Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура педагогической психологии




 

  Психология обучения Психология воспитания  
    Развитие познавательной сферы в условиях систематического обучения Предмет Развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, деятель­ности коллектива    
    1. Выявление взаимосвязи внешних и внутренних факто­ров, обусловливающих разли­чия познавательной деятель­ности в условиях различных дидактических систем 2. Изучение соотношения мотивационного и интеллек­туального планов учения 3. Выявление возможностей управления процессами учения и развития ребенка 4. Выделение психолого-педаго­гических критериев эффек­тивности обучения и др. Основные задачи 1. Изучение содержания моти-вационной сферы учащегося, ее направленности, нрав­ственных установок и т. п. 2. Выявление различий в само­сознании учащихся, воспиты­вающихся в разных условиях 3. Изучение структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности 4. Выявление условий и послед­ствий депривации и др.    
Психология учителя
Предмет Психологические аспекты формирования профессиональной педаго­гической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют эффективности этой деятельности
Основные задачи 1. Определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов 2. Изучение эмоциональной устойчивости учителя 3. Выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося
             

 

3 ВопросМетоды возрастной и педагогической психологии.

 

Б. Г. Ананьев выделил че­тыре группы методов:

♦ Организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный).

♦ Эмпирические (обсервационные — наблюдение, самонаблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий, полевой), психодиагностические (тесты, анкеты, социометрия, интервью, беседы).

♦ Методы анализа процессов и результатов деятельности (оценка работ, хронометрия и др.).

♦ Метод моделирования, биографические методы; методы обработки данных (методы количественного и качественного анализа), интерпретационные методы (генетический и структурный)1.

Пятую группу методов из числа рассматриваемых нами составляют такие, что вычленены с учетом времени, необходимого для иссле­дования. Психическое явление может изучаться в течение длитель­ного или кратковременного периода. В первом случае это длительное наблюдение, самонаблюдение, психодиагностическое тестирование, со­ставление карт психического развития, близнецовый метод; во вто­ром — сбор информации посредством экспресс-тестов, поперечных срезов, блиц-интервью, ранжирования и пр.

Шестая группа способов исследования определяется по наличию или отсутствию взаимодействия между испытуемым и исследовате­лем. Психолог может непосредственно общаться с обследуемым или же изучать его опосредованно — обращаясь к результатам выполнен­ного задания. Соответственно часть методов исследования называет­ся субъект-субъектными, а другая — субъект-объектными. Первая — наблюдение, эксперимент, личностные тесты, анкеты, интервью и пр.; вторая — создание шкал, изучение результатов деятельности, метод биографий, проективные тесты и др.

Седьмая группа — методы, с помощью которых в педагогической психологии формируется новое свойство или корректируется имею­щееся.

Методом, позволяющим изучать такое формирование, является самоанализ деятельности ученика, основанный на самонаблюдении, рефлексии и самооценке. Сам же процесс коррекции возможен при условии сотрудничества и благоприятной атмосфере общения, которые можно изучать с помощью шкалирования свойств личности и деятельности, измененных в сотрудничестве с учителем.

Анкета — метод исследования, позволяющий получить информа­цию достаточно быстро и на большом массиве обследования. Про­цесс, когда в качестве средства изучения выступают анкеты, называет­ся анкетированием. Полученная таким образом информация может содержать много субъективного материала. Чтобы она оказалась бо­лее объективной, необходимо перепроверить анкету другими мето­дами — в частности, наблюдением или опросниками.

Анкета всегда структурирована: в ней имеется вводная часть, где сообщаются цель исследования, направленность и условия его вы­полнения. Затем следуют 2–3 наводящих общих вопроса. Обычно они детализируются в центральной части анкеты. Заключительная часть повторяет вводную, но с учетом частных ответов на поставлен­ные вопросы в центральной. Анкета заканчивается обращением к респондентам (отвечающим) с благодарностью за помощь. Следует на­помнить и об обязательной анонимности анкет.

Они бывают открытыми и закрытыми. Первые требуют простран­ных, письменных высказываний о каком-либо явлении, а вторые — варианты ответов: «да» или «нет», «часто», «редко», «никогда» и пр.

Каждый вопрос в ней должен «быть на своем месте», но обязательно связанным с предыдущими и после­дующими. Вопросы не должны требовать ответов, затрагивающих глубинные, интимные стороны психической деятельности; не долж­ны быть двусмысленными, дающими многозначную информацию; не должны быть безапелляционными, грубыми и заданными как бы без обиняков — прямо, открыто. Анкету следует предъявлять в пись­менной форме, согласовывать время и место ее проведения, прово­дить в присутствии лица, осуществляющего исследование.

Анамнез (в переводе с греческого anamnesis — «воспоминание»). Это совокупность сведений о развитии личности и условиях жизни, собираемых для прогноза или предупреждения возможных отклоне­ний в воспитании или обучении.

Психологи относят анамнез к экспликативным методам исследо­вания. Сущность его состоит в том, чтобы определить доминантные условия жизни и развития школьника. Чаще всего он используется, когда стремятся понять причины осложнения взаимоотношений и сложностей школьника в общении, а также объяснить недостатки интеллекта и пр., обращаясь к прошлому ученика. За основу берется пройденный жизненный путь, изучаются особенности психического и физического развития.

Анамнез привлекается также и при исследовании профессио­нальных намерений учителя, его установок и мотивов профессио­нального роста. Применяют его и для консультирования родителей, когда дают советы по тем или иным вопросам. Основными доку­ментами, необходимыми для анамнеза, являются медицинские, лого­педические, психологические карты развития личности школьника, педагогическая характеристика ребенка, предоставленная школой или детским садом (если он направляется на психологическую/медицин­скую/педагогическую консультацию — ПМПК). В Практическом при­менении 2.2 приводится пример анамнеза развития школьников.

Беседа — это метод исследования, который позволяет непосредст­венно ознакомиться с личностью испытуемого в процессе взаимодей­ствия. Исследователь ставит вопросы, касающиеся предмета изуче­ния. Цель последнего не сообщается. Испытуемый не должен видеть, что его ответы фиксируются. Не должно быть и третьего лица — сви­детеля беседы.

Необходимо учитывать пределы допустимости вопросов, не нуж­но заставлять испытуемого отвечать на те из них, которые ему не нравятся. Беседа окажется эффективной, если исследователь и ис­пытуемый находятся в доверительных отношениях. Также очень важ­ное влияние оказывает место, где протекает разговор, и дистанция между собеседниками.

Т.к. беседа — вербальный метод исследования, необходимо и говорить со школьником понятно, уважительно и, заметим, меньше, чем сам школьник. Иначе монолог исследователя будет только кон­статировать кажущиеся психические явления, но не способствовать их изучению.

Исследователь и испытуемый должны быть уверены в конфи­денциальности информации. Недостатком метода беседы является медленное накопление научных данных, если форма проведения ин­дивидуальная, а если массовая — ее неоднозначность и возможная противоречивость. Не всякая беседа становится психологическим ме­тодом, а только преследующая научные цели. Чтобы стать таковой, она должна осуществляться в комплексе с другими психологически­ми способами изучения психологической реальности.

Беседа всегда целенаправленна, управляема, строится в стро­гом соответствии с заданными условиями. К последним относятся постановка вопросов, их очередность и продолжительность. На под­готовительном этапе следует предусмотреть технические аспекты (ко­гда и как должна собираться информация, как следует сформулиро­вать вопросы конкретному субъекту и пр.).

 

Биография как способ исследования личности и деятельности школьника или учителя относится к эмпирическим методам. (Кос­венный сбор данных, на основе анализа событий в жизни и их описа­ния.) Автобиография дает представление о том, насколько значимы для самой личности те или иные события ее жизни. Она показывает отношение индивида к своему жизненному пути, раскрывает кредо и смысл тех или иных выделенных автором биографии этапов жизни.

Дидактическая или деловая игра. Игра по своей сути — символи­ческая деятельность человека. В ней познается мир, ребенок в игровых формах обучается правилам поведения и обращения с пред­метами, анализу явлений. Она снимает напряжение, возникающее в процессе обучения, появляется легкость, свобода: играя, ученик час­то говорит от лица какого-либо героя, например Петрушки, который учит кого-либо другого, скажем «несмышленыша», Незнайку. Появ­ляется уверенность, школьник преображается.

Следовательно, игровыми ситуациями можно воспользоваться, что­бы понять многие психические функции школьника — речь, мышле­ние, воображение.

Изучение документации — это способ познания психических яв­лений, психологических фактов на основе зафиксированных опосре­дованным путем результатов деятельности человека.

Интервью (от англ. interview — «беседа, встреча») — познание пси­хических закономерностей с помощью устного сбора информации.

Различают два вида информации: свободное интервью, не регла­ментированное темой и формой получаемой информации, и стандар­тизованное интервью, близкое по форме анкете с закрытыми вопро­сами.

Изучение и анализ результатов деятельности — один из эмпири­ческих методов, сущность которого заключается в том, что исследо­ватель стремится познать эксплицированные (выведенные изнутри вовне) особенности психической деятельности.

Что относится к результатам деятельности? Применительно к трем видам деятельности — игровой, учебной и трудовой — они предста­ют как некие готовые формы. В творческой игре — реализация за­мысла и проявление его в виде игровых действий; в строительно-конструкторской игре — какое-либо построение из детского строи­тельного материала. В дидактической игре — выполнение обучающего требования (например, собрать пирамидку, последовательно нани­зывая кольца на стержень), в подвижной игре — соблюдение правила и выполнение физического действия, которые лежат в основе физи­ческого развития.

Особая проблема при анализе продуктов деятельности — преодо­ление субъективизма исследователя и определение критериев оцен­ки качества выполнения.

Карты психического развития — метод, фиксирующий результа­ты психического развития в процессе обучения и воспитания. Это своеобразный психологический паспорт школьника, в котором запи­саны наиболее значимые показатели проявления личности и деятель­ности. В приложении 2 даны примеры карт разного вида.

Катарсис (в переводе с греч. katharsis — «очищение») — метод ис­следования,

Контент-анализ — способ исследования, основанный на анализе содержания. Он близок к методу анализа документации и может быть его частью. Однако это формализованный способ, благодаря которо­му содержание исследуется по частоте употребления определенных понятий, относящихся к той или иной области. Например, анализи­руя школьные сочинения по литературе, педагог-психолог обращает внимание на свойства личности героя, описанного учеником, — от­ношение к себе, близким, своей деятельности и т. п. (см. «Самый пе­чальный и самый радостный день в школе»).

Лонгитюдный метод исследования — способ получения психо­логической информации на протяжении длительного времени. Его цель — выявление наиболее характерных особенностей индивиду­ального развития школьника.

Метод лонгитюдного исследования не является самостоятельным средством, он включает целый ряд других — наблюдение, экспери­мент, тесты, анкеты, опросы и пр.

Метод моделирования (от франц. modele — «образец») — способ изучения психической реальности с помощью сконструированных схем предмета или явления. Он относится к теоретическим методам познания, поскольку большое внимание обращается на системообра­зующий признак явления.

Наблюдение — эмпирический метод познания психической ре­альности, основанный на целенаправленном восприятии. Поскольку исследователь влияет на изучаемый объект, оно в определенной сте­пени зависит от наблюдателя, хотя и должно давать объективную на­учную информацию.

Наблюдение структурируется — в зависимости от целей, време­ни, содержания оно бывает разным: самонаблюдение (предварение собственно наблюдения), включенное, эпизодическое, долговремен­ное (лонгитюдное), сплошное, выборочное. Этот метод достаточно полно описан в научной литературе.

Опрос — вербальный метод исследования. С помощью постав­ленных вопросов выясняется мнение о различных событиях общест­венной (или школьной жизни). Получаемая информация субъектив­на, поскольку представляет собой итог общения исследователя и опрашиваемого.

Проективные методы — эмпирические способы познания психи­ческих фактов, базирующиеся на интерпретации изображений, про­екций (по Л. Франку) — например, при завершении неоконченных предложений испытуемым. В результате можно получить многознач­ную информацию.

Социометрия (от лат. societas — «общество», metreo — «измеряю») — метод, предложенный Дж. Морено. Он выявляет предпочтения лю­дей в обществе. В педагогической психологии применяется для того, чтобы определить статус школьника в группе учащихся.

Тест (с англ. test. — «проба, проверка, испытание») — способ изу­чения скрытых свойств психической деятельности школьника при использовании определенных заданий. Последние помогают доста­точно быстро получить необходимую информацию. Используемые в тестировании (процедуре применения) специальные задания мо­гут быть вербальными, практическими, представлять собой рисунок, а также личностными, которые включают набор определенных во­просов. В педагогической психологии известны тесты достижений, личностные Кеттелла, Айзенка и пр., а также гесгы, направленные на исследование психических процессов и др.

Эксперимент (от лат. expenmentum — проба, опыт) — один из глав­ных методов в педагогической психологии. Его суть состоит в том, чтобы создать условия, в которых проявляется исследуемое качест­во. Если наблюдающий исследователь не имеет права вмешиваться в психическую реальность, то экспериментатор, наоборот, своей ак­тивностью стимулирует проявление психических процессов или пси­хических свойств личности. Тем самым оказывается возможным ис­следовать психические закономерности явлений. С помощью экспе­римента меняются условия протекания психической деятельности, так что выявляются наиболее значимые, показывающие определен­ную закономерность.

Выделяют несколько типов эксперимента:

♦ По условиям, в которых он проходит, — естественный, лабораторный и клинический.

♦ По характеру проведения — пилотный (если область исследования новая), диагностический (делаются первоначальные срезы), контрольный (позволяет уточнить или проверить выявленные зависимости), формирующий (создающий психические новообразования в процессе активного вмешательства в учебную или какую-либо иную деятельность ребенка).

♦ По характеру решения поставленных задач исследования — диагностический (определяются актуальные особенности личности и деятельности школьника или учителя) и формирующий (путем специальных средств воздействия в естественных условиях обучения и воспитания корректируются или вновь образуются нужные качества).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.