КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешние и внутренние издержки 10 страница
ти социальных выплат работающим. Предприятия могут приобретать и содержать жильё, оплачивать дополнительное медицинское обслу- живание и страхование своих работников, финансировать льготы на питание, транспорт, отдых, спорт, приобретать товары длительного пользования, предоставлять льготы, кредиты и т.д. Существующее значительное различие в финансовом положении различных предпри- ятий обуславливают неравномерные и часто несравнимые выплаты в рамках социальной внутрифирменной политики. С 1992 г. функционируют негосударственные пенсионные фонды. Подавляющее число фондов не могут и не решают задач дополни- тельного пенсионного обеспечения, т.к. не имеют налоговых льгот, а накопление средств в этих фондах невыгодно в условиях инфляции. Для реализации государственной социальной политики форми- руются различные программы степень эффективности которых зави- сит от правильности выбранных приоритетов, уровня развития эко- номики, её финансовых возможностей и ценностных установок, соци- альных ориентиров и приоритетов, сложившихся в обществе. 228 Распределение средств социальной помощи государства осущест- вляется по трём направлениям. 1. Часть доходов населения находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворённых по- требностей. 2. Проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работ- ника, а в расчёт берётся размер потребностей, на удовлетворение ко- торых направляются эти выплаты. Эта система выплат включает по- собия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на спе- циализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях. 3. Остальная часть выплат выступает в виде льгот и услуг и по- ступает населению непосредственно в натуральной или денежной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сфе- ры. Такие доходы целиком определяются возможностями и интереса- ми в данный конкретный момент и не связаны с учётом меры индиви- дуального труда. Потребителям этой части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и в меру этой потребности. Так за бесплатной ме- дицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще бо- леет, услугами школьных учреждений – те, у кого больше детей в школьном возрасте. Два последних направления выплат направлены на смягчение различий в уровне доходов, вызванными не различиями в труде, а причинами, стоящими вне процесса труда, а также для удовлетворе- ния потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирова- ния способностей к труду, развития личности, достижения более вы- сокого общеобразовательного и культурного уровней. Вопрос 2. Доходы и их дифференциация Доходы индивидуума или семьи формируются за счёт различных текущих денежных поступлений, поступлений в натуральной форме, трансфертных платежей, сбережений_______, доходов от собственности и т.д. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, т.к. определяет возможности материальной и ду- ховной жизни индивидуума, параметры его потребления, качество от- дыха, условия для получения образования, поддержания здоровья и т.д. Значимость доходов населения, помимо его количественной ве- личины, зависит и от динамики розничных цен, степени насыщенно- сти потребительского рынка, степени доступности экономических благ и т.п. Доходы в рыночной экономике формируются в соответствии и на основе права собственности различных групп населения на факторы производства, степени их участия в процессе создания экономических благ как доля каждой социальной группы или индивидуума в произ- веденном продукте. Рыночный механизм формирования доходов – жё- сткая система, лишённая каких-либо элементов альтруизма. Она озна- чает лишь одну "справедливость" – собственность на факторы произ- водства, а индивидуалистический характер рыночных отношений вполне допускает высокую степень неравенства доходов. Поэтому го- сударство должно на основе системы трансфертных платежей, нало- 230 говой системы, различных льгот и социальных программ сглаживать объективно возникающую в рыночной экономике социальную неод- нородность общества. Для оценки абсолютного уровня и динамики доходов населения используются следующие показатели: – номинальный доход – денежный доход, полученный отдельны- ми лицами в течение определённого периода. Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников: факторные доходы, связанные с экономической реализацией собственности на факторы производства (зарплата, рента, предпринимательская при- быль, процент), денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде прямых выплат и различных льгот, поступ- ления из финансовых систем – страховых учреждений, банков и т.п. В России среднедушевые номинальные денежные доходы насе- ления постоянно возрастают. Если в 1998 г. они составляли 1013 руб., в 1999 г. – 1663 руб., в 2000 г. – 2288 руб., в 2001 г. 3075 руб., то в 2002 г. – 3964 руб. При этом их рост в 2002 г. по сравнению с 2000 г. составил 73%. Структура номинальных доходов населения в 2002 г. была следующей: оплата труда – 65,7%, социальные выплаты – 15,3%, доходы от предпринимательской деятельности – 11,9%, доходы от собственности – 5,2%, другие доходы – 1,9%; – располагаемый доход – доход, оставшейся после уплаты нало- гов и других обязательных платежей (взносов за жильё, процентов на кредит и т.п.), который может быть использован на личное потребле- ние и сбережения. Величина реального до- хода зависит от ряда факторов: от величины денежных доходов, объе- ма бесплатных и льготных услуг, предоставляемых государством, уровня цен, от размера взимаемых налогов и т.п. Чтобы получить дей- ствительную величину реальных доходов, необходимо из общей сум- мы всех денежных и натуральных доходов вычесть платежи в бюджет, взносы в общественные и кооперативные организации, прирост де- нежных сбережений всех видов, а также часть расходов на оплату ус- луг, превышающих стоимость их материального содержания. Остав- шаяся сумма, равная стоимости потребленных и частично накоплен- ных материальных благ, образует фонд конечных доходов, реально используемых на потребление и накопление в данном периоде. Среднедушевые реальные доходы населения России возрастают значительно медленнее номинальных денежных доходов. Рост реаль- ных доходов населения в 2002 г. по сравнению с 2000 г. составил всего 22%. В 2003 г. реальные располагаемые денежные доходы на душу населения выросли на 14,5%, что является самым высоким показате- лем за последние 10 лет. Дифференциация доходов. Рыночная справедливость предполага- ет неравенство доходов у различных групп населения. Значительное неравенство существует между лицами, владеющими собственностью – землёй, недвижимостью и т.д. и получающих от неё доход, и лица- ми, лишёнными собственности. Так, в США 10% семей, получавших самые высокие доходы, владели 72% всех акций, 86% всех облигаций, не облагаемых налогами, 50% всего недвижимого имущества. Неравенство доходов в рыночной экономике вызвано действием ряда основных причин: – наличие различных умственных, физических и эстетических способностей людей. Наличие высоких интеллектуальных или особых физических способностей дает возможность иметь относительно вы- сокооплачиваемую работу. Постоянное стремление человека к само- совершенствованию, к развитию и повышению уровня своей рабочей силы позволяет ему рассчитывать и на более высокую ее оценку на рынке труда – более высокую заработную плату; – различный уровень образования. Чем выше общая и профес- сиональная подготовка, тем выше оплата труда; – различные "стартовые" условия по владению собственностью недвижимость, факторы производства и т.п. В результате "Богатство рождает богатство", т.е. владельцы собственности изначально "обре- чены" получать большие доходы. Степень неравенства в распределении доходов в западной эконо- мической литературе измеряется по методологии Парето-Лоренца- Джини. Согласно закону Парето, 80% ВВП присваивается 20% насе- ления, а остальные 20% ВВП распределяются среди 80% населения. Поэтому закон Парето называют законом 80/20. Американские исследователи Д.Майдлер и Э.Голдсмит в книге "Дело против глобальной экономики" раскрывают неравенство дохо- дов на различных уровнях: на микроуровне заработная плата менед- жера в США в 419 раз больше в сравнении с заработной платой сред- него заводского рабочего и на макроуровне 2,7 млн. богатейших аме- риканцев располагают таким же доходом, как и 100 млн. бедных гра- ждан США. Для количественной оценки степени дифференциации доходов применяются различные показатели. 1. Кривая Лоренца отражает неравномерность распределения со- вокупного дохода общества между различными группами населения (рис. 8.1). Рис. 8.1 Кривая Лоренца (ОЕ – кривая Лоренца) По горизонтали отложены процентные группы населения, по вер- тикали – проценты дохода, получаемые этими группами. Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то лю- бой данный процент населения получал бы соответствующий процент дохода: 20% населения получали бы 20% от всего совокупного дохода общества, 40% населения – 40% дохода. Такую теоретическую воз- можность абсолютно равного распределения доходов показывает бис- сектриса ОЕ. Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение до- ходов по различным группам населения. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получали 5% дохода, 40% населения – 15% дохода и т.д. Пространство между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше этот разрыв, тем больше и степень неравенства доходов. Кривая Лоренца обычно используется при оценке распределения текущих денежных доходов. Если же ее применить к распределению национального богатства, то экономическое неравенство будет еще значительнее. 2. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) назван в честь итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884– 1965 гг.). Используется для характеристики распределения совокупно- го дохода между группами населения. Коэффициент Джини представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равно- мерного распределения. Величина коэффициента может варьировать- ся от 0 до 1 по мере перехода от полного равенства (0) до ситуации, когда все доходы достаются одному человеку (1). Рассчитывается на основе кривой Лоренца путём деления за- штрихованной области (Т) на площадь треугольника OFE. В результа- те получим показатель, отражающий степень неравенства в распреде- лении доходов. Очевидно, что чем больше отклонение кривой Лоренца от бис- сектрисы, тем больше площадь фигуры Т и тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. В конце 90-х годов коэффициент Джини составлял в Бразилии – 0,601, в Китае – 0,415, в США – 0,401, в Великобритании – 0,326, в Канаде – 0,315, в Германии – 0,281 и в Швеции – 0,250. В России степень дифференциации доходов населения постепенно сокращается, но все еще достаточно велика. В различные периоды по- реформенной России коэффициент Джини имел следующие значения: 234 1997 г. – 0,390, в 1998 г. – 0,394, в 1999 г. – 0,400, в 2000 г. – 0, 395, в 2001 г. – 0,398, в 2002 г. – 0,398, а в I квартале 2005 г. – 0,405. Показательно также, что с апреля 2002 г. по апрель 2003 г. сред- немесячная прибавка зарплаты в группе состоятельных граждан со- ставила 3300 руб., а у бедной части населения – 116 руб. 3. Децильный коэффициент. Выражает соотношение между сред- ними доходами 10% наиболее обеспеченных граждан и средними до- ходами 10% наименее обеспеченных. В России в 2002 г. доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышали доходы 10% наименее обеспеченного населения в 14 раз, в то время как в 1997 г. этот показа- тель составлял 13,6. Для анализа неравенства доходов можно использовать также сравнение доходов между 20% населения. В этом случае всё населе- ние страны делится на пять групп в соответствии с уровнем дохода в каждой. Мировой опыт показывает, что в странах с низкими душевыми доходами и широким распространением абсолютной бедности эконо- мическому и социальному прогрессу способствует уменьшение нера- венства. Выравнивание уровня жизни богатых и бедных нередко ха- рактерно для социальной политики процветающих стран, хотя далеко не всегда. Так, в США и Великобритании в интересах дальнейшего процветания социальная политика направлена на поддержание высо- кого уровня экономического неравенства, тогда как в Дании, Финлян- дии, Швеции и ряде других стран с высоким душевым доходом ВВП те же задачи решаются с ориентацией на низкий уровень дифферен- циации доходов. Вопрос 3. Социальная политика государства в области доходов Основным звеном в социальной политике государства является политика доходов. Государство строит свою политику доходов по трем основным направлениям: 1. Путем формирования первичных денежных доходов населения, в основном, на основе регулирования заработной платы. Государство ус- танавливает минимальный размер заработной платы как базы оплаты труда на всех предприятиях, формирует трудовое законодательство, ре- гулирует условия найма рабочей силы, права и обязанности работников и работодателей, а также может устанавливать верхний предел заработ- ной платы, проводя антиинфляционную политику. Экономическое значение государственного регулирования зара- ботной платы определяется тем, что её изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства, повышение конкурен- тоспособности национальной продукции, сдерживание инфляции, по- ощрение инвестиций. Особое место в социальной политике доходов играет определение государством минимума заработной платы. Целью установления ми- нимального размера оплаты труда является обеспечение гарантиро- ванного минимального уровня жизни. Величина минимальной зара- ботной платы меняется с учетом роста издержек на возмещение стои- мости рабочей силы (расходы на питание, одежду, предметы домаш- него обихода), а также постоянно растущих расходов на содержание жилища, медицинское обслуживание, образование, социальные нуж- ды. Так, за период 1992–2002 гг. размер минимальной заработной пла- ты в России менялся 19 раз. В IV квартале 2004 г. минимальный раз- мер оплаты труда составил 600 руб. Минимальные размеры оплаты труда имеют большое значение при проведении переговоров между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях. Существенное отставание минимальной зарплаты от стои- мости рабочей силы обуславливает неэффективную с точки зрения целей материального стимулирования структуру заработной платы, что негативно сказывается на трудовой мотивации работников. Важнейшей составляющей доходов населения является заработ- ная плата. В структуре денежных доходов населения на долю оплаты труда в 2002 г. приходилось 65,7% (в 2001 г. – 64,6%, в 2000 г. – 62,8%). Среднемесячная начисленная заработная плата одного работ- ника составляла в 1998 г. 1051 руб., в 1999 г. 1523 руб., в 2000 г. – 2223 руб., в 2001 г. – 3240 руб., в 2002 г. – 4360 руб., а в IV квартале 2004 г. – 7582 руб. Обеспечение государственных социальных стандартов является важнейшим требованием эффективной социальной политики государ- ства. Важное значение в социальной политике государства в сфере до- ходов имеет соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума. Так, в III квартале 2004 г. среднемесячная номинальная начисляемая зарплата в соотношении с величиной про- житочного минимума составляла 263,6%, средний размер начислен- ных пенсий – 109,0%, а среднедушевые денежные доходы населения – 259,4%. В настоящее время ориентиром в социальной политике госу- дарства является прожиточный минимум. На конец 2004 г. величина прожиточного минимума в расчете на душу населения составляла 2451 руб., в т.ч. стоимость потребительской корзины 2308 руб, и рас- ходы по обязательным платежам и сборам – 143 руб. 2. Путём перераспределения доходов через госбюджет на основе дифференцированного налогообложения различных групп получате- лей дохода и осуществления трансфертных платежей. Основопола- гающая целевая функция перераспределения национального дохода состоит в том, чтобы уменьшить различия в доходах и обеспечить бо- лее благоприятные для всех членов общества условия жизни. При этом часть национального дохода переходит от слоёв населения с вы- сокими доходами к малообеспеченным слоям населения и тем самым создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, спо- собствует ослаблению социальной напряжённости и т.д. Основной формой реализации поставленной цели является трансфертные вы- платы в виде пособий, выплачиваемых малообеспеченным группам населения, иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным. Внутренняя структура социальных трансфертов в России включа- ет два укрупненных элемента: Социальное страхование. Оно предназначено для замещения до- ходов индивидуумов, утраченных в результате безработицы, времен- ной нетрудоспособности, инвалидности, старости, потери кормильца. Для этого с января 2001 г. был введен единый социальный налог (ЕСН). Действующие ставки ЕСН носят регрессивный характер, т.е. сокращаются по мере роста налоговой базы. Эта регрессивная шкала применяется в том случае, когда величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму не менее 2500 руб. Общественная (социальная) помощь. В системе общественной помощи отсутствуют денежные трансферты. Трансферты имеют толь- ко натуральный характер. При этом оценка натуральных трансфертов получателем ниже, чем их фактическая денежная стоимость. Кроме того, низкие доходы не являются официальным основанием для пре- доставления абсолютного большинства социальных трансфертов. В результате эти трансферты предоставляются не нуждающимся, а оп- ределенным "категориям" населения. В связи с этим, по мнению неко- торых экономистов, дл оптимизации и повышения эффективности общественной социальной помощи необходимо формализовать при- знаки реальной нуждаемости; поэтапно перейти от оказания помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйст- вам с учетом проверки нуждаемости и определения размера пособия; постепенно отказаться от многообразных видов социальных льгот и выплат в пользу денежного пособия. Степень влияния государства на процесс перераспределения дохо- дов зависит от объёма и динамики расходов на социальные цели за счёт бюджетных средств, системы и размера налогообложения, финансовых возможностей страны. Реальные ресурсы государства в перераспределе- нии доходов ограничиваются бюджетными поступлениями. 3. Путем индексации фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции. Индекса- ция доходов направлена в первую очередь на защиту заработной пла- ты и других фиксированных доходов от инфляционного повышения цен. Порядок индексации денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом цен устанавливается соответствующим законом, при- нятым в 1991 году. В соответствии с ним индексации подлежат: – оплата труда работников, организаций и учреждений, кроме ра- ботников предприятий, самостоятельно определяющих цены на про- изводимые ими товары и оказываемые услуги; – государственные пенсии, стипендии, социальные пособия, кро- ме единовременных; – вклады граждан в Сберегательном банке России; – государственные займы и иные государственные ценные бума- ги, взносы в организации государственного страхования. Для индексации денежных доходов и сбережений граждан ис- пользуется индекс потребительских цен на продовольственные това- ры, а также платные услуги. Установлен следующий порядок индексации доходов: – первая часть дохода, равная полуторной величине минимальной месячной оплаты труда в России, увеличивается на индекс потреби- тельских цен; – вторая часть дохода, равная полуторной величине минимальной оплаты труда, увеличивается на 50% индекса потребительских цен. Таким образом, индексации подлежит часть дохода, величина ко- торой не превышает три минимальные месячные оплаты труда в РФ. Остальной доход не индексируется. Индексации доходов работников с фиксированной оплатой труда, а также пенсии, пособий и других социальных выплат зависит от го- сударственных органов власти. Для этого принимаются специальные законодательные акты. Так, с 1 августа 2002 г. была проведена индек- сация базовой и страховой части трудовой пенсии в размере 1,09. С мая 2002 г. была поведена индексация ежемесячных страховых вы- плат в 1,5 раза. Индексация заработной платы осуществляется через коллектив- ный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с от- дельным предпринимателем. Состояние социальной сферы в России в настоящее время отра- жает экономическую ситуацию в стране. Спад производства, сниже- ние его эффективности, высокая инфляция на старте реформ неиз- бежно привели к существенному снижению уровня жизни значитель- ной части населения. В течение 2003 г. наметился существенный рост доходов населения, повышение среднего уровня его жизни, снижение уровня бедности. Реальные располагаемые денежные доходы населе- ния увеличились на 14,5%, в то время как в 2002 г. они выросли на 9,9%. Численность населения с доходами ниже прожиточного мини- мума в среднем за год находилась на уровне 32 млн. человек, что на 3,8 млн. человек меньше, чем в прошлом году. В целом, несмотря на некоторую позитивную динамику, положение с бедностью населения остается еще сложным. К началу третьего тысячелетия в нашей стране накопилось столь- ко социально-экономических проблем, что путь к достижению под- линного благосостояния людей наверняка будет трудным. Согласно принятой Всемирным банком классификации стран по уровню душе- вого валового внутреннего продукта Россию (примерно 1330 долл.) можно отнести к странам со средним (но тяготеющим к низкому) уровнем производства душевого ВВП. Высокий уровень душевого производства ВВП определен Всемирным банком в размере 9000 долл., высокий – от 3 тыс. до 9 тыс. долл., низкий средний – от 800 до 3 тыс. и низкий – менее 800 долл. Проблема бедности. Проблеме бедности в настоящее время уде- ляется большое внимание. С 1997 года провозглашено Первое десяти- летие ООН по борьбе за ликвидацию нищеты. К бедным (мало- имущим) относятся лица с доходами ниже прожиточного минимума, к низкообеспеченным – лица с доходами выше прожиточного миниму- ма, но ниже минимального потребительского бюджета. Проблема бедности является одной из ключевых проблем совре- менной России. По мнению некоторых экономистов, она носит харак- тер, угрожающий стратегическому развитию страны. Объем россий- ского ВВП в мировом валовом продукте составляет всего 1,6%. Зани- мая по объему ВВП 10–15-е место, по доле ВВП на душу населения наша страна находится на 75–80 месте. Если в 1997 г. количество граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляло 30,3 млн. человек (20,7% населения), то в 2002 г. – 35,8 млн. (25% населения). При _______этом в 2002 г. по сравнению с 2001 г. произошло определенное уменьшение численности данной категории населения на 3,1%. Но вместе с тем в 2002 г. только 66,5% опрошенного населения признало соответствие своих доходов расходам, 24,4% опрошенных вынуждены занимать или тратить накопленные сбережения, чтобы осуществить необходи- мые потребительские расходы. Расчеты Федеральной службы госу- дарственной статистики показали, что в IV квартале 2004 г. числен- ность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, составляла 20,9 млн. чел. (14,6% от общей численности населения). Среднедушевые доходы этой груп- пы населения составили 70% от величины прожиточного минимума. Негативное влияние бедности на развитие национальной эконо- мики обусловлено радом факторов: – бедность создает ограничения для развития экономики. Возни- кает порочный круг: низкая покупательная способность общества →
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |