КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии
Лекция №1 Цель: Дать определение и сравнить предмет возрастной и педагогической психологии, их задачи. Осуществить анализ взаимодополняемости данных разделов в психологии. Основные понятия: возратная психология, педагогическая психология, психика, возраст, период психического развития, ведущая деятельность, метод психологии, План: 1. Предмет и задачи возрастной психологии. Структура раздела. 2. Предмет и задачи педагогической психологии. Структура раздела. 3. Методы возрастной и педагогической психологии.
1 Вопрос. Предмет и задачи возрастной психологии. Структура раздела.
Возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до окончания жизни изучает возрастная психология. Предметом исследования возрастной психологии являются возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути. В соответствии с основными этапами жизни человека возрастная психология подразделяется на ряд отраслей психологии: детская психология; психология младшего школьника; психология подростка; психология юности; психология взрослого; психология старости. Составляющими предмета возрастной психологии являются: - изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...) – эволюционные – накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи – от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) – революционные – более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные – связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении; - понятие возраста – определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возрастной период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) – качественно своеобразный период психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. - закономерности, механизмы и движущие силы психического развития; - детство – предмет возрастной психологии по Обуховой – период усиленного развития, изменений и обучения. В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. Она изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.
Методологической основой возрастной психологии является философия: Развитие психики ребёнка совершается в соответствии с законами диалектики. Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия, которые нарастают, доходят до кульминационного момента и разрешаются. В результате совершается переход к новому качеству, к новому единству противоположностей. Психическое развитие ребенка происходит в конкретных исторических условиях. Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции – восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах. В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая – с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития. Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.
2 Вопрос Предмет и задачи педагогической психологии. Структура раздела.
Современная жизнь предъявляет к школе и ее выпускникам новые требования. Закончившие школы должны быть более терпимы, личностно зрелы, иметь позитивное, направленное на преобразование и созидание мышление и, более того, самостоятельно решать все свои жизненные проблемы, обладая свободой в выборе жизненного пути. Школа будущего обязана формировать личность, индивидуальность, а воспитание и обучение – максимально содействовать этому. А. Г. Асмолов называет образование механизмом социогенеза, направленного на развитие индивидуальности. В «психозойскую эру» «через развивающее смысловое вариативное образование проходит дорога от тоталитарной культуры полезности, культуры "сделанных голов", подавляющей проявления индивидуальности человека и начинающей агонизировать в неопределенных критических ситуациях разных исторических катаклизмов, – к культуре достоинства, поддерживающей индивидуальность человека и обладающей широким резервом нестандартных социальных действий в периоды различных исторических поворотов и драм». Педагогическая психология – совокупная область знаний из общей, социальной, возрастной психологии и педагогики. На специфику ее предмета также влияют культурология и ряд общественных и естественных наук. Само ее название происходит от греческих слов: pais (paidos) – «дитя»; ago - «веду», «воспитываю», а также psyche, что означает «душа», и logos – «учение». Соответственно данная научная сфера связана с пониманием психики ребенка, которая изменяется под влиянием воспитательного и обучающего процессов. ► Педагогическая психология – это наука, изучающая изменения личности в процессе и результате обучения и воспитания. Она объясняет, что же происходит с личностью человека на том или ином этапе ее становления, когда она включена в организованную систему обучения и воспитания; как под руководством родителей, педагогов, других людей она усваивает определенные нормы и ценности. ► Предмет педагогической психологии – процессы и результаты воздействия одного человека (родителей, учителей, членов семьи, других взрослых, а также сверстников) или учебно-воспитательных учреждений на становление личности. ► В. А. Крутецкий ПП «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах... закономерности формирования у школьников... творческого активного мышления... изменения в психике» ► Л. И. Божович ПП изучает «закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания» ► В. В. Давыдов Ученый предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной психологии. Он аргументирует это тем, что специфика возраста определяет характер проявления законов усвоения у учащегося, поэтому и преподавание той или иной дисциплины должно строиться по-разному. ► И. А. Зимняя Предметом ПП «являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессы освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса...»
Отметим при этом, что на протяжении всей своей жизни человек находится в той или иной социальной группе: дошкольник — в детском саду, школьник — в классе, юноша — в вузе или колледже, взрослый - в трудовом коллективе и т. д. Вместе с тем человек меняется: в группе он обучается и одновременно воспитывается. Следовательно, можно утверждать, что воспитание и обучение постоянно связаны с процессами социализации личности. Под последними понимаются усвоение и воспроизведение общественного, социального опыта общения и деятельности, которые не могут проходить в вакууме, независимо от обстоятельств жизни или условий воспитания. Педагогическую психологию интересуют психические новообразования личности, появляющиеся в неформальных образовательных системах и в процессе социализации. Например, учителя интересует, почему в течение длительного времени ученик получает по определенному школьному предмету плохие оценки. Наиболее общий ответ прост: не учит уроки. Однако, внимательно изучив проблему, психолог выясняет, что школьник много времени тратит на занятия спортом. Это помогает ему утвердиться в глазах сверстников, иметь высокий статус в классе. Успеваемость для него становится менее значимой, более важен престиж и уважение со стороны одноклассников, признающих его достижения, выгодно отличающие от остальных ровесников. Если учитель проигнорирует потребность в обретении этим учеником уважения, какое выказывают сверстники, постоянно порицая за плохую успеваемость, он усугубит отрицательное отношение данного школьника к учебной деятельности. Это свидетельствует о том, что индивидуальные особенности личности ученика учитываются педагогом недостаточно. Таковые проявляются в отношении к школе, точке зрения, разделяемой учеником, социализации и различных видах адаптивного поведения. Чаще всего их деформации обусловливают плохую успеваемость и обучаемость школьника. Учитель также нередко сталкивается с проблемой субъектного опыта учащихся, который может быть неадекватен требованиям, предъявляемым в соответствии с новыми задачами обучения. Например, на вопрос: «Где заходит солнце?» — школьник младших классов отвечает: «За лесом», «За школой» и пр. Учитель, уточняя понятия «части света», проводя экскурсии, позволяющие наблюдать заход солнца, способствует формированию научных знаний и адекватному продуктивному пониманию. Можно утверждать, что педагогическая психология занимается проблемами понимания учебного материала, помогая учителю использовать соответствующие психологические способы его коррекции. Запоминание, осмысление, актуализация знаний непосредствен, но зависят от личностных и возрастных особенностей школьника, что также составляет предмет изучения педагогической психологии. В настоящее время она выделилась в самостоятельную науку, основанную на принципах деятельности и развития. Психические новообразования появляются во взаимодействии ребенка со взрослыми, когда первый выстраивает свою деятельность согласно определенным правилам. Педагогическая психология изучает, в каких случаях деятельность взрослого эффективна, а в каких – нет. Исследования показывают, что возможности восприятия повышаются, если ученик производит действия с предметами в игре или обучении (об этом пишут Б. Г. Ананьев, Л. В. Занков, А. В. Запорожец). Эффективность запоминания достигается специально организованными мнемическими действиями (А. А. Смирнов). Умственные действия сначала формируются во внешней, практической деятельности. Если учитель дает знания в готовом виде, они усваиваются хуже, – ученик использует их с трудом. Деятельность педагога зависит от того, на кого она направлена: дошкольника учится играя, а школьник – включаясь в процесс обучения. Характер ее существенно меняется в соответствии с возрастными особенностями обучаемого: его мотивами, индивидуальными особенностями усвоения, спецификой ранее сформированных действий. Известно, что развитие психики ребенка — это закономерный процесс изменения свойств личности во времени. Он выражается в количественных, качественных, структурных преобразованиях. Новые как бы надстраиваются над имеющимися. Педагогическая психология учитывает эти особенности при организации воспитания и обучения. Изучая перемены, происходящие с ребенком в результате этих процессов, педагогическая психология формулирует психологические требования, предъявляемые к последним. Чтобы изменения были конструктивны, она учитывает подходы и понятия, используемые в смежных научных сферах. Б. Г. Ананьев отводил психологии центральное место в системе наук о человеке. Рассмотрим взаимосвязи педагогической психологии с другими отраслями знания. ►Наука, которая изучает сущность, цели, задачи, закономерности воспитания и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности, называется педагогикой. Рассматривая дидактику, она выделяет формы и организацию обучения, образование — его непрерывность, содержание, этапы. Педагогическая психология изучает другие стороны этих феноменов. Ее интересует, как происходит психическое развитие ребенка в процессе обучения и воспитания. Вместе с тем сама педагогика, обращаясь к особенностям обучения и воспитания, опирается на исследования, проведенные в рамках педагогической психологии. Например, методы обучения используются учителем в зависимости от психологических особенностей усвоения и формирования знаний, умений и навыков. Очевидна также взаимосвязь педагогической психологии с общей психологией. Вторая располагает сведениями о психике человека — о сущности духовной деятельности в форме восприятия, ощущения, мышления, эмоционально-волевых проявлений и пр. Педагогическая психология, в свою очередь, показывает, как психические функции могут измениться при определенных условиях, организованных в процессе обучения и воспитания, под влиянием личности учителя. Все это направлено на усвоение знаний учеником и выработку его навыков. Можно отметить и связи с возрастной психологией, поскольку изменения в личности ребенка, происходящие в процессе обучения и воспитания, напрямую зависят от его возрастных и типологических особенностей. Возрастная психология как раз и занимается изучением общих закономерностей психики на каждом этапе жизни. Однако добиться этих изменений оказывается реальным в определенных, организованных учителем или родителями условиях. Все это учитывается в частных методиках, задача которых — выявить специфику преподавания учебных предметов. Например, И. С. Якиманская изучала процесс формирования технического мышления, необходимого для изучения ряда предметов — спецтехнологии, материаловедения, электротехники, физики. Почти все психологические науки так или иначе влияют на педагогическую практику, обогащая тем самым и рассматриваемую в данном пособии отрасль знания. Например, общая психология позволяет понять принципы логического и творческого мышления. Педагогическая психология, обращаясь к проблемным ситуациям, разрабатывает пути управления мышлением, когда усваиваются новые знания. Конкретные методики позволяют учителю отобрать необходимый дидактический материал, чтобы создавать на уроках проблемные ситуации. Педагогическая психология, изучая отклонения в нравственном поведении подростка, интегрируется с социальной и юридической психологией, в частности превентивной, которую интересуют пути предупреждения детской преступности. Учеными указаны психобиологические предпосылки асоциального поведения несовершеннолетних и необходимость их учета в воспитательно-профилактической работе. Полноценное социальное развитие подростка возможно только в такой референтной группе, которой не свойственны антиобщественные проявления. С. А. Беличева обнаружила влияние эмоционально-волевой сферы на саморегуляцию поведения подростков, а Т. Н. Курбатова показала, что для несовершеннолетних правонарушителей характерны повышенная тревожность, агрессивность, особого рода конфликты. В свою очередь, выявленные учеными черты несовершеннолетних правонарушителей могут быть порождены обучением и воспитанием в школе, где им уделялось мало внимания. Педагогическая психология связана и с естественными науками — физиологией, гигиеной, медициной, что обусловлено следующим обстоятельством: личность ребенка по своей сути биосоциальна, следовательно, педагог обязан знать биологические, генетические, физиологические особенности ученика. Например, подвижность нервных процессов приводит к невнимательности школьника, когда учитель объясняет новый материал. Существуют и такие возрастные особенности психических процессов, знание которых помогает педагогу правильно организовать воспитание и обучение. Скажем, беседы этического характера должны соответствовать возрасту и потребностям в них детей. Следует учитывать время и место организации таких бесед, возможность использования их результатов ребенком. Индивидуальные качества личности – это половозрастные, конституционные и нейродинамические свойства, в том числе специфика телосложения, биохимические характеристики и такие интегральные черты, как темперамент и задатки. В. М. Русалов в монографии «Биологические основы индивидуально-психологических различий» показывает, что биологический тип, составляющий основу индивидуально-психологических различий, представляет совокупность соматических, нейродинамических и нейрогуморальных свойств. В процессе онтогенеза, который исследует возрастная физиология, возникают кризисные периоды, когда появляются качественно новые скачки в развитии психики и организма человека. Они приводят к определенным психическим новообразованиям. Например, известны кризисы развития в дошкольном и подростковом возрасте. Для правильного осуществления воспитания и обучения необходимо их хорошо знать, в чем поможет понимание физиологических особенностей детей. Например, ускоренное и неравномерное развитие подросткового организма в период полового созревания требует специальных форм организации воспитательной работы. Иначе возникнет «смысловой барьер», когда все слова и действия старших не воспринимаются и вызывают бурную отрицательную реакцию подростка.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |