Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научная проблема и выбор темы




МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблема (от греч. преграда, трудность, задача) - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

В науке проблема возникает в форме противоречивой ситуации, выступающей в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процес­­­сов и требующей адекватной теории для ее разрешения.

Доказательное обоснование актуальности предполагаемого исследования строится по следующему наиболее общему логико-содержательному алгоритму: 1) сущность проблемы; 2)социальный вопрос; 3) запросы практики; 4) запросы науки; 5) разра­­­ботанность проблемы; 6) идея исследования; 7) стратегия исследования; 8) тактика исследования. Структурные элементы алгоритма имеют следующее содержание.

1. Сущность проблемы отражает основные самые острые противоречия между существующим теоретическим знание и практическим состоянием вопроса исследования.

2. Социальный запрос подтверждает продиктованную изменением социальным усло­­­вием необходимость решения более общей проблемы социальной психологии, составной частью которой является проблема предполагаемого исследования.

3. Запросы практики содержат обобщенные исследователем указания на конкрет­­­ные трудности в решении социально-психологических задач, ошибки и недостатки в работе, связанные с отсутствием соответствующих научно обоснованных положение и рекомендаций, или прогрессивные явления, требующие обобщения и анализа.

4. Запросы науки отражают необходимость предполагаемого исследования для развития самой науки (теоретической и эмпирический); определяют место проблемы исследования в общем научном знании; указывают научную преемственность разраба­­­тываемой темы (ее проблемы).

5. Разработанность проблемы показывает существенную степень (глубину и широ­­­ту) разработанности проблемы в социальной психологии.

6. Идея исследования содержит указания на основное (главное) направление исследования и его концепцию (идею).

7. Стратегия исследования указывает на основные принципы и моменты изменения существующего или разработки нового теоретического знания.

8. Тактика исследования определяет главные известные в науке теоретические и методологические положения, исходя из которых следует разрабатывать теоретичес­­­кие предпосылки предполагаемого исследования.

 

Для правильной постановки цели исследования необходимо четко представлять:

1. Сущность изучаемой проблемы и ее основные противоречия; основные проблем­­­ные вопросы предстоящего теоретического и (или) экспериментального характера, подлежащее разрешению путем научного исследования.

2. Существующее теоретическое знание, которое может быть использовано для объяснения структуры и законов функционирования изучаемого объекта.

3. Основные пути и объемы необходимой разработки теоретического и (или) экс­­­периментального обоснования объекта исследования.

4. Существующие в социальной психологии методы и средства для проведение те­­­оретического и (или) экспериментального обоснования объекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.