КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бихевиоризм как наука о поведении
В 1913 году американский психолог Джон Бродес Уотсон опубликовал манифест «Психология с точки зрения бихевиориста», в котором поднял знамя восстания против господствовавшей тогда «академической» интроспективной «психологии сознания», основанной на изучении психики путем самонаблюдения. Исходя из психологических и физиологических идей русских ученых И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и опытов на животных Эдуарда Торндайка, Дж. Уотсон предложил отказаться от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии, а считать таковым поведение (от англ. behaviour. — поведение) индивидуума, где внешняя среда является стимулом, а поведение — реакцией. В числе основных стимулов в бихевиоризме выступает информация. Поэтому знаменитая «единица поведения» — формула S (стимул) — R (реакция) в массовой коммуникации обрела вид: коммуникатор — реципиент, где журналисту отводилась роль активного побудителя — это, так называемые, субъект-объективные отношения манипулятивного направления. С помощью целенаправленных действий он преобразует «инертную массу» и добивается нужного поведения аудитории. Манипулируя внешними раздражителями, можно, писал еще в 1925 году Дж. Уотсон, «изготовить» человека с любыми константами поведения. Такая целевая установка соответствует рыночным отношениям «общества потребления» и поэтому бихевиоризм сразу же получил широкое практическое применение. Американские и европейские психологи, психосоциологи, теоретики пропаганды, рекламы и массовых коммуникаций (Л. Фрейзер, Г. Лассуэлл, Л. Дуб, Дж. Милл и др.) всесторонне разработали механизмы воздействия на аудиторию, методы ее изучения и средства управления. «Управлять, предсказывать и контролировать поведение» — такова цель психологии, считают бихевиористы. Эта идея в послевоенные годы, особенно в период «холодной войны», стала основой разработки глобальной стратегии — «психопрограммирования массовой аудитории» с помощью СМИ, рекламы, паблик рилейшнз и шоу-бизнеса. Индивид в бихевиорических концепциях «предстает варваром», которого нужно «дрессировать с помощью стимулов» (Г.С. Мельник). Когда на практике обнаружилась механистическая ограниченность «единицы поведения», необихевиорист психолог Эдвард Толмэн внес существенную поправку, —«промежуточные переменные» (V) и схема приобрела новый вид: S-V-R, где под V обозначались внутренние процессы человека как представителя социума — цели, намерения, мотивы, «познавательные карты» (образы ситуации). Совершенствуя концепцию бихевиоризма, Эдуард Торндайк исследовал особого типа условные реакции — инструментальные и тем самым укрепил позиции так называемой теории «социального научения». Научение человека — это образование условных реакций через специальную систему подкреплений, считают приверженцы научающе-бихевиорального направления (Б.Ф.Скиннер, А.Бандура). Скиннер рассматривает организм человека как «черный ящик», а личность как набор форм поведения, определяемых средой и стимулами. Поведенческая психология стимулировала развитие психологии массовых коммуникаций и сыграла вместе с теорией и практикой рекламы и маркетинга (Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1996) и паблик рилейшнз (Блэк С. Паблик релейшнз. Что это такое? М. 1990) в известном смысле решающую роль в обосновании психологии пропаганды, психологии рекламы и психологии маркетинга. Специалистами этих областей массовой коммуникации разработаны эффективные формы ведения «психологических войн», предвыборных президентских кампаний, завоевания потребительского рынка, методы манипулирования массовым сознанием («промывание мозгов»), С помощью лжесобытий, «ложного сознания», «психопрограммирования» и «искусственных потребностей» стало возможным созданием иллюзорного (виртуального) мира, который, подобно наркотикам, становится для аудитории более привлекательным и желаемым, чем реальная действительность. Именно в этом заинтересована правящая политическая элита, финансовые олигархи и медиамагнаты. Пропаганда и реклама на основе принципа «реакция - стимул» широко и успешно эксплуатируют эмоционально-психологическую сферу человека, социальные установки — аттитюды (действия в соответствии с оценочными комплексами), индивидуальное и коллективное бессознательное и природные инстинкты, особенно сексуальные. Бихевиоризм исключил из психологии сознание, механически перенес результаты исследований психики животных на человека, а поэтому эту теорию часто называют «психологией без психики». Все негативные характеристики теоретической сущности, практических форм и методов пропаганды и рекламы не зачеркивают определенного позитивного вклада бихевиоризма в психологию — использование объективных методов в изучении поведения людей и животных, раскрытие механизмов образования навыков и привычек.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |