Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие, воспитание, обучение




Образование и социализация человека

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ.

Категории, как известно, представляют основные, фунда­ментальные в данной науке понятия.

Необходимо выделить три группы таких категорий.

1 группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуаль­ность» и «личность», т. е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на измене­ние которых влияет педагогическая практика.

2 группа характеризует предмет педагогики, т. е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, обра­зование, воспитание, обучение.

3 группа – категории, объединяющие педагогические средства. Это педа­гогическая деятельность, образовательный процесс, педагоги­ческое взаимодействие.

Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической ка­тегории рассматривают образование. Причем в это понятие включают весь процесс становления человека как социально­го существа. Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и об­разованность. Образованный человек – это человек знающий, компе­тентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.

Социализация – это взаимодействие человека с окружаю­щей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство со­циальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадле­жит.

Развитиеэто изменение, представляющее собой переход простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Физическое и психическое раз­витие человека подчиняется общим закономерностям. Рост организма (количественные изменения) связан с изме­нением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в ор­ганизме приводит к переходу к более высоким ступеням.

Существенное значение для социализации человека имеет воспитание.

Воспитаниеразвитие социальных качеств (личностных свойств) под воз­действием других людей.

Общая социальная функция воспитания - передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на личность и может лишь способствовать со­циализации. Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий:

1. обеспечение включенности моло­дых людей в реальные социальные отношения, возник­новение у них объективного и субъективного отношения к дея­тельности.

2. самореализация в процес­се социального взаимодействия.

Обучениепроцесс взаимодействия между обучающим и обучаемым, направ­ленный на формирование знаний, умений, навы­ков, социального опыта и личностных качеств. Обучение всецело зависит от мотивов учения, от действий обучаемого. Поэтому этот процесс двусторонний: обучающий учит, а обучаемый учится. Обучение способствует об­разованию полноценной личности, развивает индиви­дуальность.

Педагогическая деятельность - воздейст­вия, целью которых являются качественные изменения в жизни людей. Наряду с воздействием и управлением педагог создает условия для воспитания и самовоспитания личности, для развития и са­моразвития индивидуальности.

Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса, она подразумевает педагогическую ситуацию, соотнесенную с целью деятельности и условиями её осуществления.

Движение педагогического процесса, его этапы – это переход от оной педагогической задачи к другой. Первичной единицей педагогического процесса являются только оперативные задачи.

Все педагогические задачи решаются при наличии следующих этапов:

1. Анализ ситуации и постановка педагогической задачи.

2. Проектирование вариантов решения и выбор оптимального

3. Практическое решение педагогической задачи

4. Анализ результатов решения

Понятие «педагогический процесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога или педагогического коллектива. Это целостный процесс осуществле­ния образования путем обеспечения единства обучения и воспитания. Синонимом этого понятия является термин «учебно-воспитательный процесс».

Педагогическое взаимодействие -категория, отражающая процессы взаимодействия учителя и ученика, в котором реализуются задачи обучения, воспитания и развития. Важнейшим условием формирования учебной деятельности, является структурирование взаимодействия педагога и учащегося. Под структурированием взаимодействия понимается процесс целенаправленного планирования и организации деятельностей на основе единства их структур.

Методологическую основу большинства направлений современной отечественной психологии и педагогики составляет диалектический материализм. Психология и педагогика применяют его законы, принципы и категории к анализу психолого-педагогических проблем.

Общие методы - способы исследования психолого-педагогических явлений, применяемые в ряде наук, объектом которых является человек или коллектив. Психологией и педагогикой используются широкий спектр методов исследования, к числу наиболее применяемых из которых, прежде всего, относятся:

1. Метод наблюдения - изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях.

2. Метод эксперимента, который в отличие от наблюдения предусматривает изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их внешнего проявления в специально созданных условиях, в которых изучаемое явление обязательно должно проявиться.

3. Метод диагностической беседы (интервью) представляет собой изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа содержания устных ответов на определенный перечень вопросов, задаваемых участнику (участникам) педагогического процесса.

4. Метод анкетирования дает возможность изучать психолого-педагогические процессы на основе анализа ответов опрашиваемых на заранее составленный перечень вопросов. Однако, как и сами вопросы, так и ответы излагаются письменно.

5. Метод анализа результатов деятельн ости – изучение психолого - педагогических явлений на основе изучения объема и качества решаемых исследуемыми или группами учебных, профессиональных и других задач.

6. Метод анализа документов позволяет изучать психолого-педагогические явления на основе изучения содержания документов (характеристик, дипломов, актов, протоколов и др.), касающихся объектов и субъектов педагогического процесса.

7. Метод обобщения независимых характеристик – изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их оценки другими объектами и субъектами педагогического процесса. Если в их число входят специалисты в данной области, то метод получает название метода экспертных оценок.

8. Биографический метод дает возможность изучать психолого-педагогические явления на основе анализа жизненного пути человека, предшествующих условий обучения, воспитания и психологического развития.

Частные методы - способы исследования, применяемые только в конкретной науке - психологии или педагогике. К ним, в частности, относятся методы тестирования, опроса, моделирования и некоторые другие.

Методологические основы отечественной психологии и педагогики составляют фундамент наук и обеспечивают их самостоятельное функционирование.

 

Вывод по третьему вопросу:

Общие, фундаментальные понятия в науке, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая задача, педагогическая технология, педагогический процесс.

Как и любая другая наука, педагогика имеет свою методологию, теорию, методы и вырабатывает рекомендации для педагогическойпрактики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отыскание оптимальных путей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, духовно богатой, высоконравственной, физически совершенной, составляет главное направление современных исследований в педагогической науке.

Направление исследований в области организации учебной работы связано с поисками путей активизации учащихся, развития их самостоятельности и инициативы в процессе овладения знаниями. В связи с этим ведутся исследования, направленные на усовершенствование средств и методов обучения для максимального развития у обучаемых познавательных интересов и способностей, выработки у них умений рациональной организации труда. Ныне поставлен вопрос о необходимости специальных естественнонаучных исследований в связи с особой деятельностью в экстремальных условиях.

Наличие четкой методологической и естественнонаучной основы психолого-педагогических исследований позволяет вести более глубокое изучение проблем отечественной психологии и педагогики, сосредоточивать наибольшие усилия ученых на решении актуальных задач обучения и воспитания современного человека.

 

Разработал:

Доцент кафедры психологии и педагогики

кандидат медицинских наук

полковник внутренней службы Д.Н. Церфус

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогики

подполковник внутренней службы

А.В. Шленков

«_____» ____________ 20__ г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.