Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Режим и условия работы в учебных мастерских




По данным физиологов и гигиенистов, учебный процесс сопровождается значительной нагрузкой для развивающегося и формирующегося организма подростка. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы учебный режим, обеспечивая высокую, работоспособность, не приносил вреда здоровью учащихся, способствовал сохранению нормального уровня их физиологических функций на протяжении всего учебного периода. Это возможно при строгом соответствии учебно-трудовой нагрузки возрастным и функциональным возможностям учащихся.

Научная организация труда на рабочем месте основывается на правильном режиме труда и отдыха, обеспечивающем поддержание высокой работоспособности и здоровья человека. Режим работы в мастерских – двухсменный.

Исследования показывают, что работоспособность учащихся претерпевает значительные изменения на протяжении дня, недели. Она может сохраняться на высоком уровне или, наоборот, быстро снижаться (при нарушении режима, плохом освещении, воздействии высокой температуры, шумовых факторов, недостаточном или нерациональном питании и т.д.).

В течение рабочего дня в работоспособности учащихся наблюдаются три периода: первый - период врабатываемости - учащийся "входит" в работу, второй - устойчивой работоспособности - постепенно растет и становится высокой производительность труда; третий - период падения производительности вследствие появления и нарастания утомления.

Как правило, в середине рабочего дня (после обеденного перерыва) работоспособность восстанавливается не сразу. Потом вновь наступает период врабатываемости, сменяющийся устойчивой работоспособностью, однако этот уровень работоспособности бывает несколько ниже дообеденного, а на пятом-шестом часу работы перед окончанием рабочего дня снова отмечается снижение работоспособности, соответствующее предобеденному.

Современная физиология труда располагает научными данными, характеризующими природу утомления, закономерности его нарастания в процессе труда, условия снятия утомления при различных уровнях накопления. Установлены различия в причинах возникновения утомления и накопления его при выполнении различных видов работы.

Одновременно с воспитанием у учащихся трудолюбия, привычки работать интенсивно и с полной нагрузкой необходимо обеспечить условия труда, предупреждающие переутомление и создающие наиболее благоприятную обстановку для учебно-производственного процесса в мастерских.

Режим целесообразно строить, основываясь на принципах строгого нормирования отдельных видах труда и отдыха, на правильном их чередовании при регулярном и полноценном питании.

Во время производственных занятий для учащихся следует устраивать 10-минутные перерывы после каждых 50 мин. работы. В середине рабочего дня необходим обеденный перерыв продолжительностью 45 мин; во время перерывов помещение следует хорошо проветривать. В целом, режим работы в учебных мастерских должен соответствовать Правилам внутреннего распорядка.

Важнейшая задача организации рабочих мест учащихся - оснащение их средствами, облегчающими труд, обеспечивающими выполнение требований физиологии и гигиены труда. Решают эту задачу, проводя соответствующие мероприятия в учебно-производственных помещениях, где расположены учебные мастерские или, отдельные участки. Освещенность помещения, звукоизоляцию, чистоту воздуха, требуемую температуру! нельзя обеспечить в пределах отдельного рабочего места. Вместе с тем имеются средства, предназначенные для улучшения условий труда на каждом рабочем месте (индивидуальные средства зашиты).

Для хорошей освещенности рабочих мест важно обеспечить лучшее использование естественного света. Для этого меняют световые переплеты с мелкими звеньями на большие, регулярно очищают стекла от пыли, задерживающей до ЗО% дневного света.

Цветовое оформление учебных мастерских является важнейшим элементом эстетического интерьера, а также оказывает различное влияние на человека и на трудовой процесс в целом. Так, по данным эргономики и технической эстетики, белый цвет отражает 75% лучей, светло-серый - 55, светло-кремовый - 70, светло-желтый - 45, серый - 35, темно-коричневый -всего 15%. Это следует учитывать при окраске помещений учебных мастерских.

Исследованиями установлено, что на органы зрения и нервную систему человека отрицательное воздействие оказывает красный, оранжевый, фиолетовый, пурпурный цвета. В помещениях, окрашенных в эти тона, у работающих быстро наступает зрительное утомление, падает производительность труда, снижается острота внимания и ухудшается качество работы.

Благоприятно влияют на зрение и психофизиологические функции человека, содействуют повышению производительности, труда, снижают утомляемость зеленые, голубовато-зеленые и желтые цвета. Отмечается следующее воздействие различных цветовых тонов на настроение человека: красный цвет действует возбуждающе на нервную систему, зеленый - успокаивающе, фиолетовый цвет создает подавленное настроение, желтый–настроение бодрости.

Воздушная среда в мастерских, т.е. чистота воздуха, температура и влажность, имеет значение для создания здоровых условий труда.

Запыленность воздуха, загазованность, излишняя влажность или сухость, высокая или низкая температура отрицательно воздействуют на организм учащегося.

Наблюдения показывают, что работа в воздушной среде, соответствующей гигиеническим требованиям, увеличивает производительность труда до 10%. Это достигается устройством хорошей приточно-вытяжной вентиляции. В последнее время применяют кондиционирование воздуха.

В учебных мастерских училищ может быть установлен "искусственный климат", соответствующий гигиеническим требованиям, условиям производственного обучения. Это наиболее прогрессивный способ создания в учебных мастерских нормальной воздушной среды.

Научная организация труда на рабочем месте предполагает также уменьшение шума и вибрации в учебных мастерских. Исследования Института гигиены труда и профзаболеваний показали, что производственный шум оказывает вредное влияние на органы слуха человека, а также на нервную систему, нарушает нормальное функционирование других органов. Шум и вибрация могут привести к гипертонии, язвенным и другим заболеваниям, нарушению секреции желудка и т.д.

Основные меры в борьбе с шумом - звукоизоляция, звукопоглощение, виброизоляция. Некоторые машины, шум которых нельзя устранить, отделяют шумопоглащающими перегородками.

Гигиеническим нормам и современным требованиям должны соответствовать рабочая одежда и гардеробные помещения. Учащиеся перед работой переодеваются в специально оборудованных гардеробных помещениях с вешалками и индивидуальными отделениями в шкафах.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.