Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика показателей деятельности фирмы при изменении объема выручки, руб




Максимизация прибыли конкурентной фирмой.

На рынке совершенной конкуренции фирма может увеличить общий доход (TR) только путем наращивания объема выпуска продукции. Как бы полно ни осваивало предприятие свои производ­ственные мощности, оно остается незаметным продавцом на рын­ке данного продукта, не может оказать воздействие на рыночную цену продукции. Поэтому убытки предприятия при наращивании объема выпуска продукции будут постепенно увеличиваться. Каж­дый предприниматель вынужден сопоставлять, сравнивать общий доход, получаемый фирмой, и общие издержки. В конечном счете фирма будет продолжать производство только в том случае, если производимый товар приносит прибыль.

Допустим, товар продается по цене 500 руб. за единицу. Фирма на­ращивает объем выпуска продукции. Изменение количества продук­ции, предлагаемой на продажу, не повлияет на ее цену. Поэтому об­щую прибыль можно определить путем умножения цены товара на количество проданных единиц (табл. 12.1). Если вычесть общие из­держки ТС из общего дохода TR, то получим общую прибыль p (total profit). В соответствии с данными таблицы фирма может получить при­быль при выпуске от 5 до 8 единиц продукции. Самая большая при­быль будет при выпуске 6 единиц продукции.

 

Таблица 12.1.

Объем выпуска продукции, шт. Цена за единицу продукции, TR Совокупный доход Общие издержки, ТС Прибыль, n   Средний доход, AR Предельный доход, MR
    -   - 700    
        - 400    
        - 300    
        - 200    
             
             
             
             
             
        - 300    
        - 600    

 

На основе показателей табл. 12.1 построен график (рис. 12.1). Обратим внимание, что на графике кривая общих издержек ТС ис­ходит не из точки начала координат, потому что существуют посто­янные издержки, которые остаются неизменными даже в тех слу­чаях, когда объем производства равен нулю (например, плата за аренду помещения). Функция общего дохода имеет вид прямой линии, потому что цена остается прежней при изменении объема выпуска продукции. Каждая проданная единица добавляет к обще­му доходу 500 руб.

Расстояние по вертикали между линией общего дохода и кри­вой общих издержек достигает максимума при объеме выпуска про­дукции, равном 6 единицам. Это означает, что прибыль достигла на данном участке своего максимума. В точках безубыточности (А, В) общий доход равен общим расходам предприятия.

Каждая фирма стремится максимизировать прибыль. Получе­ние максимально возможной величины прибыли означает дости­жение фирмой равновесного положения. Рассмотрим условия, при которых фирма максимизирует прибыль. Известно, что прибыль представляет собой разницу между общим доходом (выручкой фир­мы) и общими издержками:

n = TR – ТС, где n – прибыль.

Максимальная прибыль достигается, когда разница между TR и ТС наиболее велика. Условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода предельным издержкам: MR = МС. Почему это так? Для ответа на данный вопрос обратимся к следу­ющему доказательству. Используем общее правило получения мак­симальных величин и приравняем дифференциал функции к нулю:

n = TR – ТС;

;

;

;

отсюда MR = MC, поскольку левая часть уравнения (dTR/dQ) представляет не что иное, как предельный доход, а правая (dTC / dQ) – предельные из­держки.

Но предельный доход предприятия в условиях совершенной конкуренции – это цена продукции:

Поскольку в условиях совершенной конкуренции фирма не мо­жет оказать воздействие на цену, то увеличивать производство фир­ма может до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой:

МС = Р

Данный вывод представляет частный случай общего равнове­сия: MR = MC. Соответственно мы можем дополнить условия об­щего равновесия:

Р = MR = MC.

Средний доход АR (average revenue) в условиях совершенной кон­куренции также равен цене:

 

Поскольку все единицы продукции реализуются по одной цене, то доход от реализации каждой дополнительной продукции MR бу­дет совпадать со средним доходом. Следовательно,

MR = AR = P.

Кривая спроса DD для фирмы на рынке совершенной конку­ренции выражается линией как среднего, так и предельного дохода (рис. 12.2 а) при постоянной цене Р.

Линия DD спроса фирмы (рис. 12.2 а) на конкурентном рынке имеет горизонтальный вид. Это означает, что фирма может продать любое количество дополнительной продукции по постоянной цене. В результате увеличения объема продаж на 1 единицу фирма полу­чает дополнительный доход, равный ее цене. Например, на рынке продовольственных товаров России существует множество фирм, занимающихся выпечкой хлебных изделий. Если одна из фирм увеличит производство и сбыт хлеба даже в два раза, то это никак не отразится на цене хлебобулочных изделий, сложившейся в дан­ный период времени. Цена зависит от колебаний предложения (про­изводства) со стороны всех фирм и изменения платежеспособного спроса всех потребителей на рынке. Поэтому кривая рыночного спроса DD имеет обычный для себя отрицательный наклон. Она показывает, сколько хлебобулочных изделий купят все потребите­ли по каждой

 
 

возможной цене (рис. 12.2 б).

Вспомним, что предприятие в условиях рынка совершенной конкуренции располагает полной свободой при принятии решений о том, сколько продукции выпускать. Однако есть общее правило, которым должно руководствоваться предприятие при расширении объема выпуска продукции, если целью его деятельности является максимизация прибыли. В соответствии с этим правилом предпри­ятие должно осуществлять производство в таком объеме, при кото­ром предельные издержки равны рыночной цене:

P =MC

Проиллюстрируем данную ситуацию графически. На рис. 12.3 б фирма находится в положении равновесия (Р=МС) в точке А и в точке Е. Это точки, в которых линия рыночной цены пересекает кривую предельных издержек. Однако фирма не может оставаться в ситуации равновесия в точке А. Докажем необходимость расши­рения фирмой объема производства до Q3.

Фирма стремится максимизировать разницу между общим до­ходом TR и общими издержками (рис. 12.3 а). В график введены предельные издержки МС и средние издержки АС (рис. 12.3 б). Про­изводство каждой дополнительной единицы продукции одновре­менно увеличивает общие издержки ТС на величину предельных издержек МС и повышает общую выручку фирмы на величину пре­дельного дохода MR. При этом величина предельных издержек на дополнительную единицу продукции всегда различна. Предельный доход при реализации дополнительной единицы продукции оста­ется всегда постоянным (MR = Р). Именно поэтому общая прибыль фирмы возрастает до того уровня, пока предельный доход остается выше предельных издержек (MR>МС). Если предельные издерж­ки превышают предельный доход (МС >MR), то прибыль постепен­но начинает уменьшаться. Следовательно, максимальную прибыль фирма получает при условии, если предельный доход равен пре­дельным издержкам (MR=MC).

Условию максимизации прибыли на рис. 12.3 б соответствует точка Е. В точке А предельные затраты очень высокие. Объем вы­пуска продукции Q1 соответствующий предельным затратам в точ­ке А невелик, поэтому фирма терпит убытки. Для получения до­хода фирма вынуждена наращивать производство, предельные издержки постепенно снижаются. При объеме выпуска Q2 предель­ные издержки достигают своей минимальной величины. Данному значению МС соответствует равенство ТС и TR (на рис. 12.3 а точка В). Дальнейшее увеличение объема производства будет сопровождаться постепенным повышением предельных затрат. Однако общий до­ход превышает общие затраты, и фирма начинает получать прибыль. Наибольшую прибыль фирма получит при производстве продук­ции от Q2 до Q3 в точке E линия предельных издержек вторично пересекается с линией предельного дохода. В данной ситуации ра­венства МС=MR прибыль достигает своей максимальной вели­чины.

Получение максимальной прибыли еще не означает, что фирма должна прекратить наращивание производства. После пересечения линии предельного дохода (рис. 12.3 б) в точке Е предельные издерж­ки при любом выпуске продукции выше рыночной цены (Р= MR). Тем не менее, фирма продолжает получать прибыль за счет наращи­вания объема выпуска.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.