КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Структура ученических норм времени
Ученические нормы времени, устанавливаемые на выполняемые учащимися в процессе производственного обучения работы, значительно отличаются от расчетно-технических норм времени величиной, порядком изменения и способом расчета. Совершенно различны они и по назначению и роли в различные периоды обучения. В начальный период, когда у учащихся еще не выработаны необходимые профессиональные навыки, ученические нормы времени должны способствовать формированию и совершенствованию умений и навыков, активизации учебно-производственной деятельности, воспитанию трудовой дисциплины. На заключительном же этапе обучения их роль в том, чтобы научить учащихся работать производительно, применять передовые приемы груда, эффективно использовать оборудование. Иногда ученические нормы времени необходимы только мастеру производственного обучения для улучшения организации обучения. Требуя изготовления каждого изделия в установленный ученическими нормами срок, мастер воспитывает у учащихся старательность и активность в работе, приучает беречь рабочее время, осваивать прогрессивные приемы труда и совершенствовать технологию. Ученические нормы времени определяются с помощью переводных коэффициентов. За основу берутся расчетно-технические нормы времени: Ту=Траб х К В процессе производственного обучения ученические нормы времени должны постоянно изменяться, приближаясь к расчетно-техническим нормам времени рабочего. Для изменения ученических норм времени составляются переводные коэффициенты. Эти коэффициенты для различных периодов обучения приведены в Инструкции по нормированию учебно-производственных работ учащихся учебных заведений профессионально-технического образования. Переводные коэффициенты предусматривают постепенное нарастание мастерства учащихся, однако не всегда их значение соответствует фактическому опыту и мастерству учащихся, так как в течение одного-трех месяцев их величина остается неизменной. Значение коэффициентов должно изменяться по закону формирования и нарастания профессионального мастерства. Классификация затрат рабочего времени. В течение урока производственного обучения рабочее время затрачивается как на производительную, так и на непроизводительную работу. Чтобы изучить использование рабочего времени, выявить резервы роста производительности труда учащихся и обосновать величину расчетно-технической нормы, необходимо все виды затрат рабочего времени объединить в соответствии с определенными признаками в отдельные группы При производительном использовании каждой минуты классификация затрат рабочего времени будет соответствовать структурным составляющим расчетно-технической нормы. В этом случае все рабочее время является нормируемым – используемым исключительно на производительную работу. В нормируемое время входят все категории затрат рабочего времени, необходимые для выполнения работы в соответствии с установленным технологическим процессом. В течение рабочего дня бывают также и непроизводительные затраты и различного рода потери времени, не предусмотренные технически обоснованными нормами: – непроизводительная работа – получение, подноска и сдача материала, инструмента и приспособлений, ремонт оборудования, исправление бракованной продукции; – потери времени по организационным причинам — ожидание наряда, чертежа, материалов, инструмента, приспособлений, а также мастера, наладчика; – по техническим причинам – поломка оборудования и приспособлений, отсутствие электроэнергии, сжатого воздуха; – по вине учащегося – позднее начало работы или преждевременное окончание, уход с рабочего места. Потери рабочего времени свидетельствуют о недостатках в организации труда, которые необходимо как можно быстрее находить н устранять, так же как и причины, вызывающие эти потери, чтобы создать все условия для максимального использования рабочего времени каждым учащимся. Затраты времени учащимися профессионально-технических училищ в процессе производственного обучения классифицируются (рис.3) по тем же признакам, что и на производстве. Кроме того, в соответствии с учебными целями урока некоторая часть времени расходуется на инструктаж – вводный, текущий и заключительный. Изучение фактического использования рабочего времени по его составным элементам позволяет выявить не только явные, но и скрытые потери, что дает возможность разрабатывать конкретные организационно-технические мероприятия, для того чтобы добиться полного использования рабочего времени на производительную работу. Затраты времени изучаются методами фотографии, хронометража и фотохронометража. Фотографирование рабочего времени – это непрерывное контролирование и измерение всех его затрат в определенный период в течение всей смены или какой-то ее части, которое позволяет: – выявлять явные и скрытые потери рабочего времени, устанавливать их причины, разрабатывать организационно-технические мероприятия для устранения выявленных потерь; – получать исходные данные для установления укрупненных технически обоснованных норм подготовительно-заключительного времени, обслуживания рабочего места и перерывов на отдых; – изучать опыт использования рабочего времени и разрабатывать мероприятия, для того чтобы достичь производительного использования времени всеми учащимися; проверять действующие нормы времени, выявлять ошибочные и устаревшие с тем, чтобы своевременно заменять их прогрессивными. В зависимости от поставленной задачи и числа наблюдаемых объектов применяют такие виды фотографии рабочего дня: 1 индивидуальная – при которой изучаются затраты времени одного учащегося, обслуживающего одно рабочее место; 2 групповая – с помощью которой изучаются затраты времени нескольких учащихся, выполняющих самостоятельную работу; 3 самофотография – в процессе которой потери времени выявляют сами учащиеся. Фотография рабочего времени складывается из таких этапов, как подготовка к проведению наблюдений; наблюдения; обработка и анализ их результатов; разработка организационно-технических мероприятий по ликвидации потерь времени и рациональной организации рабочих мест. В период подготовки к проведению наблюдений необходимо произвести буквенную индексацию затрат рабочего времени, ознакомиться с организационно-техническими условиями работы, устранить обнаруженные в них недостатки и подготовить необходимые к наблюдению материалы. При наблюдении все без исключения затраты рабочего времени последовательно записываются в наблюдательный лист. Обработка результатов фотографии рабочего дня заключается в вычислении продолжительности отдельных затрат рабочего времени, составлении сводки одноименных его затрат, определении баланса рабочего времени, установлении возможного уплотнения рабочего дня и повышения на этой основе производительности труда, в разработке организационно-технических мероприятий по устранению потерь рабочего времени. Анализ использования рабочего времени состоит в вычислении следующих коэффициентов: удельного веса оперативного времени: К1=Топ / Тсм х 100%; удельного веса потерь, не зависящих от учащегося: К2=(Тпн + Тпот) / Тсм х 100%; удельного веса потерь, зависящих от учащегося: К3=(Тотд.ф – Тотд.н + Тпр) / Тсм х 100%, где: Топ – оперативная работа; Тсм – сменное время; Тпн – время на получение материала; Тпот – потери по организационно-техническим причинам; Тотд – время на отдых; Тпр – потери времени, зависящие от работающего. В профессионально-технических училищах различные виды фотографии учебного времени проводятся применительно к условиям труда учащихся. Индивидуальная фотография рабочего дня в процессе производственного обучения может проводиться для изучения и распространения опыта лучших учащихся, выявления и устранения характерных потерь учебного времени, а также для сбора исходных данных, необходимых для установления оптимальных ученических норм времени. Хронометраж – метод изучения затрат рабочего времени путем наблюдения и измерения отдельных многократно повторяющихся элементов операции. Основное назначение хронометража – в изучении наиболее эффективных методов и приемов работы, получении исходных данных для разработки нормативов основного и вспомогательного времени, используемых при расчете технически обоснованных норм. Хронометражные наблюдения проводятся двумя способами: сплошной – когда все элементы выполняемой операции изучаются в определенной последовательности; выборочный – когда изучаются только отдельные трудовые приемы или движения, независимо от их последовательности. Хронометраж проводится в следующем порядке: – подготовка к наблюдению, в процессе которой необходимо ознакомиться с выполняемой работой, расчленить ее на отдельные операции, трудовые приемы и движения, установить фиксажные точки изучаемого приема, определить число необходимых наблюдений, выбрать объект наблюдений; – наблюдения, которые заключаются в непрерывном изучении выполняемой операции и в последовательном измерении и записи отдельных приемов или движений; – обработка хронометражных данных, основная задача которой состоит в определении продолжительности каждого изучаемого элемента, вычислении коэффициента устойчивости хроноряда, выявлении неправильных, случайных замеров и их устранении, во вторичной проверке коэффициента устойчивости, определении средних значений каждого измеряемого движения и оперативного времени целом.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |