Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория вечного исторического процесса




Часть вторая

Теория вечного исторического круговращения

Часть первая

Стасюлевич Михаил Матвеевич

(1826-1911)

Русский историк, журналист и общественный деятель. Родился в С.-Петербурге 28 августа 1826 г. в семье штаб-лекаря. Учился в С.-Петербургском императорском университете (1843-1847), стал его доцентом и профессором всеобщей истории, откуда ушел в 1861 г. в знак протеста против жестокостей при подавлении студенческого движения.

Его учителем был первый русский историк античности М.С.Куторга. Стасюлевич основал и в течение 42 лет редактировал журнал «Вестник Европы» (1866-1908).

Специалист по истории древнего мира («Афинская гегемония» (1849), «Ликург Афинский» (1851), «История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых» (Т. 1-4. СПб., 1863-1865) и др).

 

Давайте посмотрим на его труд по теории истории.

М.М. Стасюлевич

Опыт исторического обзора главных систем философии истории.

СПб., 1866. 506 стр.

Содержание стр.

 

От автора……………………………………… V-X

Введение………………………………………. 3-39

 

Глава I Предшественники Вико…………. 39-52

Глава II Вико и его «Новая наука»………. 52-151

Глава I Древнейший период…………………… 151-162

Глава II Физиологическая школа………….. 162-254

Глава III Метафизическая школа…………... 254-506

 

§ 1 Её двоякое направление…….. 254-257

§ 2 Сенсуалисты…………………... 257-308

§ 3 Идеалисты……………………... 308-506

 

Друг и коллега Стасюлевича, Н.И. Кареев написали на третье издание его книги рецензию, в которой весьма ёмко определил её историческое значение в русской теоретической литературе. Стасюлевич, – отмечал Кареев, – дал краткий обзор философских систем исторической мысли от Блаж. Августина (354-430) включая Бокля (1821-1862). «Главное значение книги М.М. Стасюлевича заключается в том, что он один из первых дал русской публике связное изложение целого ряда историко-философских теорий, и притом в такое время, когда в других литературах почти ничего не было в подобном роде… Но книга сразу же устарела: в ней не было материалов о О. Конте и Г. Спенсере. Последним словом Стасюлевич сделал теорию Бокля[17], имя которого было у нас более громким, чем где бы то ни было … М.М. Стасюлевич больше излагал, нежели анализировал и критиковал отдельные «системы», не становясь решительно ни на ту, ни на другую сторону... Как бы то не было, но для своего времени, хотя и на очень короткий срок… Философия история М.М. Стасюлевича имела значение труда, из которого русский читатель мог познакомиться с целым рядом историко-философских теорий, начиная с Бл. Августина и кончая Боклем» [18].

Громадную роль в развитии теоретико-исторических исследований в России сыграл профессор Московского университета Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879).

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879),

великий русский историк, автор фундаментальной 29-томной «Истории России с древнейших времен» и огромного количества других исторических исследований, в которых продемонстрировал не только энциклопедичность своих исторических знаний, но и глубокое понимание истории как закономерного, факторально обусловленного исторического процесса. Скажем хотя бы несколько слов о жизненном пути Соловьева.

Родился в Москве 5 мая 1820 г. в семье священника. Обучался в 1-й московской классической гимназии, затем в Московском университете. Его учителем был академик М.П.Погодин.

С.М.Соловьев отличался необыкновенным трудолюбием с детских лет до конца своего земного пути. В своих мемуарах он вспоминал: «Я в тринадцать лет прочитал тринадцать раз двенадцать томов «Истории государства Российского» М.Н.Карамзина». С.М.Соловьев работал с точностью «часового механизма»: вставал в 5 утра, легко завтракал, в 6 утра садился за письменный стол, в 10 – отправлялся на службу в Московский университет (в котором он был последовательно приват-доцентом, профессором, деканом, ректором с 1845 по 1878 гг.), читал студентам лекции; во второй половине дня возвращался домой… и снова за письменный стол. Неудивительно поэтому Соловьев выпускал каждый год один том своей «Истории России» (1850-1879 гг., 29 тт.). В этом «монблане» Соловьев продемонстрировал себя как философ истории, стоявший на уровне европейской теоретической мысли. Он является, можно сказать, протографом многофакторной теории истории.

Кроме этого, он написал специальные исследования по теории истории, одним из которых является труд «Наблюдение над исторической жизнью народов» [19] (1868-1876 гг.). Эта книга есть ни что иное, как философия всемирной истории. В двух разделах – Древний мир (с. 6-120) и Новый мир (с. 120-202) С.М.Соловьев демонстрирует свое философское понимание всемирной истории с древнейших времен до 928 г. Конечно, термин «Новый мир» в контексте этого труда Соловьева носит условный характер. Тем более, что от 928 г. до рубежа нового времени (нач. XVII в) было еще далеко и Соловьев его не коснулся. В этом труде историк наметил основные положения многофакторной теории объяснения истории (с этой теорией мы подробно познакомимся на практических занятиях).

Традиции в изучении и преподавании теории истории, заложенные проф. В.И. Герье в Московском университете, продолжил, но уже на отечественных источниках, проф. В.О. Ключевский (1841-1911 гг.).

Василий Осипович Ключевский (1841-1911)

Родился 16 августа 1841 г. в г. Пензе, в семье священника. Учился в духовных учебных заведениях (1851-1861), Московском императорском университете (1861-1865). Работал преподавателем истории в Александровском военном училище (1867-1893), Московской духовной академии (1871-1906), Высших женских курсах (курсах Герье) (1872-1887), в Московском университете (1879-1909).

Научное наследие Ключевского составляет 9 томов (изд. 1987-1991). Среди них выдающееся место занимает знаменитый пятитомник «Курс русской истории» (1-е издание осуществлено в 1904-1910 гг.). В.О.Ключевский дважды академик: 1900 г. академик истории и древностей русских, 1908 г. – почетный академик изящных словес.

Воспитал многих выдающихся учеников, среди них М.М.Богословского, П.Н.Милюкова, М.Н.Покровского и др.

 

Именно он на III и IV курсах исторического отделения Московского университета начал читать с 1884-1885 акад. года курс «Методология русской истории», который был впервые опубликован в 1989 г., хотя следует отметить, что он дважды был литографирован, но под несколько иным названием «Лекции по русской истории профессора В.О. Ключевского» (1884-1885 акад. года).

Кратко раскроем основное содержания этого курса. Он не велик по объему – в шестом томе сочинений Ключевского занимает всего 89 страниц небольшого формата (с. 5-94) и четко распадается на 20 лекций. Лекции № 1-10 раскрывают природную и общественную среду, в которой обитает человек и их взаимодействие. В них В.О. Ключевский рассматривает «одинокую деятельность» человека, его объединение в семьи, орды, роды (материнский и патриархальный) и на этой основе раскрывает понятия «Общий исторический процесс» и «местный исторический процесс».

Лекции 11 посвящены рассмотрению исторических теорий Боссюе (1627-1704), Лорана (1810-1887) и Гегеля (1770-1831), а лекции 12- отношению этих теорий к задачам исторического изучения. Последующие лекций (13-20) раскрывают понимание Ключевским исторического процесса, исторических методов исследования (наблюдение, сравнение и критика) и так далее.

Для нас очень важно концептуальный подход Ключевского к теории истории как научной дисциплины. Она состоит из двух компонентов: 1) содержание русской истории как процесса; 2) познание этого процесса.

К сожалению, такое содержание теории истории не удержалось в отечественной науке.

Наиболее ярко и убедительно проявил себя в теоретико-методологической деятельности Н.И. Кареев.

Николай Иванович Кареев (1850-1931),

великий русский историк, специалист по истории стран Западной Европы в новое и новейшее время, один из самых известных русских философов истории, теоретик исторического познания.

Родился 25 ноября 1850 г. в Москве, в обедневшей дворянской семье. Род Кареевых ведет свое начало от Золотой Орды. Дед и отец Кареева – профессиональные военные. Родители Кареева не могли платить за обучение своего сына в гимназии, поэтому его первоначальное образование и воспитание осуществлялось дома. В 1865 г. Кареев – ученик 1-й московской гимназии, которую закончил с Золотой медалью. В 1869 г. он студент Московского университета. Его учителями были В.И.Герье, С.М.Соловьев и др.

В 1873-1878 гг. Кареев учитель истории 5-й московской гимназии и Женской гимназии С.Н.Фишер. В 1879 г., защитив магистерскую диссертацию о крестьянах Франции в конце XVIII в., Кареев становится профессором Варшавского университета (1879-1884), в стенах которого создает 2-х томную докторскую диссертацию «Основные вопросы философии истории» (М., 1883). Став доктором, Кареев переезжает в С.-Петербург и работает в столичном университете с 1885 г. и до конца жизни.

Он оставил огромное научное наследие (730 трудов), создал свою научную школу по новистике, воспитав целую плеяду блестящих историков.

В этом городе он был избран членом-корреспондентом (1910) и Почетным членом Академии Наук СССР (1929). По своим политическим воззрениям Кареев был подлинным демократом.

Как ни один русский историк и теоретик истории, Кареев был широко известен на Западе. Там его называли «Нестором русских историков», «Старейшиной» русских ученых-гуманитериев. 18 февраля 1931 г. Кареев скончался.

Он в начале 1885 г. начал свою профессорскую деятельность в Петербургском университете. Историк сразу же заявил студентам курс «Теория культурного процесса истории», который пришелся не по вкусу тогдашнему министру народного просвещения И.Д. Делянову (подробно об этом см.: Кареев. Прожитое и пережитое. С. 183). Четырьмя годами позже, в 1889 г. Н.И. Кареев основывает «Историческое общество при С.-Петербургском университете» на заседаниях которого обсуждались теоретические вопросы исторической науки. Например, 24 января 1890 г. сам Н.И.Кареев выступил с докладом «О разработке теоретических вопросов исторической науки»[20]. «В этом обществе работала специальная секция «Теории исторической социологии»[21]. За время деятельности названной секции на ее заседаниях было заслушано и обсуждено более 30 докладов по теории истории. Этот большой материал еще никем не изучен.

В 1899 г. Н.И. Кареев был изгнан из университета, в который его вернула в 1906 г. первая русская революция. Вернулся он и на Бестужевские Высшие женские курсы. На них, начиная с 1907 г.3, Н.И.Кареев параллельно читал сначала курс «Теория исторического знания (Историка)», который был издан отдельной книгой двумя изданиями (1913 и 1916 гг.), а затем и курс «Теория исторического процесса» (издана в 1915 г. под названием «Историология. Теория исторического процесса»).

Н.И Кареев избегал употреблять термин «методология истории», предпочитая ему другой – «теория истории». Причем теорию историю (как единую теорию) он видел как состоящую из 3-х частей, включающих: а) теорию исторического процесса (по его терминологии – историология или историософия); б) теорию исторического знания (Историка, «технология исторического исследования») и в) теория исторического преподавания в средней и высшей школе[22]. Это новый по тому времени взгляд на теорию истории. Другим достижением Н.И. Кареева является его деление исторических наук на две группы: номологические (от гр. nomos – закон + logos – учение), т.е. науки, изучающие законы общественного развития и феноменологические (от гр. phainomen – редкое, исключительное явление + logos – учение), т.е. наука о неповторяющихся явлениях общественной жизни. Н.И.Кареев примерно на десять лет опередил немецких ученых Виндельбанда и Риккерта, подразделявших исторические науки на номотетические и идеографические [23].

Терминологию Виндельбанда-Риккерта использовал в свой «Методологии истории» А.С.Лаппо-Данилевский (1868 – 1919).

 

В то время, когда Н.И. Кареев читал свои курсы по общей теории истории на Высших женских курсах (Бестужевских), А.С. Лаппо-Данилевский ту же проблематику освещал на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Лекции А.С. Лаппо-Данилевского под названием «Методология истории» издавались несколько раз: в 1910, 1918 и 1923 гг.

Пунктиром наметим жизненный путь методолога истории.

Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский (1863-1919)

Русский историк и теоретик истории, академик Российской академии наук (1899). Из дворян Екатеринославской губернии. В 1886 г. окончил историческое отделение историко-филологического факультета Петербургского императорского университета. Ученик Н.И.Кареева. Начал свою научную деятельность как историк («Скифские древности» (1887), «Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II» (1898), «Организация прямого обложения в Московском государстве со времен Смуты до эпохи преобразований» (1899) и др).

Впоследствии перешел на разработку теоретических вопросов исторической науки. Главным трудом в этой области является его «Методология истории». Ее мы и коснемся.

Заглянем в два последних издания 1913 и 1923.

О концептуальном подходе вполне возможно судить даже по содержанию (оглавлению) этих изданий

А.С. Лаппо-Данилевский

Методология история. Вып 1-2. Спб., 1913.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.