КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешние и внутренние издержки 11 страница
низкий спрос на товары и услуги → сокращение внутреннего рынка → низкая покупательная способность населения; – бедность не позволяет привлекать кредиты и инвестиции. В ин- вестициях российских компаний соотношение собственных и заем- ных средств достигает 12:1, а в активах российских банков кредиты на срок более года не превышают 3–4%. Фондовый рынок практиче- ски не влияет на экономику – лишь 30–50 крупнейших компаний спо- собны привлекать на нем средства; – бедность понижает качество человеческих ресурсов. Бедность отражается на здоровье нации, смертность превышает рождаемость, снижается качество общего и профессионального образования. В ре- зультате квалификационный и профессиональный уровень рабочей силы не соответствует современным требованиям; – негативное влияние бедности на мотивации к труду и социальной активности населения. Дифференциация заработной платы между рядо- выми работниками и топ-менеджерами отечественных компаний в 1:14– 1:20. В мире данное соотношение находится в границах 1:5–1:6; – бедность населения сдерживает проведение необходимых соци- альных реформ. Переход к 100%-ой оплате ЖКХ, введение частичной платности медицины и образования может привести многих людей уже за грань бедности, а общество – к дестабилизации; – бедность препятствует вертикальной и горизонтальной мигра- ции населения. Понятие бедности достаточно сложно определить, Обычно под бедностью понимается тот уровень жизни, когда основные, необходи- мые потребности человека или семьи превышают имеющиеся средст- ва для их удовлетворения. Каждая страна имеет свой порог бедности, обусловленный не только различиями в ценах на основные потреби- тельские товары, но и исторически сложившимся уровнем потребле- ния, своеобразием минимального набора благ и услуг. Важнейшей проблемой социальной политики любого государства является борьба с бедностью, включающая поддержку хотя бы на уровне прожиточного минимума тех граждан, которые не смогли обеспечить его себе, а также сокращение числа лиц, живущих за чер- той бедности. Основное значение в социальной защите этих слоёв на- селения имеет развитие системы общественного вспомоществования, финансируемой из государственного бюджета. Такая система сущест- вует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным соци- альным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия её развития. Необходимым условием повышения уровня жизни и улучшения управления социальными процессами в России является система го- сударственных минимальных стандартов, которые рассчитываются на федеральном уровне. Важнейшим из них является законодательно ус- тановленный показатель – прожиточный минимум. Определение минимального уровня жизни включает в себя не- сколько показателей: – прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребитель- ской корзины, включая обязательные платежи и сборы. Под прожи- точным минимумом понимается стоимость жизни, ниже которой на- чинается существование человека на уровне бедности, когда он не может удовлетворить самые насущные личные потребности, не спо- собен вести активный образ жизни и интенсивно трудиться. Этот по- казатель включает в себя наиболее необходимый набор продуктов пи- тания и является достаточным для энергетического обеспечения нор- мальной жизнедеятельности. Он включает также некоторые промыш- ленные товары с жесткими нормами приобретения (лекарства, мыло, отдельные виды одежды и т.д.), а также услуги, отсутствие которых в цивилизованном обществе исключаются (жилье, транспорт, почта и т.д.). В отличие от биологического прожиточного минимума этот по- казатель более динамичен и изменяется в процессе общественного развития не только под влиянием цен и инфляции. Этот показатель используется для обоснования минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий, стипендий, пособий и других соци- альных выплат. При этом соотношение среднедушевых денежных доходов и ве- личины прожиточного минимума составляло в 2000 г. – 189%, в 2001 г. – 205%, в 2002 г. – 219%, а в IV квартале 2004 г. – 307,3%. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимост- ную оценку натурального набора товаров и услуг прожиточного ми- нимума, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи. При определении доли расходов бюджета прожиточного ми- нимума, идущих на приобретение непродовольственных товаров, ус- луг, выплату налогов и других обязательных платежей, используется фактически сложившаяся структура расходов и у 10% наименее обес- печенных семей. Минимальный потребительский бюджет – это бюджет, обеспечи- вающий удовлетворение основных материальных и духовных потреб- ностей человека. Он включает более полный набор материальных и духовных благ. Именно этот показатель должен быть социальным нормативом, стандартом, включающим научно-обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, важнейшим непродовольствен- ным товарам и услугам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой денежную оценку минимальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы рабо- тающих и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных. Понятие потребительской корзины используется для расчета прожиточного минимума. Она включает в себя минимальную потре- бительскую корзину продуктов питания, непродовольственных това- ров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обес- печения его жизнедеятельности. Минимальный набор услуг включает в себя жилищно-коммунальные _______(отопление, обеспеченность жильем, водоснабжение и т.д.), транспортные услуги, услуги связи, ремонт обуви и др. Физиологический минимум включает затраты на приобретение важнейших материальных благ и услуг, удовлетворяющих на мини- мально допустимом уровне главные физиологические потребности человека практически без приобретения одежды, обуви и других не- продовольственных товаров. Социальный минимум включает, помимо минимальных норм удовлетворения физиологических потребностей, затраты на мини- мальные духовные и социальные запросы. В него включается стоимо- стная оценка товаров и услуг, необходимых для сохранения приемле- мого уровня жизни. Для определения величины прожиточного минимума использует- ся принцип "потребительской корзины", рассчитываемой на основе нормативно-статистического метода, т.е. оценивается стоимость нор- мативного набора продуктов питания, а расходы на непродовольст- венные товары, услуги и др. определяются по их доле в общих расхо- дах. При этом применяется несколько вариантов расчёта этого показа- теля, различия между которыми заключаются, главным образом, в объёме потребительской корзины. Так, минимальная потребительская корзина, рассчитываемая Госкомстатом РФ, включает 19 (или 25) ос- новных продуктов питания. Вариант потребительской корзины Мини- стерства труда включает 68 продовольственных товаров, 19 непродо- вольственных, 7 видов услуг. ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ В данной теме мы рассмотрим следующие вопросы: 1. Недостатки рыночной системы и необходимость государствен- ного вмешательства. 2. Экономические функции государства. 3. Методы, формы, инструменты государственного регулирования экономики. 4. Теории государственного регулирования. Вопрос 1. Недостатки рыночной системы и необходимость государственного вмешательства Рынок представляет собой экономический механизм, который, не- смотря на свой спонтанный характер, способен решать основные эко- номические задачи, стоящие перед обществом. В условиях рынка ин- дивиды ведут себя рационально и стремятся к максимизации собствен- ного благосостояния, а целью фирм является максимизация прибыли, причем и фирмы, и индивиды могут беспрепятственно вступать друг с другом в различные экономические отношения. Означает ли это, что рынок способен решить все вопросы? Нет, не означает, и мы должны подробно изучить те случаи, в которых рынок неэффективен и опреде- лить роль государства в тех вопросах, где рынок терпит фиаско. Фиаско рынка – ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Из множества ситуаций фиаско рынка выберем наиболее важные: − удовлетворение потребностей в общественных товарах и услугах; − устранение внешних эффектов экономической деятельности (нейтрализация экстерналий); − решение проблем, связанных с асимметрией информации (уст- ранение интерналий); − ликвидация барьеров для свободного перелива капиталов. Рас- смотрим более подробно каждый случай. 1.1. Удовлетворение потребностей в общественных товарах и услугах В отдельных случаях рынок не способен обеспечить производст- во необходимых товаров и услуг. Таких товаров и услуг достаточно много: национальная оборона, общественная безопасность, дороги, контроль за состоянием окружающей среды и т.д. Это и есть общест- венные товары и услуги или общественные блага. Все эти блага обла- дают двумя свойствами: 1) Они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение всех других. Если потребление единицы обычного блага доступно только од- ному индивиду, который, как правило, сам покупает его, оплачивая производство этого товара, то единица общественного блага может потребляться многими людьми одновременно, независимо от того, кто оплатил это благо. Другими словами, в их потреблении индивиды не конкурируют друг с другом. 2) Будучи предоставлены одном лицу, могут быть предоставле- ны другим без дополнительных затрат. Например, национальная оборона обеспечивает одинаковую безо- пасность всем гражданам данной страны, и исключить кого-нибудь из потребления этого блага практически невозможно. Поскольку потребители могут беспрепятственно пользоваться общественным благом, у них нет стимула покупать и оплачивать их производство, поэтому частные производители такие блага изготов- лять не будут. Таким образом, рынок не может обеспечить производство обще- ственных товаров и услуг, и этим должно заниматься государство. Го- сударство может решать эту проблему по-разному. Во-первых, произ- водить общественные товары на государственных предприятиях. Во- вторых, государство может выступать посредником между потребите- лями и производителями таких благ, т.е. будет осуществляться поли- тика "косвенного" вмешательства. Государство взимает налоги с по- тенциальных потребителей общественных благ, а полученные средст- ва направляет на финансирование их производства. При этом для государства весьма важной является проблема оп- ределения оптимального объема производства общественных благ. Аналогом экономического механизма рынка в данном случае стано- вится политический механизм, который в демократическом обществе позволяет определить потребительские предпочтения. Свои предпоч- тения потребители демонстрируют, голосуя за те или иные правитель- ственные программы. Нельзя считать такой политический механизм принятия решений полностью эффективным, т.к. он может приводить к перепроизводству или недопроизводству общественных благ. Например, если 51% изби- рателей голосует за определенные решения, то 49% остаются в проиг- рыше, и может сложиться ситуация, при которой общественных благ будет произведено слишком мало. Помимо этого недостатка, следует отметить, что у бюрократов есть свои интересы, которые не всегда совпадают с предпочтениями потребителей. 1.2. Устранение внешних эффектов экономической деятельно- сти (нейтрализация экстерналий) В ряде случаев рынок сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями), которые представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством или потреблением блага. Эти эффекты воздействуют на третьих лиц, не являющихся ни покупате- лями, ни продавцами, поэтому никак не отражаются в цене. Существуют отрицательные и положительные экстерналии. Отрицательные эффекты (экстерналии) возникают тогда, когда производство или потребление какого-либо блага порождают неком- пенсируемые издержки у третьей стороны. Так, при _______наиболее распро- страненной отрицательной производственной экстерналии – загрязне- нии окружающей среды – экономические агенты, страдающие от это- го загрязнения, из-за отсутствия права собственности не могут потре- бовать с "виновника" компенсации за нанесенный ущерб, и их потери не будут отражены в рыночных ценах того блага, производство кото- рого загрязняет окружающую среду. В результате данного блага будет создано больше, чем требуется с точки зрения всего общества (при учете всех издержек). Могут существовать и положительные внешние эффекты (экс- терналии), когда производство или потребление какого-либо блага порождают некомпенсируемые выгоды у третьей стороны. Примером возникновения положительных внешних эффектов может быть инно- вационная деятельность предприятий. Осуществляя инновационную деятельность, предприятия ориентируются на будущий спрос, но мо- гут недооценить все выгоды от нововведений для общества, хотя бы потому что инновации являются вкладом в общую сумму накоплен- ных знаний и способствуют дальнейшим нововведениям. В результате может сложиться ситуация, когда общественные выгоды от инноваци- онной деятельности значительно превышают частные, на которые ориентируется предприятие, и поэтому рынок будет обеспечивать не- довложения ресурсов в нововведения. Существование положительных и отрицательных экстерналий подтверждает фиаско рынка в решении некоторых проблем. Это мо- жет исправить государство, уравнивая индивидуальные и обществен- ные оценки деятельности. В случае отрицательных внешних эффектов государство достигает этого путем дополнительного налогообложения субъекта, а в случае положительных эффектов – субсидированием его деятельности. При негативных внешних эффектах государство может использовать методы прямого административного воздействия, на- пример, устанавливая предельные нормы выброса вредных веществ в атмосферу. Положительные внешние эффекты могут регулироваться как прямым субсидированием инновационной деятельности фирм, так и налоговыми льготами. Если расширить представление о положительных экстерналиях, можно говорить о том, что государство поощряет их возникновение и развитие. Государство субсидирует здравоохранение, образование, благотворительные программы, поскольку от этого выигрывают не только непосредственные потребители блага, но и общество в целом. 1.3. Решение проблем, связанных с асимметрией информации (устранение интерналий) К неэффективному распределению ресурсов приводит положе- ние, при котором в сделках не предусмотрены все возможные эконо- мические отношения между контрагентами. Причина этого в том, что сделки часто заключаются в условиях асимметричной информации. Такого рода явления принято обозначать как интернальные эффекты. Интерналии – это издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении послед- ней. Примерами интерналий могут служить ущерб, который несет по- купатель от потребления товара, оказавшегося некачественным, без- наказанное нарушение контракта одной из сторон сделки, выигрыш фирмы от повышения квалификации рабочего за счет его самообразо- вания и т.д. Ликвидировать негативное влияние интерналий способно госу- дарство. Существует несколько направлений, по которым государство способно этого добиваться. Во-первых, государство может добиваться четкой процедуры заключения сделок, а также санкций за нарушение условий контракта. Во-вторых, государство может принимать законо- дательные нормы, вынуждающие экономических субъектов бесплатно предоставлять информацию своим контрагентам (в банковском деле, фармакологии и т.п.), а кроме того, само государство может распро- странять информацию (например, бесплатное распространение науч- но-технической информации). В-третьих, важным направлением госу- дарственного регулирования является контроль за качеством продук- ции: установление стандартов качества, выдача лицензий на произ- водство определенных видов товаров. 1.4. Ликвидация барьеров для свободного перелива капиталов В ряде случаев рынок может оказаться "недостаточным" из-за существования барьеров для свободного перелива капиталов. Барье- рами для доступа новой фирмы на рынок могут оказаться абсолютные преимущества в издержках производства у фирм, уже действующих на данном рынке (исключительное владение технологией, доступ к дешевым источникам сырья и т.д.). Издержки, которые приходится нести вновь вступающим на рынок фирмам, не всегда покрываются прибылью, и это обстоятельство снижает конкурентоспособность но- вых фирм и понижает для них привлекательность вступления в такие отрасли. Наличие барьеров для свободного перелива капиталов свидетель- ствует о необходимости государственного регулирования. Государство для оживления конкуренции может использовать два метода: понизить для вступающих в отрасль фирм первоначальные издержки на органи- зацию производства или увеличить путем предоставления им льгот- ных кредитов, субсидий, налоговых льгот ожидаемую выручку. Госу- дарственное регулирование целесообразно в тех случаях, когда ожи- даемый выигрыш в эффективности от развития конкуренции превы- шает издержки, связанные с осуществлением соответствующей госу- дарственной политики. Таким образом, мы описали наиболее типичные ситуации, в кото- рых рынок терпит фиаско, а государство исправляет "изъяны" рынка. Приведем в связи с этим точку зрения М. Фридмена, содержащуюся в его работе "Капитализм и свобода": "Роль правительства состоит в том, чтобы делать вещи, которые рынок не в состоянии сделать сам за себя, а именно: определять правила игры, выносить по ним третей- ские решения и обеспечивать их выполнение. Мы можем также поже- лать сделать при помощи правительства какие-то вещи, которые тео- ретически осуществимы и при поддержке рынка, однако технические и прочие условия этому сильно препятствуют. Все они сводятся к тем случаям, когда строго добровольный взаимообмен либо чреват огром- ными издержками, либо практически невозможен". Государственное вмешательство в экономику может быть оправ- дано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовер- шенства рынка. Стабилизация циклов деловой активности, решения об объемах производства общественных благ, реагирование на внеш- ние эффекты, корректировка связанных с информацией проблем, пре- дотвращение монополии на рынке и вмешательство в целях создания желательного распределения дохода и обеспечения насущными бла- гами – все это представляет собой экономический фундамент той ро- ли, которую играет государство в экономике. Современную рыночную экономику сегодня называют смешан- ной экономикой. Смешанная экономика – это экономика, где и госу- дарство, и рынок играют важную роль в производстве, реализации, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране, где государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка. Смешанная экономика является результатом длительной эволю- ции рыночных отношений. Поэтому соотношение конкурент- но-рыночных регуляторов и государственного регулирования в сме- шанной экономике зависит от уровня развития производительных сил, конкретных исторических условий, национальных и культурных тен- денций, политической структуры общества. В каждой стране меха- низм смешанной экономики определяется зрелостью ее предпринима- тельских структур, степенью "открытости" экономики, развитостью процессов интернационализации производства. Обсуждая роль правительства, мы должны выделить экономиче- ские функции, которые выполняет государство. Вопрос 2. Экономические функции государства В экономической литературе существует множество определений функций государства. Одно из наиболее кратких дано П. Самуэльсоном, который выделяет три основные функции государ- ства: эффективность, справедливость, стабильность. Первая функция – эффективность – заключается в деятельности государства по исправлению ошибок неэффективности производства и потребления. Вторая функция – справедливость – состоит в том, что государст- во должно осуществлять перераспределительную политику. Рыноч- ный механизм может сработать со стопроцентной эффективностью, но где гарантия, как пишет П. Самуэльсон, того, что молоко, которое нужно ребенку из бедной семьи, не достанется кошке из богатой. Го- сударство посредством налогов и активной социальной политики спо- собно осуществлять эффективную перераспределительную политику. Третья функция – стабильность – указывает на роль государства в макроэкономической стабилизации: сглаживании взлетов и падений экономического цикла, борьбе с инфляцией и безработицей. На наш взгляд, убедительна и логична классификация, данная в учебнике "Экономикс" американскими _______экономистами К. Макконнеллом и С. Брю. По словам авторов, экономические функции государства на- столько широки и разнообразны, что практически невозможно соста- вить их исчерпывающий перечень. Авторы разделяют задачи правительства на две подгруппы. К пер- вой относятся те, которые связаны с поддержанием и оптимизацией функционирования рыночной системы. Сюда относятся: обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способ- ствующих эффективному функционированию рыночной системы; защита конкуренции. Вторая группа охватывает задачи, которые усиливают и модифи- цируют функционирование рыночной системы. Здесь важное значе- ние имеют следующие три функции правительства: − перераспределение дохода и богатства; − корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; − стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебанием экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста. Существуют подходы и иного рода. Американские экономисты Р. Маккэн и М. Перлман _______в своей книге "Основы американской эконо- мики" пишут о том, что государство оказывает мощное воздействие на экономику по крайней мере четырьмя способами: Непосредственное обслуживание. Почтовая служба, например, является федеральной и обслуживает все население; то же самое от- носится к большому и сложному военному комплексу. Регулирование и контроль. Государство регулирует и контролиру- ет частное предпринимательство многими способами, добиваясь, что- бы бизнес наилучшим образом удовлетворял интересы народа в це- лом. Регулирование необходимо в тех сферах, где частная инициатива имеет монопольный характер, таких, как телефонная связь, производ- ство электроэнергии, либо в тех, где конкуренция ограничена, – на- пример, на железнодорожном или воздушном транспорте. Государст- венные органы разрешают таким компаниям получать разумную при- быль, но ограничивают их возможность завышать цены, ибо общество зависит от предоставляемых ими услуг. Часто контроль применяется для защиты населения – например, когда управление по надзору за ка- чеством пищевых продуктов и медикаментов запрещает вредные ле- карства или требует, чтобы качество продуктов отвечало стандартам. Стабилизация и развитие. Государственные органы, включая конгресс и Совет федеральной резервной системы, пытаются удержи- вать под контролем резкие колебания от безудержного роста к спаду, от инфляции к депрессии, устанавливая налоговые ставки (в том чис- ле ставки амортизационных отчислений), регулируя денежный запас и использование кредита. Они также могут воздействовать на социаль- ные нужды. Прямое воздействие. Государство предоставляет предприятиям и отдельным лицам многие виды помощи. Например, таможенные та- рифы в определенной степени избавляют некоторые виды продукции от иностранной конкуренции. Государство также поддерживает фер- меров, субсидируя их доходы от продажи. В социальной сфере госу- дарство помогает всем нетрудоспособным, предоставляя пособия многодетным семьям, обеспечивая медицинское обслуживание от- дельным категориям граждан (например, пенсионерам и инвалидам), через программы социального страхования помогая безработным и уволенным. Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику, при соблюдении ограничений, свя- занных с рыночной системой: 1.Исключены любые действия государства, разрывающие связи внутри рыночного механизма, разрушающие его. Недопустимо то- тальное директивное планирование, распределение производственных ресурсов и потребительских товаров по фондам и талонам, полный административный контроль над ценами и другие методы государст- венного вмешательства, которые совсем недавно имели место в пла- новой экономике. 2.Влиять на рынок можно только в основном косвенными, эконо- мическими методами. Строго говоря, жесткое разграничение экономических и админи- стративных методов вообще не всегда правильно, так как часто они взаимосвязаны. Хотя экономические и административные методы имеют некото- рое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частно- сти, административные приемы заметно сужают свободу экономиче- ского выбора, а порой и вообще сводят ее к нулю. Такое случается то- гда, когда администрирование экономики необоснованно. В этих ус- ловиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охва- тывая размеры производства, его структуру, цены, потребительские качества продукции, издержки, заработную плату и т.д., словом, – весь хозяйственный процесс. Вышесказанное не означает, что административные методы во- обще не имеют права на существование, в ряде случаев они абсолют- но необходимы. В частности, можно выделить, по крайней мере, шесть направлений, где административные приемы наиболее эффек-
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |