Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие качества и системы менеджмента качества (СМК)




Подготовка рабочих кадров для текстильной промышленности сократилась в 35 раз, в химической в 35 раз

Военно-морской флот Балтика уступает Швеции в 2 раза, Германии в 4 раза, Турции в 3 раза, США в 20 раз

Россия отстает от мирового прогресса на 20 лет

Продуктов изготовляется по ПТУ

По продолжительности жизни женщин

Место по продолжительности жизни мужчин

Место по доходам на душу населения

Место по уровню расходов на человека

Место по уровню жизни

Место в мире по уровню технического развития

40 % продуктов в Москве - фальсификат (50 % сырки и растит. Масло)

% высококвалифицированных рабочих: Россия – 3 %, Европа, Америка – 50%

В 2009 г.- сгорело в результате пожаров 2,4 млн.га, в 2010 -1,334 млн.га. В Беларуссии – 0 га,т.к. она сохранила российскую систему пожарной безопасности. Причем в 1972 г. Задействовано 360 тыс. чел в тушении пожаров, а в 2010 г. В 24 раза больше.

1,680 млн. детей – без детских садов

Доля рынка наукоемкой продукции: 36 % США, 30 % Япония, 16 % Германия, 0,3 % Россия

4-х полостная дорога в Китае стоит 2,9 млн. руб за 1 км, в Бразилии – 3,6 млн. руб, в России- 12, 9 млн. руб.

В период реформ потери в с/х пашни больше чем территория Германии, италии, Великобритании вместе взятые.

Оборонная промышленность – 100 % своих комплектующих в доперестроечный период, сейчас – 70 % импорт

Китайский экспорт в Россию: Экспорт России в Китай:

29 % машин и оборудования 54 % - нефть

21 % одежда и текстиль 12 % -древесина

9 % обувь 1,2% – машины и оборудования

Поддержка села из бюджета:

Украина – 10%

Белоруссия – 20%

Страны ЕЭС - 40 %

Япония – 70 %

Азербайджан - 42 %

Россия- менее -1%

Из 100% организаций, сертифицировавших СМК на соответствие стандартам ИСО -9000 лишь 3% работают по настоящему.

 

 

Категория качества древняя, как сам человек. Наряду с другими философскими вопросами, с античных времен решался и вопрос о качестве, как о важнейшей стороне действительности. Аристотель отмечал, что качество – различие между предметами, которое также позволяет проводить дифференциацию по признаку «хороший - плохой». В Новое время качество рассматривалось как существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Более того, как отметил Гегель, нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество. Таким образом, с философской точки зрения качество – суть предмета, и без этой сути предмет словно исчезает или превращается в другой. Так, яблоко, упавшее с дерева, начинает разлагаться и через некоторое время фактически перестает быть яблоком, т. е. плодом, который используется в пищу. Это происходит из-за потери яблоком своего качества.

Действительность с разных сторон характеризуют категории качества и количества. Ни один предмет не обладает только качественной или только количественной стороной. Так, говоря о разложившемся яблоке, мы можем говорить о результатах химического анализа, который покажет его состав и низкие доли тех веществ, которые характерны для яблока. Поэтому взаимосвязь количественной и качественной сторон позволяет, исследуя количественную сторону, познать качественную и наоборот. Этот подход используется сегодня в квалиметрии – области деятельности, связанной с количественной оценкой качества продукции (от лат. quails – какой по качеству, греч. metrio – измеряю).

В эпоху научно-технического прогресса понятие качества развивалось главным образом в экономическом аспекте. Важным стало не столько качество абстрактного объекта, сколько объекта, созданного людьми – товара или услуги.

Приведем 2 определения качества, появившиеся в конце 20 в.:

Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям (по международный стандарт ИСО 8402-94).

Качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования (международный стандарт ИСО 9000:2000).

Т.о., при определении понятия качества использовались два аспекта: аспект характеристик объекта и аспект потребностей лиц, которые используют этот объект. Аспект потребностей важен, поскольку в рыночной экономике качество оценивается с позиций потребителя. Аспект характеристик важен, т. к. управление качеством проявляется именно через характеристики (товара или услуги).

Поэтому наиболее общеупотребимое на сегодня определение качества таково:

Качество – это способность товара или услуги удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям.

Попытка объединить понимание категории «качество» ведущими зарубежными учёными представлена в табл. 1.

Формулировки зарубежных специалистов в области управления качеством, приведённые в табл. 1, свидетельствуют о том, что большинство их авторов связывают понятие «качество» с удовлетворением определённых ожиданий и потребностей покупателей относительно того или иного товара или услуги.

Российские учёные и специалисты, изучающие проблему качества, также многократно обращались и продолжают обращаться к определению понятия «качество» относительно различных объектов исследования. Авторы книги «Что такое качество?», вышедшей в 1968 г. провели своеобразное исследование. Они проанализировали 232 литературных источника, где так или иначе определялся термин «качество». При этом было выявлено, что только в отечественной литературе существует более 100 различных формулировок для определения понятия «качество продукции». Не все формулировки были достаточно чёткими и определёнными, тем не менее, позволяли допустить, что речь идёт о природе качества продукции. Вместе с тем, по мнению А.В. Гличева, в середине прошлого столетия все российские учёные сходились в одном: продукция должна быть способной удовлетворять потребность, иначе она лишена качества. Одними из первых к категории «качество» с экономической точки зрения серьёзно обратились японские учёные в области теории и практики управления качеством. При исследовании эволюции экономического понятия «качество» в Японии можно выделить следующие его этапы:

– соответствие стандарту;

– соответствие применению;

– соответствие стоимости;

– соответствие скрытым потребностям потребителей.

 

Таблица 1

Автор Формулировка понятия «качество»
В. Шухарт – различия между предметами; – дифференциация по признаку «плохой-хороший»
К. Исикава – свойство, реально удовлетворяющее потребителей
Дж. Джуран – пригодность для использования (соответствие назначению); – субъективная сторона: качество- есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям)
А. Фейгенбаум – общая совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации
Дж. Харрингтон – удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он себе может позволить, когда у него возникает потребность; – превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предлагает
Г. Тагути – это потери, нанесенные обществу с момента поставки продукта

 

Качество можно представить в виде пирамиды:

 
 
Качество фирмы  

 

 


Качество работы  
Качество работы

 

 

 
 
Качество продукции  

 


Качество продукции - важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно технического прогресса, рост эффективности про изводства, экономию всех видов ресурсов, используемых на пред приятии. Рост качества продукции - характерная тенденция ра боты ведущих фирм мира.

С понятием качества тесно связано понятие технический уровень продукции.

Управление качеством – такой вид руководящей деятельности, который обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.

Управление качеством – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.

При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции.

На сегодняшний день в управлении качеством решаются три основных вопроса, и, соответственно, существуют три основных раздела:

1. Как измерить и проанализировать качество? – раздел «Метрология и квалиметрия»,

2. Как гарантировать качество? – раздел «Стандартизация»

3. Как обеспечить доверие к качеству? – раздел «Сертификация». Сертификат от лат. certim - верно, facere - делать.

Система менеджмента качества (СМК) — часть системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребностям, ожиданиям и требованиям заинтересованных сторон.

Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это повышает результативность планирования, эффективность использования ресурсов, создает синергетический эффект в достижении общих бизнес-целей организации.

Широко применяется сертификация СМК по ИСО 9000. Сертификация СМК основана на проведении независимых аудитов третьей стороной (органом по сертификации).

Системы менеджмента качества приводятся в движение требованиями потребителя организации. Потребителям необходима продукция (услуга), характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Потребности и ожидания потребителей постоянно изменяются, из-за чего организации испытывают давление, создаваемое конкурентной средой (рынком) и техническим прогрессом. Для поддержания постоянной удовлетворенности потребителя организации должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы. СМК организации, как один из инструментов менеджмента, дает уверенность высшему руководству самой организации и ее потребителям, что организация способна поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям (необходимого качества, в необходимом количестве за установленный период времени, затратив на это установленные ресурсы).

СМК основана на восьми принципах менеджмента качества (предложенные международной организацией по стандартизации, ИСО (ISO – international standard organization):

а) Ориентация на потребителя - организации необходимо делать то, что хочет потребитель сейчас и захочет в будущем, даже если он этого не осознает

b) Лидерство руководителя - так как организация действует всегда в рамках ограниченности ресурсов и входных данных в конкурентной среде, то только лидер, обладающий видением, силой духа способен обеспечить достижение ее целей (миссии)

c) Вовлечение персонала - так как персонал организации является ее основным ресурсом и одновременно самой чувствительной заинтересованной стороной опора лидеров на него залог успеха

d) Процессный подход - СМК организации не статичное образование и ее элементами являются процессы - через которые достигаются цели, то есть через процессы обеспечиваются любые изменения

e) Системный подход к менеджменту - подразумевает учет всех факторов, воздействующих на внешнюю и внутреннюю среду организации

f) Постоянное улучшение - основа современного менеджмента, которая подразумевает постоянную адаптацию к произошедшим и ожидаемым изменениям в среде, а иногда и формирует их

g) Принятие решений, основанных на фактах - напоминание о том, что стабильность функционирования организации возможна не только на основе интуиции, но и с использованием данных измерений

h) Взаимовыгодные отношения с поставщиками - вместе с принципом ориентация на потребителя предполагает создание устойчивых цепей поставок на основе взаимовыгодного сотрудничества

Цель СМК

Достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества. Целью СМК является соответствие результатов процессов компании потребностям потребителя, организации и общества. (соответствие, как явным требованиям, так и подразумеваемым потребностям)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.