Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главный постулат когнитивистов — познавательная структура человека не может быть дисгармоничной




Когнитивизм как познающая психология

Несомненным позитивным шагом в изучении сознания и поведения человека и в преодолении недостатков бихевиоризма явилась разработка психологической тео­рии когнитивизма (от англ. cognition — знать).

Эта теория возникла в США под влиянием гештальт-психоло­гии, теории поля Курта Левина, кибернетических идей Норберта Винера и ин­формационной теории Клода Шеннона. Концептуально важным в тео­рии когнитивизма являются рассмотрение человека в качестве ак­тивного преобразователя информации, а также положение о том, что главным мотивом поведения индивида является потребность в достижении сбалансированности его когнитивной (интеллектуаль­ной) структуры. Решающую роль в сознании и поведении человека имеют знания, считают когнитивисты, поэтому когнитивизм назы­вают познающей психологией. Отсюда внимание когнитивистов к таким важным категориям, как информация и ее переработка, вос­приятие, внимание, память, мотивы, интересы и т.д.

Психологи-когнитивисты изучают психологические факторы в системе СМИ с помощью «человеческих измерений», «психобиографического ме­тода», подчеркивая значение теорий конгруэнтности и когнитивно­го диссонанса, взаимодействия сознаний, превращения установок в убеждения, чувства и волю. Например, Джордж Келли в своей теории личностных конструктов (интеллектуальных моделей) ре­шающее значение придает влиянию на поведение человека разума, мыслительных процессов. В целях расширения своего информаци­онного подхода к психическим явлениям и преодоления известного схематизма когнитивисты использовали концепцию культурно-исторического развития Л.С. Выготского, психологию деятельности Алексея Николаевича Леонтьева, Александра Романовича Лурия и генетическую психологию француз­ского психолога Жана Пиаже.

Когнитивистская психология внесла значительный вклад в ис­следования многих психологических процессов массовой коммуни­кации и СМИ. К наиболее важным достижениям психологи массо­вых коммуникаций относят следующие теории, гипотезы и разра­ботки когнитивистов: теория когнитивного соответствия (конгруэнт­ность) Чарльза Оскуда и П. Таниенбаума; теория коммуникативных ак­тов Теодора Ньюкома; теория сбалансированных структур Ф. Хайдера; теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера; гипотеза гомеостаза (равновесия); разработка понятий «объем памяти», «психо­логические фильтры» и т.д.

Также, как и в нашей отечественной психологии, когнитивисты уделяют большое внимание установкам, которые приобрета­ются человеком с помощью идентификации, подражания и обуче­ния. Система установок человека, согласно теории гомеостаза, стремится к равновесию. Оно может достигаться во всех формах общения. Под воздействием СМИ происходит ослабление, пере­стройка всех компонентов установки или формирование новой, что ведет к изменению психологической структуры личности.

В теории когнитивного диссонанса ее автор Леон Фестингер рас­крыл причину этого явления — наличие в сознании индивиуума двух «противоречивых знаний» об одном и том же предмете, явлении, человеке или несоответствии того, что сообщают СМИ и что есть в жизни. В этом случае задача СМИ — снять у аудитории напря­жение, вызванное диссонансом и социальной фрустрацией путем пропаганды конструктивных вариантов, а не организации медиаистерий.

Психологическая сторона искусства журналиста, считают когнитивисты, состоит не только в знании установок, но и в умении снимать когнитивные диссонансы для оптимального воздействия на аудиторию.

Однако когнитивизм справедливо критикуют за ограниченность информационного подхода, сведению сложного внутреннего мира человека к упрощенным моделям. «Абстрактное соответствие», к которому стремится индивид, не связывается когнитивистами с реальными противоречиями внешнего мира, что делает весьма уяз­вимыми большинство психологических моделей когнитивистов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.