Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Анализ урока производственного обучения




Посещение и анализ урока является наиболее доступным, самым массовым и вместе с тем фундаментальным средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Самоанализ урока, необходим мастеру для совершенствования своей работы. Квалифицированный, глубокий и убедительный анализ урока, сделанный с доброжелательных позиций и принятый мастером, а также качественный самоанализ становятся одним из основных путей совершенствования всего процесса обучения.

Анализ урока – дело сложное, тонкое, трудоемкое, требующее большой эрудиции, всестороннего подхода, сосредоточенности и больших затрат времени. Сложность анализа урока объясняется чрезвычайной сложностью и многоплановостью самого урока. Важным является и то, что урок - это творчество, и далеко не всегда можно определить достоинства и недостатки отдельных его элементов по степениих совпадения или несовпадения с существующими методическими рекомендациями.

Анализ урока требует предельной внимательности, педагогического такта, знания индивидуальных особенностей мастера, а главное, чтобыанализ урока был обоснованный.

Научный подход к анализу урока требует опоры на данные психолого-педагогическойнауки и передового опыта, предполагая осуществление анализа в определенной системес учетом всей совокупности слагаемых занятия.

При анализе урока важно выделить существенные стороны учебного процесса и прежде всего проанализировать те его "механизмы", которые в решающей мере формирует профессиональные знания, умения и навыки.

Анализ урока рекомендуется начинать с представления слова мастеру для самоанализа. Затем целесообразно отметитьнечто положительное, присуще урокус тем, чтобы подчеркнуть объективностьанализа, вызвать доверительное отношение. От содержания урока зависит осуществление как профессиональных, так и воспитательных задач обучения. Знания - научные, доказанные, принятые учащимися - являются основной их мировоззрения, оказывают большое влияние на формирование личности учащихся, их характера. Умения и навыки, формируемые на уроке,их прочность и динамичность имеет первостепенное значение в подготовке квалифицированного рабочего. Поэтому при анализе урока, его содержания следует в. первую очередь остановиться на его научности, обратив особое внимание на практическую направленность урока, использование потенциальных возможностей изучаемого вопроса для формирования у учащихся социально-значимых качеств личности, сознательного отношения к труду.

Анализ урока с точки зрения его содержания, имеет два аспекта. Обусловлено это двусторонностью процесса обучения - преподавания и учения. Соответственно этому возникает необходимость анализа, во-первых, содержание материала, отобранного мастером для изложения и самостоятельной работыи, во-вторых, анализ содержания ответов и высказываний самих учащихся,их умений и навыков.

Важно прежде всего выяснить соответствие содержания урока требованиям учебной программы. Плохо, когда какой-то вопрос, предусмотренный программой, не анализируется, учебная программа - это государственный документ, обязательный для каждого.

Следует обратить вниманиена научную достоверность и доказательность изложения нового материала; на включение и содержание темы достижения науки и техники и других достижений современности. Объектом анализа явится четкость и точность определения понятий, формулировок законов, раскрытиеих значения для практики: применение на предприятиях, в быту, в сфере общественных отношений.

Следует остановиться на степени активности учащихся на уроке, интенсивности их труда, организации самостоятельной работы, использования элементов проблемногообучения, наглядных средств, обучения.

Самым ответственным элементом анализа урока является формулировка выводов и предложений. Вывод о посещенном уроке делается на основе достоинств и недостатков, имевших место нанем. Однако, такой подход нельзя считать правильным. Судить об уроке можно лишь по его результативности. Главным критерием эффективности урока является достижение его цели, умение мастера положительно влиять на учащихся.

После разбора надо дать мастеру целенаправленные и конкретные предложения, советы, рекомендации по повышению качества его уроков, по предупреждению возможных ошибок и недостатков.

Исходя из анализа урока, можно предложить мастеру обратить внимание на необходимость более тщательной подготовки к уроку, использования техили иных видов наглядности, технических средств на необходимость совершенствования методов и приемов работы и т.д.

Предложения могут быть направленына то, чтобы ориентировать мастеров наизучение отдельных психолого-педагогических и методических источников, ознакомление с лучшим педагогическим опытом путем взаимопосещения уроков. Предложения могут быть и в плане закрепления и развития того, что у мастера уже хорошо получается с целью выявления передового опыта.

Примерная схема анализа урока:

Предполагаемая схема урока основанана системно-структурном подходе и состоит из следующих частей. Анализ рассматривается в системевсех структурных элементов урока.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.