Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 10. Рынки и их разновидности




Правило наименьших издержек(least cost combination rule of resources) - это условие, согласно которому издержки мини­мизируются в том случае, когда последний доллар (марка, рубль и так далее), затраченный на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу - одинаковый предельный продукт. Правило наименьших издержек обеспечивает равновесие положения производителя.

Эффект масштаба - это изменение долговременных средних издержек с изменениями масштабов производства. Основными его видами являются положительный эффект масштаба, отрицательный эффект масштаба и постоянный эффект масштаба.

Явные (внешние) и альтернативные (вмененные) издержки. К явным издержкам относят все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства или все явные затраты фирмы в конечном счете сводятся к возмещению использованных факторов производства. Сюда входит оплата труда в виде заработной платы, земли - в виде аренды, капитала - в виде расходов на основные и оборотные фонды, а также оплата предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта. Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью - как прибыль. Явные издержки (называемые также внешними) - это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны. Именно эти издержки учитываются бухгалтерией, поэтому их часто называют бухгалтерскими.

Характер целевых установок фирмы определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

Менеджмент (термин американского происхождения, по своей сути является аналогом термина управление, введен амер. инженером Фредериком Тейлором (1856-1915 гг.) – это управление фирмой в условиях рынка.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Выделяют три наиболее важных принципа менеджмента:

1) Оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении;

2) Сочетания прав, обязанностей и ответственности (принцип единства команды);

3) демократизации управления.

Менеджмент в зависимости от видов и последовательности дея­тельности можно разделить на три стадии; стратегическое управле­ние, оперативное управление и контроль.

Стратегическое управление включает:

- выработку цели менеджмента;

- прогнозирование как предвидение результатов развития, совер­шающегося под действием существующих факторов;

- перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели.

Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер, которая подразделяется на:

- организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов;

- руководство, как распорядительство (мотивация) в условиях со­зданной структуры.

Контроль включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления.

Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, орга­низационно-технического и социально-психологического аспектов управления.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыль­ности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональ­ной организации производственного процесса, включая управле­ние производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при од­новременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее про­изводственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат.

2. Экономическая природа фирмы. Фирма как объект микроэкономического анализа. Цели и функции фирмы. История предпринимательской деятельности и способов ее экономи­кой организации знает множество конкретных форм экономического юридического обособления субъектов предпринимательства. Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма.

Фирма - это обобщенное название, используемое по отношению ко всем (или поч­ти ко всем) организациям бизнеса. Предприятие (завод, фабрика) - обособленная единица по производству товаров и услуг. Фирма - организация хозяйственной, предпринимательской деятельности. Фирма может включать одно производственное предприятие (и тогда действительно понятия фирмы и предприятия будут идентичными). В случае вхождения в состав фирмы нескольких производственных предприятий (заводов, фабрик) ее организационные рамки не будут совпадать с рамками предприятия.

Под фирмой(firm) понимается экономический субъекта, который занимается производственной деятельностью и обла­дает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресур­сы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

Микроэкономика изучает процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами - фирмами, потребителями и др. Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия, составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней, понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Термин фирма указывает, прежде всего, на то, что организация занимается хозяйствен­ной деятельностью и действует в большинстве случаев на правах юриди­ческого лица. Понятие пред­принимательства в целом шире, чем понятие фирмы, так как наряду с ор­ганизациями оно включает все виды индивидуальной экономической ак­тивности, осуществляемой от своего имени и под собственную полную и неограниченную ответственность.

Существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономи­ческими агентами. Однако в первом случае такая координация осу­ществляется через рынок, а во втором - путем объединения (ко­операции) индивидуальных действий на основе инструкций и рас­поряжений предпринимателя (табл. 8).

 

8. Формы организации хозяйственной деятельности

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  Рыночная система Фирма
Тип организации Спонтанный порядок Иерархия
Метод согласо­вания действий Посредством контракт­ных операций Путем подчинения распоряжениям корпорационной власти
Принцип приня­тия решений Решения принимаются самостоятельно (полная свобода в принятии реше­ний) Решения принимаются руководителем пред­приятия
Основы, побуждающие к принятию решений • Экономическая моти­вация • Обладание информацией • Текущий (или прогно­зируемый) уровень цен • Диктат руководите­ля

 

В отличие от естественным образом сложившегося рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организа­ции экономической деятельности.

Рынок предполагает обособление средств производства, фирма - их концентрацию.

В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме - прямые.

Рынок исключает диктат, он основывается на экономических сти­мулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

«Фирма, таким обра­зом, - писал Р. Коуз, - есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимате­ля». Но подобные инструкции и распоряжения возникают не на пустом месте.

В экономической литературе существуют различные ответы на эти вопросы. Одни экономисты рассматривают современные фаб­рики (фирмы) как итог развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин (К. Маркс), другие считают, что фир­мы - результат минимизации риска и неопределенности (Ф. Найт), третьи объясняют появление фирм необходимостью уменьшения трансакционных издержек (Р. Коуз, О. Уильямсон). Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы со­ставляет пучок контрактов между владельцами определенных фак­торов производства.

Причины эффективности фирмы:

1. Экономия средств за счет эффективного проведения слож­ных операций по приобретению ресурсов.

2. Меры по снижению риска от недобросовестного поведений партнеров («оппортунистического поведения).

3. Адаптационная способность фирмы (повышенная приспособляемость к внезапным обстоятельствам).

Можно сделать вывод: фирма является средством экономии трансакционных издержек. При этом степень экономии данных издержек выступает показателем эффективности фирмы.

Вариации экономического поведения фирмы:

Фирма эффективна -трансакционные издержки на управление внутри фирмы меньше затрат на рыночные трансакции

Фирма неэффективна: трансакционные издержки внутри фирмы превышают затраты на аналогичные рыночные трансакции

Причины неэффективности фирмы:

1. Потеря контроля управляемости.

2. Искажение информации при увеличении уровней иерархии.

3. Ослабление мотивации в крупной фирме.

4. необходимость ведения дополнительного учета.

В современной неоинституциональной теории подфирмой (firm) понимается коалиция владель­цев факторов производства, связанных между собой сетью кон­трактов, в результате чего достигается минимизация трансак­ционных издержек. Система контрактов заключается между вла­дельцами определенных ресурсов.

Развивая идеи американского юриста Я. Макнейла, О. Уильямсон разделил все ресурсы на три группы: общие, специфические и интерспецифические.

Общие ресурсы - это ресурсы, ценность которых не зави­сит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оце­ниваются одинаково.

Специфические ресурсы - это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.

Интерспецифические ресурсы - взаимодополняемые, взаи­моуникальные ресурсы, максимальная ценность которых дости­гается только в данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не смо­жет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой орга­низации.

Поэтому фирма выступает не просто как коалиция владельцев ресурсов, связанных между собой сетью контрактов. Это объедине­ние, в основе которого лежит отношенческий (или имплицитный) контракт по поводу интерспецифических ресурсов. Наличие таких ресурсов дает синергетический эффект, превышающий простую сумму вкладов каждого участника коалиции. Естественно, фирма использует не только интерспецифические, но и другие ресурсы: специфические и общие. Таким образом, сердцевину фирмы состав­ляет долговременный отношенческий контракт, заключенный меж­ду собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интер­специфических и специфических ресурсов в фирме позволяет эко­номить трансакционные издержки, а их владельцам - получать экономическую прибыль (квазиренту).

Такая трактовка природы фирмы позволяет объяснить много­образие форм современных фирм. Уникальность вступающих в ко­алицию интерспецифических ресурсов и многообразие трансакци­онных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежа­щих в основе разнообразных видов современных фирм. Многообра­зие способов минимизации трансакционных издержек предопреде­ляет, по мнению сторонников неоинституционального подхода, много­образие фирм.

Основные концепции фирмы. Существуют три основных подхода к фирме, в основе которых лежат различные стороны их деятельности:

1. Технологическая концепция. Этот подход является одним из центральных, т.к. роль фирмы в экономике состоит в производстве товаров и услуг. Согласно данному подходу фирма рассматривается как структура оптимизирующая издержки производства при данном выпуске продукции. Это обусловлено технологическими особенностями производства.

2. Контрактная природа фирмы. Современная теория институционализма подходит к проблемам мотивации, экономического поведения и рынков с точки зрения структуры и развития прав собственности и трансакционных издержек. Это стало значительным событием в развитии теории экономической организации и фирмы, которые изучаются неоинституционализмом не как обособленные единицы техники, технологии и управления а как субъекты и структуры управления сделками.

3. Стратегическая концепция – фирма рассматривается как активный субъект рыночной экономики, цель жизнедеятельности которого реализуется в его стратегии При этом стратегия понимается как сознательное целенаправленное поведение фирмы как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.

Теория трансакционных издержек рассматривает предпринимательский процесс как цепь трансакций, т. е. пересечений товаром или услугой границ смежных технологических процессов или владений (прав собст­венности на имущественные комплексы). Подобно неоклассической тео­рии она признает рациональность основным принципом функциониро­вания экономической организации, но трактует ее не как рациональность производственных издержек, а как рациональность затрат на управление сделками.

Способность экономической организации к выживанию и раз­витию определяется исходя из ее возможностей в минимизации трансак­ционных издержек. Это означает, что в центре микроэкономического ана­лиза стоят не затраты собственно на производство товаров и услуг, а со­путствующие процессы контрактации, т. е. механизмы контрактов и хозяйственных соглашений, начиная со стадии предварительного со­гласования интересов и стимулов и кончая стадиями заключения и вы­полнения контракта. Экономическая организация (фирма) как субъект контрактации стоит перед необходимостью гармонизировать отношения между участниками сделок, находящимися в состоянии реальных или потенциальных конфликтов.

Главным выводом из сказанного можно считать следующее: независимо от того, как понимаются цели фирмы - как долгосрочная максимизация прибыли или как минимизация трансакционных издержек, фирма будучи экономической организацией, имеет контрактную природу.

Фирма представляет собой совокупность отношений между собственниками, менеджерами и наемными работниками, которые оформляются в виде договоров-контрактов. Фирма, понимаемая как сеть контрактов, имеет ряд специфических особенностей и преимуществ. Важнейшими из них являются:

- замена разветвленной сети трансакций между экономическими
агентами одной трансакцией за счет перемещения в рамки внутрифир­менных отношений всего разнообразия контрактных сделок между собственниками и потребителями ресурсов;

- структуризация в рамках фирмы контрактных отношений во времени и пространстве;

- сокращение трансакционных издержек в рамках фирмы за счет замены контрактных отношений системой команд;

- возможность в условиях высокой степени неопределенностин рыночной среды выбора фирмой из многих вариантов отношений с этой средой наиболее рационального для нее способа действий, предсказуемого для партнеров;

- заключение своего рода «отношенческого контракта» который служит конституирующим признаком фирмы и основой ее организационнго обособления.

В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов: 1. Классический; 2. Неоклассический; 3. Отношенческий, или имплицитный.

Классический контракт (classical contract law) - это дву­сторонний контракт, основанный на существующих юридичес­ких правилах, четко фиксирующий условия сделки и предпола­гающий санкции в случае невыполнения этих условий. Классичес­кий контракт строг и юридически прост. Он предполагает, что от­ношения сторон четко определены и прекращаются после выполне­ния условий сделки. Он пытается учесть все возможные моменты, сведя будущие события к настоящему времени. Никаких устных договоренностей, не зафиксированных в тексте договора, он не при­знает.

Неоклассический контракт (neoclassical contract law) - это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда не­возможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сдел­ки. Он напоминает, скорее, договор о принципах сотрудничества, чем строгий юридический документ, предусматривающий все без исключения ситуации, которые могут появиться в будущем. Обыч­но для решения возникающих споров стороны обращаются к вы­бранному ими арбитру, который решает, насколько правильно дан­ный контракт выполняется. Поэтому договор с самого начала при­обретает тройственный характер. Устные договоренности учитываются наряду с пись­менными.

Отношенческий, или имплицитный, контракт (relational con-tracting) - это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными. Его выполнение гарантируется взаимной заинтересованностью участ­вующих сторон. Для его осуществления, как правило, и требуется планомерный порядок, предполагающий иерархию.

Основной инструмент фирмы в создании системы ценностей - это ее долгосрочная стратегия, которая базируется на использовании конкурентного преимущества предприятия. Конкурентное преимущество - это то, что выигрышно отличает данное предприятие от его конкурентов и обеспечивает его превосходство на рынке. Оно базируется на конкурентоспособности и обычно связано либо с более высоким, чем у конкурентов, качеством товаров, либо с более низкими издержками их производства.

Основными типами фирм являются единоличные владения, партнерства и корпорации. Каждая из упомянутых форм предпринимательства имеет свои дос­тоинства и недостатки, которые и определяют их роль в развитии эконо­мики.

Статус индивидуального предпри­нимателя закрепляется за ним при условии обязательной государствен­ной регистрации как свидетельства признания и соблюдения законода­тельных норм предпринимательской деятельности. Примером такого статуса могут служить предусмотренные российским законодательством «предприниматели без образования юридического лица» (ПБОЮЛ).

При единоличном владении, являющемся формой полностью само­стоятельного ведения бизнеса, владелец сочетает в себе функции собственника, управляющего и работника.

Партнерство возникает в целях ведения бизнеса на основе объединения ресурсов и предпринимательских навыков двух или более лиц. Из факта объединения определенных размеров ресурсов вытекает право на соответствующую долю в прибыли и обязанность принятия на себя ответственности по убыткам фирмы. Солидарная ответственность партнерства является неограниченной. Управленческие функции могут быть поручены кому-либо одному. В отличие от единоличных предпринимательств, партнерства могут быть и довольно крупными фирмами, для которых предпочтение партнерской формы бизнеса объясняется его спе­цификой.

Партнерское соглашение как основа партнерской фирмы является жестким документом, фиксирующим права и обязанности на определен­ный конкретный момент.

Корпорация - то форма бизнеса, свободная от многих упомянутых проблем. Корпорация существует юридически отдельно от своих основателей и базируется на принципе ограниченной ответственности. Владельцы фирмы в форме корпорации несут ответственность по ее обязательствам и получают доход от ее деятельности только в пределах вложенных средств и пропорционально их размеру. Личные активы владельцев отделены от активов фирмы. Предпринимательский риск распространяется на капиталы корпорации, но не на личное имущество владельцев, причем даже в тех случаях, когда активы корпорации не покрывают ее обязательств.

Собственность корпорации разделена на части между ее владельцами в виде акции или паев. После своего учреждения корпорация может распространять ценные бумаги (сертификаты, облигации, расписки), позволяющие акку­мулировать ресурсы за счет мобилизации сбережений населения или ин­вестирования свободных ресурсов других фирм. Неограниченные воз­можности расширения и роста масштабов предпринимательства в форме корпораций позволяют им использовать преимущества технологий мас­сового производства, более глубокой производственной и управленче­ской специализации.

Среди недостатков корпорации как формы предпринимательства следует отметить ее зависимость от бюрократизма и коррумпированно­сти чиновников, связанную с процедурами регистрации и юридического обслуживания

Конечной целью деятельности фирмы является упрочнение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является, безусловно, определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми функциями фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки при обеспечении удовлетворительного объема чистой прибыли, выход на новый рынок, сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

Традиционный микроэкономический анализ обычно исходит из того, что фундаментальная задача фирмы заключается в максимизации прибыли в долговременном периоде. Однако это, казалось бы, безусловное положение постепенно размывается критическими замечаниями, основанными на наблюдениях за рыночным поведением различных типов фирм.

В небольших фирмах, где функции руководства исполняет, как пра­вило, сам владелец, прибыль действительно является доминирующей це­лью.

Однако в крупных фирмах, где, как уже упоминалось, функции соб­ственности отделены от функций контроля, расстановка приоритетов может быть иной. У менеджеров появляется возможность подмены целей корпорации, в том числе и стратегической цели долговременной макси­мизации прибыли, иными целями. Критика теории ориентации фирмы на максимизацию прибыли осуществляется по двум направлениям.

Во-первых, в современных корпорациях реальные хозяйственные решения многоступенчаты, сложны и противоречивы, а потому не могут укладываться в прямое следование цели максимизации прибыли. Доминирующей целью может быть максимизация дивидендов акционеров, для которой также не обязательно максимизировать прибыль.

Во-вторых, управляющие могут прямо следовать своим интересам в принятии решений, противоречащих интересам акционеров. Сложность контроля за действиями менеджеров в крупных фирмах допускает такую возможность. Так, вполне типична ситуация, когда управляющие заинтересованы в краткосрочной прибыли (например, чтобы получить вознаграждение или продвинуться по службе) за счет ее уменьшу в перспективе. При этом управляющие нередко больше заинтересованы в разрастании фирм, чем в максимизации стоимости имущества акционеров, так как работа в более крупной фирме престижнее и лучше оплачивается. Крупные фирмы поэтому вынуждены уделять специальное внимание проблемам заинтересованности менеджеров в долгосрочной максимизации прибыли.

Типичное поведение большинства фирм таково, будто они действительно максимизируют прибыль, хотя эта цель может сознательно и не ставиться менеджментом. Аналитики микроэкономики утверждают, что конкуренция вынуждает фирмы при любом раскладе интересов придерживаться линии рыночного поведения, хотя бы имитирующей максимизацию прибыли, чтобы удержаться на рынке.

Цикл жизни фирмы - это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями: выход на рынок; рост; зрелость; упадок.

Первая стадия характеризует собственно процесс создания и становления предприятия, за ко­торым стоят определенные начальные вложения капитала. Целе­вая установка на этой стадии - выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж.

На второй стадии цикла жизни пред­приятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков.

На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка - борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравне­нию с сокращением издержек.

На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой дея­тельности предприятия становятся отрицательными). На этой ста­дии единственной целью предприятия становится либо продолже­ние его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) споследующим использованием его ресурс­ной базы для новой рыночной экспансии.

Система ценностей фирмы. Процветающее предприятие - это предприятие, занимающее прочные позиции на рынке и получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через создание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия.

Первые заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности.

Для второй группы наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.

Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отношений, благоприятной рабочей атмосфере.

Создание ценностей - это функция фирмы. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности.

Особое место отводится созданию фирмой определенной ценности (блага) для своих потребителей, так как это оказывает решающее влияние на результат ее деятельности. Ценность, созданная фирмой для своих потребителей, определяется денежной суммой, которую последние готовы заплатить за ее товары и услуги. Фирма получает прибыль только в том случае, если эта денежная сумма превышает все затраты, необходимые для создания ценности.

3. Конкурентоспособность фирмы. Конкурентоспособность фирмы - это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм-конкурентов. Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т. е. с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами - потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы.

Конкурентная сила поставщиков экономических ресурсов определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Наиболее эффективным методом усиления позиции фирм - покупателей экономических ресурсов является проведение стратегии, направленной на установление контроля над фирмами - производителями сырья или поставщиками комплектующих изделий путем создания вертикально-интегрированных компаний.

Конкурентная сила покупателей возникает вследствие того, что покупатели (торгово-посреднические фирмы, предприятия - потребители инвестиционных товаров, физические лица - конечные покупатели потребительских товаров) оказывают воздействие на фирмы-производители через влияние на цены потребляемых товаров и услуг, требования к их качеству и послепродажному обслуживанию.

Сила фирм, потенциально готовых выйти на данный рынок товаров и услуг, определяется тем, что появление новых фирм на нем приводит к перераспределению рынка (или его сегмента), обострению конкуренции и снижению цен.

Конкурентная сила фирм, производящих товары - заменители, зависит, прежде всего, от соотношения цен на изделия - оригиналы и товары - заменители, а также от различий в их качественных характеристиках. Противодействие конкуренции со стороны товаров - заменителей - это прежде всего, улучшение качества производимых изделий, поддержание на приемлемом уровне цен на изделия - оригиналы, а также придание им таких уникальных свойств, которые затрудняют переход к использованию товаров - заменителей.

Сила соперничества между компаниями, производящими аналогичные товары и услуги, является основной силой (направлением) конкурентной борьбы, так как в наиболее концентрированном виде выявляет успехи или неудачи фирмы в обеспечении дополнительных конкурентных преимуществ.

Все основные направления укрепления конкурентных позиций фирм находят отражение при разработке ими долгосрочной стратегии, которая в современных российских условиях имеет ряд особенностей по сравнению со стратегиями фирм, функционирующих в условиях развитой рыночной экономики. Во-первых, целевой установкой фирм часто является не только обеспечение устойчивой прибыли, но и сохранение занятости. Во-вторых, резко повышенная степень и специфический характер рисков принимаемых решений, к которым в первую очередь относятся частые изменения в государственной финансово-кредитной, налоговой, таможенной политике, а также низкая платежеспособность покупателей продукции фирмы.

Организационные формы предпринимательства. Предприятие является самостоятельным (обособленным) субъектом, что в первую очередь означает свободу в принятии экономических решений. Однако любое решение, касающееся деятельности предприятия, принимается с учетом результатов анализа внутренней и внешней среды. Внутренняя среда фирмы - это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности: производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления. Внешняя средафирмы - это экономическая, правовая и социальная среда, в которой предприятие работает, являясь частью национального хозяйства. К внешним факторам, влияющим на экономику предприятия относят: макроэкономическую ситуацию, рынки продукции и ресурсов, государственное регулирование.

Каждый включенный в систему бизнес-деятельности агент имеет свои собственные интересы:

1. Внутренняя среда:

Собственник (и) капитала – сохранение и преумножение капитала;

- получение постоянных и устойчивых доходов;

- право принимать окончательные решения.

Менеджеры - получение прибыли и развитие фирмы;

- собственные интересы (вознаграждение, независимость,

власть).

2. Внешняя среда:

Государство и общественность – создание рабочих мест, социальный мир;

- конкурентоспособность на мировом рынке;

- получение налоговых доходов;

- стабильность цен;

- поддержание рыночных отношений путем

антимонопольных мер;

- защита окружающей среды и интересов потребителей.

Поставщики - высокие доходы и низкие расходы;

- стабильность договорных связей.

Кредиторы - высокие проценты;

- гарантированность возврата кредита;

- возможность влияния на фирмы.

Потребители - широкий выбор, высокое качество, низкие цены;

- высокий уровень сервисных услуг.

ГК РФ определяет, что предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и юридические лица.

В процессе исторического развития в способы ведения предпринимательской деятельности включались все новые формы хозяйственного взаимодействия, усложнялись отношения собственности и механизмы объединения и перелива капитала, появлялись все более развитые способы распределения доходов и рисков, меры по обращению ответственности, формы управления капиталом. Складывалось предпринимательское право как важнейший элемент гражданского и хо­зяйственного права. Происходила определенная дифференциация норм предпринимательства по регионам мира - континентальное (европей­ское) право, англосаксонские правовые нормы, американская правовая модель предпринимательства и др.

Организационно-правовая форма любой фирмы определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются:

- способ предпринимательской деятельности (индивидуальная или коллективная);

- статус предпринимателя (индивидуальный предприниматель, т.е физическое или юридическое лицо);

- характер деятельности организации (коммерческая или некоммерческая);.

- форма ведения хозяйства (для коммерческих организаций): хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, производственный кооператив.

Особая проблема - государственное предпринимательство, которое осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия.

Для целей экономического анализа фирмы группируют по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу, по источнику капитала.

По формам собственностипредприятия подразделяются на:

- частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей;

- государственные, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении.

По размерам предприятия подразделяют на мельчайшие основанные на личном труде производителя, малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров: численность занятых и объем производства (продаж).

По характеру деятельности фирмы подразделяют на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги.

По отраслевой принадлежности подразделяют на промышленны е, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т. д.

Классификация по признаку доминирующего фактора производства выделяет трудоемкие, материалоемкие, наукоемкие, капиталоемкие предприятия.

По правовому статусу в России выделяют (согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации):

1)хозяйственные товарищества и общества. Хозяйственное товарищество – это форма предпринимательства, осуществляемого совместными усилиями двух или более лиц (физических или юридических), каждое из которых имеет права и несет ответственность в зависимости от вложений доли в уставный фонд и места занимаемого в структуре управления. В соответствии с ГК РФ действуют два вида товариществ:

а)полное товарищество, которое создается товарищами, несущими полную ответственность по всем обязательствам фирмы. Солидарная ответственность существует в полном товариществе в особой форме – субсидиарной ответственности. Полное товарищество создается на основе договора, оно не является юридическим лицом, т.е. все его члены сохраняют полную самостоятельность, но при условии субсидиарной ответственности. Цель создания – объединение средств и усилий для реализации какого-либо проекта.

Консорциум – это временное соглашение двух или нескольких юридических лиц в целях реализации крупномасштабного проекта.

б)Товарищество на вере – также объединение нескольких физических и юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности на основе договора. Уставный капитал формируется из долей и вкладов участников, которые являются полными товарищами и несут полную имущественную ответственность. Члены товарищества, внесшие вклад не принимают участие в предпринимательской деятельности и несут имущественную ответственность в пределах сумм своего вклада. Аналогом товарищества на вере являются коммандитные товарищества, также включающие в свой состав полных товарищей (комплементарии) и вкладчиков (коммандисты).

в) Хозяйственные общества - это коммерческие организации, учреждаемые одним или несколькими физическими или юридическими лицами с внесением долей (или полной величины) уставного капитала. Российским законодательством предусмотрены четыре основные формы хозяйственных обществ.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) учреждается одним или несколькими физическими или юридическими лицами (но не более чем пятьюдесятью), несущими ответственность по обязательствам и риск убытков только в пределах внесенных вкладов. В рам­ках уставного капитала вклады от одного собственника к другому могут переходить только с согласия всех других членов общества. Общество имеет право юридического лица. Учредительный договор определяет на­именование, местонахождение, предмет, задачи и цели деятельности, раз­мер уставного капитала и доли в нем всех членов общества. Общество имеет свои органы управления - общее собрание участников (высший орган) и исполнительный орган (единоличный или коллегиальный) для текущего руководства деятельностью общества.

Общество с дополнительной ответственностью, как и ООО, учреж­дается одним или несколькими лицами и имеет уставный капитал, разде­ленный на доли, определяемые в учредительных документах. Особен­ность общества с дополнительной ответственностью заключается в рас­пространении ответственности по обязательствам общества не только на вклады, но и на остальное имущество членов. При наличии двух или бо­лее учредителей вступает в силу солидарное несение ответственности в форме субсидиарной ответственности всех членов общества. Ответст­венность обанкротившегося члена общества распределяется между остальными участниками пропорционально вкладам.

Акционерные общества (корпорации) появились в истории мировой бизнеса из стремления жестко отделить ответственность всего объединения предпринимателей от полной имущественной ответственности физического или юридического лица, являющегося членом общества. Уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций. Участники общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут ответственность за деятельность общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. Совокупность акций, принадлежащих одному акционеру, называется пакетом.

Открытое акционерное общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и осуществлять их продажу на услови­ях предусмотренных законодательством. Владельцы акций вправе отчуждать их без согласия других акционеров. Закрытое акционерное общество. В этом типе АО акции распределя­ются только среди учредителей, и общество не имеет права проводить от­крытую подписку на свои акции. Акционеры имеют преимущественное право приобретения акций, которые желают продать другие акционеры общества.

Акционерные общества выпускают и размещают ценные бумаги, свидетельствующие о праве собственности на соответствующую часть капитала общества, праве на участие в управлении и праве на получение дохода. Средства от выпуска и размещения акций образуют собствен­ный капитал АО, причем этот капитал может увеличиваться за счет до­полнительных выпусков (эмиссии) акций. АО может в целях привлече­ния дополнительных ресурсов выпустить облигации, средства от разме­щения которых составляют заемный капитал АО.

Холдинговые компании (холдинги) являются разновидностью акционерных обществ с более сложной организационной структурой. Холдинговая компания «держит» крупные, часто контрольные, пакеты акций дочерних акционерных обществ. Такая организация преследует цель осуществления контрольных, управленческих, финансовых и иных функций холдинговой компании по отношению к тем АО, акциями которых она располагает. В составе холдинга АО сохраняют свою хозяйственную и юридическую самостоятельность. По мере развития внутренней интеграции в холдингах возможно более тесное переплетение капиталов головной и дочерних компаний на основе так называемого перехода на единую акцию. При этом акции дочерних компаний обмениваются в оговоренном соотношении на единые акции холдинга.

2) производственные кооперативы. Производственным кооперативом (артелью) признается добро­вольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудо­вом и ином участии в объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Производственный кооператив является коммерческой организацией. Его учредительный доку­мент - устав, утверждаемый общим собранием членов кооперати­ва. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Иму­щество, находящееся в собственности производственного коопе­ратива, делится на паи его членов в соответствии с уставом коопе­ратива. Кооператив не вправе выпускать акции. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

3) государственные и муниципальные унитарные предприятия. Современное российское законодательст­во предусматривает три формы государственного предпринимательства, Это государственные унитарные предприятия, создаваемые для ведения определенных видов деятельности, требующих особого госу­дарственного контроля. Имущество таких предприятий на 100% принад­лежит государству.

Государственное предпринимательство может осуществлять­ся в форме казенных предприятий, также на 100% принадлежащих госу­дарству и работающих по устанавливаемой учредителем жесткой смете доходов и расходов.

Предпринимательская деятельность госу­дарства может осуществляться в форме участия в капитале акционерный обществ. Доля государственной собственности в таких компаниях может варьировать от 100 до нескольких процентов.

4) некоммерческие организации. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участ­ников, осуществляемое путем объединения его членами имуще­ственных паевых взносов. Обычно потребительский кооператив обеспечивает своих членов теми или иными потребительскими благами.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установлен­ном законом порядке объединившихся на основе общности их ин­тересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных по­требностей.

Организации вправе осуществлять предпринимательскую дея­тельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Участники (члены) указанных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим органи­зациям в собственность имущество, в том числе на членские взно­сы.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая ор­ганизация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая со­циальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отве­чают по обязательствам созданного ими фонда.

5) индивидуальные предприниматели. Индивидуальные предприниматели. Если отдельный гражданин занимается предпринимательской деятельностью, но без образо­вания юридического лица (например, организует свое фермерское хозяйство), то он признается индивидуальным предпринимате­лем. Фактически это тоже предприятие (приложение 1).

В зависимости от основного источника капитала выделяют пять типов фирм:

- единоличная фирма предполагает самостоятельное ведение дел единственным собственником;

- партнерство – фирма, находящаяся в собственности группы лиц (до 50 человек);

- кооператив – фирма, образованная путем объединения части ресурсов членов с целью извлечения взаимной выгоды;

- корпорация – крупная фирма, основанная на акционерной собственности;

- государственное предприятие функционирует на основе государственной собственности и осуществляет, в основном, производство общественных благ.

4. Понятие издержек производства. Понятия «затраты», «выпуск», «деятельность фирмы» трактуются в современной экономической науке довольно широко. Под затратами понимается все, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата. Выпуском может быть любое благо (продукция или услуга), изго­товленное фирмой для продажи. Деятельность фирмы может обо­значать как производственную, так и коммерческую деятельность, например транспортировку, хранение и даже покупку продукции с целью ее последующей перепродажи.

Каждый производитель стремится к увеличению прибыли, к большей доходности, или рентабельности, своего производства. Прибыль «зажата» между двумя переменными величинами: уровнем издержек производства и уровнем цен. Чем выше цены и ниже издержки, тем более высока рентабельность производства, тем больше прибыли от него. Это значит, что нужно, как пишет Хайек, производить «правильные» (имеющие спрос) вещи «правильными» (наиболее эффективными) способами.

Поэтому любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести.

Выделяют два основных пути повышения доходности бизнеса:

- вложение капитала в наиболее выгодные сферы хозяйства;

- всемерное снижение издержек производства, т. е себестоимости.

Издержки производства представляют собой совокупность материальных и трудовых затрат на производство продукции. Они выступают как экономическая категория, которая отражает, во-первых, отношения, которые возникают между субъектами внутри предприятия по поводу использования живого и овеществленного труда; во-вторых, это отношения, которые возникают вне предприятия между предприятиями поставщиками материалов, топлива и т. д., предприятиями которые используют эти продукты, как сырье для своего производства. Издержки всегда принимают количественное выражение и рассматриваются через систему натуральных и стоимостных показателей.

Издержки предприятия должны быть всегда объектом постоянного управления или в этом процессе надо использовать требования экономических законов.

Так закон стоимости требует, чтобы в основе стоимости товаров были бы заложены, не индивидуальные, а общественные издержки производства.

Закон повышающийся производительности труда требует, чтобы обеспечивался постоянный рост производительности, иначе немыслима конкурентоспособность продукции.

Структура издержек фирмы. Структура издержек определяет их внутреннюю организацию и строение. В качестве основных структурных элементов издер­жек принято выделять общие или совокупные издержки; средние или единичные, постоянные и переменные, предельные и невоз­вратные издержки.

Общие издержки фирмы равны сумме издержек производства и сбыта продукции определенного вида.

Средние или единичные издержки определяют собой затраты на единицу выпускаемой продукции.

Предельные издержки - это связанные с производством еще одной единицы продукции.

Невозвратные издержки - одноразовые издержки, вернуть ко­торые обратно невозможно, так как они не учитываются в цене продукта.

Однако не все производственные ресурсы реально оплачиваются. Часть из них предприятие может использовать как бы «бесплатно». Например, собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от дополнительного дохода, возникающего в связи с этим. Предприниматель, вложивший свои деньги в производство, не может положить их в банк и получать ссудный банковский процент.

Поэтому сумма производственных издержек, если в них включать только явные издержки, может быть заниженной, а прибыль соответственно завышенной. Для более точной картины, с тем чтобы принятие фирмой решения о начале или развитии производства было обоснованным, в издержки следует включать не только явные, но и неявные (вмененные, альтернативные, внутренние) затраты. Неявными (альтернативными) называются издержки (альтернативная стоимость) использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы.

Если фирма отказалась от использования собственных факторов производства в альтер­нативных вариантах, то ее неявные издержки оцениваются как сумма максимальных упущенных доходов от факторов произ­водства в наилучшем из отвергнутых вариантов. Например, ес­ли собственник фирмы одновременно является ее управляю­щим, использует собственный капитал и принадлежащее ему помещение, то к неявным издержкам фирмы можно отнести:

- упущенную заработную плату, которую он мог бы полу­чать в другой фирме в качестве наемного работника;

- упущенный рентный доход, который он мог бы получать,

- сдавая в аренду собственное помещение;

- упущенный процентный доход на собственный капитал, который он мог бы иметь, положив деньги в банк;

- упущенный предпринимательский доход, т. е. прибыль, которую он мог бы получать в любой отрасли, организовав там фирму. Нормальная прибыль - это минимальная плата, не­обходимая для того, чтобы удержать предпринимателя в данной отрасли. Она является элементом неявных издержек.

Для собственника все издержки - явные и неявные являются альтернативными, так как существуют альтерна­тивные варианты использования средств, вложенных им в фир­му. Экономические издержки (economic cost) представляют со­бой платежи всем собственникам экономических ресурсов, до­статочные для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от альтер­нативных вариантов использования.

Экономические издержки = Бухгалтерские издержки + Неявные издержки

Ориентируясь на экономические издержки, собственник принимает решение о целесообразности деятельности фирмы в конкретной отрасли. В дальнейшем под общими издержками ТС (total cost) будем понимать исключительно экономические издержки.

Учет не только явных, но и вмененных издержек позволяет более точно определить прибыль фирмы. Экономическая прибыль определяется как разница между валовым доходом и всеми (явными и альтернативными) издержками.

Бухгалтерская (финансовая) прибыль представляет собой разность между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее явными издержками.

В хозяйственной практике России для определения издержек производства используется категория себестоимости. Себестоимость отражает в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции, включает стоимость потребленных средств производства, средств на оплату труда, косвенные расходы предприятия и издержки на реализацию. В себестоимость не включаются: разовые расходы, затраты не связанные с производством продукции, штрафы, неустойки, расходы от стихийных бедствий и т. п. Различают себестоимость производственную, полную, коммерческую.

Для оценки уровня эффективности предприятия рассчитывают показатель рентабельности, характеризующий прибыльность или убыточность предприятия за определённый период времени.

Прямые и косвенные (накладные) издержки. Прямые издержки - это такие издержки, которые можно полностью отнести к товару или услуге. К ним относятся: стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг; заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товаров; иные прямые затраты (все расходы, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром).

Косвенные (накладные) издержки - это издержки, не связанные на прямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом. Они включают: расходы на содержание административного аппарата; арендную плату; амортизацию; проценты за кредит и т. п.

Критерием разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от объема производства.

Постоянные, переменные и валовые издержки. Постоянные издержкиFC - это издержки, которые не зависят от объема производства (рис. 42 а)).

Переменные издержкиVC - это издержки, зависящие от объема производства (рис. 42 б)). В большинстве своем прямые издержки фирмы всегда относятся к категории переменных, а накладные расходы - к постоянным. Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой валовые, или суммарные, издержки фирмыTC (рис. 42 в)).

 

FC VC TC

Q Q Q

а) б) в)

Рисунок 42. - Постоянные (а), переменные (б) и общие (в) издержки

Деление издержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделение краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Под краткосрочным понимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек являются постоянными. В краткосрочном периоде фирма не покупает нового оборудования, не строит новых зданий и т. д. В долгосрочном периоде она может расширять свои масштабы, поэтому в данном периоде все ее издержки являются переменными.

Таким образом, с точки зрения экономики, суть различия между краткосрочным и долгосрочным периодоми состоит в возможности изменения фирмой производственных мощностей, увеличения или уменьшения применяемых ресурсов.

Краткосрочный период - это промежуток времени, в течение которого фирма варьирует объемы производства путем изменения тех факторов производства, которые мож­но быстро вовлечь в процесс производства. К ним относят­ся услуги наемных рабочих, сырье, вспомогательные мате­риалы.

Под долгосрочным периодом понимается такой проме­жуток времени, когда изменяется объем всех используемых факторов производства и переменных, и постоянных. Осо­бое значение этого периода в экономической теории состо­ит в том, что в ходе него фирма сталкивается с ситуациями, когда она должна решить расширять или сокращать масш­табы предприятия, перемещать, модернизировать или реорганизовывать производство.

Краткосрочный и долгосрочный периоды не должны ассоциироваться с каким-то конкретным промежутком вре­мени. Эти периоды времени отличаются только тем, какие факторы производства меняет фирма, выпуская тот или иной товар и услугу.

Средние издержки. Под средними понимаются издержки фирмы на производство и реализацию единицы товара. Выделяют:

- средние постоянные издержки AFC, которые рассчитываются путем деления постоянных издержек фирмы на объем производства;

- средние переменные издержки AVC, исчисляемые путем деления переменных издержек на объем производства;

- средние валовые издержки или полная себестоимость единицы изделия ATC, которые определяют как сумму средних переменных и средних постоянных издержек или как частное от деления валовых издержек на объем выпуска (рис. 43)

AFC AVC ATC

Q

а) б) в)

Рисунок 43. - Средние постоянные (а), переменные (б) и общие издержек (в)

5. Предельные издержки фирмы. Закон убывающей производительности. В соответствии с законом убывающей отдачи, непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приведет к прекращению роста отдачи, а затем и к ее снижению.

Закон убывающей производительности отражает связь увеличе­ния производства и затрат переменного фактора при неизменно­сти всех других факторов. Согласно этому закону увеличение производства, достигаемое при равномерном росте переменного фактора по достижении определенного уровня, будет снижаться по мере роста соотношения между переменными и постоянными факторами. Можно встретить самые разные формы определения закона убывающей производительности. Иногда этот закон назы­вают законом убывающей предельной производительности, зако­ном убывающего предельного продукта или законом убывающей отдачи. Это связано с тем, что закон убывающей производитель­ности отражает, как изменяется добавочный или предельный продукт по мере увеличения переменного фактора и неизменно­сти всех других. Иногда же закон убывающей производительно­сти называется и законом переменных пропорций или законом изменяющихся пропорций. В этом случае подчеркивается, что за­кон убывающей производительности отражает и то, как изменя­ется производство продукции, когда соотношение между пере­менными и постоянными факторами производства в производст­ве не изменяется.

Прирост продукции за счет увеличения на единицу количества переменного фактора называется предельным продуктом этого фактора. Прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции, т. е. отношение прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукции, называется предельными издержками фирмы (МС):

МС= ΔVC: ΔQ, (19)

где ΔVC - прирост переменных издержек; ΔQ - вызванный ими прирост объема производства.

При росте объема производства и продаж издержки фирмы могут изменяться:

- равномерно, если предельные издержки являются величиной постоянной и равны переменным издержкам на единицу товара;

- с ускорением, если переменные издержки растут с увеличением объема производства;

- с замедлением, если расходы фирмы на закупаемое сырье, материалы и т. п. снижаются при росте объема выпуска.

График предельных издержек представлен на рисунке 44.

 

МС

Q

Рисунок 44. - Предельные издержки

Предельные издержки и предельный продукт переменного фактора имеют очевидную взаимосвязь. При данном уровне пере­менных издержек их растущая отдача, или предельный продукт, будет выражаться в падении предельных издержек, а убывающая отдача, т.е. падение предельного продукта - в росте предельных издержек. Кривая предельных издержек является зеркальным от­ражением кривой предельного продукта переменного фактора производства. С ростом предельного продукта переменного фак­тора предельные издержки обязательно падают. В момент, когда предельный продукт переменного фактора достигает максималь­ного значения, предельные издержки минимальны. Падение же предельного продукта переменного фактора производства сопро­вождается ростом предельных издержек.

Согласно правилу предельных и средних издержек предельные из­держки должны равняться средним издержкам в том случае, когда величина средних издержек достигает своего минимума. Если пре­дельные издержки по своей величине ниже средних издержек производства, то кривая средних издержек должна идти вниз. Если же предельные издержки выше средних издержек, то кривая средних издержек должна идти вверх.

Это объясняется тем, что, пока добав




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.236 сек.