Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние и внутренние издержки 11 страница




низкий спрос на товары и услуги → сокращение внутреннего рынка

→ низкая покупательная способность населения;

– бедность не позволяет привлекать кредиты и инвестиции. В ин-

вестициях российских компаний соотношение собственных и заем-

ных средств достигает 12:1, а в активах российских банков кредиты

на срок более года не превышают 3–4%. Фондовый рынок практиче-

ски не влияет на экономику – лишь 30–50 крупнейших компаний спо-

собны привлекать на нем средства;

– бедность понижает качество человеческих ресурсов. Бедность

отражается на здоровье нации, смертность превышает рождаемость,

снижается качество общего и профессионального образования. В ре-

зультате квалификационный и профессиональный уровень рабочей

силы не соответствует современным требованиям;

– негативное влияние бедности на мотивации к труду и социальной

активности населения. Дифференциация заработной платы между рядо-

выми работниками и топ-менеджерами отечественных компаний в 1:14–

1:20. В мире данное соотношение находится в границах 1:5–1:6;

– бедность населения сдерживает проведение необходимых соци-

альных реформ. Переход к 100%-ой оплате ЖКХ, введение частичной

платности медицины и образования может привести многих людей

уже за грань бедности, а общество – к дестабилизации;

– бедность препятствует вертикальной и горизонтальной мигра-

ции населения.

Понятие бедности достаточно сложно определить, Обычно под

бедностью понимается тот уровень жизни, когда основные, необходи-

мые потребности человека или семьи превышают имеющиеся средст-

ва для их удовлетворения. Каждая страна имеет свой порог бедности,

обусловленный не только различиями в ценах на основные потреби-

тельские товары, но и исторически сложившимся уровнем потребле-

ния, своеобразием минимального набора благ и услуг.

Важнейшей проблемой социальной политики любого государства

является борьба с бедностью, включающая поддержку хотя бы на

уровне прожиточного минимума тех граждан, которые не смогли

обеспечить его себе, а также сокращение числа лиц, живущих за чер-

той бедности. Основное значение в социальной защите этих слоёв на-

селения имеет развитие системы общественного вспомоществования,

финансируемой из государственного бюджета. Такая система сущест-

вует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным соци-

альным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия

её развития.

Необходимым условием повышения уровня жизни и улучшения

управления социальными процессами в России является система го-

сударственных минимальных стандартов, которые рассчитываются на

федеральном уровне. Важнейшим из них является законодательно ус-

тановленный показатель – прожиточный минимум.

Определение минимального уровня жизни включает в себя не-

сколько показателей:

– прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребитель-

ской корзины, включая обязательные платежи и сборы. Под прожи-

точным минимумом понимается стоимость жизни, ниже которой на-

чинается существование человека на уровне бедности, когда он не

может удовлетворить самые насущные личные потребности, не спо-

собен вести активный образ жизни и интенсивно трудиться. Этот по-

казатель включает в себя наиболее необходимый набор продуктов пи-

тания и является достаточным для энергетического обеспечения нор-

мальной жизнедеятельности. Он включает также некоторые промыш-

ленные товары с жесткими нормами приобретения (лекарства, мыло,

отдельные виды одежды и т.д.), а также услуги, отсутствие которых в

цивилизованном обществе исключаются (жилье, транспорт, почта

и т.д.). В отличие от биологического прожиточного минимума этот по-

казатель более динамичен и изменяется в процессе общественного

развития не только под влиянием цен и инфляции. Этот показатель

используется для обоснования минимального размера оплаты труда,

минимального размера пенсий, стипендий, пособий и других соци-

альных выплат.

При этом соотношение среднедушевых денежных доходов и ве-

личины прожиточного минимума составляло в 2000 г. – 189%, в

2001 г. – 205%, в 2002 г. – 219%, а в IV квартале 2004 г. – 307,3%.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимост-

ную оценку натурального набора товаров и услуг прожиточного ми-

нимума, а также включает расходы на налоги и другие обязательные

платежи. При определении доли расходов бюджета прожиточного ми-

нимума, идущих на приобретение непродовольственных товаров, ус-

луг, выплату налогов и других обязательных платежей, используется

фактически сложившаяся структура расходов и у 10% наименее обес-

печенных семей.

Минимальный потребительский бюджет – это бюджет, обеспечи-

вающий удовлетворение основных материальных и духовных потреб-

ностей человека. Он включает более полный набор материальных и

духовных благ. Именно этот показатель должен быть социальным

нормативом, стандартом, включающим научно-обоснованные нормы

и нормативы по продуктам питания, важнейшим непродовольствен-

ным товарам и услугам. Минимальный потребительский бюджет

представляет собой денежную оценку минимальных благ и услуг,

обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы рабо-

тающих и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных.

Понятие потребительской корзины используется для расчета

прожиточного минимума. Она включает в себя минимальную потре-

бительскую корзину продуктов питания, непродовольственных това-

ров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обес-

печения его жизнедеятельности. Минимальный набор услуг включает

в себя жилищно-коммунальные _______(отопление, обеспеченность жильем,

водоснабжение и т.д.), транспортные услуги, услуги связи, ремонт

обуви и др.

Физиологический минимум включает затраты на приобретение

важнейших материальных благ и услуг, удовлетворяющих на мини-

мально допустимом уровне главные физиологические потребности

человека практически без приобретения одежды, обуви и других не-

продовольственных товаров.

Социальный минимум включает, помимо минимальных норм

удовлетворения физиологических потребностей, затраты на мини-

мальные духовные и социальные запросы. В него включается стоимо-

стная оценка товаров и услуг, необходимых для сохранения приемле-

мого уровня жизни.

Для определения величины прожиточного минимума использует-

ся принцип "потребительской корзины", рассчитываемой на основе

нормативно-статистического метода, т.е. оценивается стоимость нор-

мативного набора продуктов питания, а расходы на непродовольст-

венные товары, услуги и др. определяются по их доле в общих расхо-

дах. При этом применяется несколько вариантов расчёта этого показа-

теля, различия между которыми заключаются, главным образом, в

объёме потребительской корзины. Так, минимальная потребительская

корзина, рассчитываемая Госкомстатом РФ, включает 19 (или 25) ос-

новных продуктов питания. Вариант потребительской корзины Мини-

стерства труда включает 68 продовольственных товаров, 19 непродо-

вольственных, 7 видов услуг.

ГОСУДАРСТВО

И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В данной теме мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Недостатки рыночной системы и необходимость государствен-

ного вмешательства.

2. Экономические функции государства.

3. Методы, формы, инструменты государственного регулирования

экономики.

4. Теории государственного регулирования.

Вопрос 1. Недостатки рыночной системы и необходимость

государственного вмешательства

Рынок представляет собой экономический механизм, который, не-

смотря на свой спонтанный характер, способен решать основные эко-

номические задачи, стоящие перед обществом. В условиях рынка ин-

дивиды ведут себя рационально и стремятся к максимизации собствен-

ного благосостояния, а целью фирм является максимизация прибыли,

причем и фирмы, и индивиды могут беспрепятственно вступать друг с

другом в различные экономические отношения. Означает ли это, что

рынок способен решить все вопросы? Нет, не означает, и мы должны

подробно изучить те случаи, в которых рынок неэффективен и опреде-

лить роль государства в тех вопросах, где рынок терпит фиаско.

Фиаско рынка – ситуация, при которой рынок оказывается не в

состоянии координировать процессы экономического выбора таким

образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Из

множества ситуаций фиаско рынка выберем наиболее важные:

− удовлетворение потребностей в общественных товарах и услугах;

− устранение внешних эффектов экономической деятельности

(нейтрализация экстерналий);

− решение проблем, связанных с асимметрией информации (уст-

ранение интерналий);

− ликвидация барьеров для свободного перелива капиталов. Рас-

смотрим более подробно каждый случай.

1.1. Удовлетворение потребностей в общественных товарах

и услугах

В отдельных случаях рынок не способен обеспечить производст-

во необходимых товаров и услуг. Таких товаров и услуг достаточно

много: национальная оборона, общественная безопасность, дороги,

контроль за состоянием окружающей среды и т.д. Это и есть общест-

венные товары и услуги или общественные блага. Все эти блага обла-

дают двумя свойствами:

1) Они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не

предоставить их в распоряжение всех других.

Если потребление единицы обычного блага доступно только од-

ному индивиду, который, как правило, сам покупает его, оплачивая

производство этого товара, то единица общественного блага может

потребляться многими людьми одновременно, независимо от того, кто

оплатил это благо. Другими словами, в их потреблении индивиды не

конкурируют друг с другом.

2) Будучи предоставлены одном лицу, могут быть предоставле-

ны другим без дополнительных затрат.

Например, национальная оборона обеспечивает одинаковую безо-

пасность всем гражданам данной страны, и исключить кого-нибудь из

потребления этого блага практически невозможно.

Поскольку потребители могут беспрепятственно пользоваться

общественным благом, у них нет стимула покупать и оплачивать их

производство, поэтому частные производители такие блага изготов-

лять не будут.

Таким образом, рынок не может обеспечить производство обще-

ственных товаров и услуг, и этим должно заниматься государство. Го-

сударство может решать эту проблему по-разному. Во-первых, произ-

водить общественные товары на государственных предприятиях. Во-

вторых, государство может выступать посредником между потребите-

лями и производителями таких благ, т.е. будет осуществляться поли-

тика "косвенного" вмешательства. Государство взимает налоги с по-

тенциальных потребителей общественных благ, а полученные средст-

ва направляет на финансирование их производства.

При этом для государства весьма важной является проблема оп-

ределения оптимального объема производства общественных благ.

Аналогом экономического механизма рынка в данном случае стано-

вится политический механизм, который в демократическом обществе

позволяет определить потребительские предпочтения. Свои предпоч-

тения потребители демонстрируют, голосуя за те или иные правитель-

ственные программы.

Нельзя считать такой политический механизм принятия решений

полностью эффективным, т.к. он может приводить к перепроизводству

или недопроизводству общественных благ. Например, если 51% изби-

рателей голосует за определенные решения, то 49% остаются в проиг-

рыше, и может сложиться ситуация, при которой общественных благ

будет произведено слишком мало.

Помимо этого недостатка, следует отметить, что у бюрократов

есть свои интересы, которые не всегда совпадают с предпочтениями

потребителей.

1.2. Устранение внешних эффектов экономической деятельно-

сти (нейтрализация экстерналий)

В ряде случаев рынок сталкивается с так называемыми внешними

эффектами (экстерналиями), которые представляют собой издержки

и выгоды, связанные с производством или потреблением блага. Эти

эффекты воздействуют на третьих лиц, не являющихся ни покупате-

лями, ни продавцами, поэтому никак не отражаются в цене.

Существуют отрицательные и положительные экстерналии.

Отрицательные эффекты (экстерналии) возникают тогда, когда

производство или потребление какого-либо блага порождают неком-

пенсируемые издержки у третьей стороны. Так, при _______наиболее распро-

страненной отрицательной производственной экстерналии – загрязне-

нии окружающей среды – экономические агенты, страдающие от это-

го загрязнения, из-за отсутствия права собственности не могут потре-

бовать с "виновника" компенсации за нанесенный ущерб, и их потери

не будут отражены в рыночных ценах того блага, производство кото-

рого загрязняет окружающую среду. В результате данного блага будет

создано больше, чем требуется с точки зрения всего общества (при

учете всех издержек).

Могут существовать и положительные внешние эффекты (экс-

терналии), когда производство или потребление какого-либо блага

порождают некомпенсируемые выгоды у третьей стороны. Примером

возникновения положительных внешних эффектов может быть инно-

вационная деятельность предприятий. Осуществляя инновационную

деятельность, предприятия ориентируются на будущий спрос, но мо-

гут недооценить все выгоды от нововведений для общества, хотя бы

потому что инновации являются вкладом в общую сумму накоплен-

ных знаний и способствуют дальнейшим нововведениям. В результате

может сложиться ситуация, когда общественные выгоды от инноваци-

онной деятельности значительно превышают частные, на которые

ориентируется предприятие, и поэтому рынок будет обеспечивать не-

довложения ресурсов в нововведения.

Существование положительных и отрицательных экстерналий

подтверждает фиаско рынка в решении некоторых проблем. Это мо-

жет исправить государство, уравнивая индивидуальные и обществен-

ные оценки деятельности. В случае отрицательных внешних эффектов

государство достигает этого путем дополнительного налогообложения

субъекта, а в случае положительных эффектов – субсидированием его

деятельности. При негативных внешних эффектах государство может

использовать методы прямого административного воздействия, на-

пример, устанавливая предельные нормы выброса вредных веществ в

атмосферу. Положительные внешние эффекты могут регулироваться

как прямым субсидированием инновационной деятельности фирм, так

и налоговыми льготами.

Если расширить представление о положительных экстерналиях,

можно говорить о том, что государство поощряет их возникновение и

развитие. Государство субсидирует здравоохранение, образование,

благотворительные программы, поскольку от этого выигрывают не

только непосредственные потребители блага, но и общество в целом.

1.3. Решение проблем, связанных с асимметрией информации

(устранение интерналий)

К неэффективному распределению ресурсов приводит положе-

ние, при котором в сделках не предусмотрены все возможные эконо-

мические отношения между контрагентами. Причина этого в том, что

сделки часто заключаются в условиях асимметричной информации.

Такого рода явления принято обозначать как интернальные эффекты.

Интерналии – это издержки или выгоды, получаемые участниками

данной сделки, которые не были оговорены при заключении послед-

ней. Примерами интерналий могут служить ущерб, который несет по-

купатель от потребления товара, оказавшегося некачественным, без-

наказанное нарушение контракта одной из сторон сделки, выигрыш

фирмы от повышения квалификации рабочего за счет его самообразо-

вания и т.д.

Ликвидировать негативное влияние интерналий способно госу-

дарство. Существует несколько направлений, по которым государство

способно этого добиваться. Во-первых, государство может добиваться

четкой процедуры заключения сделок, а также санкций за нарушение

условий контракта. Во-вторых, государство может принимать законо-

дательные нормы, вынуждающие экономических субъектов бесплатно

предоставлять информацию своим контрагентам (в банковском деле,

фармакологии и т.п.), а кроме того, само государство может распро-

странять информацию (например, бесплатное распространение науч-

но-технической информации). В-третьих, важным направлением госу-

дарственного регулирования является контроль за качеством продук-

ции: установление стандартов качества, выдача лицензий на произ-

водство определенных видов товаров.

1.4. Ликвидация барьеров для свободного перелива капиталов

В ряде случаев рынок может оказаться "недостаточным" из-за

существования барьеров для свободного перелива капиталов. Барье-

рами для доступа новой фирмы на рынок могут оказаться абсолютные

преимущества в издержках производства у фирм, уже действующих

на данном рынке (исключительное владение технологией, доступ к

дешевым источникам сырья и т.д.). Издержки, которые приходится

нести вновь вступающим на рынок фирмам, не всегда покрываются

прибылью, и это обстоятельство снижает конкурентоспособность но-

вых фирм и понижает для них привлекательность вступления в такие

отрасли.

Наличие барьеров для свободного перелива капиталов свидетель-

ствует о необходимости государственного регулирования. Государство

для оживления конкуренции может использовать два метода: понизить

для вступающих в отрасль фирм первоначальные издержки на органи-

зацию производства или увеличить путем предоставления им льгот-

ных кредитов, субсидий, налоговых льгот ожидаемую выручку. Госу-

дарственное регулирование целесообразно в тех случаях, когда ожи-

даемый выигрыш в эффективности от развития конкуренции превы-

шает издержки, связанные с осуществлением соответствующей госу-

дарственной политики.

Таким образом, мы описали наиболее типичные ситуации, в кото-

рых рынок терпит фиаско, а государство исправляет "изъяны" рынка.

Приведем в связи с этим точку зрения М. Фридмена, содержащуюся в

его работе "Капитализм и свобода": "Роль правительства состоит в

том, чтобы делать вещи, которые рынок не в состоянии сделать сам за

себя, а именно: определять правила игры, выносить по ним третей-

ские решения и обеспечивать их выполнение. Мы можем также поже-

лать сделать при помощи правительства какие-то вещи, которые тео-

ретически осуществимы и при поддержке рынка, однако технические

и прочие условия этому сильно препятствуют. Все они сводятся к тем

случаям, когда строго добровольный взаимообмен либо чреват огром-

ными издержками, либо практически невозможен".

Государственное вмешательство в экономику может быть оправ-

дано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовер-

шенства рынка. Стабилизация циклов деловой активности, решения

об объемах производства общественных благ, реагирование на внеш-

ние эффекты, корректировка связанных с информацией проблем, пре-

дотвращение монополии на рынке и вмешательство в целях создания

желательного распределения дохода и обеспечения насущными бла-

гами – все это представляет собой экономический фундамент той ро-

ли, которую играет государство в экономике.

Современную рыночную экономику сегодня называют смешан-

ной экономикой. Смешанная экономика – это экономика, где и госу-

дарство, и рынок играют важную роль в производстве, реализации,

обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране,

где государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько,

чтобы свести на нет регулирующую роль рынка.

Смешанная экономика является результатом длительной эволю-

ции рыночных отношений. Поэтому соотношение конкурент-

но-рыночных регуляторов и государственного регулирования в сме-

шанной экономике зависит от уровня развития производительных сил,

конкретных исторических условий, национальных и культурных тен-

денций, политической структуры общества. В каждой стране меха-

низм смешанной экономики определяется зрелостью ее предпринима-

тельских структур, степенью "открытости" экономики, развитостью

процессов интернационализации производства.

Обсуждая роль правительства, мы должны выделить экономиче-

ские функции, которые выполняет государство.

Вопрос 2. Экономические функции государства

В экономической литературе существует множество определений

функций государства. Одно из наиболее кратких дано

П. Самуэльсоном, который выделяет три основные функции государ-

ства: эффективность, справедливость, стабильность.

Первая функция – эффективность – заключается в деятельности

государства по исправлению ошибок неэффективности производства

и потребления.

Вторая функция – справедливость – состоит в том, что государст-

во должно осуществлять перераспределительную политику. Рыноч-

ный механизм может сработать со стопроцентной эффективностью,

но где гарантия, как пишет П. Самуэльсон, того, что молоко, которое

нужно ребенку из бедной семьи, не достанется кошке из богатой. Го-

сударство посредством налогов и активной социальной политики спо-

собно осуществлять эффективную перераспределительную политику.

Третья функция – стабильность – указывает на роль государства

в макроэкономической стабилизации: сглаживании взлетов и падений

экономического цикла, борьбе с инфляцией и безработицей. На наш

взгляд, убедительна и логична классификация, данная в учебнике

"Экономикс" американскими _______экономистами К. Макконнеллом и

С. Брю. По словам авторов, экономические функции государства на-

столько широки и разнообразны, что практически невозможно соста-

вить их исчерпывающий перечень.

Авторы разделяют задачи правительства на две подгруппы. К пер-

вой относятся те, которые связаны с поддержанием и оптимизацией

функционирования рыночной системы. Сюда относятся:

обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способ-

ствующих эффективному функционированию рыночной системы;

защита конкуренции.

Вторая группа охватывает задачи, которые усиливают и модифи-

цируют функционирование рыночной системы. Здесь важное значе-

ние имеют следующие три функции правительства:

− перераспределение дохода и богатства;

− корректирование распределения ресурсов с целью изменения

структуры национального продукта;

− стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и

инфляции, порождаемых колебанием экономической конъюнктуры, а

также стимулирование экономического роста.

Существуют подходы и иного рода. Американские экономисты

Р. Маккэн и М. Перлман _______в своей книге "Основы американской эконо-

мики" пишут о том, что государство оказывает мощное воздействие на

экономику по крайней мере четырьмя способами:

Непосредственное обслуживание. Почтовая служба, например,

является федеральной и обслуживает все население; то же самое от-

носится к большому и сложному военному комплексу.

Регулирование и контроль. Государство регулирует и контролиру-

ет частное предпринимательство многими способами, добиваясь, что-

бы бизнес наилучшим образом удовлетворял интересы народа в це-

лом. Регулирование необходимо в тех сферах, где частная инициатива

имеет монопольный характер, таких, как телефонная связь, производ-

ство электроэнергии, либо в тех, где конкуренция ограничена, – на-

пример, на железнодорожном или воздушном транспорте. Государст-

венные органы разрешают таким компаниям получать разумную при-

быль, но ограничивают их возможность завышать цены, ибо общество

зависит от предоставляемых ими услуг. Часто контроль применяется

для защиты населения – например, когда управление по надзору за ка-

чеством пищевых продуктов и медикаментов запрещает вредные ле-

карства или требует, чтобы качество продуктов отвечало стандартам.

Стабилизация и развитие. Государственные органы, включая

конгресс и Совет федеральной резервной системы, пытаются удержи-

вать под контролем резкие колебания от безудержного роста к спаду,

от инфляции к депрессии, устанавливая налоговые ставки (в том чис-

ле ставки амортизационных отчислений), регулируя денежный запас и

использование кредита. Они также могут воздействовать на социаль-

ные нужды.

Прямое воздействие. Государство предоставляет предприятиям и

отдельным лицам многие виды помощи. Например, таможенные та-

рифы в определенной степени избавляют некоторые виды продукции

от иностранной конкуренции. Государство также поддерживает фер-

меров, субсидируя их доходы от продажи. В социальной сфере госу-

дарство помогает всем нетрудоспособным, предоставляя пособия

многодетным семьям, обеспечивая медицинское обслуживание от-

дельным категориям граждан (например, пенсионерам и инвалидам),

через программы социального страхования помогая безработным и

уволенным.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные

методы воздействия на экономику, при соблюдении ограничений, свя-

занных с рыночной системой:

1.Исключены любые действия государства, разрывающие связи

внутри рыночного механизма, разрушающие его. Недопустимо то-

тальное директивное планирование, распределение производственных

ресурсов и потребительских товаров по фондам и талонам, полный

административный контроль над ценами и другие методы государст-

венного вмешательства, которые совсем недавно имели место в пла-

новой экономике.

2.Влиять на рынок можно только в основном косвенными, эконо-

мическими методами.

Строго говоря, жесткое разграничение экономических и админи-

стративных методов вообще не всегда правильно, так как часто они

взаимосвязаны.

Хотя экономические и административные методы имеют некото-

рое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частно-

сти, административные приемы заметно сужают свободу экономиче-

ского выбора, а порой и вообще сводят ее к нулю. Такое случается то-

гда, когда администрирование экономики необоснованно. В этих ус-

ловиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охва-

тывая размеры производства, его структуру, цены, потребительские

качества продукции, издержки, заработную плату и т.д., словом, – весь

хозяйственный процесс.

Вышесказанное не означает, что административные методы во-

обще не имеют права на существование, в ряде случаев они абсолют-

но необходимы. В частности, можно выделить, по крайней мере,

шесть направлений, где административные приемы наиболее эффек-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.193 сек.