Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники права




Под источником права современная юридическая наука понимает официальные и иные способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения. Иначе говоря, это – внешняя форма выражения права. В качестве форм (источников) права признаются: правовой обычай,правовой прецедент, правовая доктрина, договоры нормативного содержания, нормативно-правовой акт, религиозные нормы. Правовой обычай представляет собой обычай, который получил признание и одобрение со стороны государства и, следовательно, его защиту. Правовой (юридический) прецедент – главный источник права в государствах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье. Под правовым прецедентом понимается решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое принимается за обще обязательное правило при решении впоследствии аналогичных дел. Правовая (юридическая) доктринаэто теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения ученых – юристов. Договоры нормативного содержания представляют собой соглашение между субъектами, призванное урегулировать их отношения путем закрепления взаимных прав и обязанностей, которые субъекты обязуются добровольно выполнять. Религиозные нормы основываются на религиозных воззрениях и играют большую роль в обществах, где та или иная религия является официальной, общегосударственной. Нормативно-правовой акт в большинстве государств служит главным источником и формой права. Он представляет собой акт, закрепляющий нормы права, то есть правила поведения, установленные государством и обеспеченные возможностью применения принуждения со стороны государства.

нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (Закон РБ «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь» 10 января 2000 г.)

Для нормативно-правового акта характерны следующие признаки: а) нормативный правовой акт исходит от государства; б) существует особый порядок (процедура) принятия этого акта; в) используется письменная форма и сам акт оформляется в специальномвиде; г) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридическойсиле отдельных актов; д) содержание акта составляют правила поведения. Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Законы принимаются представительными органами, подзаконные акты – всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами. Закон – это нормативный правовой акт, принятый представительными (законодательными) органами власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные для жизни общества общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Законы подразделяются на: конституционные и обычные. Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты.

Виды: указы Президента, Постановления Парламента, Постановление Совета Министров Республики Беларусь, решения органов местного управления и самоуправления и др.

 

 

Законодательная база физкультурно-спортивной деятельности. Со­-
держание Законов Республики Беларусь «О физической культуре
спорте», «О туризме».

Значение физической культуры и спорта в современном мире осно­вано на признании безусловной важности физкультурно-спортивной дея­тельности для человека, государства и общества в целом. С позиций гума­низма наивысшей ценностью при этом признается сам человек, его сча­стье., здоровье, свобода и достоинство, разностороннее и гармоническое развитие, проявление всех его способностей. Одним из средств в достиже­нии перечисленного служат занятия физической культурой и спортом. Учитывая технологию развития современного общества, система физиче­ского воспитания имеет многочисленные направления: спортивное, лечеб­но-реабилитационное, профессионально-прикладное, физкультурно-рекреативное, адаптивное, физкультурно-гигиеническое и др.. Для удовле­творения запросов граждан созданы многочисленные организации, струк­туры, объединения, общества, федерации, клубы, кружки. Построены мно­гочисленные спортивные сооружения, выпускаются спортивная одежда, инвентарь, оборудование. Для наибольшей комфортности и безопасности занятий, соревнований привлекаются многочисленные дизайнеры, психоло­ги, врачи, юристы, педагоги. В учебных заведениях готовятся специалисты физической культуры и спорта. Таким образом, в мире в целом, и в нашей стране в частности, созданы многофункциональные социально-экономические институты по эффективному использованию отрасли «Фи­зическая культура и спорт», которые нуждаются, как и всякие другие сферы деятельности людей, в нормативно-правовом регулировании и обеспечении.

В конце 70 - начале 80-х гг. XX столетия международное спортив­ное движение окончательно превратилось в погоню за рекордами, дости­жениями высших результатов любой ценой, на пределе человеческих воз­можностей. Спорт в мировом масштабе стал коммерческой деятельностью, которой потребовалась соответствующая нормативно-правовая база. Осо­бенности отношений, возникающих в сфере физкультурно-спортивной жизни общества, вызвали необходимость адаптации «старого» и разработ­ки нового нормативно-правового фундамента для регулирования возни­кающих правоотношений в области физической культуры и спорта.

Государства, осознавшие необходимость формирования либо изме­нения правовой базы физической культуры и спорта, выбрали различные пущ развития регулирования правоотношений в этой сфере. Исследование законодательства зарубежных стран показывает, что можно выделить два основных, подхода к формированию нормативной базы:

а) одни страны отказались от разработки специальных законов и
адаптировали либо конкретизировали свою нормативно-правовую базу под
возникшие правоотношения (Германия, Великобритания);

б) другие приняли специальные законы (Бразилия, Испания) либо
пакеты законов (Аргентина, Италия) в области физической культуры и

спорта.

В нашей стране законотворческая деятельность в этой сфере нача­лась лишь в постсоветский период с разработки и принятия 18 июня 1993 года Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». Нельзя сказать, что до его принятия в Беларуси отсутствовало правовое

регулирование в области физической культуры и спорта, однако, сущест­вующие нормативные акты не имели статуса Закона и не создавали плат­формы правовою обеспечения. Учитывая всесторонность разнообразных процессов, происходящих в сфере физической культуры и спорта в нашей стране, законодательную правовую базу обеспечивают сегодня и Законы Республики Беларусь «О туризме», «О здравоохранении», «О правах ре­бенка», «О предпринимательской деятельности» и др.

В настоящее время в Республике Беларусь нормативно-правовая ба­за в сфере физкультурно-спортивной деятельности может характеризо­ваться нормативными актами различной юридической силы:

 

u «О физической культуре спорте»: Закон Республики Беларусь Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2445-XII(ред. от 13.12.2011);

u «О туризме»: Закон Республики Беларусь Закон Республики Беларусь от 25.11.1999 N 326-З (ред. от 16.06.2010);

u Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 963(ред. от 06.08.2011)"Вопросы Министерства спорта и туризма Республики Беларусь"(с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2011) (вместе с "Положением о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь", "Положением о Департаменте по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь");

u Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусьот 28.12.2004 N 11(ред. от 02.02.2010)"Об утверждении положений о специализированных учебно-спортивных учреждениях"(вместе с "Положением о детско-юношеской спортивной школе общей физической подготовки, детско-юношеской спортивной школе, детско-юношеской спортивно-технической школе", "Положением о специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированной спортивно-технической школе", "Положением о центре олимпийского резерва", "Положением о школе высшего спортивного мастерства", "Положением о центре олимпийской подготовки»;

u Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 30.12.2011 N 32"Об установлении денежных норм расходов на обеспечение работы клубов по игровым видам спорта и утверждении Инструкции о порядке материально-технического обеспечения клубов по игровым видам спорта";

u Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 13.12.2011 N 29"Об установлении перечня спортивных результатов, достигнутых клубами по виду (видам) спорта и иными организациями физической культуры и спорта на европейских клубных турнирах по игровым видам спорта и в Континентальной хоккейной лиге, в том числе Молодежной, относимых к высоким, на 2012 год";

u Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 11.01.2005 N 2(ред. от 16.08.2011)"Об утверждении перечня спортивных сооружений, являющихся основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта";

u Указ Президента Республики Беларусь от 21.07.2008 N 394(ред. от 25.07.2011)"О строительстве многофункционального спортивно-оздоровительного центра "Сквич" в г.Минске";

u Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 16.05.2006 N 10(ред. от 08.07.2011)"Об утверждении перечней спортивных соревнований по видам спорта";

u Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 N 184"О строительстве объектов парусного спорта и оздоровительного центра"

u Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2011 N 188"Об утверждении Соглашения между Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством молодежи и спорта Республики Молдова о сотрудничестве в области физической культуры и спорта";

u Указ Президента Республики Беларусь от 27.09.2010 № 500"Об именных стипендиях в сфере физической культуры и спорта«(вместе с "Положением о порядке назначения и выплаты именных стипендий Президента Республики Беларусь", "Положением о порядке назначения и выплаты и именных стипендий за высокие спортивные результаты и (или) заслуги перед физкультурным движением Республики Беларусь")

u «Соглашение между Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством молодежи и спорта Республики Молдова о сотрудничестве в области физической культуры и спорта» (Заключено в г.Баку 21.09.2010);

u Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28.07.2010 № 124 "Об утверждении формы государственной статистической отчетности 2-фк (Минспорт) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности организации физической культуры и спорта, получающей государственную поддержку" и указаний по ее заполнению»;

u Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств № 33-23 «О новой редакции модельного закона "О физической культуре и спорте» (Принято в г. Санкт-Петербурге 03.12.2009);

u «Соглашение между Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством по делам молодежи и спорта при Правительстве Республики Индия о сотрудничестве в области физической культуры и спорта» (Заключено в г. Минске 17.09.2009);

u Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 11.05.2006 № 9 «Об утверждении нормативов численности специалистов физической культуры и спорта районных физкультурно-спортивных клубов (обществ), физкультурно-оздоровительных центров (комплексов) и иных организаций физической культуры и спорта агрогородков»;

u Приказ Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 05.03.2004 № 215 «О межведомственном координационном совете по физической культуре и спорту при Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь» и др.

С учетом позитивной ди­намики развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь, нормативные акты, регламентирующие ее развитие, постоянно дополняют­ся и изменяются. Это характеризует не только возрастающую роль физи­ческой культуры и спорта в нашей стране, но и то, что Республика Бела­русь является цивилизованным европейским государством.

Многие вопросы физкультурно-спортивной деятельности регули­руются отдельными нормами кодифицированных республиканских зако­нов: Трудовой кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республи­ки Беларусь. Гражданский кодекс Республики Беларусь и др.

Таким образом, система законодательства о физической культуре и спорте состоит из многообразных источников, представленных формами (закон, кодекс) и правовыми нормами отношений в физкультурно-спортивной деятельности.

Главным источником, имеющим высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории нашей страны, является Конституция Республики Беларусь. Принятая в 1994 году она гарантирует нашим гра­жданам развитие физической культуры и спорта и охрану их здоровья (ст. 45), а молодежи - духовное, нравственное и физическое развитие (ст. 37). Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Бела­русь, не должны противоречить Основному Закону.

Сердцевину белорусского законодательства в спорте составляет из­мененный и дополненный Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». Настоящий Закон определяет правовые и экономические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, направлен на создание условий для развития физкультурно-оздоровительной и спортив­но-массовой работы, а также проведения спортивных мероприятий в стра­не и участия спортсменов (команд) Республики Беларусь в международ­ных соревнованиях. В За­коне рассматриваются вопросы, связанные со спортом высших достиже­ний; деятельность учреждений по подготовке спортивного резерва, подготовка спортсменов высокого класса, проведение соревнований различного уровня. Правовой статус в Республике Беларусь получает не только любительский, но и профессиональный спорт. Оговариваются также права граждан на использование спортивных сооруже­ний, требования к педагогическим кадрам и порядок повы­шения квалификации и многое другое, обеспечивающее правовые нормы физкультурно-спортивной деятельности в Республике Беларусь.

Туризм, как сфера деятельности, тесно взаимосвязан с физической культурой и спортом. Он служит не только средством развития бытовых умений и навыков, укрепления здоровья, развития духовности и образо­ванности, но и средством экономического благополучия страны. Закон Республики Беларусь «О туризме» от 10 ноября 1999 г. был дополнен и изменен. В новой редакции Закон «О туризме» определяет принципы государст­венной политики страны в этой сфере, peгулирует отношения, возникшие при осуществлении путешествий.

С 2007 года имеется рекомендованный для парламентов государств - участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ Модельный закон о профессиональном спорте, принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 31.05.2007 N 28-8 "О модельном законе "О профессиональном спорте" (далее - Модельный закон). О его значимости и необходимости можно судить по содержанию.

В Модельном законе, в частности, содержатся нормы, регулирующие: меры государственной поддержки профессионального спорта, основные права и обязанности спортивных федераций, основные права и обязанности профессиональных спортивных клубов, основные права и обязанности профессионального спортсмена, профессионального тренера и иного спортивного работника.

Отдельно урегулированы правоотношения в профессиональном спорте, касающиеся:

особенностей трудового договора в области профессионального спорта или контракта о спортивной деятельности, в том числе их заключения;

гарантий прав профессиональных спортсменов, профессиональных тренеров и иных спортивных работников;

особенностей отстранения профессионального спортсмена от участия в спортивных соревнованиях и тренировочном процессе, изменения и прекращения трудового договора (контракта);

переходов профессиональных спортсменов из одного профессионального спортивного клуба в другой;

страхования и ответственности в профессиональном спорте;

особенностей привлечения профессионального спортсмена, профессионального тренера или иного спортивного работника в сборную команду государства;

разрешения споров в профессиональном спорте и т.д.

Примеры, а их бесконечное множество, наглядно свидетельствуют о необходимости более четкого правового регулирования спортивных отношений и в Беларуси. Речь пока не идет о создании самостоятельной отрасли права или законодательства, о межотраслевой систематизации, о нужде системного подхода уже нужно не только говорить. Тем более, что различных национальных правовых актов о спорте насчитывается около тысячи.

Из определения спорта, содержащегося в Законе о спорте, следует, что правом должна регулироваться только деятельность, осуществляемая в форме соревнований и подготовки к участию в соревнованиях. Спрашивается, а где здесь подготовка спортсмена? Почему дефиниция "спорт" не включает в себя понятие профессионального спорта? Или наоборот, почему профессиональный спорт (предпринимательская, трудовая и иная не запрещенная законодательством деятельность, направленная на достижение высоких спортивных результатов и получение доходов (вознаграждений)) не рассматривается как составляющая понятия "спорт"? От правильности данных дефиниций зависит и верность подходов к правовому регулированию спортивных отношений.

Представляется, что к пониманию смысла спортивного права можно подойти с двух сторон. В узком смысле спортивное право - это все нормы права, регламентирующие правоотношения, возникающие при подготовке спортсменов, участии их и иных лиц в организации и проведении спортивных соревнований. В широком смысле спортивное право будет охватывать все правовые нормы, регулирующие сходные правоотношения из различных отраслей права и законодательства (гражданского, хозяйственного, трудового, земельного, административного, налогового, таможенного), но относящиеся к спорту.

"Спортивные отношения опосредуются нормами различных отраслей права. Наряду с нормами гражданского права, определяющими правовой статус и соответствующую деятельность организаций в сфере профессионального спорта, действуют нормы трудового права, закрепляющие правовой статус спортсмена, нормы административного, налогового права, касающиеся государственного управления в области спорта. Некоторые ученые даже стали говорить о возникновении спортивного права как особой комплексной отрасли универсальных и общеобязательных норм, формируемых государством и гражданским обществом. Интересно, что в западной правовой науке понятие "спортивное право" существует уже давно (англ. "sports law", франц. "droit du sport", нем. "sporttech"). Данное понятие охватывает применение норм права в спортивной среде и правовое регулирование отношений между участниками спортивного движения и спортивной деятельности (зрителями, спортсменами, тренерами, спортивными организациями и т.д.)"

Завершая один из первых экскурсов в правовое регулирование спортивных отношений, можно назвать первостепенные цели и задачи такой деятельности на государственном уровне.

Во-первых, нужна систематизация имеющихся нормативных правовых актов, касающихся сферы правового регулирования спорта, и определение места спортивного права в системе права и законодательства (соотношение с другими отраслями).

Во-вторых, следует определиться с направлениями дальнейшего развития спортивного законодательства (например, о профессиональном спорте, о трансферах в спорте, о спортивных спорах, о допинге, о судействе и т.д.).

В-третьих, необходимо реально представить и закрепить законодательно примерную структуру и квалификационные характеристики каждого вида спорта (групп видов спорта), систему его управления и финансирования, установить более четкое соотношение государственных (республиканских и местных) и негосударственных организаций в управлении спортом, конкретизировать роль спортивных федераций.

Имеются и другие направления.

Для чего все это нужно? Такой вопрос, наверняка, возникнет у всех, кто прочтет данный материал. Постараемся ответить на него.

Полное и правильное правовое регулирование спортивных отношений позволит:

1) основать действенную и массовую многоэшелонную организацию спорта в стране и создать условия для разработки долгосрочного плана развития этой системы;

2) сделать национальную систему управления спортом оптимально управляемой, целенаправленной, эффективной и надежной;

3) гарантированно защищать права и законные интересы спортсменов, тренеров, судей и иных лиц, занятых в спорте;

4) способствовать подготовке квалифицированных юристов для спорта с целью грамотного правового сопровождения участия клубов, команд, отдельных спортсменов, национальных сборных в чемпионатах Европы и мира, в Олимпийских играх и других международных соревнованиях;

5) предупредить возникновение спортивных споров, обеспечить их грамотное разрешение, в том числе в международных спортивных судах;

6) организовать научную разработку актуальных национальных и международных спортивных систем, в том числе их правовую поддержку;

7) организовать надлежащее взаимодействие спорта и средств массовой информации, спорта и международных организаций, спорта и населения


 

Лекция 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.