Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос Формирование и развитие Я-концепции




Обсуждение проблем подросткового возраста

Что они можно сделать, чтобы помочь подросткам преодолевать сложности подросткового периода.

 

Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Я-концепция - целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты:

· когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самосознание);

· эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничтожение и т. д.;

· оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д.

Я-концепция - предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), прогностическое Я (то, каким субъект намерен стать).

 

Особенности формирования и развития Я-концепции (самооценки) у подростков

Подростковый возраст - это период, в котором люди много думают о том, кто они, чем хороши, чем плохи, что они видят в себе и других. Этот возраст является не только периодом формирования новых, более совершенных механизмов преодоления стрессов, но и периодом формирования новой Я-концепции. Осознание происходящих с подростком изменений является для него сложным, иногда стрессогенным процессом.

Сформированная в детском возрасте Я-концепция, в результате быстрых изменений физического и психического состояния должна быть заменена на новую, соответствующую особенностям подросткового возраста. Формирование самооценки происходит с учетом мнения наиболее важных для подростка людей - референтных групп родителей и сверстников. В зависимости от того, как воспринимают подростка эти значимые для него люди, формируется его собственное представление о себе (позитивная или негативная Я-концепция).

Представление человека о себе влияет на всю его жизнь. Подростки, имеющие позитивную Я-концепцию, легче справляются с жизненными трудностями, более эффективно преодолевают стрессы.

Принято выделять следующие сферы Я-концепции:

Первая сфера - “психологическое Я”. Это:

* способность человека к волевой саморегуляции психических процессов - “контроль побуждений”;

* особенности настроения человека - его “эмоциональный тон”;

* оценка человеком своего физического “Я” - “образ тела”.

Формирование образа тела в детском возрасте происходит постепенно в соответствии с изменениями внешности и размеров тела. В подростковом возрасте, вследствие резких сдвигов физического и психического развития, происходит перестройка образа тела. Она может запаздывать из-за недостаточной гармоничности роста, вызывая озабоченность подростка своим внешним обликом и приводить к дополнительным отрицательным переживаниям: постоянному сомнению, беспокойству по поводу соответствия своего физического облика идеалам, принятым в референтной группе сверстников.

Вторая сфера - “социальное Я”. Это:

* особенности отношений человека с окружающими - социальные отношения;

* особенности нравственной саморегуляции человека, его нравственные нормы поведения - “моральное Я”;

* профессионально-образовательные стремления, цели.

На данный компонент влияет ценностно-мотивационная структура личности.

Третья сфера - “сексуальное Я”.

“Сексуальные отношения” - особенности сексуального поведения человека (информированность о вопросах взаимоотношения полов, формирование сексуальной ориентации, наличие поведенческих стереотипов фемининности (женственности) и маскулинности (мужественности), способность контролировать и дифференцировать свои половые влечения и т. п.).

Четвертая сфера - “совладающее со стрессом Я”. Это:

* “контроль над средой” - способность человека организовывать среду таким образом, чтобы максимально обеспечить себе возможность выбора различных способов деятельности в определенной ситуации;

* оценка человеком своего психического здоровья;

* “приспособляемость к среде” - способность человека адаптироваться к определенным условиям окружающего мира. Высокая приспособляемость к среде (копинг-Я) помогает человеку более эффективно преодолевать стресс.

Как правило, самооценка - это продукт мыслей самого человека. Она может быть адекватной или неадекватной. От того какая самооценка формируется у человека, зависит его дальнейшая жизнь, его поведение, способность чувствовать себя уверенно, использовать свои ресурсы для саморазвития. Самооценка влияет на отношения человека с окружающими.

В подростковом возрасте человек быстро развивается и изменяется, усваивает много новых форм поведения. Это отражается на его опыте и может вызвать некоторые сомнения в себе. Человеку свойственно сомневаться в правильности своих действий и поступков. Однако, если он оценивает свое поведение неадекватно, то может попасть в ситуацию, с которой не сможет справиться. Поэтому нужно изучать себя, учиться вырабатывать реалистическую самооценку, уметь уважать себя, контролировать, поощрять и критиковать, не бояться смотреть на себя правдиво, уметь эффективно действовать. Изучив свои возможности, человек сможет управлять своим поведением, добиваться успеха.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.