Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Максимизация прибыли конкурентной фирмой через средние и предельные издержки




Дальнейшее поведение фирмы на конкурентном рынке зави­сит от величины средних издержек. Если общие средние издержки ниже цены, то фирма продолжает получать прибыль. На рис. 12.3 б разницу между ценой и средними издержками фиксирует отрезок ED. Данная разница АС) представляет прибыль, приходящу­юся на единицу продукции. Если фирма пускает количество про­дукции, равное Q3 (рис. 12.3), то валовая прибыль фирмы равна площади прямоугольника FEDH.

В зависимости от соотношения между ценой продукции и сред­ними затратами предприятие может оказаться в различных ситуа­циях.

Предприятие прекращает производство, если рыночная цена продукции, ниже минимального значения средних переменных из­держек (P<AVCmin) (рис. 12.4). Вспомним, что предельные издерж­ки МС равны средним издержкам при их минимальном значении (МС = AVCтin). Фирма максимизирует прибыль, выбирая такой объем производства, при котором цена равна предельным издерж­кам (Р=МС). При P < AVCmin общее правило максимизации прибыли не действует. Допустим, предприятие решило произвести четыре единицы продукции при рыночной цене, соответствующей правилу максимизации прибыли, равной предельным издержкам (Р = МС = 10). При максимизирующем прибыль объеме производства цена = 10) ниже средних минимальных издержек (AVC = 18) и средних издер­жек (АС = 60). На графике (рис. 12.4) расстояние АС представляет убытки фирмы. Цена, установившаяся на рынке, не покрывает сред­ние издержки в целом. Площадь прямоугольника DEFABC – это сумма убытков фирмы при производстве 4-х единиц продукции. Убыт­ки фирмы превышают ее постоянные затраты (площадь прямоу­гольника EFAB). Поэтому фирма примет правильное решение, если временно прекратит производство. Фирма сможет возобновить про­изводство, если произойдет повышение рыночной цены до уров­ня, позволяющего максимизировать прибыль.

Предприятие может оказаться в ситуации, когда рыночная цена товара равна минимальной величине средних переменных затрат (Р = АМСmin) (рис. 12.5).

В данной ситуации независимо от того, производит фирма про­дукцию или нет, она несет убытки. Их размер соответствует площади прямоугольника ЕЕАВ ( рис. 12.5), где линия АВ в свою очередь со­ответствует средним постоянным издержкам AFC. В краткосрочном периоде фирма может прекратить производство или продолжить его в ожидании роста рыночной цены в отрасли.


В ситуации когда рыночная цена выше минимальной величи­ны средних переменных затрат (Р > AVC min), но ниже общих сред­них затрат (Р < АС), предприятие по-прежнему терпит убытки, однако, несмотря на убыточность своей деятельности, продолжает выпуск продукцию (рис. 12.6). В данном случае выгоднее произво­дить продукцию в объеме с 6 единиц (на рис. 12.6 Q = 6), чем вообще не производить. Каждая произведенная единица продукции при­носит доход, превышающий средние переменные издержки. Ры­ночная цена позволяет возместить не только переменные затраты, но и часть постоянных затрат. На рис. 12.6 отрезок АВ представляет средние постоянные затраты, прямоугольник ЕСFADВ – площадь постоянных затрат. Отрезок DB и прямоугольник ECDB выражают величину прибыли, которую может иметь фирма при Q = 6. Убытки фирмы соответствуют площади прямоугольника CFAD, отрезок AD измеряет эти убытки. Общая прибыль фирмы по-прежнему ос­тается отрицательной величиной. В краткосрочном периоде фир­ма может продолжать производство. Однако в долгосрочном пери­оде при сохранении прежней рыночной цены и величины средних издержек фирма обанкротится.

В ситуации повышения цены фирма сможет покрыть не только текущие (средние переменные издержки AVC), но и средние издерж­ки в целом (АС), т.е. получать нормальную прибыль (рис. 12.7).

На рис. 12.7 точка A называется точкой нулевой прибыли [ п = (Р- АС), п= 0]. Находясь в этой точке, фирма не получает эконо­мической прибыли. Фирма может принять решение об альтерна­тивном использовании ресурсов. Наконец, возможна ситуация, ког­да рыночная цена установится выше минимума средних издержек. Это означает возможность получения фирмой экономической при­были (Р> АС). Однако прибыльное производство станет привлека­тельным для других фирм, в том числе занятых в других отраслях. В условиях рынка совершенной конкуренции приток производи­телей в отрасль не ограничен. Вновь прибывшие фирмы, а также действующие в отрасли за счет внедрения новых методов производ­ства значительно расширят объем выпуска продукции, т.е. предло­жение увеличится. При неизменном спросе рыночная цена в отрас­ли снизится до точки нулевой экономической прибыли.


При нулевой прибыли нет никаких стимулов для выхода из отрас­ли, так как фирма получает реальную прибыль на капитал. У других фирм нет стимулов для перехода из одной отрасли в другую, так как все фирмы в отрасли получают нулевую экономическую прибыль. Сле­довательно, положение фирмы можно считать устойчивым при равен­стве рыночной цены и минимальных средних издержек (рис. 12.8):

P = MR = MC = ACmin

Для фирмы совершенной конкуренции в коротком периоде вре­мени существует прямая зависимость объема выпуска продукции от рыночной цены. При этом рыночная цена продукции играет роль независимой переменной, а количество выпускаемой продукции – зависимой переменной. При сложившейся рыночной цене продук­ции и неизменности прочих факторов производства фирма уста­навливает такой объем производства, который позволяет ей либо минимизировать убытки, либо максимизировать прибыль. К про­чим факторам в данном случае относятся затраты на производство единицы продукции (АС).

Графически предложение фирмы – совершенного конкурента – можно изобразить в виде отрезка линии предельных издержек, кото­рый расположен выше минимальной точки линии средних перемен­ных затрат. Восходящая ветвь кривой предельных издержек – это геометрическое место точек, связывающих функциональной зависи­мостью рыночную цену продукции и объем ее выпуска.


С увеличением объема выпуска продукции предельные затраты имеют тенденцию к росту, что тождественно убыванию предельного продукта, одновременно с которым убывает и средний продукт. Предельные затраты, достигнув равенства с рыночной ценой про­дукта, могут возрастать с постоянной скоростью (п=1) или иметь постоянно увеличивающиеся темпы роста (0 <n < 1). Таким обра­зом, для различного уровня цен существуют свои точки равновесия, определяющие на основе предельных издержек объем выпуска про­дукции (рис. 12.9). Кривая предельных издержек на восходящем участке является одновременно и кривой предложения фирмы.

Рис. 12.9. Кривая краткосрочного предложения конкурентной фирмы совпадает с кривой предельных издержек на восходящем участке
Предложение на отраслевом рынке формируется на основе со­вокупного предложения всех фирм, осуществляющих выпуск дан­ного товара. Поэтому кривая рыночного предложения отрасли об­разуется в результате сложения кривых предложения отдельных фирм. При наиболее низких ценах производить продукцию будут только те фирмы, у которых минимальный уровень средних пере­менных издержек будет соответствовать низкому уровню цен. Боль­шинство фирм сможет осуществлять выпуск продукции при более высоких ценах (рис. 12.10).

Большинство фирм склонно заниматься производством данного товара по ценам Р2 и P3. Совокупный объем предложения по цене Р2 составит 17 единиц (2 + 6 + 9), по цене Р3 предложение возрастет и составит 23 единицы (4 + 8 + 11). Цена P1 для большинства фирм неприемлема.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.