Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 5. Тема. Психологические особенности подросткового и раннего юношеского возраста




Тема. Психологические особенности подросткового и раннего юношеского возраста.

Цель: Изучить психологические особенности учащихся данных возрастов и специфику их образовательного процесса.

Основные понятия: чувство взрослости, подростковый кризис, интимно-личностное общение, учебно-профессиональная деятельность, личностное самоопределение

План:

1. Особенности подросткового кризиса.

2. Развитие личности подростков и ведущая деятельность.

3. Становление Я-концепции.

Основных физиологические и психологические особенности подросткового возраста:

 

1 вопрос

* Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;

* Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;

* САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми; возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, строптивость, бунт против взрослых, безразличие к оценке успехов, к школе (отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам родителей и учителей);

2. Развитие личности подростков и ведущая деятельность.

 

* ВЕДУЩАЯ деятельность - ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости “завоевать” признание, расположение и уважение сверстников к себе, поиск друга, поиск “своей” компании;

* Формирование САМООЦЕНКИ, ХАРАКТЕРА;

* Возможно возникновение акцентуации характера и ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения;

* Формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;

* Отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;

* Развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;

* Самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено;

* Повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность, противоречивость;

* Склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;

* Появление сексуальных влечений и интересов;

* Формирование САМОСОЗНАНИЯ своего “Я”, эгоидентичности;

* Избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей;

* Центральное личностное новообразование - возникает “ чувство взрослости”;

* второе психологическое рождение ребенка - “страх потери Я” (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть как они);

* Новообразования:

возникновение социального сознания и самосознания;

самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни);

становление Я-концепции.

 

А. Гезел, американский психолог, описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей в подростковом возрасте.

12 лет - ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу.

13 лет - подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствительность к критике, критическое отношение к родителям, избирательность в дружбе.

14 лет - подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.

15 лет - подросток. “Приобретаются” индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.

16 лет - подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.