Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства и инструменты государственного регулирования экономики




Экономическая политика государства и ее содержание

Экономическая политика – система мер, совокупность действий по управлению экономикой, включающая в себя определенный набор элементов. Основными элементами экономической политики являются:

- антициклическая политика;

- отраслевая политика;

- антимонопольная политика.

Антициклическая политика – комплекс законодательных актов, административных мер воздействия на спрос и предложение населения и других субъектов хозяйственной деятельности. Эти меры осуществляются в целях мягкого вывода экономики из кризисного состояния, а также сдерживания стадии экономического бума. Стержнем реализации антициклической политики является государственный бюджет.

Отраслевая политика определяет цели, рычаги и средства воздействия государства на поведение экономической политики в области общественного производства. Главными задачами отраслевой политики являются:

· определение структурно-отраслевой стратегии развития экономики страны, места и роли промышленного, сельскохозяйственного, строительного и других производств в ее структуре;

· обоснование приоритетов в развитии отдельных отраслей народного хозяйства;

· выявление проблем развития и размещения крупных многоотраслевых комплексов;

· проведение мероприятий по поддержке государством научно-технического и технологического прогресса в отдельных отраслях народного хозяйства.

Антимонопольная политика государства – система законодательных актов и административных мер, преследующая цель формирования конкурентной рыночной среды и эффективной рыночной экономики.

Эффективная рыночная экономика – экономика, функционирующая на принципах свободного выбора, когда каждый покупатель свободен в своем выборе товаров, а каждый предприниматель свободен в выборе сферы приложения своего труда и капитала. Эффективная рыночная экономика – это в первую очередь система, ориентированная на удовлетворение спроса.

Государственное антимонопольное регулирование ведется в двух направлениях:

1. Регулирование деятельности естественных монополий, когда государством создаются специальные регулирующие органы для контроля за экономическим поведением естественных монополий и прежде всего за политикой цен.

2. Регулирование прочих монополистов с помощью ограничения форм нарушения конкурентной среды.

Антимонопольная политика государства реализуется в совокупности антимонопольных (антитрестовских) законов, которые устанавливают «правила игры» на конкурентном рынке.

Объекты государственного воздействия на экономику – это те условия, процессы и отношения в сфере общественного воспроизводства, нормальное функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. В качестве таковых можно выделить:

· общехозяйственные процессы, такие, как экономический цикл, денежное обращение, занятость, инвестиции, НИОКР, цены;

· развитие крупных секторов экономики, таких, как оборонная промышленность, сельское хозяйство, производственная инфраструктура, банковская сфера;

· отдельные крупные корпорации, имеющие важное значение для экономики страны, такие, как Газпром, Лукойл, РАО ЕЭС, железнодорожный транспорт и др.;

· комплексное развитие регионов страны.

Различают следующие формы государственного регулирования экономики: бюджетно-налоговое, денежно-кредитное, административное регулирование.

Бюджетно-налоговое регулирование предполагает разработку, утверждение и исполнение бюджета государства. Денежно-кредитное регулирование включает действия государства по поддержанию стабильности валюты, борьбу с инфляцией. Административное регулирование рыночной экономики осуществляется с помощью таких мер, как принудительное картелирование или разукрупнение, лицензирование, квотирование и др.

Средства государственного регулирования экономики.

В целях воздействия на экономическое развитие страны государственные органы могут использовать такие средства, как:

· управление ограниченными производственными ресурсами;

· налоговое регулирование экономики;

· монетарные методы воздействия на экономическую систему.

Каждая из этих групп средств имеет свои особенности и в определенных обстоятельствах может применяться отдельно. В условиях переходного периода государственные органы объективно вынуждены применять весь набор этих средств, не ограничиваясь одной какой-либо группой.

Набор инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы: экономическое прогнозирование, программирование экономического развития, бюджетирование, индикативное планирование.

Экономическое прогнозирование – предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер. Экономический прогноз – исходная основа для определения целей, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития.

Программирование экономического развития – разработка и реализация программ развития всей экономики или отдельных ее сфер (регионов, многоотраслевых комплексов и т.д.). Программы экономического развития – основной инструмент прямого активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рыночных отношений.

Бюджетирование экономического развития представляет собой разработку и реализацию государственного бюджета страны как инструмента воздействия государства на ход экономического развития. Государственный бюджет представляет собой основной документ реального управления экономическим развитием страны.

Индикативное планирование представляет собой многоэтапный процесс, включающий разработку плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых показателей, стимулирование агентов производства следованию в своей деятельности наметкам индикативного плана. Взаимосвязь этих документов наглядно представлена на схеме 1.

Индикативный план – основной документ для выработки и проведения макроэкономической политики в рамках национальной экономики.

 

Схема 1. Взаимодействие основных плановых документов

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.