Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План темы




1. Понятие конкуренции и ее трактовка различными школами экономистов. Условия возникновения и роль конкуренции в рыночной экономике.

2. Модели рыночных структур

3. Совершенно конкурентный рынок

4. Чистая монополия

5. Несовершенная конкуренция

6. Монополизм в экономике и методы антимонопольного регулирования

7. Самостоятельно: Модель Курно. Теория «изгибающийся кривой спроса».

 

1. Понятие конкуренции. Ранее мы рассмотрели такие факторы рыночного саморегулирования как спрос и предложение, цены. Не менее важным является и такой фактор как конкуренция.

Конкуренция (от лат. - сбегаться, сталкиваться, состязаться) - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. А. Смит, в частности, понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Он считал, что независимое поведение может возникнуть даже на рынке с двумя продавцами, но более вероятно – на рынке с двадцатью продавцами, поскольку в этом случае менее вероятен сговор между ними. Следовательно, при рассмотрении рынка конкуренции классики делали акцент на такое поведение продавцов и покупателей, которое характеризовалось частным, без сговора соперничеством за наиболее выгодные условия. При этом основным объектом конкуренции считали цены.

Поведенческая трактовка конкуренции характерна и для неоклассической теории. Неоклассики, конкретизировав экономический анализ и включив в него гипотезу рационального рыночного агента, связывали конкуренцию с борьбой за ограниченные

экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести.

Фактор ограниченности, в их понимании, носит относительный характер. Количество благ недостаточно в сравнении в сравнении с потребностями людей. Экономические блага, как и ресурсы, применяемые при их производстве, можно использовать по-разному, что создает проблему выбора, предназначенности каждого блага (ресурса) для определенных целей, конкурирующих между собой.

Наряду с поведенческой трактовкой в ХΙХ и особенно в ХХ веке в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая со временем на первое место. Ее авторами являются Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен и другие крупные ученые, заполнявшие фундамент современной теории четырех основных типов рынка: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.

Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико, и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм с друг другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. Эти вопросы будут рассмотрены чуть позже.

В экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».

Функциональный подход связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели – организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. Борясь с рутиной, осуществляя реализацию нововведений, обеспечивая тем самым экономический рост, предприниматель становится, по словам Й. Шумпетера, «созидающим разрушителем». Первоначально нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии и выпускающие не пользующуюся спросом продукцию.

Другой выдающийся австрийский экономист и политический философ Фридрих фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, экономические агенты должны располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. В экономике, если она построена не на натуральном производстве, такая информация рассредоточена, рассеяна среди множества продавцов и покупателей. Единственно верную информацию можно получить только через ценовые сигналы, подаваемые рынками. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становятся явным. Только «процедура» конкуренции показывает (открывает), какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.

Условия необходимые для функционирования механизма конкуренции – создание необходимой институциональной среды:

- равенство экономических агентов, действующих на рынке;

- характер производимой ими продукции (степень однородности продукта);

- свобода входа на рынок и выхода с него.

Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы, продукцию) более высокого качества или по более низкой цене. А. Маршалл замечает, что «от нее отдает слишком большим привкусом зла», проявлениями «эгоизма и безразличия к благополучию других людей». В тоже время он называет нормальную конкуренцию могучей животворной силой рыночной экономики, играющей в ней многогранную позитивную роль.

Роль конкуренциизаключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ. Конкуренция способствует:

- расширению и рационализации производства;

- внедрению прогрессивных новшеств;

- экономии ресурсных затрат;

- повышению общей эффективности экономики;

- оптимальному удовлетворению спроса;

- уравниванию и снижению цен.

Принято различать конкуренцию ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную и другие (рис. 55).

2. Модели рыночных структур. Рынок – это экономическая система, в которой движущей силой является конкуренция. Однако в реальной действительности конкуренция существует в различных степенях в диапазоне от идеальной (совершенной) конкуренции до полного ее отсутствия. Рыночная структура, или специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее воздействие на поведение фирмы и выбор ее рыночной стратегии и тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими показателями результатами ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение и результативность фирмы не могут не сказываться на функционировании и преуспевании все отрасли, а состояние последней влияет на национальную экономику в целом. Структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро-, но и для макроэкономики.

Данный тезис можно изобразить в виде условной логической схемы:

Структура рынка => поведение фирмы => преуспевание фирмы => преуспевание отрасли => преуспевание национальной экономики.

Структура рынка в той или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже не рыночные элементы. Вместе с тем, в ней присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию.

Как уже отмечалось, в современной экономической теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию; монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию.

 

 

Рисунок 55. – формы конкуренции

Совершенная конкуренция и чистая монополия – два противоположных полюса, между которыми расположены промежуточные формы, так называемой несовершенной конкуренции.

В основу вышеназванной классификации положены следующие признаки:

1) количество фирм в отрасли;

2) контроль отдельной фирмы над ценами;

3) свобода вхождения в отрасль и выхода из нее;

4) характер продукта;

5) характер кривой спроса на продукт фирмы.

Совокупность рыночных структур. В экономической теории указанные характеристики явля­ются критерием классификации рынка и рыночных структур. Принято выделять четыре основные рыночные структуры: совершенная конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия.

Основные виды рынков представлены в таблице 9, краткая характеристика моделей рынка в таблице 10, характеристика видов рыночных структур в таблице 11.

9. Основные виды рынков

Покупатели Продавцы
Много Несколько Один
Много Полиполия Олигополия Монополия
Несколько Олигопсония Билатеральная олигополия Ограниченная монополия
Один Монопсония Ограниченная монопсония Билатеральная монополия

10. Краткая характеристика моделей современного рынка

  Модели рынка Основные характерные черты
Число фирм Контроль над ценой Вступление в отрасль Примеры
Чистая конкуренция Очень большое Отсутствует Совершенно свободное Сельское хозяйство, услуги фондовых бирж и по обмену валют
Чистая монополия Одна Очень значительный Практически исключено Электро-, газо-, водоснабжение, метрополитен, связь
Монополистическая конкуренция Много Очень ограниченный Сравнительно свободное Производство одежды, обуви, мебели, книг, розничная торговля
Олигополия Несколько Значительный, особенно при сговоре Очень затруднено Производство стали, сельхозмашин, оптовая торговля

 

 

11. Характеристика видов рыночных структур

Совокупность рыночных структур
Тип конку­ренции Назва­ние рыноч­ной струк­туры Наиболее типичные характеристики данной рыночной структуры Степень контроля над ценами со стороны фирм в условиях данной рыночной структуры
СОВЕРШЕН­НАЯ КОНКУ­РЕНЦИЯ Совершенная конкуренция - Множество производителей, действующих независимо друг от друга - Производимый продукт стандартизирован, т.е. однороден - Полная информация о рынке и продукте - Низкие барьеры входа и выхо­да в отрасль Отдельные фирмы не контроли­руют цены на рынке
НЕСОВЕРШЕН­НАЯ КОНКУ­РЕНЦИЯ     Монополистиче -ская конкуренция - Множество производителей, действующих независимо друг от друга - Производимый продукт диффеенцирован, т.е. имеет много реальных и мнимых различий - Низкие барьеры входа в от­расль - Возможность сговора отсут­ствует Возможен частичный контроль над рыноч­ными ценами со стороны отдельных фирм
Олигополия - Несколько производителей, доля рынка у каждой фирмы велик - Фирмы зависимы друг от друга - Производимый продукт одно­роден или дифференцирован - Высокие барьеры входа в от­расль - Возможен сговор фирм Фирмы осуществ­ляют частичный контроль над рыноч­ными ценами
Монополия - Один производитель на рынке или создание уникальной про­дукции - Рыночная власть позволяет устанавливать монопольно вы­сокие цены - Очень высокие барьеры входа в отрасль - Возможно проведение полити­ки диверсификации цен Фирма существен­но контро­лирует рыночные цены

 

Далее рассмотрим влияние продавцов и покупателей на формирование цен на рынках с различными типами конкуренции.

3. Совершенная конкуренция - достаточно емкая категория. Она включает в себя два аспекта: «рынок совер­шенной конкуренции» и «совершенно конкурентная фирма» (схема). По сути дела, речь идет о двух институтах (рынке и фирме), функционирование которых и обусловливает такое явление, как «совершенная конкуренция».

Из этих двух институтов более масштабный характер име­ет первый. В связи с этим логичнее начинать анализ именно с него. В приводимой схеме обозначены те условия, которые предопределяют существование каждого института. Совокуп­ность данных условий представляет, по сути, экономическое содержание обоих понятий (вспомним аналогию: сущность денег выражается их функциями).

Следует отличать понятия «совершенно конкурентный рынок» и «совершенно конкурентная фирма» (табл. 12).

 

12. Совершенная конкуренция: составные понятия

Рынок совершенной конкуренции
Характерные функциональные условия 1. Много производителей продукции Примеры отраслей: - рынки с/х продукции; - рынки акций и облигаций
2.Выпуск стандартизированного (однородного) продукта
3. Полная информация (в частности, о ценах)
4. Низкие барьеры входа и выхода из отрасли
Совершенно конкурентная фирма
  1. Малая доля на рынке Примеры фирм: - мелкие фермерские хозяйства; - российские челноки»; - пенсионеры, торгующие на улицах России
Характерные функциональные условия 2. Не контролирует рыночную цену, не имеет своей ценовой политики
3. Фирма не насыщает рынок, работает по постоянной цене, установившейся на рынке
4. В долгосрочном периоде имеет нулевую экономическую прибыль

 

Обращаясь к понятию «совершенно конкурентная фирма», отметим, данное понятие введено в научный оборот во второй половине XX в. Тер­мин «совершенная конкуренция» впервые использовал американский эко­номист У. Джевонс.

Совершенно конкурентный рынок. Совершенная конкуренция это экономическая ситуация, в которой никто не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара. Она характеризуется существованием на рынке множества мелких фирм, производящих однородную продукцию; вход в отрасль и выход из нее фирм абсолютно свободный, каждая из фирм имеет свободный доступ к информации; контроль над ценами отсутствует; тип производимого продукта стандартизированный.

В условиях совершенной конкуренции фирма определяет объем выпуска, выравнивая предельный доход, который равен цене единицы продукции и предельные издержки. До тех пор, пока предельные издержки ниже цены, фирма будет наращивать производство вплоть до того момента, когда они сравняются. Дальнейшее увеличение выпуска будет увеличивать издержки в большей степени, чем доход, и производство станет нецелесообразным. Правило равенства предельного дохода предельным издержкам используется фирмами при любых рыночных условиях.

Особенностью совершенной конкуренции является равенство предельного дохода и цены. Если рыночная цена установлена выше минимальных средних валовых издержек фирмы, то ее задачей является получение максимума прибыли. Однако фирма будет продолжать производить, когда цена ниже минимума средних валовых издержек, но не ниже средних переменных издержек. В этом случае ее задачей будет минимизация своих убытков. Если цена окажется ниже минимума средних переменных издержек, фирма предпочтет прекратить свою деятельность.

Высокие прибыли и убытки отдельных фирм характерны для краткосрочного периода, когда недостаточно времени для выхода отдельных фирм из отрасли или входа в нее новых фирм. В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлечет новые фирмы, которые увеличив предложение отрасли, окажут воздействие на снижение рыночной цены. В то же время длительные по времени убытки заставят ряд фирм покинуть отрасль, предложение уменьшится и цена повысится. Долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции устанавливается, когда цена равна предельным и средним валовым издержкам. В этом случае у фирм нет стимулов для расширения или сужения производства, а также входа в отрасль и выхода из нее.

В условиях совершенной конкуренции фирмы производят такое количество продукции, которое соответствует точке пересечения кривых рыночного спроса и предложения. Кривая предложения каждой фирмы является отрезком кривой ее предельных издержек, лежащим выше кривой средних переменных издержек. Совокупное предложение отрасли складывается из объемов предложения всех работающих на ней фирм. Реакция на изменение спроса быстрая и гибкая, рынок совершенной конкуренции автоматически реагирует на изменение потребительского спроса расширением или свертыванием производства.

Условия оптимизации получения прибыли: у владельцев совершенно конкурентных фирм отсутству­ют возможность повысить прибыль путем увеличения своей сбытовой цены или изменения объема реализуемой продук­ции. Они вынуждены ориентироваться на существующий «це­новой стандарт» как заданную величину. Фирму в таких ус­ловиях называют «принимающей цену» (price taker). Для сравнения отметим, что фирмы, не являющиеся совершенно конкурентными, принято называть «объявляющими цену», или «ценопроизводителями» {price makers).

Вывод:совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продава­емого ею объема продукции.

Данная ситуация означает, что совершенно конкурентная фирма вынуждена считаться с таким типом спроса, который графически изображается как горизонтальная линия (т.е. об­ладающий абсолютной эластичностью) (рис. 56). В теории при­нято считать, что наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы является критерием совершенной конку­ренции.

 

Рисунок 56. - Кривая спроса на продукцию Рисунок 57. - Кривая валового дохода совершенно конкурентной фирмы совершенно конкурентной фирмы

Совершенно конкурентная фирма вынуждена считаться с тем, что любое количество производимых благ может быть продано только по одной цене. Это значит, что средний доход будет также неизменен и равен цене продукта. Каждая после­дующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущая (Р = AR = MR). Валовой доход для рассматриваемого типа фирмы имеет вид восходящей прямой линии (рис. 57).

Совместив эти графики, мы получим элементарные условия равновесия для отдельной фирмы: пересечение кривой предельного дохода с совокупной выручки показывает равновесный объем производства при данной цене (рис. 58).

Для определения уровня производства, при котором со­вершенно конкурентная фирма будет получать максималь­ную прибыль, можно использовать два подхода:

1) путем сравнения валового дохода (TR) и валовых издер­жек (ТС);

2) путем сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС).

 

Рисунок 58. - Спрос, предельный и совокупный доход в условиях совершенной конкуренции

При первом способе определения максимальной прибы­ли, валовой доход изображен прямой линией, поскольку каж­дая дополнительная единица продукции добавляет одну и ту же величину - ее цену (рис. 59).

Валовые издержки возрастают с увеличением производства, но крутизна кривой данных из­держек меняется. Более высокие темпы роста издержек при увеличении производства связаны с законом убывающей от­дачи. Это связано с неэффективностью, вызванной расшире­нием фирмы, чрезмерным использованием оборудования, по­терей управляемости фирмой.

Рисунок 59. - Оптимизация деятельности совершенно конкурентной фирмы (первый способ)

Сравнивая валовые издержки и валовой доход, можно за­метить, что точка максимальной прибыли (Q*) находится при таком объеме производства, когда валовой доход превышает каловые издержки на максимальную величину.

При втором способе определения максимальной прибы­ли через предельные величины, сравнению подлежат суммы, которые дает каждая дополнительная единица продукции (рис. 60).

Совместим на одном графике линию предельного до­хода (MR) и кривую предельных издержек (МС). Точка пере­сечения MR и МС (точка Е), в которой они равны, указывает на объем производства, при котором фирма получит макси­мальную прибыль (Q*). При цене Р1 фирма покрывает средние издержки и имеет прибыль на одну единицу, равную расстоянию между точка­ми Е и М. Таковы возможности оптимального варианта.

 


Рисунок 60. - Оптимизация деятельности совершенно конкурентной фирмы (второй способ)

Сопоставление предельного дохода с предельными издержками можно осуществить и непосредственно. Производство можно продолжать до пересечения кривой предельных издержек с уровнем цен (МС = Р). Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с их ценой. Если МС < Р, то производство можно увеличить, если наоборот, то такое производство осуществляется в убыток и его следует прекратить. На рисунке 61 общий доход (ТR=РQ) равен площади прямоугольника ОМКN. Общие издержки ТС равны площади прямоугольника ORSN, максимум прибыли (π = ТR – ТС) представляет площадь прямоугольника МRSК.

 


Рисунок 61. – Издержки и прибыль конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

Е сли цена не покрывает не только средних общих издержек (АТС), но и средних переменных издержек (AVC), то фирма прекра­тит выпуск товара и будет нести временно убытки, равные величине постоянных издержек (FC) (рис. 62).

Возможен вариант, когда цена ниже средних общих издержек, но все же выше средних переменных издержек (рис. 63). В этом случае фирме выгодно продолжать производство, по­скольку выручка будет покрывать не только переменные из­держки, но и часть постоянных издержек, равных расстоянию между точками К и Е. Если фирма в этом случае прекратит производство, то будет вынуж­дена восполнять весь объем по­стоянных издержек, умень­шить которые в краткосроч­ном периоде невозможно.

Рисунок 62. - Ситуация прекращения Рисунок 63. - Ситуация минимизации убытков

производства фирмы

В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четыре типа фирм (рис. 64).

Рисунок 64. - Классификация фирм в условиях краткосрочного равновесия

В длительном периоде та­кое положение фирмы нере­ально, и, скорее всего, это при­ведет к тому, что фирма поки­нет отрасль. Возможно, что таких фирм будет много, и тог­да после их выхода из отрасли сократится предложение данного товара. В результате цена рыночного равновесия повы­сится. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока цена не начнет покрывать, по крайней мере, средние общие издержки. Дальнейший рост цены приведет к тому, что фирмы начнут получать экономическую прибыль, что одно­временно послужит сигналом для входа в отрасль новых фирм.Это, в свою очередь, приведет к увеличению предложе­ния и снижению рыночной цены равновесия. Процесс входа новых фирм в отрасль прекратится, когда цена опять сравня­ется со средними издержками.

В условиях долгосрочного периода фирма может изменить все свои ресурсы (все факторы становятся переменными), а отрасль может менять число своих фирм. Поскольку фирма может изменить все свои параметры, то она стремится расширить произ­водство, снижая средние издержки.

В случае возрастающей производительности средние общие из­держки уменьшаются (переход от АТС1 к АТС2 - рис. 65), при убывающей производительности - растут (переход от АТС3 к АТС4).

Рисунок 65. - Средние совокупные издержки в долгосрочном периоде

Соединив точки минимума АТСр АТС2, АТС3,..., АТСп, получим средние совокупные издержки в долгосрочном периоде ATCL:

- если имеет место положительный эффект масштаба, то кривая долгос­рочных средних издержек имеет значительный отрицательный на­клон;

- если имеет место постоянная отдача от роста масштаба, то она горизонтальна; наконец;

- в случае увеличения издержек от роста мас­штабов производства кривая устремляется вверх. В разных отраслях это происходит по-разному.

Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в от­расль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует неспецифические ресурсы (на которые предъявляют спрос и многие другие отрасли), то цена на ресурс может не подняться. В этом случае издержки остаются неизменными (рис. 66). Однако в большинстве отраслей дополнительный спрос на ре­сурс вызывает рост его цены (рис. 67).

Рисунок 66. - Кривая предложения отрасли с постоянными издержками в долгосрочном периоде совершенно эластична

Наконец, бывают отрасли и со снижающимися издержками в долгосрочном периоде. Такое снижение обычно связано с ростом масштабов производства, благо­даря которому спрос на ресурсы относительно уменьшается. В этом случае происходит снижение цены ресурса.

Подведем итоги. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде максимум прибыли достигается тогда, когда выполняется равенство (рис. 68):

МR =МС=Р=АС (42)

Рисунок 67. - Кривая предложения отрасли Рисунок 68. - Положение равновесия конкурентной с возрастающими издержками в фирмы в долгосрочный период

долгосрочном периоде

Недостатки модели совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков.

Говоря о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределе­ние ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей поку­пателей, не следует забывать, что она исходит из платежеспособ­ных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако от­нюдь не гарантирует равенство результатов. Совершенная конку­ренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности суще­ствуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются фир­мами: их осуществляет общество.

В этом случае говорят о побочных внешних выгодах или из­держках (положительных или отрицательных экстерналиях). Поэ­тому в условиях недостаточной спецификации прав собственности возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.

Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение по­требителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это от­носится к таким общественным благам, как противопожарная без­опасность, национальная оборона и т. д.

Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необ­ходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это, прежде всего, касается фундаментальных исследований (которые, как пра­вило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей. Совершенная конкуренция способствует унификации и стан­дартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазонпотребительского выбора. Между тем в современном об­ществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются раз­нообразные вкусы. Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ееофор­мление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностямкаждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства.

4. Чистая монополия. Прежде, чем перейти к характеристике рыночных структур несколько слов об экономистах, изучавших проблемы монополизма (австриец Йозеф Шумпетер (1883-1950 гг.) и англичанка Джоан Робинсон (1903-1983 гг.).

Приведем слова А. Смита: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласны заплатить». Чистым монополистом можно назвать Фирму, если она является единственным производителем экономи­ческого блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Чистая (абсолютная) монополия – это рыночная структура, в которой:

- одна фирма является единственным производителем продукта, поэтому отрасль – синоним фирмы;

- производимый и реализуемый продукт не имеет близких заменителей и в этом смысле он уникален;

- чистый монополист диктует цену, он обладает рыночной властью (назначает и контролирует цены, объем поставок товаров на рынок);

- неценовой конкуренции почти нет;

- для входа в отрасль конкурентов существуют естественные и искусственные барьеры.

В условиях чистой монополии отрасль состоит из однойфирмы, т. е. понятия «фирма» и «от­расль» совпадают. Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют ре­альные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый про­дукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отне­сти к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может вли­ять на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленнос­ти), с естественной монополией (когда какие-либо компании - в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения - закрепляют свое мо­нопольное положение, получая привилегии от правительства).

Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компа­ний, как «Ксерокс», «ИстманКодак», «Интернэшнл Бизнес Машин» (IBM),«Сони» и т.д. Монопольное положение, закрепленное патен­том, служит стимулом капиталовложений НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти.

Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подложат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты имногие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, гак и государственной организации [классичессический пример история история водочной монополии в России).

Монополия может иметь основой исключительное право какой - либо ресурс (например, наестественные факторы производства). Хрестоматийным стримером является деятельность компании «Де Бирс», которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует той рынок алмазов.

Вывод: причинами монополии являются: а) эффект масштаба; б) законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль, патенты и лицензии; в) нечестное поведение и прочее. Монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.

Определение цены и объема производства. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену.

Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р = MR, то на монополизиро­ванном рынке Р > MR.

Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста – наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.

Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки (рис. 20 «Эластичность и общая выручка» ).

Приведем пример. Известно, что увеличение спроса может быть достигнуто снижением цены. Допустим, монополист решает сни­зить цену со 110 долл. (Р1) до 100 долл. (Р2). При этом спрос растет с 4 единиц (Q 1) до 6 единиц (Q2). Убытки от снижения цены равны (P1- P2)хQ1 = (110 - 100) х 4 = 40 долл., а выгода (прибыль) составит (Q2 – Q1) х P = (6 - 4) х 100 = 200 долл. (рис. 69). Чистое приращение прибыли будет равно 160 долл.

 

Рисунок 69. - Цена и предельный доход в условиях чистой монополии

В общем виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки (см. рис. 70). Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

Установление равновес­ной цены в условиях совершенной конкуренции представлено на рисунке 71. В точке Е достигается равновесный объем производства Qе и равновесная цена Ре . Площадь 0BEQе соответствует величине из­держек производителей, РеВЕ - составляет прибыль производителей, а АРеЕ - потребительский излишек. Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмеща­ют свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж.

При возникновении чистой монополии ситуация меняется (рис. 72).

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точ­ке Е, где Рс = МС. В условиях монополистического рынка мы перемеща­емся к монопольной цене Рт и количеству продукции Qm. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Р > МС), то ве­личина излишка потребителей и излишка производителей меняют­ся. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мерт­вого груза монополии.

 

 

Рисунок 70. - Спрос, предельный и совокупный доход фирмы в условиях чистой монополии

 

Рисунок 71. - Равновесие в конкурентной Рисунок 72. - Определение цены и

отрасли объема производства в условиях чистой

монополии

В середине 50-х гг. А. Харбергер был первым, кто попытался определить величину этих треугольников с точки зрения издержек всего общества, так как объем производства без монополии больше, чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники часто назы­вают харбергеровскими треугольниками. Используя математичес­кий аппарат, он показал, что такие потери в промышленном секто­ре США в 1929 г. составили менее 0,1% ВНП. В современной эконо­мике США они бы составили около 6 млрд. долл. Поэтому проблема чистой монополии не является такой острой, как она представля­лась ранее другим экономистам.

Обычно считают, что монопольные цены - самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако сле­дует помнить, что монополист стремится к максимизации совокуп­ной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

Другим стереотипом выступает мнение, будто монополист всегда стремится ограничивать выпуск продукции. Это также не совсем верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как пра­вило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных фактора - понижающий и повышающий. Понижающий, так как в результате создания монополии можно полнее использо­вать положительный эффект от роста масштаба производства (эко­номия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбы­та, экономия на маркетинговых операциях и т. д.). С другой сторо­ны, действует и тенденция к их повышению, связанная с разбуха­нием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию Х.Лейбенстайн обозначил как Х-неэффективность (рис. 73).

Рисунок 73. - Определение Х-неффективности

Согласно X. Лейбенстайну, Х-неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции возможна Х-неэффективность. В этих условиях фирма уве­личивает производство до той точки, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем случае - до минимума АТС (точка А). Если реальные издержки превышают ми­нимальные АТС на величину АВ, то при производстве Q возникает Х-неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подоб­ная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х-неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке. Объем производства сокращается с Qc до Qm, а Х-неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается.

Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке, является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем меньше монопольная власть, и наоборот. На степень монопольной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.

В реальной жизни чистая монополия, так же как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции, постепенно переходящей в олигополию. Монополия снижает экономическую эффективность. Отсюда роль монополии в экономике является двойственной:

С одной стороны, продукция монополии отличается, как правило, высоким качеством; крупные масштабы позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

С другой, за счет рыночной власти и благодаря монопольной цене фирма, получая большие прибыли, ограничивает выпуск продукции, а в условиях ослабления или отсутствия конкуренции она теряет стимул для повышения эффективности производства за счет научно-технического прогресса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.