостаточную эффективность использования активов, или их неликвидность. Это значит, что слияние было неэффективным. Если ИСИ < 1, то это характеризует недостаточную эффективность производства после структурной модернизации.

Анализ данных табл. 6.2 указывает на отчетливую корреляцию изменения объемов производства на промышленных предприятиях с ИСИ соответствующих отраслевых объединений. Причем в отраслевых объединениях, где ИСИ превышает номинал, темпы роста и спада производства выше на 12-13%. Это свидетельствует о том, что темпы структурной модернизации в этих отраслях происходили более активно. На это также указывает тот факт, что в отчетных данных этих отраслей показано, что обновление основных фондов и продукции относительно выше, чем в других отраслях.

Естественно, оценку эффективности структурных изменений недостаточно производить лишь по указанным агрегированным параметрам. Для этой цели требуется использовать комплексный подход, основанный на методологии статистического факторного и модельного анализа. Причем в процессе такого анализа должны быть изучены внутренние и внешние факторы, а также технические и социально-экономические результаты структурных изменений. Однако, во-первых, отсутствие вполне сформировавшихся современных объединений, где наблюдаются ощутимые положительные структурные изменения, во-вторых, отсутствие необходимой статистической информации по системе показателей и факторов структурных изменений позволяют проводить только модельный анализ, суть которого заключается в том, что строится имитационная корреляционная модель для анализа влияния внутренних и внешних факторов на выходные параметры (рост объемов продаж, доходов, обновления фондов, улучшения качества продукции), связанные со структурными изменениями. Такой анализ, выполненный в машиностроительном комплексе ПК РБ, показал следующие результаты.

Во-первых, структурные изменения происходили спонтанно, в основном по причине отсутствия спроса на продукцию ВПК, недостатка оборотных средств и прекращения поставки комплектующих изделий. По совокупности этих факторов объем производства продукции ВПК снизился к 1997 г. до 63%, а объем производства товаров народного потребления возрос чуть более 3%. К 2000 г. эти показатели изменились незначительно.

Во-вторых, произошли изменения в структуре трудовых ресурсов из-за остановки производств, невыплаты зарплаты и оттока специалистов и рабочих в коммерческие структуры.

В-третьих, определенные сдвиги произошли в социальной сфере, преимущественно благодаря государственным вложениям.

В-четвертых, наметились сдвиги в улучшении структуры и качества товаров преимущественно отечественного производства. Такие тенденции сохраняются до настоящего времени.

Однако эти характеристики структурных изменений охватывают лишь ограниченные экономические параметры. Естественно, они недостаточно объективно характеризуют состояние реформирования экономики ПК. Для кардинального решения проблем структурной модернизации должны быть задействованы все рассмотренные выше механизмы, позволяющие относительно безболезненно реализовать структурную политику в ПК.

В заключении следует отметить, что сегодня требуется целостная структурная политика вместо неопределенной совокупности сходных диагнозов и предложений.

Серьезной проблемой в условиях рыночных отношений является целенаправленное изменение структуры издержек производства и воспроизводства промышленной продукции. Как важный параметр характеристики структурных изменений издержки производства и воспроизводства должны анализироваться системно на макро- и микроуровнях. При этом актуальным механизмом и инструментом сокращения и рационализации структуры издержек производства в ПК являются способы пофакторной их оптимизации. Опыт решения оптимизационных задач по системе факторов структурной модернизации в ПК РБ позволяет сделать следующие выводы.

1. Рационализация структуры издержек возможна преимущественно на базе изменения профиля и технологии промышленного производства, а также эффективного использования основного и оборотного капитала. Основными инструментами решения этих проблем является преимущественное и первостепенное улучшение качества технологии, поэтому выбор производства должен быть первичным и осуществляться перед выбором вида и объемов производства продукции. Технология определяет мощности, организацию труда и другие факторы производства. Новая технология требует проведения реконструкции и изменения структуры основных фондов, логистики средств производства и других аспектов воспроизводства. Наконец, технология определяет структуру кадров и организационную структуру управления.

Для решения этих задач проводятся комплексные маркетинговые исследования.

2. Оптимизация и снижение издержек кооперации, сбыта, связи с партнерами и на коммерческие операции; важную роль здесь играет логистика средств. Реализация системы логистики и переход на организацию снабжения и кооперации по принципу «поставка и выполнение заказов в срок» позволят значительно сократить издержки транспортировки и хранения запасов. Промышленные фирмы Японии добиваются списания издержек на 15-17% благодаря надежности системы логистики ресурсов. Целый комплекс мер по рационализации структуры издержек может быть реализован в сфере сбыта, обращения и торговли. Такой опыт известен в мировой и отечественной практике.

3. Реорганизация структуры управления вспомогательными и внешними структурами предприятия на базе формирования специальных штабов и команд, интеграции функционально однородных подразделений и служб.

4. Активизация функций финансового менеджмента. В частности, организация выпуска собственных акций по низкой цене в период сокращения объемов производства и прибылей; продажа этих акций в противоположной конъюнктурной ситуации. Использование такого механизма аккумулирования финансовых ресурсов для структурной модернизации производства является важным фактором в условиях рынка.

5. Расширение контрактных отношений крупных объединений с мелкими смежниками и потребителями. Мелкие фирмы охотно войдут в контрактные отношения с крупными, если им грозит банкротство.

6. Изменение принципов государственного экономического регулирования (кредитования, санирования, льготирования и др.), позволяющего промышленным субъектам расширить состав средств и методов источников снижения издержек воспроизводственного процесса. Эти принципы должны быть отработаны при формировании государственной структурной политики и механизма ее реализации.

Наконец, в целях преодоления негативных явлений, побуждающих дальнейшее деформирование структуры экономики ПК и торможение ускорения темпов обновления производимой продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках, необходимо:

1) приступить к более активному осуществлению республиканской программы структурной модернизации на макро- и микроуровнях;

2) выработать конкретные меры по стимулированию мероприятий, связанных со структурной перестройкой;

3) разработать и реализовать механизм санации, перепрофилирования и реорганизации неэффективных предприятий;

4) осуществить систему мер, стимулирующих привлечение иностранного капитала в приоритетные сектора экономики;

5) разработать новый механизм приватизации и аукционной продажи объектов незавершенного строительства.

Широкомасштабная структурная перестройка займет не менее 10-15 лет, поэтому она должна превратиться в системный процесс.

В 2002-2005 гг. необходимо решить следующие задачи:

• пересмотреть и подготовить новые проекты структурной модернизации ПК;

• разработать комплексные программы структурной перестройки отраслей и предприятий ПК;

• провести мероприятия по акционированию и приватизации;

• реализовать комплекс мероприятий, направленных на концентрацию капитала в инвестиции образующих и базовых отраслях;

• ежегодно увеличивать вложения в приоритетные отрасли в размерах 15-20%.

В 2005-2015 гг. потребуется осуществить постепенный переход на новый технологический способ производства и переработки промышленной продукции в большинстве отраслей ПК РБ. Все эти мероприятия должны войти в комплексные программы структурной модернизации ПК.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под структурой экономики народного хозяйства?

2. Охарактеризуйте понятие «структура промышленности».

3. Перечислите совокупность условий формирования структуры экономики народного хозяйства.

4. От каких факторов зависят структурные сдвиги в экономике промышленности?

5. Что понимается под отраслевой структурой экономики промышленности?

6. Чем характеризуются качественная и количественная структуры экономики промышленности?

7. Охарактеризуйте организационную структуру экономики промышленности Республики Башкортостан.

8. Какие имеются способы и рычаги государственного воздействия на рационализацию структуры промышленности?

9. Как определяются приоритеты развития структуры экономики промышленности?

10. Что понимается под структурной политикой государства и каковы ее основные цели?

11. Какие имеются направления и пути формирования рациональной структурной политики?

12. Какие бывают механизмы реализации структурной политики?

13. Какие следует использовать инструменты структурной модернизации промышленности в настоящее время?

14. Какие наблюдаются признаки стабилизации промышленного производства в РБ?

15. Какие отрасли промышленности наиболее подвержены влиянию кризисным факторам экономики в настоящее время?

Литература

1. Макулов А. С. Теория интеграции хозяйственных структур: Конспект лекций / УГАТУ. Уфа, 2000.

2. Структурная политика и механизм ее реализации в промышленном комплексе РБ: отчет по НИР АН РБ / УГАТУ. Уфа, 1995.

3. Гладышевский А.Н. Формирование производственного потенциала: анализ и прогнозирование. М.: Наука, 1983.

4. Региональная экономика /Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 1995.

5. Методы оценки эффективности интегрированных структур: учебное пособие / УГАТУ. Уфа, 1997.

6. Научные основы управления экономикой и социальным развитием РБ в условиях перехода к рыночным отношениям / Под ред. чл.-корр. АН РБ Н. Исянбаева, д.э.н. А.С. Макулова, к.э.н. Р.Г. Рафикова. Уфа: Гилем, 1998.

7. Макулов А.С. Организационно-экономический механизм реализации структурной политики в ПК РБ. Уфа: Гилем, 2000. 149

ГЛАВА VII. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.