Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воздушной цели




Методика наведения в заднюю полусферу (ЗПС)

 

1. Непосредственно перед началом полетов ОБУ готовит необходимое штурманское снаряжение, справочные данные и проверяет работоспособность технических средств управления на рабочем месте.

Установив необходимый масштаб развертки ИКО (2 или 3), ОБУ в заданное время выполняет РЛ разведку погоды и докладывает ее результаты РП. По отметкам от самолета-разведчика погоды ОБУ проверяет работоспособность системы активного ответа и опознавания.

Затем ОБУ информирует расчеты РЛС и ПРВ о предполагаемых высотах полета воздушной цели и наводимых истребителей. Проверяет наземную и воздушную связь всех средств, выделенных для управления.

Для проверки работоспособности ПРВ, ОБУ ставит задачу оператору на измерение высоты полета самолета-разведчика погоды.

При контроле готовности планшетиста горизонтального планшета проверяется наличие связи с оператором РЛС, готовность чертежных принадлежностей и исправность оборудования стола-планшета.

После подготовки рабочего места и выполнения необходимых проверок ОБУ докладывает РДЗ о готовности к работе.

2. В процессе выполнения полетов РДЗ ставит задачу ОБУ на наведение и указывает координаты воздушной цели, местоположение истребителя, его позывной и положение ЗРВБ.

ОБУ стеклографом отмечает местоположение отметки от цели на экране ИКО и ставит задачу оператору РЛС на выдачу координат цели планшетисту горизонтального планшета, который в дальнейшем обязан выполнять проводку цели на столе-планшете.

По двум-трем отметкам от цели на экране ИКО ОБУ определяет курс и скорость ее полета и проводит ЛПЦ. При выходе воздушной цели на рубеж подъема истребителя (РПИ) ОБУ дает команду летчику на запуск: "104-му, Рубин – подход, запуск". Взлет летчика выполняется по командам РП.

3. Пока истребитель выполняет взлет и выход в ИТН, ОБУ дает команду оператору ПРВ на измерение высоты полета цели: "Вершина, цель на азимуте 265, дальность 195, высота?". Оператор ПРВ измеряет высоту цели и докладывает ОБУ. В дальнейшем оператор продолжает измерять высоту полета заданной цели, пока ОБУ не поставит ему новую задачу.

4. ОБУ постоянно контролирует местоположение отметки от цели на ИКО и уточняет параметры ее полета. С течением времени наблюдения за целью точность определения параметров ее движения увеличивается. Уточнив направление движения отметки цели, ОБУ более точно наносит линию ее полета на ИКО.

5. В зависимости от высоты и скорости полета цели, выбираются профиль и режим полета истребителей, то есть программа полета.

Профиль полета при наведении на СВ и БВ, как правило, включает участок набора опорной высоты на максимальном или форсажном режимах и участок сближения с целью.

При наведении на средних и больших высотах могут использоваться форсажные, комбинированные и бесфорсажные программы полета истребителей. Наведение возможно с любого направления на воздушную цель, как с превышением, так и с принижением относительно цели.

Если истребитель выполняет дежурство в зоне на высоте, превышающей опорную, то сближение с целью осуществляется на высоте дежурства с последующим снижением до опорной высоты. При большей дальности обнаружения воздушной цели сближение с ней целесообразно выполнять на крейсерской высоте с выполнением последующего снижения до опорной высоты.

Полет по каждому из профилей полета истребителей заканчивается занятием опорной высоты.

Скорость истребителя выбирается в зависимости от скорости цели и высоты полета истребителя. Скорость истребителю задается, как правило, на 200-300 км/ч больше скорости цели.

При атаке малоскоростных целей скорость истребителя должна быть не меньше иволютивной для высоты полета истребителя.

6. Прослушивая стартовый канал, ОБУ постоянно контролирует положение истребителя и определяет момент появления отметки от него на ИКО.

При выходе истребителя в ИТН или на установленном рубеже ОБУ принимает управление от РДЗ. При передаче управления ОБУ – РДЗ указывает местоположение истребителя и его позывной: "Азимут 180, дальность 60, 104-й, наблюдаете?".

ОБУ находит отметку на ИКО и по ГГС подтверждает: "104-го наблюдаю, переводите на 6-й канал". Затем проверяет прохождение сигналов активного ответа и опознавания и дает летчику курс, высоту и скорость полета в соответствии с выбранным методом наведения, режимом и профилем полета.

7. Если замысел наведения не был разработан заранее, ОБУ формирует его самостоятельно. Для этого необходимо выбрать метод и решить задачу наведения.

Вывод истребителя в ЗПС целесообразно осуществлять, когда курсовой параметр цели (Р) в начале наведения больше 1/3 исходной дальности между целью и истребителем (Ди-ц). (Рис. 12.1.).

Р > 1/3 Д и - ц

 

Рис. 12.1. Выбор полусферы атаки по курсовому параметру цели (Р)

 

Атака в ЗПС выполняется с применением УР с РГС или ТГС и пушечного вооружения.

Для вывода истребителя в ЗПС цели, как правило, применяется метод наведения "Маневр". После выбора метода наведения ОБУ решает задачу наведения инструментальным, графическим или глазомерным способом. В результате решения задачи наведения на ИКО определяется линия пути истребителя и положение ее характерных точек.

Для инструментального решения задачи наведения методом "Маневр" используются палетки наведения, при помощи которых определяются:

- курс в ТНР;

- положение ТНР;

- величина угла разворота (УР);

- дальность начала атаки – Д к;

- время наведения.

 

Для графического решения задачи наведения, построения выполняются на ИКО. В результате решения наведения определяются такие же элементы, что и при инструментальном способе.

Для решения задачи наведения глазомерным способом ОБУ должен выполнить НШР. Основой для выполнения НШР служат справочные данные, полученные в результате ПШР, выполненных в период предварительной подготовки к полетам.

При выполнении ПШР определяются параметры наведения R, I, t ур, Двыв, Д упр, Lo.

Параметры рассчитываются по нескольким вариантам предполагаемых исходных данных.

 

Расчет радиуса разворота (R)

 

с заданным креном и скоростью выполняется

- по формуле:

где: g - ускорение свободного падения;

β - крен истребителя на развороте;

п – нормальная перегрузка..

 

- на навигационной линейке НЛ-10м рассчитывается НЛ-10м по ключу:

(шкалы №4, №5 и №6 – по крену - β о и скорости - V(км/ч)) (Рис. 12.2.)

Рис. 12.2. Определение радиуса разворота при помощи НЛ-10м

 

Дальность вывода (Двыв) – расстояние между воздушной целью и проекций истребителя на линию полета цели в момент окончания разворота истребителем (для занятия заданного положения относительно цели).

 

Заданное положение истребителя относительно цели в момент окончания разворота

характеризуется:

- углом встречи истребителя с целью – Θ;

- длиной прямой – расстоянием между точкой окончания разворота истребителя и целью в момент ее выхода на рубеж уничтожения (Рис. 12.3.).

Рис. 12.3. Наведение методом «Маневр» в ЗПС цели

Д выв = Lo × cos Θ – V ц × t сбл;

Д выв = (V и × t сбл + Д п) × cos Θ – V ц × t сбл; (12.1)

Д выв = V сбл × t сбл + Д п × cos Θ:

где: t сбл – время сближения истребителя с целью после окончания разворота истребителя;

Д п – дальность пуска ракет;

V и, V ц – скорость полета истребителя и цели соответственно;

Θ – угол встречи истребителя с целью;

V сбл = V и × t сбл × cos Θ – V ц × t сбл – скорость сближения

t сбл складывается из: t ош, t обн, t оп, t зах, t прц.

где: t ош – время, необходимое для исправления ошибок наведения после выполнения разворота;

t обн – время, необходимое для обнаружения цели летчиком по РЛПК;

t оп – время опознавания цели летчиком;

t зах – время, необходимое для захвата цели (перехода РЛПК в режим автоматического сопровождения цели);

t прц – время, необходимое летчику на прицеливание.

 

При визуальном поиске цели летчиком Двыв задается исходя из фактических условий наведения.

 

При малых углах встречи Θ≈ 0° cos 0 ≈1 (Рис. 12.6.):

Д выв = V сбл × t сбл + Д п

где V сбл= V и ± V ц (знак "–" берется при наведении в ЗПС, знак "+" - при наведении в ППС).

 

Упрежденная дальность разворота (Д упр) расстояние между целью и проекцией истребителя на линию пути цели в момент начала маневра истребителя для выхода в заданное положение относительно цели.

 

Д упр = Vц × t урR × (sin Θsin (УР + Θ))Двыв (12.2)

Расчет времени разворота (t ур)

на угол разворота 360°(t360°) с заданным креном и скоростью:

По формуле:

 

На навигационной линейке НЛ-10м время разворота (t ур) на заданный угол (в секундах) рассчитывается по ключу (Рис. 12.4.):

- по крену - β и скорости - V(км/ч) (с использованием шкал №4 и №5)

Рис. 12.4. Определение времени разворота по крену - β и скорости - V(км/ч)

при помощи НЛ-10м

- по скорости V(км/ч) и радиусу разворота R(км) (Рис. 12.5.):

Рис. 12.5. Определение времени разворота по скорости - V(км/ч)

и радиусу разворота - R(км) при помощи НЛ-10м

Интервал ( I) кратчайшее расстояние между истребителем и линией полета цели в момент начала разворота истребителя.

 

I = R × (cos Θcos (УР + Θ)) + Lо × sin Θ (12.3)

 

Примечание. Результаты расчетов сводятся в таблицы и служат ОБУ в качестве справочных данных при выполнении наведения.

 

При существенном отличии фактических условий от расчетных ОБУ выполняет расчеты на линейках, по графикам и номограммам.

 

Для облегчения выполнения расчетов допускается упрощение схемы наведения, это приводит к незначительному смещению рубежа ввода в бой (РВБ), однако позволяет упростить выполнение расчетов и увеличить точность определения параметров наведения.

На первом этапе наведения целесообразно выводить истребитель на встречно-параллельный курс с целью, на интервал равный двум радиусам разворота. Разворот истребителя будет выполняться на 180° (Рис. 12.6.).

Рис. 12.6. Наведение методом «Маневр» в ЗПС цели по упрощенной схеме

При углах встречи Θ≈ 0°–cos 0°≈1, sin 0°≈0, выполнение расчетов значительно упрощается и рассчитываются по формулам:

Д упр = V ц × t 180°Д выв;

I = 2 × R.

 

Пример: Наведение в ЗПС под 0/4, Θ = 0°; УР = 180° (Рис. 12.6., 12.7.).

Дано: Vц = 600 км/ч, Vи = 900 км/ч, β =30°, t сбл = 2 мин, Дп = 10 км.

Найти: R, I, t ур, Д выв, Д упр.

Решение:

1. На навигационной линейке НЛ-10м по ключу (Рис. 12.2.):

- находим значение радиуса разворота R: R = 11 км.

2. Рассчитываем значение I по формуле: I = 2 × R: I = 2 × 11 км = 22 км.

3. По навигационной линейке НЛ-10м по скорости Vи (км/ч) и радиусу разворота R(км) (с использованием шкал №1а, №1 и №2) (Рис. 12.5.)

- находим значение времени разворота на 180 ° (t 180°): t 180° = 2 мин. 20 сек.

4. Рассчитываем значение Д выв по формуле: Д выв = V сбл × t сбл + Д п, предварительно переведя значение V сбл = 300 км/ч в V сбл = 5 км/мин.

Д выв = 5 км/мин × 2 мин + 10 км = 20 км.

5. Рассчитываем значение Дупр по формуле: Д упр = Vц × t 180Д выв, предварительно переведя значение: Vц = 600 км/ч в Vц = 10 км/мин, время разворота: t 180° = 2 мин. 20 сек. – к целым минутам, секунды – к десятым частям минуты, т. е. t 180 = 2, 33 мин.

Д упр = 10 км/мин × 2,33 мин – 20 км = 23,3 – 20 = 3,3 км.

8. Определив точку начала разворота, ОБУ задает летчику курс в нее.

9. Для облегчения выбора режима работы радиолокационного прицела (БРЛС) летчиком при поиске цели, ОБУ заблаговременно информирует его о высоте полета ВЦ, положении ее относительно истребителя и направлении атаки.

10. При выполнении полета к цели, вследствие ошибок летчика в выдерживании заданных параметров полета и неточности определения параметров полета цели ОБУ, могут возникнуть ошибки наведения, которые оказывают влияние на положение РВБ. Ошибки наведения могут исправляться уточнением ТНР, а также в процессе выполнения разворота или после его окончания.

 

(Масштаб ИКО РЛС 100 км)

Рис. 12.7. Графическое построение траектории наведения истребителя в ЗПС цели в соответствии с вычисленными параметрами выше приведенного примера на бланке ИКО РЛС

 

Перед выходом истребителя в ТНР, с учетом времени запаздывания команды, ОБУ подает команду на выполнение разворота, задает крен и курс выхода.

В процессе выполнения разворота ОБУ контролирует правильность его выполнения по взаимному положению истребителя и цели и при необходимости корректирует параметры полета истребителя.

 

Рис. 12.8. Контроль соответствия фактического взаимного положения истребителя и цели расчетному положению упрежденной дальности разворота и интервалу

 

Соответствие фактического взаимного положения истребителя и цели расчетному положению целесообразно контролировать, когда до окончания разворота остается угол 90° (Рис. 12.8.). В этот момент продольная ось истребителя будет перпендикулярна ЛПЦ.

Контроль осуществляется по дальности, которая рассчитывается по формуле:

Д упр = V ц × t 90° – Д выв – R

и интервалу, который равен: I = R

Если фактически значения Дупр и I отличаются от расчетных, то ОБУ подает команду на изменение крена и курса выхода истребителя из разворота, обеспечивает его выход на заданную дальность Д выв. При этом угол встречи истребителя с целью может отличаться от расчетного (заданного) угла.

Если фактическое значение Дупр меньше расчетного, то необходимо увеличить крен и изменить курс выхода из разворота с таким расчетом, чтобы после его окончания создались благоприятные условия для поиска цели.

Если фактическое значение Дупр больше расчетного, то необходимо подать команду на уменьшение крена или на прекращение разворота.

При пересечении истребителем ЛПЦ или подходе к ЛПЦ необходимо увеличить крен или подать команду на выполнение разворота с креном больше расчетного. При необходимости – изменить курс выхода из разворота (рис.12.9.).

Рис. 12.9. Исправление ошибок наведения при несоответствии фактической

упрежденной дальности разворота – расчетной дальности

Если фактический интервал оказался больше расчетного, то необходимо изменить курс выхода истребителя из разворота не изменяя крена. При интервале меньше расчетного, необходимо уменьшить крен или прекратить разворот. После пересечения истребителем ЛПЦ – увеличить крен или подать команду на разворот с креном больше расчетного и изменить курс выхода из разворота. (Рис. 12.10.)

Рис. 12.10. Исправление ошибок наведения при несоответствии

фактического интервала – расчетному интервалу

 

Если в процессе разворота ошибки наведения исправить не удалось, то они исправляются на третьем этапе наведения изменением скорости и курса полета истребителя.

11. После вывода И в тактически выгодное положение, проконтролировать скорость сближения, разность высот и дальность до цели. При соответствии этих значений расчетным – подать команду на включение прицела на излучение и дать летчику целеуказание.

Оператор высотомера с этого момента начинает выдавать ОБУ информацию о превышении (принижении) цели относительно истребителя.

12. Обнаружив ВЦ, летчик докладывает о ее местоположении относительно истребителя. Убедившись в том, что летчик обнаружил заданную цель, ОБУ дает разрешение на работу по цели.

13. В процессе выполнения атаки цели ОБУ контролирует скорость сближения и дальность до цели. После доклада летчика о захвате цели, указывает направление выхода после выполнения атаки и с этого момента дает ЦУ через каждый оборот антенны наземной РЛС.

14. После выполнения пусков ракет летчик докладывает об окончании работы и направлении выхода из атаки. Направление выхода летчик выбирает самостоятельно, с учетом информации ОБУ и сложившихся условий. ОБУ задает летчику параметры полета, обеспечивающие выход из атаки. Угол отворота истребителя должен обеспечить безопасное расхождение истребителя и цели.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.