Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития маркетинга в России и за рубежом




Запрос

 

Рис. 1.1. Взаимосвязь исходных понятий маркетинга

 

Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Цели маркетинга являются инструментом для достижения целей фирмы. Основная цель маркетинга – обеспечение максимального объема прибыли в процессе купли-продажи, при котором удовлетворение спроса является фактором достижения цели.

Цели следующих уровней могут подразделяться на количественные и качественные. Качественные цели ведут к росту престижа фирмы, усиливают ее социальный вес. Количественные цели выражаются в определенном денежном или натуральном выражении.

В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз: производить только то, что требуют рынок и покупатель. Принципами маркетинга являются исходные положения рыночной деятельности предприятия, предусматривающие знание рынка, приспособление к нему и активное воздействие на него. Реакция данных принципов обеспечивает высокую эффективность предпринимательской деятельности. Основными принципами маркетинга являются: целенаправленность, стратегичность, комплексность.

Роль маркетинга в экономике заключается в повышении ее торгово-операционной эффективности. На современном этапе маркетинг понимается как выражение ориентированного на рынок управленческого мышления, способного не только реагировать на развитие рыночной обстановки, но и измерять параметры окружающей среды, обеспечивая выход на рынок.

 

 

Появление отдельных элементов маркетинга происходит одновременно с возникновением торговли, когда от класса ремесленников отделился класс рыночных посредников и купцов. Первые принципы маркетинга наиболее явно применяли в XVII веке, уже в 1650 году в Японии. В то время в Токио был открыт магазин, который по своему содержанию соответствовал современному универсаму. В этом магазине были организованы секции, и использовалась систематизация информации о потребностях клиентов, которая принималась за основу выборки товаров, пользующихся наибольшим спросом.

Возникновение и развитие теории маркетинга, как и предпринимательской практики, обусловлены развитием экономических отношений между субъектами хозяйственной деятельности и ростом производительности труда, которое стало следствием научно-технического прогресса, широкого применения машин и оборудования, специализации разделения труда. Все это повлекло за собой резкий рост количества товаров, перенасыщение рынка, возникновения проблем со сбытом продукции. Как следствие этого - нерациональное использование ресурсов предприятия, ухудшение финансовых показателей деятельности фирм, уменьшение денежных поступлений, а иногда и банкротство предприятия, что приводит не только к негативным экономическим последствиям, но и к возникновению социальных проблем.

Основными предпосылками возникновения маркетинга являются:

- превышение предложения над спросом, т.е. наличие насыщенного товарами и услугами рынка (рынка покупателя);

- здоровая конкуренция товаропроизводителей, развитая рыночная инфраструктура, в том числе инфраструктура маркетинга;

- рост жизненного уровня населения и соответственно увеличение спроса на продукты питания, одежду, мебель, машины и другие товары длительного пользования;

- стремление предприятий к расширению рынков сбыта продукции и увеличению прибылей.

Как экономическое понятие и особый вид деятельности маркетинг возникает на рубеже XIX – XX веков. Это было своего рода ответом на необходимость решать проблемы реализации продукции в условиях развития производства и нарастающей конкуренции рынка. Появилась потребность осваивать новые, более эффективные приемы рыночной деятельности, когда на смену «рынка продавца» стал приходить «рынок покупателя». Создание основных инструментов маркетинга, а именно исследование и анализ рынка, принципы построения цен; организация сервисной политики, связывают с именем Сайруса Маккормика (1809 – 1884). Начиная с 1902 года в Вузах США, вводят дисциплины и читают лекции по проблемам маркетинга (в Иллинойском и Мичиганском университетах). На данный момент дисциплины маркетинга носили в основном описательный характер, они содержали характеристику и описание основных приемов сбытовой деятельности предприятий, операций оптовых и розничных торговцев. Особое внимание было уделено вопросам рекламы, специфике реализации товаров различного направления.

Популярность маркетинга росла, и вскоре он стал составной часть программы подготовки будущих бизнесменов. В 1908г. была основана первая коммерческая исследовательская фирма по проблемам маркетинга. В 1911г. появились первые специализированные отделы маркетинга в управленческих аппаратах крупных компаний.

В период с 1910 по 1925 года маркетинг стал проникать в бизнес, для чего на фирмах организовывались отделы по изучению рынка. В 1926 году в США была организована Национальная ассоциация маркетинга и рекламы. Вторая мировая война выступила катализатором развития тяжелой промышленности, что потребовало новых принципов и подходов к управлению. В это время в связи с превышением платежеспособного спроса над предложением происходит накопление опыта в области маркетинга. Начиная с 1948 года, маркетинг стал рассматриваться как осуществление различных видов хозяйственной деятельности, направляющих поток товаров и услуг от производителя к потребителю.

В 1960 году Джером Маккарти предложил модель, поясняющую содержание маркетинга (модель «4Р»). В состав модели входили 4 элемента, характеризующих маркетинговую деятельность: товар (product), цена (price), сбыт (place), стимулирование (promotion). В последствии данная модель была модернизирована.

Развитие современного маркетинга в России в значительной мере определяется становлением рыночной среды. Первые упоминания о маркетинге в отечественной литературе появились в начале 60-х годов, причем это была в основном критика на попытки буржуазной экономической мысли решить проблемы реализации в условиях капиталистического общества. Недооценка маркетинга в отечественной науке и практике обуславливалась устаревшими взглядами на характер и значение управленческой и посреднической деятельности, а также на процессы сбора и обработки информации как на непроизводительный труд. В 1976 году при Торгово-промышленной палате была организована секция по вопросам маркетинга. Однако в 70-х - 80-х годах предприятия не имели реальных возможностей оперативно реагировать на изменения в спросе, маневрировать ресурсами и производственными мощностями. Использовались лишь некоторые элементы маркетинга, а именно сбор и распространение информации, проведение конъюнктурных и связанных ними научных исследований, реклама и анализ и прогнозирование рынков.

Выводы из этих разработок применялись в основном в ведомствах внешней торговли и незначительно во внутренней торговле. Еще в 1987 году отсутствовали маркетинговые подразделения в промышленности и торговле. В настоящее время Россия, безусловно, отстает в практическом применении маркетинга, но все же его инструменты активно применяются российскими компаниями.

Эволюция современного маркетинга происходит в несколько этапов:

Первый этап – в середине 70-х годов появляются первые публикации родоначальников российского маркетинга: Г. Абрамишвили, Н. Герчиковой, Б. Соловьева и др. В этих работах анализировались подходы и возможности использования маркетинга во внешнеэкономической деятельности.

Второй этап – в период с середины 80-х до начала 90-х годов работы маркетологов А. Браверманна, Е. Голубкова, Н. Моисеева, Р. Ноздрева, А. Хруцкого посвящены общим проблемам внешнего и зарождающегося внутреннего российского рынка.

Качественно новый этап в понимании маркетинговой деятельности связан с переходом нашей страны на рыночные отношения. В 1990 году была организована Российская ассоциация маркетинга в СССР в 1990 году (президент д.э.н., проф. Т.Г. Абрамишвили), в 1995 году организована Российская ассоциация маркетинга (президент д.э.н., проф. А.А. Браверман).

В настоящее время курс маркетинга преподается практически во всех высших учебных заведениях. Он обязателен в университетах, институтах, различного рода школах бизнеса и т.п., где готовятся специалисты по маркетингу для многих сфер предпринимательской деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.