Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму – форму интереса




План темы

Тема 8. Основы теории потребительского поведения

1. Потребление и потребность. Полезность как основа выбора потребителя. Функция полезности.

2. Максимизация полезности при потреблении двух или более товаров и услуг. Теория предельной полезности.

3. Эффект дохода и эффект замещения. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг.

4. Спрос и конкурентное поведение потребителя: кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения

5. Бюджетные линии

6. Кривые Энгеля

 

1. Потребление и потребность. Полезность как основа выбора потребителя. Успех фирмы на рынке во многом определяется тем, насколько точно и своевременно учитываются интересы потребителей, их предпочтения, мотивы, заставляющие совершать покупки. Анализ потребительского поведения на основе кривых безразличия, бюджетных линий и кривых Энгеля позволяет правильно выбрать направления улучшения характеристик уже выпускаемых изделий, а также лучше ориентироваться при разработке новых товаров.

В экономической теории под потреблением понимается процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Суть категории потребность состоит в экономическом мотиве человека, возникающем из необходимости или желания потреблять различные блага (как вещественные, так и духовные) вообще. Желание потреблять какую-либо продукцию или услуги имеет различную степень интенсивности. Однако выразить потребность количественно не представляется возможным. Речь идет об «интенсивной» величине, которая может восприниматься лишь в понятиях «больше» или «меньше».

Экономический интерес – эта форма проявления экономических потребностей. Потребности формируют спрос, который во многом состоит из вкусов и предпочтений людей.

Все люди способны сравнивать удовлетворения, получаемые от различных видов деятельности и продуктов, и предпочитать одни виды другим. Данные предпочтения являются «чистыми», так как не зависят от доходов и цен. «Чистые» предпочтения не представляют еще действительного покупательного выбора. Желание становится выбором, а индивидуум – покупателем, когда его предпочтения ведут к реальным покупкам на рынке. Однако выбор в отличие от желаний ограничен ценами и доходом.

Главным фактором потребительского выбора (рис. 25) является полезность того или иного товара. Термин «полезность» впервые введен в научный обиход английским философом И. Бентамом (1748 – 1832 гг.). Однако не он, ни экономисты того времени не поняли связи между ценностью товара и его полезностью, получаемой от его потребления. А. Смит впервые провел различия между «ценностью в потреблении» и «ценностью в обмене». Но проблему цены он все-таки решил в пользу издержек производства. Впервые на связь между полезностью и ценой указал английский ученый экономист У. Джевонс (1835 – 1882 гг.). Он доказал, что именно предельная, а не общая полезность имеет отношение к рыночной цене.

 

Рисунок 25. - Факторы потребительского выбора




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.