КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Михаил Михайлович Хвостов
Значение исторических источников Историческая критика источников Интерпретация источников Виды источников Методы исторического изучения Часть II Теория исторического познания Часть I Эта же структура, то же содержание и та же концепция свое воплощение нашли и в издании 1923 г. Легко заметить, что по содержанию концепция Лаппо-Данилевского резко отличается от концепций Ключевского и Кареева. Лаппо-Данилевский все свои недюжинные способности сосредотачивает на истории, как своеобразном знании. В чем же он видит его цель? Цель исторического знания, по Лаппо-Данилевскому – в построение исторической действительности как «эволюционного целого», т.е. совокупности явлений, покоящихся на психических факторах. Сделать это с номотетической точки зрения, т.е. с «законополагающей», стремящейся к установлению закономерностей, нельзя, ибо она не может учесть своеобразие исторического факта, под которым он понимал «… воздействие сознания данной индивидуальности (включая в нее и коллектив. – В.З.) на среду, в особенности на общественную среду» [24]. Ближе к истине, по Лаппо-Данилевскому, идеографический метод, который стремиться воспроизвести своеобразие фактов истории. Недостаток идиографического знания, по Лаппо-Данилевскому, состоит в недооценке категории «целого» и «эволюции», без которых нельзя построить процесс исторической действительности, а также отказ от использования некоторых других общих понятий. Лаппо-Данилевский полагал, что историк, сознательно различая номотетические и идеографические точки зрения, «может соединять их в своей исторической работе» [25]. Как видим, в Московском и Петербургском университетах «Теория истории» читалась в полном объеме, охватывая и теорию исторического процесса, и теорию исторического знания. В третьем старейшем русском университете – Казанском – читал теорию истории, точнее говоря, лишь одну ее часть – профессор Михаил Михайлович Хвостов (1872-1920), выпускник Московского университета (1895 г.), с 1907 г. – профессор Казанского университета. М.М. Хвостов – специалист по античности, но он не чурался и теоретических вопросов исторической науки, о чем свидетельствует его «Лекция по методологии и философии истории» (Казань, 1913 г.) (14.10.1872, г. Керчь – 11.02.1920, Томск), замечательный русский историк, педагог и публицист. Родился в семье юриста. В 1883 г., получив домашнее первоначальное образование, Хвостов поступил в Керченскую Александровскую гимназию, которую окончил в 1891 г. с золотой медалью. В том же году был зачислен на историко-филологический факультет Московского университета. Учителями Хвостова были В.И.Герье, В.О.Ключевский, П.Г.Виноградов. Был оставлен на кафедре по предложению П.Г.Виноградова для приготовления к профессорскому званию. В 1895 г. Хвостов начал преподавательскую деятельность в средних учебных заведениях г. Москвы. В 1900 г. Хвостов получил ученое звание приват-доцента и переехал в Казань для работы в университете. Кроме работы в университете, Хвостов принимает участие в открытии Высших женских курсов в Казани. В 1908 г. Хвостов становится экстраординарным профессором кафедры истории Петербургского политехнического института. Хвостов вернулся в Казанский университет, а в годы Гражданской войны оказался в Томске, где и скончался 1 февраля 1920 г. М.М.Хвостов был специалистом по античной истории, однако он изучал и теоретические вопросы исторической науки, о чем свидетельствует его «Лекции по методологии и философии истории» (Казань, 1913). В 1905 г. М.М. Хвостов начинает преподавание методологии истории в Казанском университете в конце 1913 г. издал под названием «Лекции по философии истории». А в 1908 г. увидела свет его статья «К вопросу о задачах истории» (Сб. статей в честь В.О.Ключевского). В этих работах рассматривались вопросы о предмете истории как науки, и ее задачах, об отношении истории к другим наукам об обществе, о моральных элементах исторических исследований (описательном, прагматическом и социологическом), о видах исторических источников, приемах их внешней и внутренней критики, о дедукции и индукции в изучении исторических явлений, о факторах исторического развития. Нетрудно заметить, что в книге мало философии истории и много методологии истории. Тем не менее, она убедительный факт того, что профессора российских университетов в начале XX столетия весьма активно занимались изучением теоретико-методологических проблем истории. Его брат Вениамин Михайлович Хвостов (1862-1920), профессор юридического факультета Московского университета читал лекции в Институте им. Шанявского (в Москве) и их результаты обобщил в книге «Теория исторического процесса. Очерк по философии и методологии историки» (Курс лекций М., 1914). Правда, книга «Теория исторического процесса» издана на правых рукописи, и она, конечно, не может быть оценена хотя бы как заметный вклад в теорию исторического процесса, ибо носит компилятивный характер. Тем не менее, мы здесь отмечаем, как факт, подтверждающий тот большой интерес к теории истории, который проявлялся в России в начале XX века. Значительно позднее, чем в Московском, Санкт-Петербургском и Казанском университетах, начала преподаваться теория истории в Новороссийском и Киевском университетах. В первом этот трудный курс взял на себя профессор Е.Н. Щепкин, а во втором – Н.М. Бубнов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |