КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура педагогической психологии
3 ВопросМетоды возрастной и педагогической психологии.
Б. Г. Ананьев выделил четыре группы методов: ♦ Организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный). ♦ Эмпирические (обсервационные — наблюдение, самонаблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий, полевой), психодиагностические (тесты, анкеты, социометрия, интервью, беседы). ♦ Методы анализа процессов и результатов деятельности (оценка работ, хронометрия и др.). ♦ Метод моделирования, биографические методы; методы обработки данных (методы количественного и качественного анализа), интерпретационные методы (генетический и структурный)1. Пятую группу методов из числа рассматриваемых нами составляют такие, что вычленены с учетом времени, необходимого для исследования. Психическое явление может изучаться в течение длительного или кратковременного периода. В первом случае это длительное наблюдение, самонаблюдение, психодиагностическое тестирование, составление карт психического развития, близнецовый метод; во втором — сбор информации посредством экспресс-тестов, поперечных срезов, блиц-интервью, ранжирования и пр. Шестая группа способов исследования определяется по наличию или отсутствию взаимодействия между испытуемым и исследователем. Психолог может непосредственно общаться с обследуемым или же изучать его опосредованно — обращаясь к результатам выполненного задания. Соответственно часть методов исследования называется субъект-субъектными, а другая — субъект-объектными. Первая — наблюдение, эксперимент, личностные тесты, анкеты, интервью и пр.; вторая — создание шкал, изучение результатов деятельности, метод биографий, проективные тесты и др. Седьмая группа — методы, с помощью которых в педагогической психологии формируется новое свойство или корректируется имеющееся. Методом, позволяющим изучать такое формирование, является самоанализ деятельности ученика, основанный на самонаблюдении, рефлексии и самооценке. Сам же процесс коррекции возможен при условии сотрудничества и благоприятной атмосфере общения, которые можно изучать с помощью шкалирования свойств личности и деятельности, измененных в сотрудничестве с учителем. Анкета — метод исследования, позволяющий получить информацию достаточно быстро и на большом массиве обследования. Процесс, когда в качестве средства изучения выступают анкеты, называется анкетированием. Полученная таким образом информация может содержать много субъективного материала. Чтобы она оказалась более объективной, необходимо перепроверить анкету другими методами — в частности, наблюдением или опросниками. Анкета всегда структурирована: в ней имеется вводная часть, где сообщаются цель исследования, направленность и условия его выполнения. Затем следуют 2–3 наводящих общих вопроса. Обычно они детализируются в центральной части анкеты. Заключительная часть повторяет вводную, но с учетом частных ответов на поставленные вопросы в центральной. Анкета заканчивается обращением к респондентам (отвечающим) с благодарностью за помощь. Следует напомнить и об обязательной анонимности анкет. Они бывают открытыми и закрытыми. Первые требуют пространных, письменных высказываний о каком-либо явлении, а вторые — варианты ответов: «да» или «нет», «часто», «редко», «никогда» и пр. Каждый вопрос в ней должен «быть на своем месте», но обязательно связанным с предыдущими и последующими. Вопросы не должны требовать ответов, затрагивающих глубинные, интимные стороны психической деятельности; не должны быть двусмысленными, дающими многозначную информацию; не должны быть безапелляционными, грубыми и заданными как бы без обиняков — прямо, открыто. Анкету следует предъявлять в письменной форме, согласовывать время и место ее проведения, проводить в присутствии лица, осуществляющего исследование. Анамнез (в переводе с греческого anamnesis — «воспоминание»). Это совокупность сведений о развитии личности и условиях жизни, собираемых для прогноза или предупреждения возможных отклонений в воспитании или обучении. Психологи относят анамнез к экспликативным методам исследования. Сущность его состоит в том, чтобы определить доминантные условия жизни и развития школьника. Чаще всего он используется, когда стремятся понять причины осложнения взаимоотношений и сложностей школьника в общении, а также объяснить недостатки интеллекта и пр., обращаясь к прошлому ученика. За основу берется пройденный жизненный путь, изучаются особенности психического и физического развития. Анамнез привлекается также и при исследовании профессиональных намерений учителя, его установок и мотивов профессионального роста. Применяют его и для консультирования родителей, когда дают советы по тем или иным вопросам. Основными документами, необходимыми для анамнеза, являются медицинские, логопедические, психологические карты развития личности школьника, педагогическая характеристика ребенка, предоставленная школой или детским садом (если он направляется на психологическую/медицинскую/педагогическую консультацию — ПМПК). В Практическом применении 2.2 приводится пример анамнеза развития школьников. Беседа — это метод исследования, который позволяет непосредственно ознакомиться с личностью испытуемого в процессе взаимодействия. Исследователь ставит вопросы, касающиеся предмета изучения. Цель последнего не сообщается. Испытуемый не должен видеть, что его ответы фиксируются. Не должно быть и третьего лица — свидетеля беседы. Необходимо учитывать пределы допустимости вопросов, не нужно заставлять испытуемого отвечать на те из них, которые ему не нравятся. Беседа окажется эффективной, если исследователь и испытуемый находятся в доверительных отношениях. Также очень важное влияние оказывает место, где протекает разговор, и дистанция между собеседниками. Т.к. беседа — вербальный метод исследования, необходимо и говорить со школьником понятно, уважительно и, заметим, меньше, чем сам школьник. Иначе монолог исследователя будет только констатировать кажущиеся психические явления, но не способствовать их изучению. Исследователь и испытуемый должны быть уверены в конфиденциальности информации. Недостатком метода беседы является медленное накопление научных данных, если форма проведения индивидуальная, а если массовая — ее неоднозначность и возможная противоречивость. Не всякая беседа становится психологическим методом, а только преследующая научные цели. Чтобы стать таковой, она должна осуществляться в комплексе с другими психологическими способами изучения психологической реальности. Беседа всегда целенаправленна, управляема, строится в строгом соответствии с заданными условиями. К последним относятся постановка вопросов, их очередность и продолжительность. На подготовительном этапе следует предусмотреть технические аспекты (когда и как должна собираться информация, как следует сформулировать вопросы конкретному субъекту и пр.).
Биография как способ исследования личности и деятельности школьника или учителя относится к эмпирическим методам. (Косвенный сбор данных, на основе анализа событий в жизни и их описания.) Автобиография дает представление о том, насколько значимы для самой личности те или иные события ее жизни. Она показывает отношение индивида к своему жизненному пути, раскрывает кредо и смысл тех или иных выделенных автором биографии этапов жизни. Дидактическая или деловая игра. Игра по своей сути — символическая деятельность человека. В ней познается мир, ребенок в игровых формах обучается правилам поведения и обращения с предметами, анализу явлений. Она снимает напряжение, возникающее в процессе обучения, появляется легкость, свобода: играя, ученик часто говорит от лица какого-либо героя, например Петрушки, который учит кого-либо другого, скажем «несмышленыша», Незнайку. Появляется уверенность, школьник преображается. Следовательно, игровыми ситуациями можно воспользоваться, чтобы понять многие психические функции школьника — речь, мышление, воображение. Изучение документации — это способ познания психических явлений, психологических фактов на основе зафиксированных опосредованным путем результатов деятельности человека. Интервью (от англ. interview — «беседа, встреча») — познание психических закономерностей с помощью устного сбора информации. Различают два вида информации: свободное интервью, не регламентированное темой и формой получаемой информации, и стандартизованное интервью, близкое по форме анкете с закрытыми вопросами. Изучение и анализ результатов деятельности — один из эмпирических методов, сущность которого заключается в том, что исследователь стремится познать эксплицированные (выведенные изнутри вовне) особенности психической деятельности. Что относится к результатам деятельности? Применительно к трем видам деятельности — игровой, учебной и трудовой — они предстают как некие готовые формы. В творческой игре — реализация замысла и проявление его в виде игровых действий; в строительно-конструкторской игре — какое-либо построение из детского строительного материала. В дидактической игре — выполнение обучающего требования (например, собрать пирамидку, последовательно нанизывая кольца на стержень), в подвижной игре — соблюдение правила и выполнение физического действия, которые лежат в основе физического развития. Особая проблема при анализе продуктов деятельности — преодоление субъективизма исследователя и определение критериев оценки качества выполнения. Карты психического развития — метод, фиксирующий результаты психического развития в процессе обучения и воспитания. Это своеобразный психологический паспорт школьника, в котором записаны наиболее значимые показатели проявления личности и деятельности. В приложении 2 даны примеры карт разного вида. Катарсис (в переводе с греч. katharsis — «очищение») — метод исследования, Контент-анализ — способ исследования, основанный на анализе содержания. Он близок к методу анализа документации и может быть его частью. Однако это формализованный способ, благодаря которому содержание исследуется по частоте употребления определенных понятий, относящихся к той или иной области. Например, анализируя школьные сочинения по литературе, педагог-психолог обращает внимание на свойства личности героя, описанного учеником, — отношение к себе, близким, своей деятельности и т. п. (см. «Самый печальный и самый радостный день в школе»). Лонгитюдный метод исследования — способ получения психологической информации на протяжении длительного времени. Его цель — выявление наиболее характерных особенностей индивидуального развития школьника. Метод лонгитюдного исследования не является самостоятельным средством, он включает целый ряд других — наблюдение, эксперимент, тесты, анкеты, опросы и пр. Метод моделирования (от франц. modele — «образец») — способ изучения психической реальности с помощью сконструированных схем предмета или явления. Он относится к теоретическим методам познания, поскольку большое внимание обращается на системообразующий признак явления. Наблюдение — эмпирический метод познания психической реальности, основанный на целенаправленном восприятии. Поскольку исследователь влияет на изучаемый объект, оно в определенной степени зависит от наблюдателя, хотя и должно давать объективную научную информацию. Наблюдение структурируется — в зависимости от целей, времени, содержания оно бывает разным: самонаблюдение (предварение собственно наблюдения), включенное, эпизодическое, долговременное (лонгитюдное), сплошное, выборочное. Этот метод достаточно полно описан в научной литературе. Опрос — вербальный метод исследования. С помощью поставленных вопросов выясняется мнение о различных событиях общественной (или школьной жизни). Получаемая информация субъективна, поскольку представляет собой итог общения исследователя и опрашиваемого. Проективные методы — эмпирические способы познания психических фактов, базирующиеся на интерпретации изображений, проекций (по Л. Франку) — например, при завершении неоконченных предложений испытуемым. В результате можно получить многозначную информацию. Социометрия (от лат. societas — «общество», metreo — «измеряю») — метод, предложенный Дж. Морено. Он выявляет предпочтения людей в обществе. В педагогической психологии применяется для того, чтобы определить статус школьника в группе учащихся. Тест (с англ. test. — «проба, проверка, испытание») — способ изучения скрытых свойств психической деятельности школьника при использовании определенных заданий. Последние помогают достаточно быстро получить необходимую информацию. Используемые в тестировании (процедуре применения) специальные задания могут быть вербальными, практическими, представлять собой рисунок, а также личностными, которые включают набор определенных вопросов. В педагогической психологии известны тесты достижений, личностные Кеттелла, Айзенка и пр., а также гесгы, направленные на исследование психических процессов и др. Эксперимент (от лат. expenmentum — проба, опыт) — один из главных методов в педагогической психологии. Его суть состоит в том, чтобы создать условия, в которых проявляется исследуемое качество. Если наблюдающий исследователь не имеет права вмешиваться в психическую реальность, то экспериментатор, наоборот, своей активностью стимулирует проявление психических процессов или психических свойств личности. Тем самым оказывается возможным исследовать психические закономерности явлений. С помощью эксперимента меняются условия протекания психической деятельности, так что выявляются наиболее значимые, показывающие определенную закономерность. Выделяют несколько типов эксперимента: ♦ По условиям, в которых он проходит, — естественный, лабораторный и клинический. ♦ По характеру проведения — пилотный (если область исследования новая), диагностический (делаются первоначальные срезы), контрольный (позволяет уточнить или проверить выявленные зависимости), формирующий (создающий психические новообразования в процессе активного вмешательства в учебную или какую-либо иную деятельность ребенка). ♦ По характеру решения поставленных задач исследования — диагностический (определяются актуальные особенности личности и деятельности школьника или учителя) и формирующий (путем специальных средств воздействия в естественных условиях обучения и воспитания корректируются или вновь образуются нужные качества).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |