Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Если монополия не эффективна, то почему она существует?




Есть ряд отраслей, для которых монополия необходима. Это так называемая естественная монополия, когда обеспечение потребностей рынка одной компанией более эффективно, чем несколькими. Порождающие их барьеры естественны, т.е. закономерно присущи определенному рынку. Такие монополии бывают двух видов: природные и технико-экономические.

Искусственные монополии - это монополии специально созданные путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. Для получения рыночной власти и сверх прибылей сильные компании или подавляют своих конкурентов или осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников.

Учитывая неизбежность естественной монополии, государство контролирует ее деятельность (регулирует цены и объемы производства в интересах общества), чем способствует защите конкуренции

Экономическая и административная монополия. Силу монопольной власти отдельной фирмы однако, не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкурен­ция может обостриться в связи с нововведениями, возможным по­явлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров, а также борьбой за потребителя со стороны других фирм, каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его бюджете.

Чистая монополия возникает на базе рыночной экономи­ки и функционирует по ее законам. Не следует также сбрасывать со счетов широкомасштабное антимонопольное законодательство, существующее во всех развитых странах.

Иное дело - монополия в условиях административно-команд­ной системы. Такая монополия базируется на государственной соб­ственности на средства производства и действует в условиях зна­чительной ограниченности рынка и товарного дефицита. Админи­стративно-командная система развивается, как правило, в услови­ях закрытой экономики, опирается на государственную монополию внешней торговли. Существенным при­знаком этой системы является прямое распределение всех основ­ных ресурсов, что также служит мощным подспорьем администра­тивной монополии. Конечным ее результатом становится гиганто­мания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод. Очевидно, что административной монополии конкуренция уг­рожает в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в ры­ночной экономике.

Вывод: административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной влас­тью, чем экономическая монополия.

Выделяют открытую, закурытую и естественную монополии (табл. 13).

Монопсония. Наряду с монополией со стороны производителей (монополией в собственном смысле слова) встреча­ется монополия со стороны покупателя - монопсония. Покупатель-монопсонист заинтересован и имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене. Такая ситуация характерна для военной промышленности, продукцию которой закупает исключи­тельно государство (это относится, прежде всего, к стратегическим вооружениям). Однако государство далеко не всегда использует это свое преимущество. Гораздо чаще монопсоническое преимущество реализуется на локальных рынках. Например, единственное в районе предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции на­вязывает фермерам монопольно низкие заготовительные цены.

Равновесие фирмы-монопсониста, максимизирующее ее при­быль, достигается при универсальном условии равенства предель­ного дохода предельным издержкам (MR = МС). Если наклон кри­вой предложения положителен, то кривая предельных издержек проходит выше нее (рис. 74 а)).

 

13. Формы монополий

  Открытая монопо­лия Данный вариант представляет собой ситуацию, при которой экспансия одной фирмы превращает ее (хотя бы на определенное время) в единственного постав­щика продукта. Монопольной власти фирма дости­гает, не имея специальных прав, полученных от го­сударства в сфере защиты от конкурентов
    Закрытая монопо­лия Закрытая монополия возникает в том случае, ког­да фирма имеет специальные права, полученные от государства. Она защищена юридическими ог­раничениями и запретами, выдвинутыми государ­ством по отношению к конкурентам. Ситуация воз­никает, например, в тех случаях, когда вступление новой фирмы в данную отрасль (или род деятельно­сти) лимитируется: - условием получения лицензии, - наличием авторского права, патентной защиты, - наличием разрешения заниматься данным видом деятельности
    Естествен­ная моно­полия Естественная монополия - экономическое явление, при котором спрос на благо в определенной отрас­ли в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Конкуренция при этом не­возможна или нежелательна. В основе естествен­ной монополии - особенности технологии произ­водства и обслуживания потребителя. Согласно по­стулатам неоклассической теории, естественные мо­нополии формируются в тех отраслях, где долго­срочные издержки минимизируются при обслу­живании всего рынка одной фирмой. Раздел рын­ка между двумя или тремя фирмами приведет к тому, что масштаб производства каждой фирмы будет неэффективным. Примером естественных монополий являются компании энергетических и коммунальных служб: энергообеспечение (переда­ча электроэнергии, нефти, газа), водоснабжение, канализация, телекоммуникационная связь, же­лезнодорожное сообщение

Рисунок 74. – Модель монопсонии (а) и Карта кривых безразличия покупателя-монопсониста (б)

Тогда фирма-монопсонист, используя свою власть, сократит объем закупок с равновесного уровня QЕ до QМ, что вызовет понижение цены РЕ до РМ. Таким образом, затраты монопсониста на покупку продукции (как правило это производственные ресурсы) будут ниже, чем в условиях совершенной конкуренции.

На рисунке 74 б) представлена карта кривых безразличия покупателя-монопсониста.

Двусторонняя монополиярыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем). Это наблюдается, в частности, когда фирма-монополист ведет переговоры с отраслевым профсоюзом по поводу найма работников (купли-продажи труда}. В качестве при­мера можно назвать столкновение профсоюза авиадиспетчеров с национальной авиационной компанией.

Показатели монопольной власти:

1. Для оценки конкурентоспособности рынка используется индекс рыночной концентрации Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindahl-Hirsh-тап index, IНН), характеризующий степень монополизации рынка и используемый для оценки интенсивности конкуренции. Чем выше значение индекса, тем ниже интенсивность конкуренции, и наоборот. Значение индекса увеличивается по мере роста концентрации в отрасли и достигает при чистой монополии единицы. В отрасли (на рынке), где действуют 100 равномощных организаций с равными долями он равен 0,01.

При его расчете используется удельный вес продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем выше потенциальные возможнос­ти для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удель­ному весу от наибольшей до наименьшей:

, (44)    
где индекс Херфиндаля-Хиршмана;
  удельный вес самой крупной фирмы;
  удельный вес следующей по величине фирмы;
  удельный вес наименьшей фирмы.
         

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IНН = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а IНН = 100. В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс превышает 1800.

Этот индекс широко используют в антимонопольной практике, однако следует помнить, что он не дает полной картины, если не учитывается полный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

2. Индекс А.П. Лернера (Lerner index). Монопольная власть является обратной величиной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

, (43)    
где лернеровский индекс монопольной власти;
  монопольная цена;
  предельные издержки;
  эластичность спроса на продукцию.
         

На практике, в связи с трудностью расчета предельных издержек их заменяют средними валовыми издержками (АС):

. (45)  

Если умножить и числитель и знаменатель на Q, то получим в числители прибыль (π), а в знаменателе - совокупный (валовой) доход (TR):

. (46)  

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следователь­но, IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следователь­но, IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (I > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

Коэффициент концентрации - процентное отношение продаж четырех или восьми крупнейших фирм к общему отраслевому объему продаж (в США уровень концентрации варьирует от 90% ив автомобильной промышленности до 15% в сфере печатания газет и 5 % в коммерческой литографии).

6. Несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой фирма обладает определенной властью над ценой. Наиболее распространенный тип рыночных структур – монополистическая конкуренция. Он преобладает в сфере общественного питания, книгоиздания, производстве и продаже мебели, фармацевтических препаратов и т.д. Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каж­дая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.

Монополистическая конкуренция развивается там, где необ­ходима дифференциация продукта, где в большей мере приходит­ся учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Мо­нополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления.

В условиях дифференциации экономических благ (рис. 75) трудно най­ти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюда­ется нечто вроде континуума продуктов и услуг.

Рисунок 75. - Условия дифференциации продукта

При монополистической конкуренции множество мелких фирм производит разнообразную дифференцированную продукцию, вступление фирм в отрасль не сложно. Конкуренция не только ценовая, но и неценовая, контроль над ценами ограничен. В данной модели сочетаются монопольная власть над товаром и конкуренция. В краткосрочном периоде фирмы выбирают цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль и минимизирующие убытки. Легкое вхождение новых фирм в отрасль приводит к тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде, когда экономическая прибыль стремится к нулю. Монополистическая конкуренция очень близка по многим показателям к конкуренции совершенной.

В условиях монополистической конкуренции нет высоких ба­рьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет боль­шого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как пра­вило, невелик.

Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензиру­ются) товары-субституты.

Социально-экономические последствия монополистической конкуренции:

Позити­вы:

- высокая степень соперничества между монополи­стическими конкурентами, обусловливает повы­шение качественных характеристик производи­мой продукции, обеспечивает ее разнообразие и введение послепродажного обслуживания;

- подвижность цен способствует саморегулирую­щей функции рынка;

- отсутствие власти фирм над ценообразованием снимает проблему завышения цен (что типично при монополии и олигополии).

Издерж­ки:

- цена на продукцию конкурентного монополиста устанавливается на уровне, который все же пре­вышает показатель, характерный для условий совершенной конкуренции.

Определение цены и объема производства. Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса параллельна оси абсцисс, то при монополистической кон­куренции она приобретает небольшой отрицательный наклон (рис. 76). Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чис­той монополии. Степень эластичности в условиях монополистичес­кой конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глуби­ны дифференциации продукта (услуг).

Рисунок 76. - Монополистическая Рисунок 77. - Монополистическая

конкуренция конкуренция: равновесие в долгосрочном периоде

 

Таким образом, дифференциация продукта отражается в диф­ференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый рас­четливый и меркантильный покупатель.

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в услови­ях монополистической конкуренции производится меньше продук­та. Если при совершенной конкуренции производится Qс по цене Рс, то в условиях монополистической конкуренции - Qm по цене Рт.

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую эко­номическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде (рис. 77) со­здается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни при­были, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

Подведем итоги. В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конку­ренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.

Издержки монополистической конкуренции. Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Если в условиях совер­шенной конкуренции Р = МС, то при монополисти­ческой конкуренции Р > МС.

Легко заметить, что Р > min AC, тогда как в условиях совер­шенной конкуренции Р=АС. Это означает, что при монополисти­ческой конкуренции возникает неполная загрузка производствен­ных мощностей.

Эти избыточные мощности и являются платой за дифферен­циацию продукта. Из рисунка видно, что чем круче угол наклона кривой спроса, тем дальше влево сдвигается объем производства от оптимальных размеров, которые достигаются в точке минимума АС (сравним Qm и Qc.). Однако, чем сильнее дифферен­циация экономических благ, тем в большей мере промышленность способна удовлетворить многообразные интересы и изощренные вку­сы потребителей.

Неценовая конкуренция. Реклама. Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. В условиях научно-технического прогресса стремительно уве­личивается число предлагаемых товаров и услуг. Реклама пытается приспособить потребительский спрос к новому продукту. Фирма заинтересована в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене.

На рисунке 78 представлены возможное влияние рекламы на объем производства и средние совокупные издержки.

 

Рисунок 78. - Возможное влияние рекламы на объем производства и средние совокупные издержки

Допустим, первоначальные издержки равны АС1 , а объем продаваемой про­дукции - Q1 . В результате успешно проведенной рекламы объем продаж расширяется до Q2. При этом возможно даже понижение средних издержек производства в результате значительной эконо­мии от масштаба производства, перекрывающей расходы, связан­ные с рекламой (АС2 < АС1). Однако, если рекламная кампания окажется неудачной и не будет способствовать продвижению това­ра на рынке, тот же самый объем продукции (Q3 = Q1) фирма будет продавать по более высокой цене (АС3 > АС1), которая возросла на величину издержек, связанных с рекламной кампанией.

Совершенная конкуренция, чистая монополия и монополисти­ческая конкуренция не исчерпывают многообразие типов рыноч­ных структур. Олигополия является самой распространенной рыночной структурой.

Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка (обычно их не более 10). Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Производятся однородные и дифференцированные товары. Неценовая конкуренция типична, особенно при дифференциации продукта. Классические примеры олигополии – автомобильная промышленность, производство стали, пива, электрооборудования, компьютерное производство и др. Рынок олигополии подразделяют на два типа:

Олигополия первого типа – это отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий; Олигополия второго типа – это положение, когда несколько продавцов продают дифференцированные товары

Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области объема выпуска продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов.

Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.

Различают олигополию, основанную на открытом соглашении, и олигополию, основанную на неявном сговоре. Открытое и оформленное соглашение, вовлекающее всех или большую часть производителей на рынке, представляет собой картель. Картель – это объединение фирм, согласовывающих свое решение по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они представляли бы собой чистую монополию.

Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Кроме основных типов рыночных структур существует еще множество других форм монополистических объединений (рис. 79):

монопсония – возникает при наличии на рынке лишь одного покупателя;

двусторонняя монополия – имеет место, когда на рынке сталкиваются монополист-продавец и монополист-покупатель;

дуополия – наблюдается при условии функционирования в отрасли лишь двух монополий.

Трест – монополистический союз, объединяющий предприятия входящие в него полностью под единым управлением.

Синдикат – объединение производителей однородной продукции, организующих совместный сбыт и закупку сырья через общую торговую сеть.

Консорциум – временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов.

Концерн – крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые, банковские и другие предприятия.

 

Рисунок 79. – формы монополистических объединений

Характеристика основных из этих форм представлена в таблице 14.

 

14. Основные формы монополистических союзов

Формы союзов Происхождение названия Главные пункты соглашений Самостоятельность участников
Картель   итальянское документ о разделе рынков о квотах продаж об уровне цен производственная и коммерческая
Синдикат греческое действующий сообща о торговых квотах и ценах о совместном сбыте продукции и закупках сырья производственная  
Трест английское доверие полное объединение предприятий теряют всякую самостоятельность

Со стороны отдельной фирмы спрос на ресурсы определяется их предельной доходностью. Предельная доходность любого переменного ресурса медленно понижается в соответствии с законом убывающей отдачи. Фирма будет расширять использование ресурса до тех пор, пока его предельная доходность будет выше предельных издержек на него, то есть до момента, когда эти два показателя сравниваются. В условиях, когда спрос фирмы на ресурс составляет малую долю рыночного спроса на него, предельные издержки ресурса для данной фирмы равны его цене. Фирма стремится выбрать такое сочетание используемых ресурсов, которое обеспечивает минимальные издержки. Это возможно, если предельная доходность каждого ресурса пропорциональна его цене.

Ценовая война. Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведе­ния каждый продавец самостоятельно решает проблему определе­ния цены и объема выпуска продукции.

Для упрощения рассмотрим отрасль, в которой существует только два продавца - дуополию. Дуополия - это частный про­стейший случай олигополии. Допустим, что каждая из фирм А и Б производит половину продукции, общая величина которой 400 тыс. единиц, и что средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. Допустим также, что первоначальные цены равны и составляют 50 тыс. рублей. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война (рис. 80).

Рисунок 80. - Война цен в условиях Рисунок 81. - Оптимизация объема производства дуополии в условиях дуополии

 

Ценовая война - это цикл постепенного снижения суще­ствующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

Снижение цен имеет, однако, свои преде­лы. В рассмотренном примере оно будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек. А так как средние издержки постоянны, то Р = МС =АС. В точке В установится равновесие, потому что ни одна фирма не сможет сни­зить цену ниже, не понеся убытки. Цена фактически станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет равной нулю. От ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители. В нашем примере ни один из производителей не выиграет. К несчастью для потребителей, ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия дру­гих производителей.

Модель Курно. Статический анализ взаимоотношения двух фирм в условиях дуополии был предложен в 1838 году, французским экономистом Антуаном Огюстьеном Курно (1801-1877 гг.). Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы (А и Б) производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновре­менно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют «с завязан­ными глазами»). При этом возможны различные варианты (рис. 81).

Допустим, одна из фирм (например, Б) принимает решение о приостановке производства. Тогда рыночный спрос полностью обес­печивается выпуском фирмы А. Ее кривая спроса полностью со­впадает с кривой рыночного спроса D2 (0). При выборе максимизирующего прибыль объема производства фирма А решит производить 120 единиц товара, так как именно при этих условиях сравняются предельный доход МR и предельные издержки МС. Если теперь фирма Б будет производить 40 единиц, то фирма А отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения D (40), а ее производство сократится до 40 (именно в этом случае MR1 (40) = МС. Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма А уменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит свое про­изводство. Отмечая на графике (рис. 82 а)), как меняется выпуск фирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы получаем кривую реакции фирмы А - QA(QБ).

Рисунок 82. - Равновесие Курно (а). Равновесие Курно, договорное равновесие и конкурентное равновесие (б)

 

Аналогичный анализ можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате еще одну кривую реакции - QB(QA). Пересечение кривых реагиро­вания этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и при­нимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства. Q2.

Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменит­ся, если дуополисты договорятся друг с другом и будут коллективно намечать объем производства. Рассмотрим этот случай, предполагая идентичность обеих фирм и линейную кривую спроса (рис. 82 б)). Равновесие Курно достигается, когда Q1 = Q2 = 40, а суммарный выпуск составляет 80 единиц. Если фирмы договорятся максимизи­ровать совокупную прибыль, чтобы затем разделить ее пополам, то множество возможных решений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. При этом суммарный выпуск Q + Q2 = 60. Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре (40 > 30), но ниже, чем он был бы при конкурентном равновесии (40 < 60).

Кроме модели Курно есть и иные интерпретации дуополии - модели Бертрана, Эджуорта и Штакельберга.

В завершение разговора об олигополии следует отметить сильные и слабые стороны данной рыночной структуры (табл. 15).

15. Олигополия: социально-экономические последствия

  Позитивы - Крупный научно-технический потенциал олигополистических корпораций позволяет добивать­ся высоких успехов в научно-техническом прогрес­се (особенно в области создания новой продукции и высокосовершенной технологии) - Сдержанная политика в области динамики цен выступает определенным фактором, тормозящим инфляцию и резкие колебания цен - Олигополии не сдерживают масштабы производ­ства, как это свойственно монополиям
    Издер­жки   - Высокие технологические и экономические барь­еры входа в олигополистические отрасли тормо­зят в них развитие конкуренции - Политика, направленная на выжидательную по­зицию по отношению к своим конкурентам, по­рой замедляет внедрение новой технологии - Малоподвижные цены нарушают саморегулирую­щие свойства рынка - Снижение цен конкурентами может приводить к ценовым баталиям (как это происходило, напри­мер, в конце XIX - первой половине XX в.)

Другие формы несовершенной конкуренции. Формы несовершенной конкуренции многооб­разны. Наихудшим для потребителя случаем является монополия, практикующая ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Это происходит при следующих предпосылках:

1) если продавец обладает достаточно высокой степенью моно­польной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;

2} если можно сегментировать рынок - разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;

3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем пере­продать его дороже.

Цены могут различаться в зависимости от:

- качества товара или услуги;

- объема потребления (скидки оптовым покупателям);

- дохода покупателя, если он известен продавцу;

- времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т. д,).

Таким образом, на один и тот же товар существует множество цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек (рис. 83). На первый взгляд, фирма, практикующая ценовую дискримина­цию, кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы та­кого поведения встречаются на каждом шагу. Это - билеты в ки­нотеатр на дневные и вечерние сеансы, плата за электричество для фирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей, студен­тов, военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные и групповые авиабилеты и т.д. Во всех этих случаях фирмы, практикующие дис­криминацию, присваивают часть потребительского излишка.

а) б)

Рисунок 83. – Модели ценовой дискриминации (а) и совершенной ценовой дискриминации (б)

 

Монополизм в экономикеиметоды антимонопольного регулирования. Как все на свете монополизм в экономике имеет свои плюсы и свои минусы. Так, положительные или позитивные, стороны монополизма проявляются в двух главных пунктам. Во-первых, в определенных отраслях она более эффективна и дает экономию затрат. Во-вторых, по сравнению конкурентным сектором (фирмами-аутсайдерами) у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса в своем производстве. Новые идеи быстро копируются конкурентами, и получается, что затраты на их осуществление несут одни, а выгода делится на всех. У крупных монополистических фирм финансовые возможности шире, и вся прибыль от инноваций достается их авторам.

Вместе с тем «всякая монополия и всякая погоня за наживой – зло», со знанием дела говорит Форд. Поэтому обратимся теперь к отрицательным, или негативным, сторонам монополистического господства. Вначале назовем нерациональное распределение ресурсов. Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены (или сбивают их, в случае монопсонии), навязывая обществу определенные виды, технический уровень, качество и условия продаж своей продукции. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующий в условиях конкуренции.

Многие бизнесмены лишаются свободного и более рационального выбора, не выдерживают давления экономически неоправданных монополистических цен, снижают деловую активность, а то и разоряются. В итоге сокращается производство, растут безработица и инфляция, усиливается расстройство хозяйства. Богатство общества в целом становится меньше, чем могло бы быть при более оптимальном конкурентно-рыночном распределении ресурсов.

В странах с развитой демократией рыночной рациональности угрожает еще своеобразный вид монополии – монополизм профсоюзов. Опираясь на свои огромные права, тред-юнионы подчас препятствуют устранению лишних рабочих мест, снижению оплаты работникам уходящих профессий и т. п. Это нарушает механизм саморегулирования рынка рабочей силы и тормозит рост производительности труда.

Второй минус монополизма – усиление неравенства в доходах в обществе. Оно также связано с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения.

Следующий негативный момент монополизма – экономический застой и торможение НТП. Он возможен потому, что монополисты не испытывают давление конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к рационализации производства, к поиску резервов роста его эффективности, к улучшению качества продукции, расширению его ассортимента, развитию НТП и к проявлению заботы об интересах клиентов.

Монополисты заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования, внедрение же новых машин угрожает ему быстрым моральным износом и необходимостью замены физически еще годной техники. Отсюда вывод – в отношении НТП в монополистическом секторе «борются» две противоположные тенденции: одна - к его развитию, другая - к торможению.

Еще одна негативная сторона монополизма – опасность для демократии как в экономике, так и в политике. В частности, в экономике монополисты (олигархи) могут подавлять свободную и честную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязывать обществу свои дискриминационные условия: заниженную (по сравнению с возможностями) оплату труда своих работников, плохое качество товаров, завышенные цены своих продаж (или заниженные цены покупок), принудительные «довески» к своей продукции и прочее.

Заметна и антидемократическая роль олигархов в политике. Скупая средства массовой информации, финансируя политические партии и предвыборные кампании, они манипулируют сознанием людей, проводят в парламенты и правительства своих ставленников, получая выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии, другие привилегии и ущемляя интересы и права остальных граждан.

Методы антимонопольного регулирования. Монополизм явление столь древнее и привычное для человечества, что, казалось бы, справиться с ним немыслимо. Более того, некоторые экономисты (К. Маркс и его последователи) считали, что непобедимый монополизм, в конце концов, просто разъест изнутри экономику рыночного типа и ее надо срочно заменять на плановое государственное хозяйство под названием социализм.

К концу девятнадцатого века экономисты и правительство ведущих держав мира тоже осознали весь масштаб опасности монополий и начали борьбу с ними. Последней каплей переполнившей чашу терпения, стали действия крупнейшей монополии США – фирмы «Стандарт Ойл». Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти. Предметом государственного регулирования являются естественные монополии. Современное законодательство имеет два направления: контроль за ценами и за слиянием компаний. Принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений. Одновременно стимулируется свободная и частная конкуренция в экономике. В случае выявления монополизма к фирмам могут применяться меры размонополизации: денежные компенсации, штрафы, запрет на навязывание своей продукции через продажу ее в комплекте и другие.

Антимонопольное законодательство - зако­нодательство, направленное против накоп­ления фирмами опасной для общества моно­польной власти. Антимонопольное законодательство может пони­маться в узком и широком смысле слова. В первом случае оно на­правлено против чистых монополий и крупных олигополии, обла­дающих избыточной монопольной властью, а также на предотвра­щение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законо­дательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монополь­ного поведения.

Антимонопольное законодательство развивается уже более ста лет. Классическим примером антимонопольного законодательства яв­ляется антитрестовское законодательство США. Первым актом стал знаменитый закон Шермана (1890 г.), который был направлен в основ­ном против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т. п.), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рас­сматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заклю­чение и даже расформирование виновной фирмы. Главная особен­ность закона Шермана - нацеленность на борьбу с уже существую­щими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных оп­ределений, отсутствие контролирующего выполнение закона постоян­ного органа и профилактических антимонопольных мер.

Эти недостатки в значительной степени устранены в 1914 г., когда были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торго­вой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись ос­новные понятия антитрестовского законодательства, но и расширя­лось понятие антимонопольной деятельности. В частности, особое внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия моно­полистов, а также монопольной власти как таковой. На правитель­ственную Федеральную торговую комиссию был возложен контроль за исполнением антитрестовских законов. Благодаря этим законам расширилась профилактика «монопольной болезни». В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Закон Уиллера-Ли (1938 г.) был направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации); закон Келлера-Кефаувера (1950 г.) обращал внимание на взаимо­действие монополистов в сфере материальных активов. Совершен­ствование антитрестовского законодательства продолжалось и позд­нее. Например, в первой половине 80-х гг. американское прави­тельство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана. Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800 - высококонцентрированным. Введение подобных нормативов фак­тически ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее она была низка, и не препятствовало вертикальной концентрации и образо­ванию конгломератов.

Антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России. В России в 1991 году принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.