Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Планирование и оборудование учебных мастерских





Правильная организация учебных мастерских, участков, планировка, оснащение, соответствие учебно-воспитательным задачам, формам и методам производственного обучения — способствует созданию благоприятных условий труда для мастера и учащихся, достижению максимальной эффективности учебно-воспитательной работы при минимальных затратах времени мастера и учащихся, дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих.

Организация учебных мастерских и участков осуществляется в соответствии с типом учебного заведения, характером подготавливаемых профессий и особенностями производства. Расположение учебных мастерских, используемых для производственного обучения, должно быть тщательно продумано, и полностью отвечать учебным и технологическим требованиям. Площади учебных мастерских и состав оборудования должны отвечать нормам технологического проектирования для соответствующих отраслей промышленности, производства.

Мастерские, как правило, размещают на первом этаже.

Освещение мастерских имеет важное гигиеническое значение, и оказывает серьезное влияние на производительность труда. Поэтому. оно должно быть равномерным, соответствующим установленным нормам Лучшим освещением для учебных мастерских считаются лампы дневного света.

Температуру воздуха в мастерских необходимо поддерживать зимой не ниже 15-16, летом - не выше 2О°С. Такая температура наиболее благоприятна для работы. Постоянный приток свежего воздуха, достаточный воздухообмен обеспечивает естественная или искусственная вентиляция.

Полы должны быть теплыми, удобными для уборки, стены иметь гладкую поверхность. Окраска стен в светлые тона, а потолков в белый цвет повышает освещенность помещения. Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики.

Оборудование, производящее при работе шум, лучше располагать в отдельном крыле в отдалении от кабинетов, где проводится теоретическое обучение.

Общие требования к планировке учебных мастерских следующие:



– учебные мастерские должны быть приспособлены для проведения занятий по определенной программе производственного обучения и в соответствии с принятой дидактической системой;

– мастерские должны быть рассчитаны на обшегрупповое (фронтальное) обучение;

– в учебных мастерских необходимо выделить самостоятельные отделения с учетом специфики каждой профессии;

– отделения, связанные между собой технологическим процессом, следует --каждое отделение по площади и количеству оборудования рассчитывается на одновременное обучение одной группы (25-30 или 12-15 учащихся в зависимости от профессии);

– шлифовальные, наждачные и заточные станки должны быть установлены в отдельных помещениях; если это требование выполнить нельзя, над такими станками делают вытяжную вентиляцию;

– отделения, работа которых связана с выделением большого количества газов и пыли, сопряжена с большим шумом или опасностью травматизма (кузнечные, литейные, формовочные, деревообрабатывающие, силовые установки и др.), необходимо полностью изолировать;

– мастерские должны быть оснащены необходимыми наглядными пособиями, ГОСТами, таблицами, квалификационными характеристиками, перечнями учебно-производственных работ, которые развешиваются или устанавливаются в период изучения определенной темы программы;

– на видном месте необходимо, разместить аптечку с медикаментами для оказания первой помощи и бак с холодной кипяченой водой;

– на каждом рабочем месте в комплект индивидуального инструмента учащихся должны входить щетки, специальные совки для удаления стружки;

– в мастерской должны быть закрывающиеся ящики для сбора использованного обтирочного материала, стружек, опилок, совки-лопаты для уборки стружек и опилок, щетки для приведения в порядок мастерских;

– в каждой мастерской обязательно должен быть необходимый противопожарный инвентарь.

Учебно-производственное оборудование учебных мастерских должно отвечать современному уровню техники и обеспечивать возможность изучения всех тем программ производственного обучения. Оснащаются учебные мастерские основным и вспомогательным учебно-производственным оборудованием индивидуального и общего пользования, необходимым для выполнения учащимися заданий в соответствии с требованиями программ безопасности труда.

Тип и количество оборудования индивидуального и общего пользования определяют в соответствии с требованиями программ производственного обучения, а также в зависимости от характера выполняемых в мастерских учебно-производственных работ.

Среднее количество оборудования общего пользования должно составлять примерно 8-1О% всего оборудования индивидуального пользования (станков, верстаков и др.), но при этом обязательно, чтобы было оборудование каждого наименования.

Оборудование в учебных мастерских должно быть размещено так, чтобы мастер со своего рабочего места мог проводить коллективный инструктаж группы. Кроме того, должны быть обеспечены наиболее благоприятные и безопасные условия для работы учащихся, удобный доступ со всех сторон к оборудованию при работе и ремонте, а также при транспортировании материалов, деталей, отходов. Ширина проходов между станками или верстаками, где перемещается только работающий, должна быть 0,5-0,8 м, проходов между рядами станков или верстаков - не менее 1,2 м, а проездов для тележек, электрокаров и другого
транспорта - не менее 2 м.

Все виды оборудования в опасных местах ограждают сетками, решетками, кожухами или барьерами.

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.