КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Машиностроительный комплекс
Топливно-энергетический комплекс. Темпы падения производства топливно-энергетических ресурсов с 1990 г. по 2000 г. составили в среднем 15-25%. Однако при естественном сокращении добычи природного топлива (нефти, газа) в 2000 г. увеличен выпуск продуктов его переработки (автомобильного бензина, дизельного топлива), возросла выработка электроэнергии (табл.7.1). Это связано с освоением новых процессов и технологий. За период с 1999 г. выпуск готового проката черной металлургии увеличился почти на треть. При этом для 2000 г. характерна позитивная тенденция по выплавке чугуна и стали (табл. 7.2). Улучшилась структура прокатного производства. Выпуск высокоэффективных видов проката возрос в 1,5 раза. Предприятия машиностроения более других оказались неподготовленными к рыночным отношениям. Машиностроение годами развивалось в направлении производства вооружений. Сейчас оно в состоянии работать на потребительский рынок в объеме порядка 30% от общего объема производимой продукции. Обратная картина наблюдается в мировой практике, где около 70% мощностей машиностроительного комплекса ведущих стран работают на потребительский рынок товаров и услуг. Таблица 7.1 Топливно-энергетический комплекс Республики Башкортостан
Таблица 7.2 Производство продукции черной металлургии
Оценивая ситуацию в отраслях машиностроения, можно констатировать, что одной из главных ее особенностей остается глобальная деформация производства. В 2000 г., как и в предыдущие годы, сохраняются структурные диспропорции, снижение общего уровня эффективности и усиление производственно-финансовой неустойчивости ряда предприятий. Это объясняется прежде всего тем, что свертывание инвестиций практически во всех отраслях народного хозяйства лишило машиностроительные предприятия возможности широкого маневра в процессе адаптации к рыночным отношениям и условиям открытости экономики. Ключевой проблемой сегодня является недоинвестирование, принявшее макроэкономические масштабы и обусловившее массовый сброс мощностей в машиностроении. А там, где нет экспортных возможностей и государственных оборонных заказов, - свертывание производства. Под воздействием осуществляемых в народном хозяйстве РБ экономических преобразований в машиностроительном комплексе республики сложилась к началу 2001 г. принципиально новая ситуация. Производство все более ориентируется на платежеспособный спрос. Однако новизна ситуации в том, что спрос со стороны государства (прежнего основного потребителя) резко сократился, а со стороны хозяйствующих субъектов спрос, особенно на сложную продукцию, не компенсирует этого сокращения. Сжатие спроса повлекло потерю заказов, особенно болезненную для наукоемких производств. Вследствие ограничений спроса спад в отраслях машиностроения, определяющих его качественный уровень (приборо- и станкостроение, электротехника и т.п.), - один из самых глубоких в промышленности. В последние годы падение производства в этих отраслях превышает общепромышленный спад. В этих условиях, если даже оживить инвестиции и обновить оборудование, то машиностроение будет способно лишь тиражировать устаревшую технику, а распад научной среды значительно усугубляет воспроизводственный кризис. С 1990 г. продукция отрасли в целом сократилась более чем втрое, отдельных видов - в 4-5 раз. В зону хронического кризиса попали машиностроение для легкой промышленности, тракторное и сельскохозяйственное, точное машиностроение. При этом имеются и определенные успехи. Заметно возросло производство осветительных электроламп, дерево- и металлообрабатывающих станков, нефтепромыслового и нефтегазоперерабатывающего оборудования, медицинской техники. Таблица 7.3 Производство основных видов продукции машиностроения
Определенное влияние на динамику отрасли оказала конверсия предприятий военно-промышленного комплекса. Масштабы падения производства военной продукции в два раза превышают темпы падения гражданской продукции. В результате конверсии высвобождено более 10 тыс. человек. Анализ динамики индекса физического объема производства в отраслях машиностроительного комплекса позволяет дифференцировать виды продукции по критическим зонам промышленного производства: 1. Зона стабилизации (падение не более чем на 3%) и роста производства. К ней относятся электродвигатели, кабели городской телефонной связи, станки. 2. Зона умеренного спада производства (снижение выпуска не превышает 25%). В нее входят: крупные электромашины, аккумуляторы, станки деревообрабатывающие, прицепы тракторные. 3. Зона резкого спада производства с падением выпуска на 25% и более. К этой зоне относятся все остальные производства. Происходит стихийное разрушение производственных мощностей в машиностроении. В условиях низкого уровня производства остаются высокими затраты, связанные с поддержанием производственного потенциала.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |