Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Проблема периодизации психического развития




Лекция № 2

Цель: Определить основные критерии построения периодизаций психического развития, ввыявить факторы психического развития.

Основные понятия: рост, развитие, новобразование, сензитивный период развития, биологизаторский подход, социологизаторский подход, ведущая деятельность, социальная ситуация развития, теория конвергенции двух факторов, зона ближайшего развития, учебная деятельность, воспитание, культурно историческая концепция, интериоризация.

План:

1. Понятия «рост», «развитие». Биологизаторское и социологизаторское направления (преформизм и нонпреформизм) в психологии.

2. Теория конвергенции двух факторов и Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

3. Периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии (З.Фрейд, Э.Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

1. Вопрос Понятия «рост», «развитие». Биологизаторское и социологизаторское направления в психологии.

Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах "меньше-больше". Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста — это процесс количественных изменений без изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л. С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психи­ческих процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секре­ции. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные сре­ди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым эле­мента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологи­ческих примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживле­ния; появление знаковой функции в младенческом возрасте; измене­ние на протяжении детства системного и смыслового строения созна­ния. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным крите­риям развития.

Как показал Л. С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить спе­цифику психического развития среди других процессов развития. Л. С. Выготский различал: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример — эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), но это не меняет типа развития. В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Пси­хическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повто­рение стадий психического развития животных и предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относятся и развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Детское развитие — это непреформированный тип развития, но это совершенно особый про­цесс — процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая суще­ствует на данном уровне развития общества. Как сказал поэт: "Лишь рождены, уже нас ждет Шекспир". В этом особенность детского раз­вития. Его конечные формы не даны, не заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже гото­вому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, кото­рый существует в обществе. Согласно Л. С. Выготскому, процесс пси­хического развития — это процесс взаимодействия реальных и иде­альных форм. Задача детского психолога — проследить логику осво­ения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и мате­риальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеаль­ных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка — это особый процесс. Процесс онтогенетического развития — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения

2. Вопрос Теория конвергенции двух факторов и Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития — наследственная одаренность или окружающая среда — привел к теории конвергенции этих двух факторов. Основоположник ее — В. Штерн. Он считал, что психическое развитие — это не про­стое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это — результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. В. Штерн писал, что ни об одной функции, ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли она извне или изнутри? Закономерен лишь вопрос: что именно про­исходит в ней извне и что изнутри? Потому что в ее проявлении действуют всегда и то, и другое, только всякий раз в разных соотно­шениях.

За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс психического развития ребенка, чаще всего скрывается пред­почтение фактора наследственной предопределенности развития. Но даже и в том случае, когда исследователи подчеркивают примат среды над наследственным фактором, им не удается преодолеть биологизаторский подход к развитию, если среда обитания и весь процесс развития трактуется как процесс приспособления, адаптации к усло­виям жизни.

В. Штерн, как и другие его современники, был сторонником кон­цепции рекапитуляции. Часто упоминаются его слова о том, что ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмыслен­ным рефлекторным и импульсивным поведением находится на ста­дии млекопитающего; во втором полугодии благодаря развитию схва­тывания предметов и подражанию, он достигает стадии высшего мле­копитающего — обезьяны; в дальнейшем, овладев вертикальной по­ходкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческо­го состояния; первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; затем следует поступление в школу, которое связано с овладением более высокими социальными обязанностями, что соответствует, по мнению В. Штерна, вступлению человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. Простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно в первые школьные годы детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры Нового времени. Уместно вспомнить, что доста­точно часто пубертатный возраст называют возрастом просвещения. Стремление рассматривать периоды детского развития по ана­логии с этапами развития животного мира и человеческой культуры показывает, как настойчиво исследователи искали общие закономер­ности эволюции.

Столь же напряженным был поиск причин детского развития. Поэтому споры о том, что определяет детское развитие, какой из двух факторов имеет решающее значение, не прекратились до сих пор; только теперь они перенесены в экспериментальную сферу. По мнению ряда исследователей, измерение удельного веса наследственно­сти и среды открывает метод изучения близнецов, 0днако данные, полученные с помощью этого метода, не представляются доказатель­ными. Важно подчеркнуть, что в самом замысле близнецовых иссле­дований лежит предпочтение наследственного фактора, а среда рас­сматривается как среда обитания, то есть биологически. Как указы­вал Д. Б. Эльконин, в методологии исследования близнецов есть одно неверное допущение: рассматривается только проблема тождествен­ности или нетождественности наследственного фонда, а проблему средовых влияний всегда рассматривают как тождественную. Но это методологически порочно, так как не существует одной (одинаковой) социальной среды, где воспитываются близнецы, — все дело в том, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует. Поэто­му для валидности исследования нужно выбирать такие ситуации, в которых уравнение содержит одно, а не два неизвестных. В настоя­щее время с помощью близнецового метода изучаются не проблемы развития, а проблемы индивидуальных различий (И. В. Равич-Щербо и др.)

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).

Выготский сформулировал ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:

1) детское развитие имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные периоды;

2) неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяются критическими периодами);

3) сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1–3 г – речь, дошкольник – память, 3–4 г – исправление дефектов речи);

4) компенсация (проявляется в способности психики компенсировать недостаток одних функций за счет развития других; например у слепых людей обостряются другие качества – слух, тактильные ощущения, обоняние)

Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:

1) Зона актуального развития (ЗАР) – те ЗУН, действия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно.

2) Зона ближайшего развития (ЗБР) – задачи, которые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра – самостоятельно.

Маркова выделяла третий уровень развития – уровень саморазвития (самообучаемость).

ОБУЧЕНИЕ должно опираться на ЗБР. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие “тянет” его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.

Л.С. Выготский рассматривал сознание как «проблему структуры поведения», причем рассматривал сознание, его развитие в историческом плане.

Согласно Л.С. Выготскому человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения.

Только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развивались его новые потребности, а его природные потребности изменились.

Заслуга Л.С. Выготского состоит в том, что он ввел исторический принцип в исследование психической жизни человека.

Ребенок при рождении попадает в определенное культурно-историческое пространство, в котором существуют не только материальные предметы, но и представления о них, идеи ценности и т.д. Есть особые предметы – знаки, – обладающие двойной (материальной и идеальной) природой, с одной стороны, материальной формой (зрительной, слуховой и т.д.), а с другой – они содержат значения, вбирающие в себя идеальные представления (образы) предметов или явлений, т.е. знаки служат заменителями реальности. Чаще всего такими знаками являются слова человеческой речи. Например, слово «колокольчик» имеет предметную форму (его можно увидеть, услышать, записать). Но суть этого слова не в сочетании конкретных звуков или букв, а в том, что оно вызывает в сознании совершенно определенный образ, который не связан с его звуковой или графической формой.

Л.С. Выготский считал, что знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней, психической жизни человека. По аналогии с орудиями труда знаки являются психологическими орудиями, которые позволяют осознавать себя, свои действия и овладеть ими.

Человеческое поведение осуществляется посредством знаков, система которых составляет речь. Речь освобождает человека от давления наличной ситуации и делает его поведение осознанным.

♦ Сказав, что и для чего мы делаем, мы можем осознать свое поведение и
отнестись к нему.

♦ Исследования показывают, что любое речевое расстройство (афазии) повышает зависимость человека от ситуации. Он становится рабом зрительного поля.

Именно речь делает поведение человека свободным и осознанным. Кроме речи средствами осознания и поведения могут служить образцы, правила или способы действия.

Сознание человека с позиций культурно-исторической концепции имеет опосредованный характер.

Человек строит себя, свой внутренний мир, свои способности с помощью:

Ø образцов человеческой деятельности;

Ø произведений искусства;

Ø правил социального поведения;

Ø научных понятий.

Над «нижними этажами психики» (врожденными и приобретенными условными рефлексами) надстраиваются высшие психические функции, которые имеют основу той культуры, в которой воспитывается ребенок.

Высшие психические функции (ВПФ) по своей природе опосредованы и произвольны. Человек сам владеет ими: он может по своей воле заставить себя быть внимательным, вести себя соответствующим образом и т.д.

Эти ВПФ и составляют сущность и своеобразие человеческой психики, отличной от психики животных.

Развитие ребенка является процессом развития и присвоения культурно заданных средств или становления ВПФ.

В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского подчеркивается, что психическое развитие ребенка есть, прежде всего, культурное развитие. Носителем этой культуры для ребенка являются взрослые.

Стать человеком ребенок может только вместе со взрослыми, в процессе совместной с ними жизнедеятельности.

Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми (социальный план).

Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка (интериоризируется), т.е. становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму (психологический план).

Сначала функция в социальном плане, а затем в психологическом.

3. Вопрос Периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии (З.Фрейд, Э.Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. В процессе психического развития выделяются определенные стадии (опираясь на понятие возраста).

Л.С. Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

0-3 года раннее детство

3-5 лет дошкольный возраст

6-12 лет начальное школьное образование

12-16 лет обучение в средней школе

17 и старше высшее или университетское образование

Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО, ВНУТРЕННЕГО критерия. Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны

Павел Петрович Блонскнй выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов.

0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство

2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов

6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

 

Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.

0 - 1год оральная стадия (эрогенная зона — слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши — собственный палец или какой-нибудь предмет. Кроме бессознательного “Оно” формируется “Я”).

 

1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в сли­зистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, тре­тья инстанция — «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

 

3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привя­занность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов ком­плекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».

 

5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексу­альное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школь­ное обучение и т.д.

 

12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно поло­вому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появ­ляется стремление к нормальному сексуальному общению.

 

Для третей группы характерно выделение периодов на основе СУЩЕСТВЕННЫХ критериев, признаков.

Э Эриксон. Периодизация личностного развития

 

Стадии развития Нормальная линия Аномальная линия
0-1 год - раннее младенчество соц. качество - надежда n доверие к людям, к окружающему миру n взаимная любовь, связь ребенок-родитель n удовлетворение потребности в общении со взрослыми n недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отучение от груди  
1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст) соц. качество - воля n самостоятельность n уверенность в себе n сомнения в себе n гипертрофированное чувство стыда
3-5 лет - возраст игры соц. качество -целеустремленность n инициативность n активность, живое воображение n подражание взрослому n признаки полоролевого поведения n чувство вины n пассивность n отсутствие инициативы n отсутствие признаков полоролевого поведения
5-11 лет среднее детство соц. качество - компетентность n стремление к достижению n трудолюбие n развитие познавательных и коммуникативных навыков n чувство собственной неполноценности n избегание сложных заданий, ситуаций соревнования n слаборазвитость познавательных и трудовых навыков n конформность
11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность соц. качество - верность n эгоидентичность (собственная уникальность) n жизненное самоопределение n поиск себя n формирование мировоззрения n половая поляризация в формах поведения n диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет) n путаница ролей n смещение временных перспектив n смешение форм полоролевого поведения
20-40 (45) лет ранняя взрослость соц. качество - любовь n интимность n стремление к контактам с людьми n желание и способность посвятить себя другим людям n рождение и воспитание детей n изоляция n избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)
40 (45) - 60 лет средняя взрослость соц. качество - забота n творчество (особенно в труде) n продуктивная и творческая работа над собой и другими n застой (особенно в труде) n эгоизм, эгоцентризм n непродуктивность в работе n ранняя инвалидность
свыше 60 лет поздняя взрослость соц. качество - мудрость n эгоинтеграция - полнота жизни n взвешенная оценка прошлого n принятие прожитой жизни, ощущение ее полезности n отчаяние - ощущение, что жизнь прожита зря n потеря веры в себя и других людей

 

Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

период Воз-раст ведущая деятельность новообразование Ведущая стор. социализации
Младен-чество 0-1 эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово Освоение норм отношений между людьми
ранний возраст 1-3 предметная деятельность «внешнее Я сам» по Выготскому Усвоение способов деятельности с предметами
Дошкольн. возраст 3-6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми
младший школьный возраст 6(7)-10(11) учебная деятельность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интелектуально-познават. деятельности.
средний шк. возр. подросток 10(11)- 14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство «взрослости», возникновение представление о себе «не как о ребенке» Освоение норм и отношений между людьми
старший школьник (ранняя юность) 14(15)- 16(17) учебно-профессиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение Освоение профессиональных знаний, умений
Поздняя юность или ранняя зрел. 18-25 лет Трудовая деятельность, профессиональная учеба.   Освоение проф.-трудов. умений
зрелость после 25 20-50 лет - зрелость 50 - 75 - поздняя зрелость 75 -... - старость    

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.