Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка различных видов транспорта




Проблемы организации и управления транспортным процессом

Одной из важных проблем организации транспортного процесса является проблема типа МОВ («сделать или купить»), в том смысле что логистическому менеджеру требуется принять решение:

1) использовать собственный (арендованный, взятый в лизинг) парк подвижного состава и нести полную ответственность за доставку груза потребителю;

2) передать функции транспортировки специализированным контрактным перевозчикам;

3) передать доставку груза потребителям третьей стороне – посредникам, или провайдерам транспортных услуг в режиме транспортного аутсорсинга.

Содержание собственного транспорта дорого обходится предприятию, хотя есть и определенные выгоды. Требование современной логистики к тотальному сокращению общих логистических затрат практически не оставляет выбора производителю/потребителю. Это транспортный аутсорсинг, как наиболее эффективный и потому популярный вариант доставки груза в современной экономике.

Процедура принятия решений по транспортировке грузов включает следующие действия:

а) выбор оптимального вида транспорта; б) выбор оптимальной системы перевозки;

в) выбор оптимального первозчика.

Существуют следующие виды магистрального транспорта: автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный (морской, речной) и трубопроводный.

В процессе анализа и принятия решения по выбору оптимального вида транспорта логистический менеджер фирмы учитывает следующие параметры:

- вид груза и его показатели (вес, линейные размеры, стоимость);

- доступность вида транспорта, а также необходимого грузового и подъемно-транспортного оборудования;

- расстояние до места назначения, состояние транспортной инфраструктуры и возможность замены транспорта;

- грузоподъемность и грузовместимость транспортных средств;

- срочность, стоимость и надежность доставки;

- ценность груза, условия его хранения и вид упаковки;

- независимость от метеорологических условий;

- риск для груза, невыполнение поставок, вероятность задержки поставок.

Специалисты выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 9 дается оценка различных видов магистрального транспорта по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

Таблица 9

Вид транспорта Время доставки Стоимость перевозки Надежность соблюдения графика Частота отправлений Способность перевозить разные грузы Способность доставить груз в любую точку Сумма баллов
Железнодорожный              
Автомобильный              
Воздушный              
Водный              
Трубопроводный              

 

Чем ниже сумма баллов, тем лучше характеристика транспортного средства.

Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта.

Проблема выбора оптимальной системы транспортировки грузов решается совместно с задачей выбора оптимального вида транспорта. Различают следующие альтернативные системы транспортировки грузов:

1. Унимодальная перевозка - осуществляется одним видом транспорта.

Применяется, когда заданы начальный и конечный пункты доставки, на которых отсутствует промежуточное складирование и грузопереработка. Например, транспортировка автомобилем бетона на строительную площадку или автомобильных двигателей с одного предприятия на другой железнодорожным транспортом.

2. Терминальная перевозка осуществляется через грузовые терминалы, расположенные по маршруту транспортировки грузов в междугородном и международном сообщении. Универсальный терминал представляет собой группу складов с единым распределительным центром и цехом технического обслуживания транспорта. Он предназначен для грузопереработки, то есть разгрузки, таможенной очистки, комплектования, а также краткосрочного (1-2 дня) хранения и отправки небольших партий (от 0,1 до 5 тонн) различных видов груза.

3. Смешанная перевозка осуществляется обычно двумя видами транспорта, при этом груз доставляется одним видом транспорта в грузовой терминал с кратковременным хранением и последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Разновидностью данного способа транспортировки является комбинированная перевозка, которая осуществляется несколькими видами транспорта (железнодорожным, воздушным, автомобильным) на большое расстояние в одном и том же транспортном оборудовании, например, контейнере, автофургоне.

4. Интермодальная перевозка представляет собой интегрированную систему доставки грузов несколькими видами транспорта по принципу: «от двери к двери". Она осуществляется под руководством одного экспедитора из единого диспетчерского пункта по одному транспортному документу с применением единой тарифной ставки при единой ответственности за груз и исполнение договора перевозки.

5. Мультимодальная транспортировка действует по тем же принципам, что и интермодальная. Отличительной чертой данной системы является то, что различные перевозчики выступают в роли клиентов единого транспортного агентства (оператора), услуги которого они оплачивают. Ярким примером фирмы, осуществляющей эффективные мультимодальные грузоперевозки, является американская корпорация TNT Express Worldwide, работающая по технологии JIT.

В процессе выбора оптимального перевозчика логистический менеджер проводит исследование рынка транспортных услуг, оценку потенциальных перевозчиков по основным критериям и устанавливает их рейтинг. На основе результатов такого анализа он выбирает наиболее эффективного (оптимального) перевозчика. Это сложная задача, для решения которой в логистике применяются следующие альтернативные методы выбора перевозчика:

1. Метод матриц, позволящий выбрать перевозчика по критерию минимума затрат на перевозку с учетом уровня качества сервиса.

2. Метод стоимостной оценки используется для максимизации прибыли за счет оптимального сочетания параметров перевозки и товарного рынка.

3. Метод выбора перевозчика с учетом технологических параметров, основан на связях между физическими параметрами груза (масса,объем) и системы перевозки (скорость и частота).

4. Метод элиминирования по параметрам дает возможность исключить из анализа некоторые параметры перевозчика и сосредоточить внимание на самых значимых критериях выбора.

Допустим, что для установления рейтинга перевозчика логистический менеджер использует в анализе только пять критериев, по которым он будет оценивать двух потенциальных перевозчиков А и В. Независимый эксперт оценивает результаты предыдущей деятельности перевозчиков по 5-ти балльной шкале: 5 - отлично; 4 - хорошо; 3 - удовлетворительно; 2 - плохо; 1 - очень плохо. Вес критерия определяется в результате деления общего числа рассматриваемых критериев на ранг, а рейтинг - произведения веса на ранг и на оценку (табл. 10).

Таблица 10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.