КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 5. Тема. Психологические особенности подросткового и раннего юношеского возраста
Тема. Психологические особенности подросткового и раннего юношеского возраста. Цель: Изучить психологические особенности учащихся данных возрастов и специфику их образовательного процесса. Основные понятия: чувство взрослости, подростковый кризис, интимно-личностное общение, учебно-профессиональная деятельность, личностное самоопределение План: 1. Особенности подросткового кризиса. 2. Развитие личности подростков и ведущая деятельность. 3. Становление Я-концепции. Основных физиологические и психологические особенности подросткового возраста:
1 вопрос * Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма; * Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений; * САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми; возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, строптивость, бунт против взрослых, безразличие к оценке успехов, к школе (отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам родителей и учителей); 2. Развитие личности подростков и ведущая деятельность.
* ВЕДУЩАЯ деятельность - ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости “завоевать” признание, расположение и уважение сверстников к себе, поиск друга, поиск “своей” компании; * Формирование САМООЦЕНКИ, ХАРАКТЕРА; * Возможно возникновение акцентуации характера и ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения; * Формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы; * Отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам; * Развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями; * Самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено; * Повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность, противоречивость; * Склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения; * Появление сексуальных влечений и интересов; * Формирование САМОСОЗНАНИЯ своего “Я”, эгоидентичности; * Избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей; * Центральное личностное новообразование - возникает “ чувство взрослости”; * второе психологическое рождение ребенка - “страх потери Я” (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть как они); * Новообразования: возникновение социального сознания и самосознания; самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни); становление Я-концепции.
А. Гезел, американский психолог, описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей в подростковом возрасте. 12 лет - ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу. 13 лет - подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствительность к критике, критическое отношение к родителям, избирательность в дружбе. 14 лет - подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями. 15 лет - подросток. “Приобретаются” индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям. 16 лет - подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |