КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники права
нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (Закон РБ «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь» 10 января 2000 г.) Виды: указы Президента, Постановления Парламента, Постановление Совета Министров Республики Беларусь, решения органов местного управления и самоуправления и др.
Законодательная база физкультурно-спортивной деятельности. Со- Значение физической культуры и спорта в современном мире основано на признании безусловной важности физкультурно-спортивной деятельности для человека, государства и общества в целом. С позиций гуманизма наивысшей ценностью при этом признается сам человек, его счастье., здоровье, свобода и достоинство, разностороннее и гармоническое развитие, проявление всех его способностей. Одним из средств в достижении перечисленного служат занятия физической культурой и спортом. Учитывая технологию развития современного общества, система физического воспитания имеет многочисленные направления: спортивное, лечебно-реабилитационное, профессионально-прикладное, физкультурно-рекреативное, адаптивное, физкультурно-гигиеническое и др.. Для удовлетворения запросов граждан созданы многочисленные организации, структуры, объединения, общества, федерации, клубы, кружки. Построены многочисленные спортивные сооружения, выпускаются спортивная одежда, инвентарь, оборудование. Для наибольшей комфортности и безопасности занятий, соревнований привлекаются многочисленные дизайнеры, психологи, врачи, юристы, педагоги. В учебных заведениях готовятся специалисты физической культуры и спорта. Таким образом, в мире в целом, и в нашей стране в частности, созданы многофункциональные социально-экономические институты по эффективному использованию отрасли «Физическая культура и спорт», которые нуждаются, как и всякие другие сферы деятельности людей, в нормативно-правовом регулировании и обеспечении. В конце 70 - начале 80-х гг. XX столетия международное спортивное движение окончательно превратилось в погоню за рекордами, достижениями высших результатов любой ценой, на пределе человеческих возможностей. Спорт в мировом масштабе стал коммерческой деятельностью, которой потребовалась соответствующая нормативно-правовая база. Особенности отношений, возникающих в сфере физкультурно-спортивной жизни общества, вызвали необходимость адаптации «старого» и разработки нового нормативно-правового фундамента для регулирования возникающих правоотношений в области физической культуры и спорта. Государства, осознавшие необходимость формирования либо изменения правовой базы физической культуры и спорта, выбрали различные пущ развития регулирования правоотношений в этой сфере. Исследование законодательства зарубежных стран показывает, что можно выделить два основных, подхода к формированию нормативной базы: а) одни страны отказались от разработки специальных законов и б) другие приняли специальные законы (Бразилия, Испания) либо спорта. В нашей стране законотворческая деятельность в этой сфере началась лишь в постсоветский период с разработки и принятия 18 июня 1993 года Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». Нельзя сказать, что до его принятия в Беларуси отсутствовало правовое регулирование в области физической культуры и спорта, однако, существующие нормативные акты не имели статуса Закона и не создавали платформы правовою обеспечения. Учитывая всесторонность разнообразных процессов, происходящих в сфере физической культуры и спорта в нашей стране, законодательную правовую базу обеспечивают сегодня и Законы Республики Беларусь «О туризме», «О здравоохранении», «О правах ребенка», «О предпринимательской деятельности» и др. В настоящее время в Республике Беларусь нормативно-правовая база в сфере физкультурно-спортивной деятельности может характеризоваться нормативными актами различной юридической силы:
u «О физической культуре спорте»: Закон Республики Беларусь Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2445-XII(ред. от 13.12.2011); u «О туризме»: Закон Республики Беларусь Закон Республики Беларусь от 25.11.1999 N 326-З (ред. от 16.06.2010); u Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 963(ред. от 06.08.2011)"Вопросы Министерства спорта и туризма Республики Беларусь"(с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2011) (вместе с "Положением о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь", "Положением о Департаменте по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь"); u Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусьот 28.12.2004 N 11(ред. от 02.02.2010)"Об утверждении положений о специализированных учебно-спортивных учреждениях"(вместе с "Положением о детско-юношеской спортивной школе общей физической подготовки, детско-юношеской спортивной школе, детско-юношеской спортивно-технической школе", "Положением о специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированной спортивно-технической школе", "Положением о центре олимпийского резерва", "Положением о школе высшего спортивного мастерства", "Положением о центре олимпийской подготовки»; u Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 30.12.2011 N 32"Об установлении денежных норм расходов на обеспечение работы клубов по игровым видам спорта и утверждении Инструкции о порядке материально-технического обеспечения клубов по игровым видам спорта"; u Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 13.12.2011 N 29"Об установлении перечня спортивных результатов, достигнутых клубами по виду (видам) спорта и иными организациями физической культуры и спорта на европейских клубных турнирах по игровым видам спорта и в Континентальной хоккейной лиге, в том числе Молодежной, относимых к высоким, на 2012 год"; u Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 11.01.2005 N 2(ред. от 16.08.2011)"Об утверждении перечня спортивных сооружений, являющихся основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта"; u Указ Президента Республики Беларусь от 21.07.2008 N 394(ред. от 25.07.2011)"О строительстве многофункционального спортивно-оздоровительного центра "Сквич" в г.Минске"; u Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 16.05.2006 N 10(ред. от 08.07.2011)"Об утверждении перечней спортивных соревнований по видам спорта"; u Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 N 184"О строительстве объектов парусного спорта и оздоровительного центра" u Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2011 N 188"Об утверждении Соглашения между Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством молодежи и спорта Республики Молдова о сотрудничестве в области физической культуры и спорта"; u Указ Президента Республики Беларусь от 27.09.2010 № 500"Об именных стипендиях в сфере физической культуры и спорта«(вместе с "Положением о порядке назначения и выплаты именных стипендий Президента Республики Беларусь", "Положением о порядке назначения и выплаты и именных стипендий за высокие спортивные результаты и (или) заслуги перед физкультурным движением Республики Беларусь") u «Соглашение между Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством молодежи и спорта Республики Молдова о сотрудничестве в области физической культуры и спорта» (Заключено в г.Баку 21.09.2010); u Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28.07.2010 № 124 "Об утверждении формы государственной статистической отчетности 2-фк (Минспорт) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности организации физической культуры и спорта, получающей государственную поддержку" и указаний по ее заполнению»; u Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств № 33-23 «О новой редакции модельного закона "О физической культуре и спорте» (Принято в г. Санкт-Петербурге 03.12.2009); u «Соглашение между Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством по делам молодежи и спорта при Правительстве Республики Индия о сотрудничестве в области физической культуры и спорта» (Заключено в г. Минске 17.09.2009); u Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 11.05.2006 № 9 «Об утверждении нормативов численности специалистов физической культуры и спорта районных физкультурно-спортивных клубов (обществ), физкультурно-оздоровительных центров (комплексов) и иных организаций физической культуры и спорта агрогородков»; u Приказ Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 05.03.2004 № 215 «О межведомственном координационном совете по физической культуре и спорту при Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь» и др. С учетом позитивной динамики развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь, нормативные акты, регламентирующие ее развитие, постоянно дополняются и изменяются. Это характеризует не только возрастающую роль физической культуры и спорта в нашей стране, но и то, что Республика Беларусь является цивилизованным европейским государством. Многие вопросы физкультурно-спортивной деятельности регулируются отдельными нормами кодифицированных республиканских законов: Трудовой кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь. Гражданский кодекс Республики Беларусь и др. Таким образом, система законодательства о физической культуре и спорте состоит из многообразных источников, представленных формами (закон, кодекс) и правовыми нормами отношений в физкультурно-спортивной деятельности. Главным источником, имеющим высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории нашей страны, является Конституция Республики Беларусь. Принятая в 1994 году она гарантирует нашим гражданам развитие физической культуры и спорта и охрану их здоровья (ст. 45), а молодежи - духовное, нравственное и физическое развитие (ст. 37). Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Беларусь, не должны противоречить Основному Закону. Сердцевину белорусского законодательства в спорте составляет измененный и дополненный Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». Настоящий Закон определяет правовые и экономические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, направлен на создание условий для развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также проведения спортивных мероприятий в стране и участия спортсменов (команд) Республики Беларусь в международных соревнованиях. В Законе рассматриваются вопросы, связанные со спортом высших достижений; деятельность учреждений по подготовке спортивного резерва, подготовка спортсменов высокого класса, проведение соревнований различного уровня. Правовой статус в Республике Беларусь получает не только любительский, но и профессиональный спорт. Оговариваются также права граждан на использование спортивных сооружений, требования к педагогическим кадрам и порядок повышения квалификации и многое другое, обеспечивающее правовые нормы физкультурно-спортивной деятельности в Республике Беларусь. Туризм, как сфера деятельности, тесно взаимосвязан с физической культурой и спортом. Он служит не только средством развития бытовых умений и навыков, укрепления здоровья, развития духовности и образованности, но и средством экономического благополучия страны. Закон Республики Беларусь «О туризме» от 10 ноября 1999 г. был дополнен и изменен. В новой редакции Закон «О туризме» определяет принципы государственной политики страны в этой сфере, peгулирует отношения, возникшие при осуществлении путешествий. С 2007 года имеется рекомендованный для парламентов государств - участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ Модельный закон о профессиональном спорте, принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 31.05.2007 N 28-8 "О модельном законе "О профессиональном спорте" (далее - Модельный закон). О его значимости и необходимости можно судить по содержанию. В Модельном законе, в частности, содержатся нормы, регулирующие: меры государственной поддержки профессионального спорта, основные права и обязанности спортивных федераций, основные права и обязанности профессиональных спортивных клубов, основные права и обязанности профессионального спортсмена, профессионального тренера и иного спортивного работника. Отдельно урегулированы правоотношения в профессиональном спорте, касающиеся: особенностей трудового договора в области профессионального спорта или контракта о спортивной деятельности, в том числе их заключения; гарантий прав профессиональных спортсменов, профессиональных тренеров и иных спортивных работников; особенностей отстранения профессионального спортсмена от участия в спортивных соревнованиях и тренировочном процессе, изменения и прекращения трудового договора (контракта); переходов профессиональных спортсменов из одного профессионального спортивного клуба в другой; страхования и ответственности в профессиональном спорте; особенностей привлечения профессионального спортсмена, профессионального тренера или иного спортивного работника в сборную команду государства; разрешения споров в профессиональном спорте и т.д. Примеры, а их бесконечное множество, наглядно свидетельствуют о необходимости более четкого правового регулирования спортивных отношений и в Беларуси. Речь пока не идет о создании самостоятельной отрасли права или законодательства, о межотраслевой систематизации, о нужде системного подхода уже нужно не только говорить. Тем более, что различных национальных правовых актов о спорте насчитывается около тысячи. Из определения спорта, содержащегося в Законе о спорте, следует, что правом должна регулироваться только деятельность, осуществляемая в форме соревнований и подготовки к участию в соревнованиях. Спрашивается, а где здесь подготовка спортсмена? Почему дефиниция "спорт" не включает в себя понятие профессионального спорта? Или наоборот, почему профессиональный спорт (предпринимательская, трудовая и иная не запрещенная законодательством деятельность, направленная на достижение высоких спортивных результатов и получение доходов (вознаграждений)) не рассматривается как составляющая понятия "спорт"? От правильности данных дефиниций зависит и верность подходов к правовому регулированию спортивных отношений. Представляется, что к пониманию смысла спортивного права можно подойти с двух сторон. В узком смысле спортивное право - это все нормы права, регламентирующие правоотношения, возникающие при подготовке спортсменов, участии их и иных лиц в организации и проведении спортивных соревнований. В широком смысле спортивное право будет охватывать все правовые нормы, регулирующие сходные правоотношения из различных отраслей права и законодательства (гражданского, хозяйственного, трудового, земельного, административного, налогового, таможенного), но относящиеся к спорту. "Спортивные отношения опосредуются нормами различных отраслей права. Наряду с нормами гражданского права, определяющими правовой статус и соответствующую деятельность организаций в сфере профессионального спорта, действуют нормы трудового права, закрепляющие правовой статус спортсмена, нормы административного, налогового права, касающиеся государственного управления в области спорта. Некоторые ученые даже стали говорить о возникновении спортивного права как особой комплексной отрасли универсальных и общеобязательных норм, формируемых государством и гражданским обществом. Интересно, что в западной правовой науке понятие "спортивное право" существует уже давно (англ. "sports law", франц. "droit du sport", нем. "sporttech"). Данное понятие охватывает применение норм права в спортивной среде и правовое регулирование отношений между участниками спортивного движения и спортивной деятельности (зрителями, спортсменами, тренерами, спортивными организациями и т.д.)" Завершая один из первых экскурсов в правовое регулирование спортивных отношений, можно назвать первостепенные цели и задачи такой деятельности на государственном уровне. Во-первых, нужна систематизация имеющихся нормативных правовых актов, касающихся сферы правового регулирования спорта, и определение места спортивного права в системе права и законодательства (соотношение с другими отраслями). Во-вторых, следует определиться с направлениями дальнейшего развития спортивного законодательства (например, о профессиональном спорте, о трансферах в спорте, о спортивных спорах, о допинге, о судействе и т.д.). В-третьих, необходимо реально представить и закрепить законодательно примерную структуру и квалификационные характеристики каждого вида спорта (групп видов спорта), систему его управления и финансирования, установить более четкое соотношение государственных (республиканских и местных) и негосударственных организаций в управлении спортом, конкретизировать роль спортивных федераций. Имеются и другие направления. Для чего все это нужно? Такой вопрос, наверняка, возникнет у всех, кто прочтет данный материал. Постараемся ответить на него. Полное и правильное правовое регулирование спортивных отношений позволит: 1) основать действенную и массовую многоэшелонную организацию спорта в стране и создать условия для разработки долгосрочного плана развития этой системы; 2) сделать национальную систему управления спортом оптимально управляемой, целенаправленной, эффективной и надежной; 3) гарантированно защищать права и законные интересы спортсменов, тренеров, судей и иных лиц, занятых в спорте; 4) способствовать подготовке квалифицированных юристов для спорта с целью грамотного правового сопровождения участия клубов, команд, отдельных спортсменов, национальных сборных в чемпионатах Европы и мира, в Олимпийских играх и других международных соревнованиях; 5) предупредить возникновение спортивных споров, обеспечить их грамотное разрешение, в том числе в международных спортивных судах; 6) организовать научную разработку актуальных национальных и международных спортивных систем, в том числе их правовую поддержку; 7) организовать надлежащее взаимодействие спорта и средств массовой информации, спорта и международных организаций, спорта и населения
Лекция 2
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |