Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мастерства руководителя




МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

Процесс формирования педагогического мастерства начинается с вооружения курсантов психолого-педагогическими знаниями. Однако, как бы велико ни было значение знаний, наличие их офицеров само по себе еще не обеспечивает практического претворения их в жизнь. Высокий уровень знаний офицера не всегда тождественен высокому уровню педагогического мастерства.

В вузе МЧС формируется педагогическая направленность курсантов, мотивы их будущей деятельности, интерес к профессии. В этот период наиболее интенсивно осуществляется накопление необходимых знаний по всем вопросам общественно-политической жизни и службы, методике учебно-воспитательного процесса, педагогических навыков и умений, необходимых для решения педагогических задач. Будущие офицеры получают первоначальную психолого-педагогическую под готовку, которая осуществляется по нескольким направлениям.

Во-первых, курсанты имеют большие возможности для практического усвоения профессиональных отношений и взаимоотношений, характерных для воинской жизни, различных приемов и средств педагогических воз действий, которые используют преподаватели, командиры вузов. Чтобы использовать эти возможно сти, курсантам необходимо внимательно изучить всю практическую сторону жизни и деятельности вуза, понять, что учебно-воспитательная работа в вузе является образцом.

Во-вторых, изучая основы педагогики и психологии, методики конкретных предметов, курсанты овладевают теоретическими основами педагогического мастерства. Преподаватели и командиры раскрывают им специфику учебно-воспитательного процесса в подразделениях, сущность качеств, необходимых офицеру как педагогу, показывают, как следует пользоваться психолого-педагогическими знаниями на практике. При этом очень важно, что бы будущие офицеры сами стремились глубоко усвоить и понять сущность и характер педагогического про цесса, его закономерности, пути совершенствования, основные положения военной педагогики и психологии.

В-третьих, под руководством командиров и преподавателей курсанты включаются в конкретную педагогическую деятельность. Они проводят занятия по некоторым вопросам с курсантами своих и младших курсов, в школах и учебных заведениях, выполняют обязанности агитаторов, редакторов боевых листков и т. д. В результате у них формируются первичные навыки и умения учебно-воспитательной работы, воспитываются и развиваются необходимые для педагога качества. Необходимо, чтобы к этой работе курсанты относились с максимальной ответственностью.

Большое значение в приобретении опыта педагогической деятельности имеет стажировка в подразделениях. В ходе стажировки будущие офицеры самостоятельно проводят с личным составом занятия по служебной и общественно-государственной подготовке, различные мероприятия воспитательного характера, руководят деятельностью сержантов, учат их методике учебно-воспитательной работы, приобретают профессиональные умения в работе с активом, с каждым сотрудником и коллективом в целом. Поэтому важно, чтобы каждый курсант готовился к стажировке с чувством высокой ответственности.

В-четвертых, большое значение в формировании основ педагогического мастерства у будущих офицеров имеет участие курсантов в общественной жизни вуза, в мероприятиях, направленных на воспитание у них любви к профессии офицера, на развитие интереса к педагогической деятельно сти, в проведении научно-теоретических и методических конференций, на которых рассматриваются вопросы учеб но-воспитательной работы офицеров, участие в научных кружках по проблемам педагогики и психологии.

Многое получают для себя курсанты, слушая выступления офицеров из подразделений, выпускников вузов, знакомясь с передовым опытом учебно-воспитательной работы.

В-пятых, в университете курсанты начинают самостоятельно изучать психолого-педагогическую и методическую литературу, анализировать ее, воспринимают в качестве образца практическую деятельность своих командиров, преподавателей, воспитателей. Важными условиями эффективности самостоятельной работы курсантов является их целенаправленная и настойчивая деятельность по овладению наиболее рациональными методами и приемами изучения рекомендованной литературы, использованию при обретенных знаний на практике.

Многолетний опыт профессионально-педагогической деятельности в вузах показывает, что первоначальные психолого-педагогические знания, методические и воспитательные навыки, умения, профессиональные качества развиваются у курсантов успешнее, если они систематически и целеустремленно формируют у себя соответствующие установки на активную педагогическую деятельность, проявляют в этом большую заинтересованность, берут на вооружение все лучшее в области педагогического обще ния, обучения и воспитания, чем располагает ВУЗ.

Решающее значение в формировании и совершенствовании педагогического мастерства офицера, его профессиональных качеств принадлежат периоду прохождения службы в частях.

Наиболее трудным и ответственным этапом в становлении офицера как учителя и воспитателя являются первые годы его службы в подразделениях. Это объясняется рядом объективных и субъективных факторов. С первых дней перед молодым офицером учебно-воспитательная деятельность предстает как практическая задача, за качественное выполнение которой он несет персональную ответствен ность. На плечи молодого командира (инженера, техника) ложится ответственность за воспитание и боевую выучку подчиненных, за их материально-техническое обеспечение. Здесь он вплотную сталкивается со многими проблемами подготовки личного состава: индивидуальный подход к подчиненным; организация и сплочение коллектива, расчета, экипажа, караула, опора на него; работа с сержантами и активом подразделений и др. Опыт показывает, что успешнее справляются со своими педагогическими обязанностями те офицеры, которые испытывают внутреннюю потребность заниматься обучением и воспитанием подчиненных, постоянно стремятся творчески, с желанием и пониманием работать с людьми, проявляют активность и принципиальность при решении поставленных задач.

Главный путь формирования педагогического мастерства у молодых офицеров – это их самостоятельная работа, собственные усилия в этом направлении.

Молодой офицер более успешно воспитывает и обучает подчиненных при условиях:

- если тщательно готовится в содержательном и методическом отношении к каждому занятию или воспитательному мероприятию, продумывает не только то, что скажет и покажет, но и как скажет, как покажет, какие педагогические приемы и как их использует;

- если в ходе занятий, консультаций, экзаменов и других видов учебно-воспитательной работы постоянно контролирует себя, следит за своими словами, действиями и поведением, усилием воли сдерживает нежелательные реакции;

- если самокритично анализирует результаты каждого занятия и воспитательного мероприятия, отмечает удачные приемы, выявляет неудачи, их причины и в по следующем стремится их не допускать;

- если систематически знакомится с передовым опытом обучения и воспитания личного состава, критически осмысливает и использует этот опыт в своей работе;

- если регулярно читает психолого-педагогическую и методическую литературу, обращается к классикам педагогики и психологии. Многое ему дает также художественная и мемуарная литература.

Эта работа требует большого интеллектуального, волевого и физического напряжения, постоянных активных поисков. Но благодаря ей у молодого офицера складываются собственные педагогические убеждения, развивается педагогическое воображение и мышление, расширяется запас навыков и умений.

Объект педагогических воздействий офицера — личный состав все время находятся в состоянии развития. Они растут интеллектуально и нравственно. Повышаются их запросы, появляются новые черты характера. Неуклонно растут требования к специальной профессиональной подготовке личного состава.

Какой бы высокой квалификации офицер ни достиг, если он перестает совершенствоваться, то утрачивает способность эффективно воздействовать на подчиненных. Это аксиома, подтвержденная многолетним опытом. Поэтому проблема совершенствования педагогического мастерства не может не волновать офицера в течение всей его службы.

Служебно-педагогический опыт — источник новых знаний, навыков и умений. Анализируя свой опыт, воспринимая и осмысливая опыт коллег, передавая его личному составу, офицер продолжает совершенствовать свое мастерство.

Но при этом важно не допускать превращения опыта в догму. Для этого необходимо не ограничиваться собственным опытом, активнее использовать опыт других людей, в том числе и молодых офицеров, самокритично относиться к своей работе, настойчиво искать пути повышения эффективности обучения и воспитания подчиненных, постоянно работать над собой, углублять свои специальные знания, совершенствовать педагогическое мастерство.

Одной из центральных и сложных задач формирования человека является вопрос о превращении знаний в глубокие убеждения, в навыки, привычки, умения, т.е. воплощение их в практический опыт личности.

Для воспитания курсантов и молодых офицеров, как руководителей с высокой педагогической культурой, необходимо правильно понимать и целенаправленно использовать всю систему обучения, систему методов педагогического воздействия.

 

Систему методов педагогического воздействия условно можно разделять на:

1. Методы и средства формирования положительных качеств, воспитание чувств, идейно-нравственных качеств;

2. Методы и средства накопления воспитательных и методических навыков и умений, опыт нравственного и волевого направления;

3. Стимулирование педагогически целенаправленного поведения преимущественно методами оценочного воздействия (поощрение и принуждение).

В основе применения перечисленных методов и средств педагогического воздействия лежит индивидуальный подход к каждому сотруднику, учет его уровня развития, педагогической подготовленности и воспитанности.

Наибольший воспитательный эффект достигается в тех случаях, когда целенаправленно используется вся система методов и средств педагогического воздействия с учетом основных условий и требований психологии и педагогики.

В общем виде методика формирования педагогической культуры у офицеров ГПС МЧС РФ включает в себя:

· уяснение сущности и структурных компонентов педагогического мастерства;

· определение целей и задач по формированию педагогического мастерства;

· формирование профессиональных и специфических качеств педагога;

· закрепление педагогических знаний и навыков в процессе учебно-воспитательной работы в подразделении (части);

· переход на более высокий уровень педагогического мастерства, используя передовой педагогический опыт лучших офицеров подразделений и частей ГПС МЧС РФ.

 

Вывод по третьему вопросу:

Многолетний опыт профессионально-педагогической деятельности в вузах показывает, что первоначальные психолого-педагогические знания, методические и воспитательные навыки, умения, профессиональные качества развиваются у курсантов успешнее, если они систематически и целеустремленно формируют у себя соответствующие установки на активную педагогическую деятельность, проявляют в этом большую заинтересованность, берут на вооружение все лучшее в области педагогического общения, обучения и воспитания, чем располагает ВУЗ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для формирования педагогического мастерства нужны соответствующие условия, желание и стремление руководителя в системе ГПС МЧС. А.С. Макаренко считал, что настоящим хорошим педагогам можно стать только в хорошем педагогическом коллективе, где происходит взаимное обогащение опытом, доброжелательное обсуждение педагогических находок и неудач.

Офицер, как педагог - ведущая фигура в учебно-воспитательном процессе в части и подразделении. Успех его деятельности в решающей степени зависит от его квалификации и уровня педагогического мастерства.

«Подлинная культура офицера... предполагает цельность его общеобразовательного, политического, морального и эстетического облика. Эта культура проявляется также и в отношении к службе, к своему долгу, к подчиненным по работе людям»

Маршал Советского Союза A.M. Василевский

Разработал:

Доцент кафедры психологии и педагогики

кандидат медицинских наук

полковник внутренней службы Д.Н. Церфус

 

«______»_______________2011г

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогики

подполковник внутренней службы

А.В. Шленков

«_____» _____________ 2011г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.