Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.2. Базовые концепции ФМ




Направление.

Второе направление в эволюции ФМ – это начавшиеся во второй половине 50-х гг. исследования по структуре капитала и цены источников финансирования. Основной вклад был внесен Франко Модильяни и Мертоном Миллером (1958г.) Поскольку эта теория базировалась на ряде упрощающих предпосылок, то дальнейшие исследования были посвящены возможности ослабления этих ограничений. Кроме того, исследовались возможности применения различных моделей, в частности САРМ, для расчета стоимости капитала различных источников.

 

Подведем итог вопроса. Развитие ФМ в самостоятельное направление исследований путем синтеза базовых отделов теории финансов, аналитических разделов бухгалтерского учета (анализ финансового состояния компании, анализ и управление дебиторской задолженностью и т.д.) и понятийного аппарата теории управления, обусловлено в общем-то понятным усилением управленческих аспектов, смысл которого заключается в том, что учет и анализ важны не сами по себе, а лишь с позиции эффективности управленческих решений.

Аналогичным примером является трансформация управленческого учета в рамках англо-американской модели бухгалтерского учета. Соответствующий круг вопросов обособлялся сначала как «Учет затрат», затем как «Управленческий учет», а в последнее время он все чаще трактуется как «Управление затратами».

 

В дореволюционной России понятия ФМ как самостоятельной науки, естественно, не существовало. Тем не менее необходимо отметить, что два направления, входящие в базовую структуру этой науки в современном ее понимании – финансовые вычисления и анализ баланса, успешно развивались и в то время.

 

ФМ базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов. Концепция (лат. сonceptio – понимание, система) представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления. В концепции выражается точка зрения на данное явление, задаются рамки, определяющие сущность и направления развития данного явления.

1. Концепция денежного потока предполагает: а) идентификацию ДП, его продолжительность и вид; Б) оценку факторов, определяющих величину его элементов; В) выбор коэффициента дисконтирования для сопоставления разновременных элементов потока; Г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

2. Концепция компромисса между риском и доходностью – состоит в прямопропорциональной связи этих двух характеристик любого финансового актива или проекта.

3. Концепция стоимости капитала - состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке.

4. Концепция эффективности рынка капитала (понимаемая не в экономическом, а в информационном плане) – состоит в скорости отражения информации на ценах. Так при полном и свободном доступе участников рынка к информации, цена акции на данный момент является лучшей оценкой ее реальной стоимости

(и, следовательно, лучшей оценкой стоимости бизнеса).

Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении ряда условий: а) рынку свойственна множественность покупателей и продавцов; б) информация становится доступной всем субъектам рынка капитала одновременно, и ее получение не связано с какими-либо затратами; в) отсутствуют трансакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок; г) сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке; д) все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду. е) сверхдоходы от сделки с ценными бумагами как равновероятное прогнозируемое событие для всех участников рынка невозможны. Очевидно, что не все из сформулированных условий выполняются в реальной жизни в полном объеме – информация не может быть равнодоступной, она не бесплатна, существуют налоги, затраты и т.п.

Есть две основные характеристики эффективного рынка.

Во-первых, инвестор не имеет логически обоснованных аргументов ожидать большего, чем в среднем, дохода на инвестированный капитал при заданной степени риска. Это вовсе не означает, что инвестор не сможет получить или не получит более высокого дохода, главное в другом – такой исход не может быть ожидаемым. Во-вторых, уровень дохода на инвестированный капитал есть функция степени риска (лучший пример – процентные ставки по краткосрочным ценным бумагам). Точная зависимость, конечно, не известна, ясен лишь характер связи – чем выше риск, тем больше должна быть доходность. Требование большей доходности, безусловно, отражается на рыночной цене акций.

Тем не менее считается что ГИПОТЕЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫНКА на практике может реализовываться в одной из трех форм, т.е. выделяют три формы эффективности рынка: слабую, умеренную и сильную.

В условиях слабой формы эффективности текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов, т.е. потенциальный инвестор не может извлечь для себя дополнительные выгоды, анализируя тренды. Иными словами, анализ динамики цен, каким бы тщательным и детализированным он ни был, не позволит «обыграть рынок», т.е. получить сверхдоходы. Итак, в условиях слабой формы эффективности рынка невозможен более или менее обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистических данных о динамике цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имевшиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную участникам информацию. С практической точки зрения это означает, что аналитику не нужно изучать статистику цен, отчетность эмитентов, сводки специализированных информационно-аналитических агентств, поскольку вся подобная общедоступная информация немедленно отражается на ценах.

Сильная форма эффективности означает, что текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен. Если эта гипотеза верна, то НИКТО не сможет получить сверхдоходы от игры на акциях, даже так называемые инсайдеры, т.е. лица, работающие в компании и/или в силу своего положения имеющие доступ к информации, являющейся конфиденциальной и способной принести им выгоду.

Достаточно очевидно, что существование сильной формы эффективности можно предполагать лишь в теоретическом плане. Создание эффективного рынка, возможное в принципе, на практике нереализуемо. Ни один из существующих рынков ценных бумаг не признается аналитиками как эффективный в полном смысле этого слова, хотя существование слабой формы эффективности некоторых рынков подтверждается эмпирическими исследованиями.

5. Концепция ассиметричной информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее в том, что отдельные категории лиц (инсайдеры прежде всего) могут иметь информацию, недоступную прочим, обычным участникам рынка (аутсайдерам). Конфиденциальная информация может использоваться ее носителями для получения выгоды самыми различными способами.

6. Концепция агентских отношений – становится все более актуальной по мере усложнения форм организации бизнеса.

7. Концепция альтернативных затрат или затрат упущенных возможностей. Принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта. Альтернативные затраты - это суть доход, который могла бы получить компания, если бы предпочла иной вариант использования имевшихся у нее ресурсов.

 

В.3. Агентские отношения. Конфликты интересов. Агентские затраты.

 

Особенность современной структуры собственности компаний является распыленность капитала, обуславливающая разрыв функций собственника (владение, пользование) и функции менеджера (управление, контроль и даже – распоряжение). Интересы владельцев и менеджеров как правило не совпадают, что обуславливает необходимость контроля владельцев над менеджерами.

Выгоды и недостатки такой ситуации (и родственных ей ситуаций) рассматриваются агентской теорией или теорией агента.

Под агентскими отношениями понимаются отношения двух или более участников, один из которых (заказчик, принципал) передает свои функции другому (агенту).

Различие интересов сторон обуславливает конфликт интересов.

Интересы владельцев: максимальный рост капитализации предприятия при согласии на определенный риск.

Интересы менеджеров: рост масштабов бизнеса, активов, охвата рынков, рост зарплаты и дополнительных выплат, выход на политическую сцену, сдерживание риска.

Конфликт интересов не возникает в двух теоретических случаях:

1. Когда отсутствует неопределенность, т.е. отсутствует свобода выбора решений агентом и принципал способен однозначно оценить действия агента и эффективно воздействовать на него (лишение вознаграждений, увольнение).

2. При наличии неопределенности, но если агент не является противником риска, т.е. он весь риск может взять на себя и при этом будет удовлетворен вознаграждением по результатам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.