Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая и социальная эффективность менеджмента




Эффективность менеджмента – это результат управленческой деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов предприятия, отражающая уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса. Для измерения эффективности менеджмента существует система критериев и показателей, тесно взаимосвязанных между собой.

Эффективность менеджмента рассматривается в социальном и экономическом аспектах.

Социальная эффективность менеджмента характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач коллектива и местного сообщества, а также проблем экологического хаарктера.

Для оценки социальной эффективности менеджмента можно использовать результаты анализа условий труда и быта, квалификации работников, организации и мотивации их деятельности. В качестве затрат при этом могут выступать расходы на приобретение технических средств управления, подготовку и повышение квалификации кадров, проведение аттестаций и др.

В качестве показателей оценки социальной эффективности, характеризующих условия труда работников используются:

- уровень конфликтности в коллективе;

- морально-психологичекий климат;

- степень удовлетворенности работников трудом;

- уровень заболеваемости и/или травматизма работников;

- уровень автоматизации и механизации труда и др.

К показателям, характеризующим социально-бытовые условия труда работников, относятся:

- обеспеченность лечебными учреждениями;

- обеспеченность детскими дошкольными учреждениями;

- текучесть кадров;

- обеспеченность путевками в саноторно-оздоровительные учреждения;

- средняя заработная плата.

Среди показателей, характеризующих организацию и мотивацию труда, можно выделить:

- дисциплину труда;

- материальное и моральное стимулирование труда работников;

- уровень организации и оснащенности рабочих мест.

Показатели определяются с помощью экономической и статистической отчестности, анкетирования работников, метода экспертных оценок, наблюдения и проч.

Также при оценке социальной эффективности менеджмента необходимо рассмотреть элементы действующей на предприятии социальной программы.

Для оценки экономической эффективности необходимо исследование соответствующих материальных, трудовых, финансовых ресурсов и затрат, обеспечивающих формирование управленческого потенциала, содержание и функционирование системы управления.

Оценку показателей экономической эффективности менеджмента можно осуществить:

- по расходам на управление:

, (5)

где: П – прибыль; – расходы на управление.

- ресурсным методом:

, (6)

где: П – прибыль; – численность аппарата управления.

- с помощью динамического показателя:

, (7)

где: и – расходы в отчетном и базисном годах;

и – расходы на управление соответственно в отчетном и базисном годах.

Для оценки эффективности менеджмента целесообразно исследовать в динамике такие следующие показатели:

- удельный вес административно-управленческого персонала в общей численности работников;

- чистая прибыль в расчете на одного работника в аппарате управления.

Одним из основным составляющих эффективности менеджмента является эффективность (результативность) основной деятельности предприятия.

Критерии результативности деятельности организации представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Показатели эффективности работы организации

 

Показатель Способ расчета Достоинства Недостатки
       
Показатели экономической эффективности конечных результатов
Балансо-вая прибыль, руб. Выручка от реализа-ции продукции за вычетом себестои-мости, отражаемая в бухгалтерском балансе Основной обобща-ющий показатель, отражающий фи-нансовые резуль-таты в денежной форме Зависит от объема выпуска продук-ции и уровня цен. Неприменим для убыточных предприятий
Доход, руб. Выручка от реализа-ции продукции за вычетом материаль-ных затрат и амортизации Экономический показатель приба-вочного продукта. Стимулирует эко-номию ресурсов Зависит от объема выпуска продук-ции. Включает в себя фонд зара-ботной платы.
Себесто-имость, руб. Часть стоимости, включающая затраты на потребление средств производства и оплату труда Характеризует абсо-лютные размеры затрат на производс-тво, снижение кото-рых дает прибыль Не может служить сравнительным показателем для различных предприятий
Затраты на 1 руб. продук-ции, руб. Отношение себестоимости к стоимости товарной продукции Показывает струк-туру себестоимос-ти, прибылей (убытков). Сопо-ставим для любых предприятий Завышение цен на продукцию приво-дит к искусствен-ному снижению затрат и росту прибыли
Объем товарной продук-ции, руб. Стоимость произве-денной и реализо-ванной покупателю продукции за опре-деленный период Характеризует продажу произведенной продукции Зависит от спроса и предложения товара и монополизации рынка
Качество продукции (процент брака или реклама-ций), % Рассчитывается как отношение качественной продукции к общему объему товарной продукции Показывает удель-ный вес брака и рекламаций в объе-ме товарной про-дукции. Позволяет влиять на техноло-гии производства Характеризует ка-чество продукции в период гаран-тийного срока, то-лько по предъяв-лению рекламаций
Фондоот-дача основных производственных фондов, руб./руб. Отношение объема товарной продукции к стоимости основных производственных фондов (ОПФ) Позволяет судить об эффективности использования ОПФ по произве-денной продукции в расчете на единицу фондов Зависит от стои-мости продукции и инфляции, не-полной загрузки, простоя оборудо-вания, завышенной стоимости ОПФ
Показатели качества, результативности и сложности труда
Производи-тельность труда, руб./чел. Отношение объема выпущенной продукции к общей численности работников, занятых в производстве Характеризует часть продукции в расчете на 1 работ-ника и позволяет судить о производ-ственном потен-циале предприятия Допускает завы-шение затрат и численности ра-ботников. Дина-мика несопоста-вима в условиях инфляции
Потери рабочего времени на 1 работника, чел.-дни Отношение суммарных потерь времени из-за болезни, простоев и неявок к общей численности персонала   Показывает резервы эффективности в использовании труда персонала Не фиксирует внутрисменные потери рабочего времени. Зави-сит от социаль-ного обеспече-ния и здраво-охранения
Фонд заработной платы, руб. Общий фонд основ-ной и дополнитель-ной заработной платы, включаемый в себестоимость продукции Позволяет контро-лировать размеры и удельный вес опла-ты труда в себесто-имости. База для налогообложения Зависит от вели-чины предприя-тия, товаров и внешних фак-торов (налоги, монопольность)
Средняя зарплата 1 работника, руб/чел. Отношение общего фонда заработной платы к общей численности персонала Характеризует уро-вень оплаты труда и динамику ее изменения по периодам времени Зависит от цены продукции, инфляции и внешних факторов
Показатели социальной эффективности
Текучесть персонала, % Отношение числа уволенных работников к общей численности персонала Характеризует уро-вень стабильности трудового коллек-тива и работу с персоналом Не включает часть уволенных по уважитель-ным причинам (переезд и т.п.)
Уровень трудовой дисципли-ны, наруш./ чел. или баллы 1- отношение числа случаев нарушения трудовой дисципли-ны к общей числен-ности персонала. 2- экспертная оценка уровня дисциплины по 10-ти балльной шкале Позволяет судить о прогулах, опозда-ниях и неисполни-тельности в струк-турных подраз-делениях. Второй вариант характеризуется простотой расчета 1 - сложность ис-числения из-за отсутствия чет-кой фиксации нарушений в оперативной отчетности. 2 – субъекти-визм в оценке
Надежность работы персонала, доли или баллы 1 – вероятность безотказной работы персонала с мини-мальным числом отклонений. 2 – экспертная оценка надежности управления предприятия по 10-тибалльной шкале Позволяет прогно-зировать неблагоп-риятные периоды в работе и убытки от отклонений. Простота расчета и возможность оценки различных подразделений Сложность и большие затраты на расчет показа-телей надежности. Субъективность оценок надежно-сти и их влияние на общую эффективность
Равномер-ность загрузки персонала, доли или баллы 1 – отношение удель-ного веса потерь и перегрузок к общей трудоемкости. 2 - экспертная оценка равномерности на заседании правления предприятия по 5-балльной шкале Позволяет судить о степени приближе-ния к идеальной загрузке, равной 1. Простота расчета позволяет соизмерять работу различных подразделений Требует нормати-вную базу и сбор оперативной ин-формации о поте-рях, перегрузках. Субъективизм экспертных оце-нок и их влияния на общую эффективность

 

Эффективность деятельности предприятия можно рассчитывать с помощью показателей, из числа приведенных в таблице 6, которые являются наиболее существенными для анализируемого предприятия. Таким образом, рассчитанная эффективность деятельности предприятия позволит сделать вывод об эффективности менеджмента предприятия.

Литература: 1, 8, 9, 10, 13.

Литература

 

1. Биктагирова И.Н., Исупова О.А., Табашникова О.Л. Управленческий анализ деятельности предприятия: учебное пособие. – В 3 ч. – Ч.3. – Кемерово: КемИ (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2006.

2. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Институт международного права и экономики им. А.С.Грибоедова, 1999.

4. Виханский О.С., Наумов А.М. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2003.

5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд.– М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

6. Гибсон Д.Л., Иванцевич Д., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы / Пер. с англ. – 8-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000.

7. Грейсон Дж. (мл.), О′Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века / Пер. с англ. – М.: Экономика, 1991.

8. Дафт Р. Менеджмент. – СПб: Питер, 2000.

9. Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии. – М.: Приор, 2002.

10. Егоршин А. П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 1997.

11. Ильин А.И. Планирование на предприятии. Учебник. – Минск: ООО «Новое знание», 2006.

12. Как работают японские предприятия / Под ред. Я. Мондена, Р. Сибаковы. – М.: Экономика, 1989.

13. Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. – М.: Русская деловая литература, 1999.

14. Маркова В.Д., Кравченко Н.А. Бизнес-планирование.– Новосибирск: ЭКОР, 2003.

15. Менеджмент / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

16. Менеджмент организации. Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. З.П. Румянцевой. – М.: ИНФРА-М, 2002.

17. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 1998.

18. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов / Науч. ред. А.А. Радугин. – М.: «Центр», 1997.

19. Оучи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы. – М., 1984.

20. Попов С.А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

21. Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2001.

22. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2004.

23. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1995.

24. Управление организацией. Учебник / Под ред. д.э.н. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.