КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие, воспитание, обучение
Образование и социализация человека МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ. Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия. Необходимо выделить три группы таких категорий. 1 группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т. е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. 2 группа характеризует предмет педагогики, т. е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, образование, воспитание, обучение. 3 группа – категории, объединяющие педагогические средства. Это педагогическая деятельность, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие. Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической категории рассматривают образование. Причем в это понятие включают весь процесс становления человека как социального существа. Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и образованность. Образованный человек – это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и воспитанный. Социализация – это взаимодействие человека с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Развитие – это изменение, представляющее собой переход простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Физическое и психическое развитие человека подчиняется общим закономерностям. Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу к более высоким ступеням. Существенное значение для социализации человека имеет воспитание. Воспитание – развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей. Общая социальная функция воспитания - передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на личность и может лишь способствовать социализации. Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий: 1. обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, возникновение у них объективного и субъективного отношения к деятельности. 2. самореализация в процессе социального взаимодействия. Обучение – процесс взаимодействия между обучающим и обучаемым, направленный на формирование знаний, умений, навыков, социального опыта и личностных качеств. Обучение всецело зависит от мотивов учения, от действий обучаемого. Поэтому этот процесс двусторонний: обучающий учит, а обучаемый учится. Обучение способствует образованию полноценной личности, развивает индивидуальность. Педагогическая деятельность - воздействия, целью которых являются качественные изменения в жизни людей. Наряду с воздействием и управлением педагог создает условия для воспитания и самовоспитания личности, для развития и саморазвития индивидуальности. Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса, она подразумевает педагогическую ситуацию, соотнесенную с целью деятельности и условиями её осуществления. Движение педагогического процесса, его этапы – это переход от оной педагогической задачи к другой. Первичной единицей педагогического процесса являются только оперативные задачи. Все педагогические задачи решаются при наличии следующих этапов: 1. Анализ ситуации и постановка педагогической задачи. 2. Проектирование вариантов решения и выбор оптимального 3. Практическое решение педагогической задачи 4. Анализ результатов решения Понятие «педагогический процесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога или педагогического коллектива. Это целостный процесс осуществления образования путем обеспечения единства обучения и воспитания. Синонимом этого понятия является термин «учебно-воспитательный процесс». Педагогическое взаимодействие -категория, отражающая процессы взаимодействия учителя и ученика, в котором реализуются задачи обучения, воспитания и развития. Важнейшим условием формирования учебной деятельности, является структурирование взаимодействия педагога и учащегося. Под структурированием взаимодействия понимается процесс целенаправленного планирования и организации деятельностей на основе единства их структур. Методологическую основу большинства направлений современной отечественной психологии и педагогики составляет диалектический материализм. Психология и педагогика применяют его законы, принципы и категории к анализу психолого-педагогических проблем. Общие методы - способы исследования психолого-педагогических явлений, применяемые в ряде наук, объектом которых является человек или коллектив. Психологией и педагогикой используются широкий спектр методов исследования, к числу наиболее применяемых из которых, прежде всего, относятся: 1. Метод наблюдения - изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях. 2. Метод эксперимента, который в отличие от наблюдения предусматривает изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их внешнего проявления в специально созданных условиях, в которых изучаемое явление обязательно должно проявиться. 3. Метод диагностической беседы (интервью) представляет собой изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа содержания устных ответов на определенный перечень вопросов, задаваемых участнику (участникам) педагогического процесса. 4. Метод анкетирования дает возможность изучать психолого-педагогические процессы на основе анализа ответов опрашиваемых на заранее составленный перечень вопросов. Однако, как и сами вопросы, так и ответы излагаются письменно. 5. Метод анализа результатов деятельн ости – изучение психолого - педагогических явлений на основе изучения объема и качества решаемых исследуемыми или группами учебных, профессиональных и других задач. 6. Метод анализа документов позволяет изучать психолого-педагогические явления на основе изучения содержания документов (характеристик, дипломов, актов, протоколов и др.), касающихся объектов и субъектов педагогического процесса. 7. Метод обобщения независимых характеристик – изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их оценки другими объектами и субъектами педагогического процесса. Если в их число входят специалисты в данной области, то метод получает название метода экспертных оценок. 8. Биографический метод дает возможность изучать психолого-педагогические явления на основе анализа жизненного пути человека, предшествующих условий обучения, воспитания и психологического развития. Частные методы - способы исследования, применяемые только в конкретной науке - психологии или педагогике. К ним, в частности, относятся методы тестирования, опроса, моделирования и некоторые другие. Методологические основы отечественной психологии и педагогики составляют фундамент наук и обеспечивают их самостоятельное функционирование.
Вывод по третьему вопросу: Общие, фундаментальные понятия в науке, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая задача, педагогическая технология, педагогический процесс. Как и любая другая наука, педагогика имеет свою методологию, теорию, методы и вырабатывает рекомендации для педагогическойпрактики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Отыскание оптимальных путей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, духовно богатой, высоконравственной, физически совершенной, составляет главное направление современных исследований в педагогической науке. Направление исследований в области организации учебной работы связано с поисками путей активизации учащихся, развития их самостоятельности и инициативы в процессе овладения знаниями. В связи с этим ведутся исследования, направленные на усовершенствование средств и методов обучения для максимального развития у обучаемых познавательных интересов и способностей, выработки у них умений рациональной организации труда. Ныне поставлен вопрос о необходимости специальных естественнонаучных исследований в связи с особой деятельностью в экстремальных условиях. Наличие четкой методологической и естественнонаучной основы психолого-педагогических исследований позволяет вести более глубокое изучение проблем отечественной психологии и педагогики, сосредоточивать наибольшие усилия ученых на решении актуальных задач обучения и воспитания современного человека.
Разработал: Доцент кафедры психологии и педагогики кандидат медицинских наук полковник внутренней службы Д.Н. Церфус
УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры психологии и педагогики подполковник внутренней службы А.В. Шленков «_____» ____________ 20__ г.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |