Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Основные психологические теории и журналистика




ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ АДРЕСОВ E-MAIL, ПСЕВДОНИМОВ, ИМЕН ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И ИМЕН ХОСТОВ

Интернет имеет долгую память. Исследовательский поиск определенных адресов e-mail, псевдонимов IRC, имен пользователей или любых других идентифицирующих данных может вскрыть более раннее использование этого имени и подтвердить подозрения. Можно использовать специальные Web-сайты для поиска информации о лице или о присутствии в Интернете Такой сетевой поиск должен быть стандартной процедурой для любого ба­зового расследования известных или неизвестных подозреваемых. Никог­да нельзя знать заранее, какая информация обнаружится.

Поиск адресов e-mail: http://www.deafworldweb.org/net/dir

Поиск адресов e-mail: http://www.emailchange.com

Поиск сообщений в конференциях (по определенному адресу e-mail): http://www.dejanews.com

Поиск по любым критериям идентификации: http://www.dogpile.com

Поиск по любым критериям идентификации: http://www.google.com

 

...Во многой мудрости мно­го печали; и кто умножает познание, умножает скорбь.

Кн. Екклезиаста

 

Концепции российской школы психологии

Отечественная психология, включая и ее советский период, имеет глубокие тради ции и своими историческими корнями уходит в русскую философию, социологию, ли­тературу и научную публицистику.

Наши психологические школы отличаются не столько многообразием, сколько теоретической глубиной разработок и энциклопедичностью своих лидеров. Достаточно назвать имена Ивана Петровича Павлова, Ильи Ильича Мечникова, Ивана Михайловича Сеченова, Владимира Михайловича Бехтерева, Николая Константиновича Михайловского, Льва Семёновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Сергея Леонидовича Рубинштейна, Александра Романовича Лурия и др. В мировой психологии нет ни одной фундаментальной проблемы, в разработку которой не внесла свой весомый вклад отечественная психология.

Для правильного осознания психологической сущности СМИ и личности журналиста, природы его творчества и психологии мас­совой аудитории принципиальным являются основные научные по­стулаты, которые исповедует отечественная психология:

принцип детерминизма, означающий, что взаимообуслов­ленностью среды и психики определяется внутренняя жизнь чело­века и она изменяется с переменой жизненных условий. С.Л. Ру­бинштейном разработан принцип детерминизма — все внешние причины действуют только через внутренние условия;

принцип единства сознания и деятельности, в соответствии с которым сознание и психические свойства человека не только проявляются, но и формируются в самой деятельности;

принцип деятельности как детерминанта развития психики;

принцип развития, целостности и системности, постулирую­щий познание психологического лишь в развитии, движении и сис­темной целостности.

Эти основополагающие научные принципы позволяют объек­тивно интерпретировать такие важные для журналистики психоло­гические явления и механизмы их функционирования в массовой коммуникации как общение, сознание и бессознательное, психоло­гические и социально-психологические установки, мышление и язык, сущность и структуру личности и т.д.

Основные принципы современной материалистической психологии развиты в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, психологической теории деятельности Л.С. Ру­бинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, психологических школах В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьева, В.Ф. Ломова и др.

В отечественной психологии (и это особенно важно для науч­ного изучения массовой коммуникации и решения практических вопросов СМИ) интенсивно разрабатывается психология общения и психология личности. Исторически эта тенденция своими корня­ми уходит в исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бех­терева. Философско-теоретическое обоснование психологии обще­ния дал С.Л. Рубинштейн. В трудах А.Н. Леонтьева и А.А. Леон­тьева общение трактуется как «условие и особый вид деятельно­сти», Борис Герасимович Ананьев рассмотрел общение в качестве «детерминан­ты развития психики», Борис Фёдорович Ломов — как «образ жизни», Борис Дмитриевич Парыгин — как «фактор жизнедеятельности общности» и т.д.

В российской психологии как в прошлом, так и в настоящем существует и другая важная традиция — всестороннее изучение личности. Это особо важно для нас, так как и субъект и объект журналистики — человек, его взаимосвязи, общение и деятельность. В рамках системно-деятельного историко-эволюционного подхода условием развития личности выступает совместная деятельность и общение, вхождение человека в социокультурную среду, где он проходит (в том числе и с помощью СМИ) фазы своего социально-индивидуального развития.

Теория установки в отечественной психологии разработана в школе Дмитрия Николаевича Узнадзе, в которой установку трактуют как «целостное», недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, пред­шествующее актуально развертывающейся деятельности»). Раз­личаются психологическая установка и социальная установка — аттитюд. В отличие от просто установки (готовность к действию) социальная установка обязательно несет два дополнительных эле­мента — когнитивное (знание) и оценочно-эмоциональное отноше­ние.

В ходе разработки учения об установках социологом Владимиром Александровичем Ядовым предложена схема диспозиций установок: низший — про­сто установка, средний — аттитюды, высший — ценностные ори­ентации и общая направленность).

С конца 1970-х годов интенсивно разворачиваются социальные и социально-психологические исследования в области общественного сознания и механизмов проникновения в него через СМИ духовно-идеологических ценностей, норм поведения, формирования общест­венного мнения (работы Б.А. Грушина, Б.М. Фирсова, В.А. Ядова, Г.И. Хмары и др.). Массовый характер приобретает изучение ауди­тории СМИ, обратных связей, кадров журналистики. В специаль­ные направления выделяется психология труда и творчества жур­налистов, социопсихолингвистика, психосемантические исследова­ния массовой коммуникации, психология журналистики. Стал активно изучаться и заимствоваться (правда не всегда объективно-критически) опыт психологии западных, особенно американских, массовых коммуникаций.

Психологи и философы уже давно пытаются создать единую, комплексную науку о человеке — человековедение, в которой ос­новным предметом комплексного исследования должен стать субъективный внутренний мир целостного человека (исследо­вания Б.Г. Ананьева, В.П. Тугаринова, А.А. Бодалева и др.). В отечественной психологии и философии такие попытки предприни­мались еще Н.Г. Чернышевским, К.Д. Ушинским и др. В наше время, опираясь на антропологические принципы Л. Фейербаха, М. Шелера, Г.Ноля, ряд российских психологов (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.) разрабатывают психологическую антропологию как психо­логию субъективности. Над теорией «психологии субъектности» работает В.А. Петровский.

Не прихо­дится сомневаться в том, что в связи с технотронно-информацион-ной цивилизацией нахождение гуманистических подходов к челове­ку стоит как никогда остро. Но думается, что одним психологам не под силу создать общую теорию человека, тем более что в разных философских и психологических концепциях человека его психиче­ская жизнь рассматриваются по-разному.

По мнению известного историка психологии А.Н. Ждан рос­сийская психологическая школа на рубеже нового тысячелетия вы­ходит из кризиса «переоценки ценностей».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.