Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние и внутренние издержки 9 страница




лось, а без этого говорить об устойчивом подъёме невозможно.

Можно сделать предположение, что экономиче-

ская карта мира за будущие полвека существенно изменится. Россия

может внести важный вклад в экономическое процветание в ХХI в.

Залогом является её могучий научно – технический потенциал, ква-

лификация и образование рабочей силы, ёмкий внутренний рынок и

всё ещё богатые внутренние ресурсы. Необходимым условием для

реализации потенциальных возможностей России является оконча-

тельный переход к рыночной системе хозяйствования, нормализация

обстановки в социальной и политической сферах, создание условий

для широкомасштабных капиталовложений с привлечением ино-

странного капитала и передовой технологии Запада.

Вопрос 2. Факторы экономического роста и их динамика

Факторы экономического роста достаточно многообразны. Попы-

таемся их классифицировать. Обычно выделяют:

1. Факторы предложения: природные ресурсы, трудовые ресурсы,

объём основного капитала и НТП.

2. Факторы совокупного спроса.

3. Социокультурные и институциональные факторы.

Действие всех факторов ЭР взаимосвязано. В настоящее время

факторы экономического роста, связанные с предложением, имеют

наибольшее значение.

Природные ресурсы. Этот фактор – ключевой для потенциального

экономического роста. Недостаток природных ресурсов может суще-

ственно ограничивать возможности роста. В то же время можно на-

звать страны, которые имеют весьма ограниченные природные ресур-

сы, но достигли высоких темпов роста. Таким примером может быть

Япония. В то же время значительные природные ресурсы во многих

развивающихся странах не означают автоматического преодоления

экономической отсталости. Это означает, что только эффективное ис-

пользование ресурсов ведёт к ЭР.

Трудовые ресурсы. Определяющее значение имеет численность

населения в трудоспособном возрасте, а также проблема перенаселе-

ния, характерная для многих экономически отсталых стран третьего

мира, широкое распространение безработицы и неполное использова-

ние рабочей силы. Основным показателем эффективности использо-

вания трудовых ресурсов является производительность труда, а спо-

собами полного использования и повышения эффективности – рост

образования, улучшение здоровья, совершенствование организации

труда – в широком смысле инвестиции в человеческий капитал.

Наряду с количественными факторами важную роль играет каче-

ство рабочей силы и соответственно затрат труда в процессе произ-

водства. По мере возрастающего образования и квалификации работ-

ников происходит повышение производительности труда, что способ-

ствует повышению темпов ЭР. Таким образом, затраты труда могут

расширяться без какого-либо увеличения рабочего времени и числен-

ности занятых, а лишь за счёт повышения качества рабочей силы.

Объём основного капитала. Одним из важнейших факторов эко-

номического роста является накопление капитала (оборудование, зда-

ния и запасы произведённых товаров, используемые в процессе про-

изводства).

Затраты капитала зависят от величины накопленного капитала.

Накопление капитала зависит от нормы накопления: чем выше норма

накопления, тем больше (при прочих равных условиях) размеры капи-

таловложений. Прирост капитала также зависит от размера уже нако-

пленных активов. Так, например, размеры накопленного капитала в

США и странах Западной Европы велики и темпы его роста в 3–5 раз

ниже, чем в Ю. Корее, Тайване и многих других странах.

Немаловажным фактором также является объём основного капи-

тала, приходящийся на одного работника, т.е. капиталовооружён-

ность. Если за определённый период возрос объём капиталовложений,

а численность рабочей силы увеличилась в большей степени, то про-

изводительность труда будет падать.

Научно-технический прогресс. Этот фактор тесно связан с пред-

ложением, так как накопление суммы знаний ведёт к накоплению ка-

питала. Обычно выделяют два вида развития научно-технических

знаний: изобретения и нововведения. Изобретения приводят к серьёз-

ным, революционным, качественным изменениям в производстве, а

нововведения совершенствуют существующие знания. Изобретения и

нововведения воплощаются в капитале, оказывают на его рост ре-

шающее значение.

Среднегодовой темп прироста потенциала НТП составил на про-

тяжении большей части ХIX века – 1,4%, а в ХХ веке – 2%. Первому

показателю соответствует удвоение потенциала за 50 лет, а второму –

за 35 лет.

Факторы совокупного спроса (уровень цен, потребительские рас-

ходы, государственные расходы, инвестиционные расходы, чистый

объем экспорта). Все факторы, воздействующие на совокупный

спрос, в конечном счёте оказывают влияние и на экономический рост.

Недостаточно эффективный совокупный спрос не стимулирует долж-

ного экономического роста. Особенно важное значение этому фактору

отводит Кейнс и его последователи.

Особое место среди факторов совокупного спроса занимают ин-

вестиции. Возможность инвестиционного процесса и его реализации

является главным двигателем и регулятором экономического роста.

Осуществление инвестиционного процесса требует от общества соз-

дания ряда предпосылок:

1. Достаточный уровень сбережений. Если уровень развития эко-

номики не позволяет обеспечить населению доход, позволяющий на-

коплять сбережения, она не способна эффективно осуществлять инве-

стиционные процессы.

2. Развитый финансовый рынок. Этот рынок должен обеспечи-

вать превращение сбережений в инвестиции. Если финансовый рынок

не справляется с этой задачей, то деньги не участвуют в инвестицион-

ном процессе.

3. Высокая доходность от инвестиций. Доходность от инвести-

ций должна быть выше рисков, связанных с ними.

Социокультурные и институциональные факторы. Эти факторы

в совокупности тоже имеют существенное воздействие на экономиче-

ский рост. Когда мы говорим о социокультурных факторах, то имеем в

виду "волю к развитию", которая может иметь место в силу различ-

ных установок общественного сознания, а также традиции, обычаи.

Институциональные преграды могут проявляться в неэффектив-

ной системе государственного регулирования экономики, отсутствии

продуманной законодательной основы для экономической деятельно-

сти и т.д.

Иными словами, это совокупность неэкономических по своей су-

ти факторов, которые тоже могут оказывать влияние на темпы эконо-

мического роста.

Классификация факторов ЭР может быть рассмотрена и более де-

тально. Наиболее подробно это было сделано Э. Денисоном в работе

"Исследование различий в темпах экономического роста", в которой

он выделил 23 фактора, среди которых: занятость, отработанные часы,

половозрастная структура занятых, образование, жилые дома, нежи-

лые помещения, оборудование, товарно-материальные запасы, меж-

дународные активы, земля, прогресс в знаниях, снижение возраста

капитала, рост национального и местных рынков и т.д. Общий вывод

этого исследования сводится к тому, что значение каждого из этих ис-

точников неодинаково и разные периоды и в разных странах.

Тема 3.7 Роль государства в рыночной экономике. Социальная политика государства.

Социальная политика государства является неотъемлемым эле-

ментом современной системы государственного регулирования эко-

номики. Её существование и развитие обусловлено необходимостью

сглаживания социальных проблем в рыночной экономике и постепен-

ным усилением социальной ориентации современного общества. В

данной теме целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

Вопрос 1. Понятие социальной справедливости и социальная по-

литика государства.

Вопрос 2. Доходы и их дифференциация.

Вопрос 3. Социальная политика государства в области доходов.

Вопрос 1. Понятие социальной справедливости

и социальная политика государства

В основе разработки конкретных направлений социальной поли-

тики любого государства лежит определённое понимание социальной

справедливости. История развития цивилизации показывает различ-

ные представления о социальной справедливости.

1. Эгалитарный (равный) подход: все члены общества получают

равные блага, и в обществе отсутствует неравенство в распределении

доходов. Попытка воплотить в жизнь идею уравнительного распреде-

ления доходов всех членов общества была осуществлена в командно-

административной экономической системе с целью уравнять людей не

только как граждан, но и как потребителей.

2. Роулсианский подход: максимизация полезности для наименее

обеспеченных лиц. По мнению Джона Роулса, современного амери-

канского философа, справедлива такая версия дифференциации дохо-

дов, при которой относительное экономическое неравенство допусти-

мо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого

абсолютного уровня жизни беднейших членов общества.

3. Утилитарный подход: максимизация общей полезности для

наибольшего числа членов общества. Этот принцип связан с именем

Иеремии Бентама, английского экономиста, который считал, что ос-

новной задачей государства является обеспечение "наибольшего сча-

стья наивозможно большего числа людей". При этом И. Бентам исхо-

дил из того, что потребности людей общества различны. Каждый че-

ловек обладает неодинаковыми способностями извлекать полезность

из обладания одними и теми же благами. Поэтому получать большую

долю богатства общества должен тот, кто способен в большей степени

получить полезность. В результате общая полезность максимизирует-

ся не в случае равного распределения богатства между членами обще-

ства, а в результате пропорционального его распределения. Таким об-

разом, формируется "общее счастье для всех".

4. Рыночный подход к распределению доходов предполагает со-

ответствие дохода каждого владельца фактора производства предель-

ному продукту, полученному от данного фактора. В результате фор-

мируются основные, первичные доходы собственников факторов про-

изводства. Все остальные члены общества получают доходы в резуль-

тате перераспределения основных пофакторных доходов.

В этой связи необходимо различать:

1. Функциональное (пофакторное) или первичное распределение

дохода – присвоение дохода в результате обладания каким-либо фак-

тором производства – трудом, капиталом, землей. В результате фор-

мируются первичные доходы – заработная плата, прибыль, процент-

ный доход и рента. Часть этих доходов поступает в государственный

бюджет в виде налоговых платежей и затем перераспределяется на

основе трансфертов различным категориям населения, выплаты зара-

ботной платы работникам бюджетной сферы и т.п. Часть первичных

доходов в виде оплаты за товары и услуги попадает в сферу обраще-

ния (оплата обучения, платная медицина и т.п.). Эта часть первичных

доходов населения является источником торговой прибыли и доходов

в сфере услуг.

2. Персональное распределение доходов вторичное распределение

доходов или перераспределение доходов, представляет собой оконча-

тельное распределение доходов между субъектами экономики основа-

но на перераспределении первичных доходов через налоговую систе-

му, государственные расходы, трансфертные платежи и т.п.

Выбор принципов социальной справедливости определяется в

каждом обществе по своему, исходя из выбранных национальных

стандартов, особенностей исторического развития, традиций, господ-

ствующей в данном обществе идеологии, экономических возможно-

стей страны и т.п.

Основой рыночной экономики является, как известно, экономи-

ческая свобода, предполагающая, что каждый субъект рыночных от-

ношений – и производитель и потребитель – обладает свободой при-

нятия экономических решений в рамках собственных возможностей.

Однако реальность равных возможностей оборачивается реальным

неравенством различных членов общества.

Современное общество, основанное на рыночных отношениях,

часто называют "обществом двойного стандарта", т.к. равные права

всех субъектов экономических отношений, свобода выбора модели

экономического поведения и принятия экономических решений "ло-

жится" на исходные неравные возможности различных людей. Суще-

ствуют различия в физическом доступе индивидуумов к экономиче-

ским благам. Часть из них изначально обладают значительными фи-

нансовыми ресурсами, крупной собственностью, недвижимостью

и т.д. Члены общества различаются по физическим, профессиональ-

ным и интеллектуальным параметрам, обладают различной по качест-

ву трудоспособностью. Это уже заранее предопределяет социальную

дифференциацию общества, различный уровень доходов в условиях

равенства экономических прав.

Рыночная экономика предполагает так называемый "социальный

дарвинизм", существование экономически и социально слабых групп

населения, доступ которых к экономическим благам в силу тех или

иных причин ограничен. Это предопределяет необходимость разра-

ботки и проведения государством активной социальной политики с

целью корректировки результатов функционирования рыночного ме-

ханизма.

Социальная политика государства является одним из элементов

его экономической деятельности. Она направлена на регулирование

социально-экономических условий жизни общества, на поддержание

отношений между различными социальными группами, слоями насе-

ления и внутри них, на обеспечение условий для повышения благо-

состояния, уровня жизни малообеспеченных членов общества, созда-

ния системы социальных гарантий. В основе социальной политики

государства лежит принцип субсидиарности, который предполагает,

что социальная поддержка должна оказываться, главным образом, тем

членам общества, которые действительно в этом нуждаются.

В настоящее время основными направлениями социальной поли-

тики государства являются:

– политика в области доходов;

– социальное обеспечение. Социальное обеспечение нетрудоспо-

собных членов общества – обязательный элемент социальной полити-

ки государства. Его место в социальной политике определяется тем,

что преобладающая часть населения в качестве материальной основы

существования имеет трудовые доходы, которых человек может ли-

шится при наступлении старости, в случае болезни, инвалидности

и т.д. Кроме того, часть населения страны по объективным причинам

вообще не может или может только в ограниченной степени обеспе-

чивать свое существование с помощью труда. Целью социального

обеспечения и является построение материальной основы существо-

вание граждан в случае постоянной или временной, полной или огра-

ниченной невозможности иметь трудовой доход. Оно предполагает

социальные гарантии различным группам населения – пенсионерам

по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, семьям

погибших военнослужащих, инвалидам с детства и т.д.;

– политика в области занятости и трудовых отношений. Государ-

ственная политика в сфере занятости предполагает наряду с формиро-

ванием законодательной базы – определение статуса безработного и

его социальных гарантий, размера пособия по безработице и т.п. –

создание государственной службы занятости, которая должна не толь-

ко регистрировать свободные рабочие места и безработных, но и осу-

ществлять под-бор подходящей работы, подготовку и переподготовку

кадров, способствовать адаптации безработных к новым требованиям

рынка труда и т.д. Государство должно также проводить меры актив-

ной политики занятости, связанные с создание новых рабочих мест;

– политика в сфере здравоохранения. Многие проблемы здраво-

охранения возникли в связи с перераспределением полномочий между

федеральными органами здравоохранения, субъектами РФ и муници-

пальными органами и ослаблением координирующей и регулирующей

роли федеральных органов. Принятая система финансирования также

не позволяла обеспечить необходимый объем бесплатной медицин-

ской помощи населению, что резко сократило профилактические про-

граммы. Попыткой решения этой проблемы явился переход от госу-

дарственного бюджетного финансирования системы здравоохранения

к широкомасштабному введению с 1994 г. страховой медицины. Стра-

ховая медицина широко используется в развитых странах. Так, в США

существует государственное и частное медицинское страхование.

Первое представлено, например, такими программами, как "Мэдикэр",

"Мэдикейд". Частное страхование существует в двух основных фор-

мах: групповое, организуемое через профсоюз и наиболее выгодное

для клиентов, и индивидуальное;

– политика в сфере образования и культуры.

Социальная политика государства является органическим эле-

ментом системы мер государственного регулирования экономики в

целом, обеспечивающих нормальное общественное воспроизводство

– денежно-кредитной, фискальной, антиинфляционной политики, мер

по поддержанию макроравновесия и т.д. Социальная политика госу-

дарства обеспечивает функцию перераспределения доходов, осущест-

вляет поддержку социально незащищённых слоёв населения и реали-

зует социальный мир в целом.

Система государственной социальной защиты определяется не

только поддержкой малообеспеченных слоёв населения или тех, кто

не включён в общественное производство – учащиеся, пенсионеры,

инвалиды. Она включает в себя и защиту лиц, участвующих в обще-

ственном производстве и, прежде всего, людей работающих по найму,

через регламентирование труда в законодательной форме (продолжи-

тельность рабочей недели, порядок предоставления отпусков, охрана

труда и др.), его оплаты, определения прав работников при приёме на

работу и увольнении.

Современная экономика не может эффективно функционировать,

если она не служит прямо или косвенно своему естественному назна-

чению – удовлетворять потребности человека, росту уровня жизни

населения и национальному благосостоянию. Социальная ориентация

становится абсолютно необходимой при принятии стратегических

решений о направлениях развития экономики. С изменением обще-

экономической ситуации в стране, появлением новых социальных

проблем и решением старых цели, объекты и методы социальной по-

литики могут меняться.

В современных условиях социальная политика государства под-

вергается глубокой перестройке вследствие того, что проявилась низ-

кая эффективность действующих моделей государственной социаль-

ной поддержки и помощи населению. Кроме того, сильная острая

конкуренция на глобальных рынках вынуждает государство в интере-

сах экономического роста и повышения конкурентоспособности пре-

доставлять бизнесу более высокую степень свободы, оставлять в его

руках больше доходов, сокращать изъятия на социальные и другие

нужды. Практически в каждой стране идет пересмотр как общих

принципов, так и конкретных механизмов социальной политики. Суть

изменений в основном сводится к сокращению социальных обяза-

тельств государства, ужесточению критериев поддержки и помощи,

применению более гибких и эффективных форм и механизмов финан-

сирования социальных программ.

Социальная политика все больше отходит от раздачи благ по

формуле "всем сестрам по серьгам" в сторону уравнивания стартовых

возможностей для людей в получении рабочего места, образования_______,

профессии.

Этот процесс затронул и страны с переходной экономикой. Осу-

ществляемые изменения в социальной политике в значительной сте-

пени ориентированы на развитые страны. Перестраивается система

социального обслуживания населения в направлении более жесткого

бюджетного финансирования, что вызывает болезненную реакцию

населения.

В последние два десятилетия на первый план в государственной

политике выходит проблема соотношения двух составляющих обще-

ственного развития – экономической эффективности и социальной

справедливости. Возникает определенная дилемма: с одной стороны

материальной основой социального прогресса общества является ди-

намичная и эффективно развивающаяся экономика, создающая рабо-

чие места и доходы. Но не меньшее значение для экономики имеют

социальные факторы ее развития. Поэтому главное в политике любого

государства – найти в каждый данный период оптимальное соотноше-

ние экономической эффективности и социальной справедливости.

Практика развитых стран показывает отсутствие единого критерия

соотношения этих двух макроэкономических целей. Каждое государ-

ство строит свою систему социальной защиты и поддержки населе-

ния, определяет ее границы, регуляторы и механизмы.

Конкретные цели, формы и методы реализации социальной поли-

тики государства предопределены характером экономической системы

страны.

Административно-командная система, предполагала, что единст-

венным носителем социальной политики является государство, а ос-

новными её направлениями были: обеспечение полной занятости,

централизованная организация системы оплаты труда, формирование

общественных фондов потребления средства которых расходовались

на пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование, культуру,

дотации на содержание жилищного фонда и т.д.

Переход к рыночной экономике в России делает необходимым

формирование новых принципов, направлений, конкретных форм и

методов реализации социальной политики, иного механизма финан-

сирования. Сложившаяся в советский период система социальных га-

рантий обеспечивалась централизованным механизмом их реализации

на основе взаимодействия основных субъектов власти: правительства,

парламента и профсоюзов. Источником финансирования социальных

мероприятий был централизованный бюджет СССР и средства пред-

приятий. Децентрализованные внебюджетные источники играли под-

чинённую роль в реализации системы социальных гарантий.

В переходной экономике России эта структура существенно ме-

няется. В условиях федерального устройства государства необходи-

мым условием действенности и эффективности социальной политики

является чёткое разграничение полномочий по финансированию и

реализации различных социальных выплат и их гарантий между цен-

тром, субъектами федерации и местными органами власти. Разделе-

ние полномочий при разработке и реализации социальных программ

объективно обусловлено различиями регионов по уровню жизни,

сложившейся структуре доходов и потребления, структуре и уровню

занятости населения, его демографическим характеристикам.

Современная система организации и финансирования социаль-

ных гарантий в России выглядит следующим образом:

1. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и ме-

стные бюджеты. Из бюджетных средств государство финансирует

сферы здравоохранения, образования, просвещения, осуществляет

также трансфертные платежи, т.е. перераспределяет часть доходов

государственного бюджета населению и предприятиям, с помощью

трансфертных платежей государство перераспределяет налоговые до-

ходы, уменьшая неравенство в обществе.

2. Внебюджетные фонды. За счёт средств этих фондов осущест-

вляется целевое финансирование ряда ключевых направлений соци-

альной защиты населения. К ним относятся следующие фонды:

– пенсионный фонд РФ, созданный в 1991 г. Он осуществляет

выплаты пенсий по старости, инвалидности, потере кормильца, соци-

альных пенсий;

– фонд социального страхования. Создан в 1991 г. и осуществляет

выплаты дотаций на путёвки, некоторых пособий на детей и выплаты

по больничным листам;

– фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает

медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения. Расходы

фонда обязательного медицинского страхования в 2002 г. составляли

0,05% ВВП (в 1999–2001 гг. – 0,04% ВВП, в 1998 г. – 0,05%);

– федеральный фонд социальной поддержки населения. Он пре-

доставляет различные льготы социально уязвимым слоям населения.

Он был создан частично за счёт имущества бывшей КПСС и пополня-

ется путём отчислений 10% суммы от платной приватизации произ-

водственных и иных объектов собственности.

В целом государственные внебюджетные фонды обязательного

социального страхования расходовали в 1999 г. 6,7% ВВП, в 2000 г. –

5,9%, в 2001 г. – 7,7% и в 2002 г. – 9,6% ВВП.

Абсолютная величина суммарных социальных выплат населению в

течение рассматриваемого периода возрастала. В 2002 г. по сравнению с

2001 г. она выросла на 28,8%. Возрос также и удельный вес социальных

выплат по отношению к ВВП – с 8,9% в 2001 г. до 9,6% в 2002 г. Но од-

новременно удельный вес социальных выплат в денежных доходах на-

селения остался практически без изменений – рост на 0,1%.

Собственные средства предприятий и организаций. При условии

стабильной финансовой ситуации и получения значительной прибы-

ли, предприятия могут нести весьма существенную нагрузку в облас-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.191 сек.