КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2. Основные психологические теории и журналистика
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДРЕСОВ E-MAIL, ПСЕВДОНИМОВ, ИМЕН ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И ИМЕН ХОСТОВ Интернет имеет долгую память. Исследовательский поиск определенных адресов e-mail, псевдонимов IRC, имен пользователей или любых других идентифицирующих данных может вскрыть более раннее использование этого имени и подтвердить подозрения. Можно использовать специальные Web-сайты для поиска информации о лице или о присутствии в Интернете Такой сетевой поиск должен быть стандартной процедурой для любого базового расследования известных или неизвестных подозреваемых. Никогда нельзя знать заранее, какая информация обнаружится. Поиск адресов e-mail: http://www.deafworldweb.org/net/dir Поиск адресов e-mail: http://www.emailchange.com Поиск сообщений в конференциях (по определенному адресу e-mail): http://www.dejanews.com Поиск по любым критериям идентификации: http://www.dogpile.com Поиск по любым критериям идентификации: http://www.google.com
...Во многой мудрости много печали; и кто умножает познание, умножает скорбь. Кн. Екклезиаста
Концепции российской школы психологии Отечественная психология, включая и ее советский период, имеет глубокие тради ции и своими историческими корнями уходит в русскую философию, социологию, литературу и научную публицистику. Наши психологические школы отличаются не столько многообразием, сколько теоретической глубиной разработок и энциклопедичностью своих лидеров. Достаточно назвать имена Ивана Петровича Павлова, Ильи Ильича Мечникова, Ивана Михайловича Сеченова, Владимира Михайловича Бехтерева, Николая Константиновича Михайловского, Льва Семёновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Сергея Леонидовича Рубинштейна, Александра Романовича Лурия и др. В мировой психологии нет ни одной фундаментальной проблемы, в разработку которой не внесла свой весомый вклад отечественная психология. Для правильного осознания психологической сущности СМИ и личности журналиста, природы его творчества и психологии массовой аудитории принципиальным являются основные научные постулаты, которые исповедует отечественная психология: — принцип детерминизма, означающий, что взаимообусловленностью среды и психики определяется внутренняя жизнь человека и она изменяется с переменой жизненных условий. С.Л. Рубинштейном разработан принцип детерминизма — все внешние причины действуют только через внутренние условия; — принцип единства сознания и деятельности, в соответствии с которым сознание и психические свойства человека не только проявляются, но и формируются в самой деятельности; — принцип деятельности как детерминанта развития психики; — принцип развития, целостности и системности, постулирующий познание психологического лишь в развитии, движении и системной целостности. Эти основополагающие научные принципы позволяют объективно интерпретировать такие важные для журналистики психологические явления и механизмы их функционирования в массовой коммуникации как общение, сознание и бессознательное, психологические и социально-психологические установки, мышление и язык, сущность и структуру личности и т.д. Основные принципы современной материалистической психологии развиты в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, психологической теории деятельности Л.С. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, психологических школах В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьева, В.Ф. Ломова и др. В отечественной психологии (и это особенно важно для научного изучения массовой коммуникации и решения практических вопросов СМИ) интенсивно разрабатывается психология общения и психология личности. Исторически эта тенденция своими корнями уходит в исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Философско-теоретическое обоснование психологии общения дал С.Л. Рубинштейн. В трудах А.Н. Леонтьева и А.А. Леонтьева общение трактуется как «условие и особый вид деятельности», Борис Герасимович Ананьев рассмотрел общение в качестве «детерминанты развития психики», Борис Фёдорович Ломов — как «образ жизни», Борис Дмитриевич Парыгин — как «фактор жизнедеятельности общности» и т.д. В российской психологии как в прошлом, так и в настоящем существует и другая важная традиция — всестороннее изучение личности. Это особо важно для нас, так как и субъект и объект журналистики — человек, его взаимосвязи, общение и деятельность. В рамках системно-деятельного историко-эволюционного подхода условием развития личности выступает совместная деятельность и общение, вхождение человека в социокультурную среду, где он проходит (в том числе и с помощью СМИ) фазы своего социально-индивидуального развития. Теория установки в отечественной психологии разработана в школе Дмитрия Николаевича Узнадзе, в которой установку трактуют как «целостное», недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально развертывающейся деятельности»). Различаются психологическая установка и социальная установка — аттитюд. В отличие от просто установки (готовность к действию) социальная установка обязательно несет два дополнительных элемента — когнитивное (знание) и оценочно-эмоциональное отношение. В ходе разработки учения об установках социологом Владимиром Александровичем Ядовым предложена схема диспозиций установок: низший — просто установка, средний — аттитюды, высший — ценностные ориентации и общая направленность). С конца 1970-х годов интенсивно разворачиваются социальные и социально-психологические исследования в области общественного сознания и механизмов проникновения в него через СМИ духовно-идеологических ценностей, норм поведения, формирования общественного мнения (работы Б.А. Грушина, Б.М. Фирсова, В.А. Ядова, Г.И. Хмары и др.). Массовый характер приобретает изучение аудитории СМИ, обратных связей, кадров журналистики. В специальные направления выделяется психология труда и творчества журналистов, социопсихолингвистика, психосемантические исследования массовой коммуникации, психология журналистики. Стал активно изучаться и заимствоваться (правда не всегда объективно-критически) опыт психологии западных, особенно американских, массовых коммуникаций. Психологи и философы уже давно пытаются создать единую, комплексную науку о человеке — человековедение, в которой основным предметом комплексного исследования должен стать субъективный внутренний мир целостного человека (исследования Б.Г. Ананьева, В.П. Тугаринова, А.А. Бодалева и др.). В отечественной психологии и философии такие попытки предпринимались еще Н.Г. Чернышевским, К.Д. Ушинским и др. В наше время, опираясь на антропологические принципы Л. Фейербаха, М. Шелера, Г.Ноля, ряд российских психологов (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.) разрабатывают психологическую антропологию как психологию субъективности. Над теорией «психологии субъектности» работает В.А. Петровский. Не приходится сомневаться в том, что в связи с технотронно-информацион-ной цивилизацией нахождение гуманистических подходов к человеку стоит как никогда остро. Но думается, что одним психологам не под силу создать общую теорию человека, тем более что в разных философских и психологических концепциях человека его психическая жизнь рассматриваются по-разному. По мнению известного историка психологии А.Н. Ждан российская психологическая школа на рубеже нового тысячелетия выходит из кризиса «переоценки ценностей».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |